Главные вкладки

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Капелька» (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год.
    рабочая программа

     Перевалова Надежда Викторовна

    Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:

           способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства

          развивать различные виды мышления: логическое, аналитическое, синтетическое, абстрактное, творческое

          развивать воображение, художественное творчество, вокально-хоровые навыки

          воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства

           воспитывать художественный и эстетический вкус

          развивать стремление к самовыражению и самосовершенствованию через различные виды творческой активности

    Данные занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка, развить их и закрепить в самостоятельной деятельности: выступая на мероприятиях, отчетных концертах, делая такие занятия наиболее ценным музыкальным материалом.

    Программа включает себя следующие разделы учебного курса:

          развитие музыкального слуха и голоса (различие звуков по высоте и длительности, точно передавать в пении поступательное движение вверх и вниз, выполнять логические ударения в фразах);

          разучивание песни (развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера);

          движения под музыку (умение двигаться в такт с музыкой, эмоционально выражая смысл песни);

          песенное творчество (дать первоначальные навыки импровизации)

          музыкально-ритмические движения (пляски, игры, хороводы, задания на танцевальное и игровое творчество)

          музыкально-дидактические игры (построение взаимоотношений в группе сверстников)

    Программа объединения «Капелька» предполагает один год обучения. Построение основных разделов курса предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся.

    Деятельность детей направлена на отражение доступными средствами для их возраста своего 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kapelka.doc310.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества «Спектр»

    Описание: C:\Users\E38D~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ПРОГРАММА

    «Капелька»

    (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год.

    Разработчик: Перевалова Н. В., педагог дополнительного образования.

    1. Для успешного освоения предложенной программы необходим кабинет, соответствующий санитарным нормам и требованиям безопасности.
    2. Материальнотехническое обеспечение:
    • Магнитофон
    • Баян, фортепиано, бубен
    • Фонотека
    • Скакалка, мяч, флажки

    3. Методическое обеспечение:

    • Наглядные пособия: плакаты, репродукции, иллюстрации
    • Дидактический материал

    Тема

    Количество часов

    п\п

    всего

    теория

    практика

    1.

    Вводное занятие

    1

    1

    2.

    Фольклор: песни, танцы и забавы

    2

    1

    1

    3.

    Музыкально-дидактические игры

    6

    3

    3

    4.

    Народные песни

    1

    1

    5.

    Авторские произведения

    4

    1

    3

    6.

    Музыкально-ритмические движения

    5

    5

    7.

    Танцы, пляски

    8

    8

    8.

    Композиция

    2

    2

    9.

    Подготовка к выступлениям-концертам

    3

    3

    10.

    Праздничные программы (Новый год, 23 февраля, 8 марта)

    3

    3

    11.

    Итоговое занятие

    1

    1

    Итого:

    36

    6

    30

    4. Занятия проводит педагог-специалист, 11 разряда

    Учебно-тематическое планирование

    Пояснительная записка

    Для того чтобы помочь детям развить творческие познавательные процессы, снять эмоциональное и физическре напряжение, а так же помочь им выразить свой внутренний мир, на базе МОУ ДОД "Центр детского (юношеского) технического творчества "Спектр" было создано объединение «Капелька», которое обеспечено дополнительной образовательной программой и учебно-тематическим планом. В ходе освоения программы дети познают основы танцевального и музыкального искусства, знакомятся с музыкально-дидактическими играми, разучивают песни, учатся выражать свои эмоции и переживания, обучаются пространственной ориентировке, работе в коллективе и группах. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, личный опыт педагога.

    Программа объединения "Капелька" имеет социально-педагогическую направленность, является адаптированной и написана на основе программы для воспитателя и музыкального руководителя детского сада "Учите детей петь» Москва «Просвещение» 1987г, рекомендованной для детей дошкольного и младшего школьного возраста; методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» составитель J1. В. Русскова, Москва «Просвещение» 1986 г; программы по музыке (1 класс) под руководством Д. Б. Кабалевского Москва «Просвещение» 2006 г, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Конвекцией «О правах ребенка».

