Доклад "Хоровое пение, как наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольника".
учебно-методический материал

Королева Ольга Алексеевна

хоровое пение- доступная деятельность дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_sayta.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально - хоровая школа им. Г. Струве»

Доклад

«Хоровое пение, как наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольника»

Выполнил: Королева О.А.

г. Железногорск

 

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию личности.

     Хоровое пение – наиболее доступная  исполнительская деятельность дошкольников. Его задачи:

  1. Развитие певческих способностей с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса.
  2. Развитие здорового голосового аппарата.

       Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, занятия психологии и методики работы с детьми.

     Головной мозга  человека разделён на два полушария – правое  и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная (эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одарённость; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками. Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга даёт возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности.

      В дошкольном воспитании главной задачей является объединение деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.

      Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируются память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению.

      Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа  внутренних органов.

      Ребёнок – дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5 – 3 литра воздуха, поэтому помещение, где проходят занятия, должно быть проветрено.

      Работа над песней – не скучное заучивание текста и не механическое подражание педагогу. Это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.

      Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует выявить голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у детей дошкольного возраста они невелики и обусловлены тем, что певческий аппарат ещё не сформирован.

      До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых  и ритмических представлений, интонирование мелодии голосом. С маленькими детьми целесообразно использовать попевки и небольшие песенки подражательного характера. Мелодии должны быть простыми, построенными на двух-четырёх звуках в диапазоне кварты ре1- соль1. Ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания – средние, дыхание кратковременное.

      В 3 – 5 лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движения. Диапазон пения – ре1 – ля1, ре1 – си1. Дыхание становится более устойчивым, дети поют более протяжные фразы. К 5 годам они уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное). Мелодии исполняются более сложные, в медленном и среднем темпе.

      В 5 – 7 лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, проявляются элементы эстетического отношения к пению. Диапазон шире ре1 – до2 или ре1 – ре2. В этом возрасте проявляются музыкально одарённые дети, они заметно опережают своих сверстников. Поэтому следует использовать более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного. Сила голоса у детей 5 -7 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным является использование умеренных динамических оттенков: mP b mF. Большой вред может нанести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который следует осваивать в определённой системе и последовательности.

      Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни-хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они способствуют развитию слуха, формируют музыкальный вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

      Известно, что успех работы зависит от умения педагога, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

            Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь?  Это развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, следует показать им всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным и захватывающим.

      Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

                                 ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ  ПЕВЧЕСКИХ  НАВЫКОВ

      Подготовительный, или ознакомительный, этап. Впервые дети узнают, кто такие дирижёр, солист и что такое хор.  Для наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор, солисты, а также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием детского хора или отдельных исполнителей.

     С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание её выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни.

      После получения базовых понятий следует объяснять детям правила певческой постановки: как надо сидеть и стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно. Преимущественна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте). К этим требованиям следует постоянно возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

      Первичное освоение певческих навыков. Важную роль в этом играет дыхание. Ёмкость детских лёгких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предлагаются следующие упражнения:

  • «Надуй шарик»;
  • «Игра  с  флюгером»;
  • «Задуй  свечку»;
  • «Вдохни  аромат  свечки».

      Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но со временем это проходит.

      Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном этапе обучения целесообразно только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твёрдая атака  обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребёнка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в  вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели подходят русские народные попевки «Дудочка», «Андрей-воробей».

     Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает чёткое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приёмы: выразительное  чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их произношение, чтение текста шёпотом, с чёткой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений.

      Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приёмов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность.

      Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях.

      Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из – за «Пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласных [У], [Ю], а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Весёлая дудочка»).

      Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку [О]. Пение упражнений на гласные [О], [jО] способствует образованию округлого красивого звука.

      Специального округления требуют звуки [И], [А], [Е], [j]  приближен к звуку [Ы], [А] – к [О], [Е] – к [jО]. Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь - [Р].

      Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля. Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле берёза стояла», «А я по лугу» (хороводная)).

      Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это даёт возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поёт громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, игра «Что ты хочешь, кошечка…», когда педагог поёт начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают её окончание. Ребёнок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре всё взаимосвязано.

      Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность, целеустремлённость, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая её спокойной.

      Как известно, каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных величин», оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способов звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны – от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка.

      Через певческую деятельность происходит приобщение ребёнка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Развитие музыкальных способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности"

Основной задачей музыканта-педагога является развитие музыкального слуха у учащегося на протяжении всех лет обучения. Педагог должен развить у ребенка :1. Звуковысотный слух2. Мелодический слух3. Поли...

Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.

В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ

Доклад о психофизиологических процессах во время исполнительской деятельности...

Исполнительская деятельность на уроках музыки

Все основные разделы урока музыки: слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснитель...

Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников

Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпрет...

Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.

сатье размещен материал о социализации обучающихся с ОВЗ  через доступную практическую деятельность....