Причины и специфика подростковых девиаций
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматриваются причины и специфика подростковых девиаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_spetsifika_podrostkovyh_deviatsiy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и специфика подростковых девиаций

Причины девиаций

Отечественный психолог и социолог Игорь Семенович Кон среди ведущих причин девиаций детей и подростков выделил:

  • проблемы подростка в школе;
  • психические травмы;
  • отрицательное влияние группы на несформировавшуюся личность;
  • снижение самоуважения и низкую самооценку личности.

Спровоцировать девиантное поведение детей и подростков могут так же следующие факторы и причины:

  • неустойчивость психики, слабость процессов;
  • неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов);
  • проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
  • тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
  • первичные девиации (многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имеющихся);
  • патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии);
  • включенность в молодежные субкультуры;
  • неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
  • наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
  • низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.

В последние десятилетия резко стал падать уровень физического, морального и духовного здоровья детей. В результате в развитии детей часто появляются проблемы, которые выражаются в отклонениях (девиациях) от общепринятых социальных возрастных ожиданий.

Специфика подростковых девиаций

Согласно Л.А. Рассудовой[1], отклонения подростков могут быть связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие.

А.С. Горбунова пишет в своей работе о том, что при выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. То есть те черты его характера, которые проявляют себя в крайней границе нормы и могут при определенных условиях перерасти в отклонения.

Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций.

Как правило, девиации, основанные на акцентуациях, решаются методом смены обстановки. Но при таких девиациях важно учитывать поведенческие реакции, как свойственные всем возрастам, так и чисто подростковые:

  • эмансипация;
  • группирование со сверстниками;
  • увлечение;
  • реакции на основе формирования сексуального влечения.


[1] Рассудова Л.А. Уровень развития рефлексивности у девиантных подростков. 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Родительское собрание на тему:«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Цель: •    обратить внимание родителей к своим детям, ...

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии" Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особеннос...

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Важные моменты психологических особенностей раннего подросткового возраста и специфика изучения математики в 5-6 классах.

Курс математики 5-6 классов – занимает важное место в математическом образовании и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формирует...

Причины и мотивы девиаций (из опыта работы)

Выявление побудительных мотивов неодобряемого поведения на основании статистических данных....

Причины детских и подростковых правонарушений и преступлений.

Ф. Райс выделяет ряд причин способствующих девиантному поведению подростков и разделяет эти причины на три основные группы: биологические факторы, обусловленные влиянием органических и физических элем...

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимсяДевиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся о...