    Большое воспитательное значение для всестороннего развития ребенка имеют музыкально-ритмические движения с пением. Движения под музыку усиливают интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, пение с движением - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения и сознательную дисциплину. Общее воодушевление во время пения, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогая детям приобрести веру в себя, освободиться от напряжения, стеснения.

    Определенное место на занятиях принадлежит музыкально- дидактическим играм, которые направлены на развитие звуковысотного, динамического, ритмического восприятия, а также на воспитание в ребенке чувства коллективизма, товарищества.

    Социально-педагогическая направленность данного объединения - это процесс целенаправленного решения социально-педагогических задач, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры. Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни и в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности.

    Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:

    • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства
    • развивать различные виды мышления: логическое, аналитическое, синтетическое, абстрактное, творческое
    • развивать воображение, художественное творчество, вокально-хоровые навыки
    • воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства
    • воспитывать художественный и эстетический вкус
    • развивать стремление к самовыражению и самосовершенствованию через различные виды творческой активности

    Данные занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка, развить их и закрепить в самостоятельной деятельности: выступая на мероприятиях, отчетных концертах, делая такие занятия наиболее ценным музыкальным материалом.

    Программа включает себя следующие разделы учебного курса:

    • развитие музыкального слуха и голоса (различие звуков по высоте и длительности, точно передавать в пении поступательное движение вверх и вниз, выполнять логические ударения в фразах);
    • разучивание песни (развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера);
    • движения под музыку (умение двигаться в такт с музыкой, эмоционально выражая смысл песни);
    • песенное творчество (дать первоначальные навыки импровизации)
    • музыкально-ритмические движения (пляски, игры, хороводы, задания на танцевальное и игровое творчество)
    • музыкально-дидактические игры (построение взаимоотношений в группе сверстников)

    Программа объединения «Капелька» предполагает один год обучения. Построение основных разделов курса предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся.

    Деятельность детей направлена на отражение доступными средствами для их возраста своего видения мира.

    Программа рассчитана на детей 5-6 летнего возраста. В объединение принимаются дети без специального отбора. Главный принцип - добровольность.

    Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.

    Программа строится на основе личностно-ориентированного подхода и дидактических принципов, среди которых ведущими являются:

    • принцип психологической комфортности
    • принцип деятельности
    • принцип направленности процесса обучения на ребенка

    Данная программа представляет собой органическое единство образования и воспитания, единство активных методов обучения и творческой самостоятельности детей.

    На основе этих принципов определены формы и методы работы:

    • метод поэтапного обучения
    • метод привлечения индивидуального опыта ребенка (эмоционального, визуального, бытового); форма: беседа, игра
    • метод эмоционального стимулирования
    • метод сравнения; форма: участие в конкурсах, многовариантность различных творческих решений
    • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, вкуса; форма: беседа.

    Наряду с традиционными формами проведения занятий (игры, беседы, праздники, конкурсы) используются и не традиционные:

    • «Занятие-концерт» (занятие на закрепление материала, выступление с ранее изученным материалом);
    • «В гостях у Музыки» (беседы о музыке);
    • «Три кита» (области музыки - песня, танец, марш)

    Эффективность освоения программного материала, выполнения задач во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к различным видам деятельности. Задача педагога - обеспечение появления у обучающихся положительных эмоций к этой деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

    Ожидаемый результат от реализации программы - это уметь строить взаимоотношения в группе сверстников, выражать себя в песне с помощью танца и музыкально-ритмических движений, формировать устойчивые певческие и танцевальные навыки, придерживаться заведенных на занятиях определенных правил и традиций, развить инициативу в придумывании музыкальных импровизаций, а это, несомненно, будет способствовать успешной подготовке детей к школе.

