Рабочая программа "Эко - мир"
рабочая программа

Баженова Наталия Викторовна

Цель: Формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-mir.docx94.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Бондарского района Тамбовской области

                                  Принята  методическим  советом

                                (Протокол № 1 от 31.08.2017г.)                                                    Утверждена

                                                       Директор школы________О.Н. Соломатина

                               (Приказ № 260 от 31.08.2017г.)

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Эко – мир»

естественно - научной направленности

срок реализации – 3 года

для учащихся 12-14 лет

на 2017/2020 учебный год

                                                                 Автор-составитель программы:

                                                                          Баженова Н.В учитель географии

Бондари, 2017

Пояснительная записка

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, ответственнее, справедливее. Убеждения человека формируются с детства. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.  Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами, воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к природе.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных, мусорить.

« Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность.

В настоящее время ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение его к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. У ребенка закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом., чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения. Причем знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают, не замечают красоты природы, не отмечают сезонных изменений и т.д..

Предлагаемая программа отличается новизной. Она отличается от школьных программ практической направленностью. Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней, любить ее, разумно и рационально использовать ресурсы. Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, но и расширение его кругозора.

Она способствует развитию: наблюдательности, внимательности, бережного отношения к природе родного края, творческих способностей, краеведческого кругозора. Кроме плановых уроков в программу включены несколько циклов занятий, которые повторяются в течение всего учебного года. Например, такие циклы занятий как: календарь природы своими руками, приметы и время года и другие. Экологические занятия по программе отличаются разнообразием, так как включают в себя сочетание нескольких методов проведения уроков.

Образовательная программа экологического кружка « Эко-мир» носит художественно-эстетическую, эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность. Программа рассчитана на 3 года обучения и разработана для учащихся 5-7 классов. Составляет 144 часа в течение учебного года. В основе данной экологической программы – принцип необходимости формирования знаний о единстве живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимодействии природы и человека. Реализуя на практике образовательный принцип единства сознания и деятельности детей, в программе представлены разнообразные виды деятельности: познавательная, учебная, творческая, общение с объектами природы на практике, игровая, исследовательская и проектная. Огромное значение придается формированию эмоционально – нравственному отношению к природе, развитию эстетических мотивов ее восприятия.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам.

Задачи

Образовательные:

  • владеть системой экологических знаний
  • обучать обрабатывать и оформлять полученные материалы и творческие работы
  • проводить исследования и опыты 

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • развивать творческие способности у детей;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

Формы, методы, приемы обучения

Для каждого уровня освоения программы характерными методами являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский

Основной формой организации образовательного процесса является:

  • беседа
  • дискуссии
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок

Особенности программы

Занимаясь по программе, дети развивают свои творческие способности через совместные наблюдения и мини-исследования. Таким образом, достигается высокий уровень сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе.

Другим направлением работы по программе является развитие высокого уровня сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе. С этой целью программа предусматривает проведение природоохранных мероприятий практической направленности: сбор семян для зимней подкормки птиц, изготовление кормушек, экологические субботники. Задачей педагога является развить практический компонент настолько, чтобы ребёнок сам стремился к разносторонней практической деятельности с природными объектами.

Третьим направлением деятельности является развитие у детей высокого уровня сформированности поступочного компонента интенсивности отношения к природе. Именно поступочный компонент является главным выражением субъективного отношения ребёнка к природе, характеризует уровень активности личности в направлении изменения господствующего  в обществе неблагоприятного взаимодействия человека с окружающей средой. Это позволяет воспитать личность, которая активно участвует в природоохранной деятельности, соблюдает нормы поведения в природе, не приемлет жестокое отношение к объектам природы.

В течение всего курса обучения развивается творческое начало личности ребёнка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. программа закладывает фундамент для становления чуткого человека, с определённой системой ценностей. Происходит своевременное накопление у детей эстетических впечатлений. Творческое обогащение естественнонаучных экологических знаний создаёт атмосферу гуманизации. Ребёнок, пропуская полученные знания через чувственную сферу познания, становится настоящим добрым защитником природы, может сопереживать и искренне включается в практическую деятельность по совершенствованию экопространства.