    В результате освоения данной программы обучающие приобретают навыки культуры общения, учатся открыто, без боязни выражать свои чувства и мысли, правильно относится к негативным явлениям жизни, развивают воображение и фантазию, раскрывают свои артистические способности. Приобретенные обучающимися знания, умения и навыки находят свое проявление и применение в поздравительных программах, календарных праздниках, акциях, конкурсах. Эффективность усвоения программы отслеживается путем наблюдения, диагностики, собеседования.

    Условия реализации программы:

    Содержание программы объединения "Капелька"

    1. Вводное занятие (1 час).

    Знакомство с объединением, его содержанием. Инструктаж по ТБ.

    1. Фольклор: Песни, танцы и забавы (2 часа).

    Знакомство с народным творчеством, разучивание песен, потешек. История создания народных игр, забав.

    1. Музыкально-дидактические игры (6 часов).

    Знакомство с музыкально-дидактическими играми: «Плетень» - четко реагировать на смену музыкальных фраз; «Колобок» - слышать ускорение мелодии и отражать это в движении; «Бери флажок» - воспитывать внимание, быстроту реакций, выдержку.

    1. Народные песни (1 час).

    Знакомство с русской народной песней "Во поле береза стояла": особенность народной песни, протяжность, напевность.

    1. Авторские произведения (4 часа).

    История создания авторской песни, особенности пения. Развитие музыкального слуха и голоса. Пение под фонограмму.

    1. Музыкально-ритмические движения (5 часов).

    Обучение детей простейшим ритмическим движениям: подскоки, бег, пружинящий шаг, боковой галоп. Упражнения с предметами. Ритмический рисунок.

    1. Танцы, пляски (8 часов).

    Разучивание танцев народных (хоровод - движение по кругу), парных (движение в парах), тематических ( "Летка-енка", "Хоровод цветов" - движения с предметами). Закреплять умение передавать в танце характер музыки, легко переходить от одного движения к другому и различными перестроениями.

    1. Композиция (2 часа).

    Знакомство с построениями танцев, ритмических фигур, построений, движений: по кругу, по диагонали, "ручеек", из круга в круг и т. д.

    1. Подготовка к выступлениям, концертам (3 часа). Закрепление певческих, танцевальных, музыкально-ритмических навыков. Работа над костюмами.

    Праздничные программы: календарные (3 часа).

    Поздравительные программы : "Новый год", "23 февраля", "8 марта"

    11. Итоговое занятие (1 час).

    Обобщение изученного за год, закрепление знаний, умений и навыков.

    Календарно-тематический план работы

    № п/п

    Наименование темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    время

    1

    Вводное занятие.

    1

    2

    ^Фольклор

    1

    3

    Народные песни. История создания песен, игр, забав

    1

    1

    4

    «Во поле береза стояла» - знакомство с песней

    1

    5

    Работа над песней: легато, дыхание,интонация, следить за осанкой во время пения

    1

    6

    Музыкально - ритмические движения: двигаться по кругу, подскоки, легкий бег, передавать в движениях простейший ритмический рисунок

    1

    7

    Композиционное построение рисунка в хороводе (плавные движения, положение рук, движения в музыкальных фразах)

    1

    1

    8

    Совмещение пения «Во поле береза стояла» с хороводными движениями

    1

    1

    9

    Знакомство с музыкально- дидактической игрой «Плетень»(р.н. м. обр. С. Бондаренко)

    1

    1

    10

    Авторские произведения. История создания, накомство с авторскими произведениями.

    1

    1

    11

    «Пропала собака» - знакомство с песней

    1

    1

    12

    Работа над песней: работа над фразами, дыхание, интонация. Пение под фонограмму, динамические оттенки, выразительность

    1

    1

    13

    Музыкально-дидактическая игра «Плетень»: закрепление, самостоятельность во время игры, согласовывать свои движения с действиями товарищей

    1

    1

    14

    Музыкально - ритмические движения под музыку : выражение характера песни в танце, добиваться легкости, естественности и непринужденности в выполнении движений

    1

    1

    15

    Работа над трудными местами в пении и движениях (последовательность, выразительность, закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве)

    1

    1

    16

    Повторение ранее изученных произведений

    1

    1

    17

    Подготовка к занятию - концерту

    1

    1

    18

    Знакомство с музыкально- дидактической игрой «Колобок» (р.н.м. обр. Е. Тиличеевой)

    1

    1

    19

    Музыкально - ритмические движения: совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движения после вступления, ускорять и замедлять темп ходьбы, бега

    1

    1

    20

    «Лучше папы нет на свете» - знакомство с песней

    1

    1

    21

    Работа над песней: работа над фразами, дыхание, интонация, непринужденность во время пения. Пение под фонограмму

    1

    1

    22

    Музыкально-дидактическая игра «Колобок»: закрепление, вочпитывать выдержку, выразительность игровых образов

    1

    1

    23

    Музыкально-ритмические движения во время пения: совершенствовать пружинистый шаг, добиваться легких, плавных движений рук

    1

    1

    24

    Подготовка к поздравительной программе, посвященной 23 февраля: повторение ранее изученных произведений

    1

    1

    25

    Подготовка к поздравительной программе, посвященной 8 марта: повторение ранее изученных произведений

    1

    1

    26

    «Дорога добра» - знакомство с песней

    1

    1

    27

    Работа над песней: чистота интонации, легкость в пении, точно воспроизводить ритмический рисунок песни, дыхание. Пение под фонограмму

    1

    1

    28

    Музыкально-ритмические движения во время пения: покачивание из стороны в сторону, движение по кругу в парах в разные стороны, движения с воздушными шариками

    1

    29

    Знакомство с музыкально- дидактической игрой «Бери флажок» (в.н.м. обр. Н. Метловой)

    1

    30

    Танец «Хоровод цветов» - знакомство с танцем

    1

    31

    Работа над трудными местами в танце: хороводный шаг, самостоятельно сужать и расширять круг, движение по кругу в разные стороны

    1

    32

    Композиционное постороение танца: выразительно передавать характер музыки

    1

    33

    Музыкально-дидактическая игра «Бери флажок»: закрепление, воспитывать внимание, быстроту реакций, выдержку

    1

    34

    Работа над костюмами (василек, ромашка, мак, одуванчик; руссские народные сарафаны)

    35

    Закрепление певческих и танцевальных, музыкально- ритмических навыков

    1

    36

    Повторение ранее изученною

    материаза

    3-7

    Подготовка к итоговому-за|Ятию

    " 7

    38^

    Ит огсйвоеЗанятбе"

    1

    Информационное обеспечение

    1. Захарова С. Н. Праздники в детском саду. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 е.: ноты.
    2. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. - 144с, нот.
    3. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. -М.: Просвещение, 1987. - 144с.: ил.
    4. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. -М. : Просвещение, 1984. -288с., ил., нот.
    5. Е. П. Раевская, Г. Н. Соболева, 3. Н. Ушакова Музыкально- двигательные упражнения в детском саду. Пособие для муз. руководителя дет. сада. - Государственное учебно- педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР ленинградское отделение Ленинград - 1961.
    6. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" составитель Л. В. Русскова, Москва "Просвещение" 1986 г.
    7. Программа по музыке (1 класс) под руководством Д. Б. Кабалевского Москва "Просвещение" 2006 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Конвекцией "О правах ребенка".

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

    Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

    Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

    СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

       Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

    Модифицированная образовательная программа «Родник» для обучающихся 12 – 16 лет срок реализации 4 года

    Новизна  программы «Родник» состоит, прежде всего, в ее комплексности. Впервые осуществлена идея предложить обучающимся изучение основ экологии на трех уровнях (локальном, региональном и глобальн...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

    Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная химия» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 3 года

          Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по эти...