Планируемые результаты

  • Воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды у школьников.
  • Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Повышение общей экологической культуры учащихся.
  • Улучшение экологической ситуации на пришкольном участке.
  • Получение учащимися навыков исследовательской работы, подготовки презентаций, выступлений, докладов на заданную тему;
  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
  • Умение работать с гербарием, составлять коллекции.
  • Заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;
  • Улучшение отношений среди учащихся, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
  • Овладение детьми методиками наблюдений (создание и ведение календаря природы, отмечание примет времени года, явлений природы и т.д.)
  • Посадка цветов в школьном участку и уход за ними,
  • Ведение школьниками просветительской работы внутри школы (листовки, плакаты и др.)
  • Участие школьников в экологических играх, фестивалях, акциях.
  • Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения природной тематики.
  • Проведение среди школьников фотоконкурсов, выставок изобразительного, декоративно-прикладного творчества природной тематики.
  • Знание животного и растительного мира родного края.
  • Умение мастерить кормушки и правильно кормить зимующих птиц.

Система оценки результатов освоения обучения

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение и исследование. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально - личностных качеств ребенка проводится диагностика. Подведение итогов по результатам освоения данной программы может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций проектов, докладов, фестивалей, учебно-исследовательских конференций и т.п.

Учебно – тематический план:

1 год обучения

Номер раздела

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тео

рия

Прак

тика

Раздел 1 Водная часть

1

Вводное занятие, знакомство, введение в курс обучения. Экологические памятки.

2

1

1

2-3

«Природа глазами детей» - устное и изобразительное творчество детей на заданную тему: «Что я люблю в природе»

4

2

2

Раздел 2 Яркая осень

4

Экскурсия в природу « Единство живого и неживого в окружающем нас мире»

2

2

-

5-6

«Осенняя палитра»

- поделки из листьев « Осенний пейзаж»

-конкурс рисунков « Яркая осень»

4

2

2

7-8

«Календарь природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

9

 «Осеннее настроение» -изготовление открыток

2

-

2

10

«Приметы и время года. Осень»

- игровая презентация

(Цикл занятий в течение учебного года)

2

1

1

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

1

3

13

Изучение деревьев и кустарников на пришкольной территории.

Уборка листьев на пришкольной территории

2

-

4

14-15

Презентация о красоте деревьев

Аппликация « Чудо-дерево»

4

1

3

16-17

«Календарь природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

1

3

18-20

«Зимующие птицы»

- игровая презентация

-изготовление кормушек из подручного материала

6

1

5

21

Викторина « Путешествие в страну Экологию»

2

2

-

22-23

«Путешествие в березовую рощу»

- игровое занятие

-поделка из пластилина и природного материала

 «Осенняя сказка»

4

2

2

24-25

Конкурс экологических фотографий « Осень»

4

1

3

26-27

Эко-Азбука

4

1

3

Раздел 3 Зимушка-зима

28-29

«Приметы и время года. Зима»

(Цикл занятий в течение года)

 -Игровая презентация

-Мастер-класс «Снежинки»

4

2

2

30

«Подарок для птиц»

презентация на тему чем можно кормить зимующих птиц.

Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

2

1

1

31-32

«Календарь природы своими руками. Декабрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

33

«Изготовление елочных украшений своими руками»

2

-

2

34-35

Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки»

4

4

-

36-37

«Домашние любимцы. Кошки»

- рассказ о своем питомце

- сочинение сказки от лица питомца

4

2

2

38-39

«Домашние любимцы. Собаки»

- рассказ о своем питомце

- сочинение сказки от лица питомца

4

1

3

40-41

«Календарь природы своими руками. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

42-43

Животные леса.

Презентация. Творческая работа.

4

2

2

44

Конкурс экологических фотографий « Зима»

2

2

45-46

«Календарь природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

47-48

«Музыка Земли» Презентация о звуках природы, творческая работа на заданную тему.

4

1

3

Раздел 4 Весна - красна, и Лето - егоза.

49-50

«Приметы и время года. Весна»

(Цикл занятий в течение года)

-Игровая презентация

-Мастер-класс «Подарок ко дню весны»

4

1

3

51-52

«Календарь природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

53-54

В маленьком семени прячется растение.

Развитие растений из семени. Условия необходимые для прорастания семян.

4

1

3

55-56

Экологическая игра  « Научи ухаживать за растением!»

- презентация о комнатных растениях

4

2

2

57-58

«Календарь природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

59-60

Аппликация-фантазия « Цветок радости». «Придумай сказку о любимом цветке»

4

1

3

61-62

Народные традиции и обычаи, связанные с природой.

4

2

2

63-64

Конкурс экологических фотографий « Весна»

4

1

3

65-66

«Календарь природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

67-68

Мини – исследование: « Под нашими ногами» Конкурс рисунков на тему

«Природа-человеку, человек – природе»

4

1

3

69-70

«Прогноз погоды»

-подведение итогов составления календаря природы

4

2

2

71-72

«Приметы и время года. Лето»

-игровая презентация

- мастер –класс « Солнышко»

4

1

3

Учебно – тематический план:

2 год обучения

Номер раздела

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тео

рия

Прак

тика

Раздел 1 Водная часть

1

Вводное занятие, введение в курс второго года обучения

2

2

-

2-3

Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

4

4

-

Раздел 2 Яркая осень

4

Учимся делать проект

2

2

-

5-6

«Зеленая школа» Проект

«Комнатные растения разных экологических групп»

4

1

3

7-8

«Книга природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

9

 «Осенняя палитра»

поделка из листьев « Осенний пейзаж»

2

-

2

10

«Жалобная книга» природы (деловая игра)

2

-

1

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

1

3

13

История создания Красной книги, ее виды.

2

2

-

14-15

Создаем свою Красную книгу

(творческая мастерская)

4

2

2

16-17

«Книга природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

1

3

18-19

«Путешествие на природу»

-сбор и составление осеннего гербария

4

2

2

20-21

Эко-Доктор

4

1

3

22-23

Просмотр экологических мультиков

4

2

2

24-25

Конкурс экологических роликов

 « Осень»

4

1

3

26-27

Проект « Природоохранная деятельность нашей школы»

4

1

3

Раздел 3 Зимушка-зима

28-29

«Зимующие птицы»

« Игровая презентация»

Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

4

1

3

30

Интеллектуальная экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям»

2

1

1

31-32

«Книга природы своими руками. Декабрь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

33-34

Постановка сказки « Маленькой елочке холодно зимой»

4

1

3

35

Акция «Сохраним ёлочку». Выпуск листовок. Мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек.

2

-

2

36-37

Проект « Птицы нашего двора»

4

1

3

38-39

Познавательная беседа «Птицы в жизни человека»; Конкурс плакатов  «Защитим птиц»

4

1

3

40-41

«Книга природы своими руками. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

42-43

Проект « Животные зимой»

4

1

3

44

Конкурс экологических роликов

 «Зима»

2

2

45-46

«Книга природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

47-48

Просмотр экологических мультиков

4

2

2

Раздел 4 Весна - красна, и Лето - егоза.

49-50

Что такое заповедник? Как появился заповедник.

- просмотр видеороликов

-беседа

4

4

51-52

«Книга природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

53-54

Заповедники России

4

1

3

55-56

Экологическая игра  

4

-

4

57-58

«Книга природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

59-60

Деятельность экологических организаций

- составление плакатов

4

1

3

61-62

Новая жизнь упаковки ( творческая мастерская)

4

1

3

63-64

Конкурс экологических роликов

 «Весна»

4

1

3

65-66

«Книга природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

67-68

Экотворческий проект «Составляем экологический прогноз родного края»

4

1

3

69-70

Подведение итогов составления книги природы

4

4

_

71-72

Озеленение кабинета географии (пересадка комнатных растений)

4

1

3

Учебно – тематический план:

3 год обучения

Номер раздела

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тео

рия

Прак

тика

Раздел 1 Водная часть

1

Вводное занятие, введение в курс третьего года обучения. Советы по экологическому образу жизни

2

2

-

2-3

Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

4

4

Раздел 2 Яркая осень

4

 Эко-памятки « Заботься о природе каждый день»

2

1

1

5-6

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

-игровое занятие « Материки и океаны»

- практическое занятие по теме

4

1

3

7-8

«Книга юного эколога. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

9

Взаимосвязь экологии с другими науками. Методы экологических исследований.

2

-

2

10

« Что выросло на нашем огороде»

Поделки из овощей

2

-

2

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

1

3

13

Экологические факторы, влияющие на здоровье. Правила здорового образа жизни.

2

2

-

14-15

Рациональное питание. Золотые правила питания

- составление альбома (ароматерапия, фитотерапия, сокотерапия, лечебные чаи)

4

1

3

16-17

«Книга юного эколога. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

1

3

18-19

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

«Небо, воздух, вода и земля»

- рисунки по теме «Загрязнения атмосферы», «Загрязнения почвы», « Загрязнение воды»

4

2

2

20-21

Проведение мини-исследований: «Сколько мусора моя семья выбрасывает за день»

4

1

3

22-23

Творческий проект « Мой край в будущем»

4

1

3

24-25

Конкурс экологических роликов

 « Осень»

4

1

3

26-27

Проведение мини-исследований: «Комнатные растения в моей квартире»

4

1

3

Раздел 3 Зимушка-зима

28-29

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

- игровое занятие « Круговорот в природе или путешествие капельки»

-практическое занятие по теме

4

1

3

30-31

Проект « Вода источник жизни»

2

1

1

32-33

«Книга юного эколога. Декабрь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

34

Опыты « Снеготаяние»,

«Снежинка под лупой»

2

-

2

35

Проведение беседы «Улучшение природной среды. Как ты это себе представляешь».

2

2

-

36-37

Просмотр экологических мультиков

4

1

3

38-39

Проведение игры – КВН «Умей выбирать»

4

-

4

40-41

«Книга юного эколога. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

42-43

Литературно – музыкальная викторина

4

2

2

44

Конкурс экологических роликов

« Зима»

2

2

45-46

«Книга юного эколога. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

47-48

Экологическое сознание человека

4

1

3

Раздел 4 Весна - красна, и Лето - егоза.

49-50

Проект « Экология моего села»

4

1

3

51-52

«Книга юного эколога. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

53-54

Экологическая катастрофа

(деловая игра)

4

2

2

55-56

Семейный конкурс «Экодом» Защита мини- проектов.

Рациональное использование энергоресурсов (мини-проекты)

Рациональное использование  воды (мини-проекты)

4

-

4

57-58

«Книга юного эколога. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

59-60

Бытовой мусор

Классификация бытового мусора

Конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)

Конкурс поделок из бытового мусора

4

-

4

61-62

Какой след останется после нас на Земле.

-просмотр видеоролика.

-беседа

4

4

_

63-64

Конкурс экологических роликов

«Весна»

4

1

3

65-66

«Книга юного эколога. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

1

3

67-68

Составление кодекса юного эколога

4

1

3

69-70

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

- обсуждение фильма

4

-

4

71-72

Подведение итогов составления книги юного эколога.

4

4

Содержание программы 1-го года обучения

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

Знакомство с программой, обзор основных тем курса в игре «Путешествие начинается». Экологические памятки.

«Природа глазами детей» - устное и изобразительное творчество детей на заданную тему: «Что я люблю в природе»

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

Экскурсия в природу « Единство живого и неживого в окружающем нас мире»

«Осенняя палитра». Поделки из листьев « Осенний пейзаж», конкурс рисунков « Яркая осень»

«Календарь природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

«Осеннее настроение» - изготовление открыток.

«Приметы и время года. Осень». Игровая презентация (Цикл занятий в течение учебного года)

«Защитим природу вместе»( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября). Игровая презентация. Изготовление экологических плакатов.

Изучение деревьев и кустарников на пришкольной территории. Уборка листьев на пришкольной территории.

Презентация о красоте деревьев. Аппликация « Чудо-дерево».

«Календарь природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

«Зимующие птицы». Игровая презентация. Изготовление кормушек из подручного материала.

Викторина « Путешествие в страну Экологию».

«Путешествие в березовую рощу». Игровое занятие. Поделка из пластилина и природного материала  «Осенняя сказка»

Конкурс экологических фотографий « Осень»

Эко-Азбука. Правила о заботе окружающего мира.

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

«Приметы и время года. Зима» (Цикл занятий в течение года). Игровая презентация. Мастер-класс «Снежинки»

«Подарок для птиц». Презентация на тему чем можно кормить зимующих птиц.

Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

«Календарь природы своими руками. Декабрь» (Цикл занятий в течение учебного года).

«Изготовление елочных украшений своими руками».

Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки».

«Домашние любимцы. Кошки». Рассказ о своем питомце. Сочинение сказки от лица питомца.

«Домашние любимцы. Собаки». Рассказ о своем питомце. Сочинение сказки от лица питомца.

«Календарь природы своими руками. Январь»(Цикл занятий в течение учебного года).

Животные леса. Презентация. Творческая работа.

Конкурс экологических фотографий « Зима».

«Календарь природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года).

«Музыка Земли» Презентация о звуках природы, творческая работа на заданную тему.

Раздел 4. Весна - красна, и Лето – егоза (48ч.)

«Приметы и время года. Весна» (Цикл занятий в течение года). Игровая презентация. Мастер-класс «Подарок ко дню весны».

«Календарь природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года).

В маленьком семени прячется растение. Развитие растений из семени. Условия необходимые для прорастания семян.

Экологическая игра «Научи ухаживать за растением!». Презентация о комнатных растениях.

«Календарь природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года).

Аппликация-фантазия « Цветок радости». «Придумай сказку о любимом цветке».

Народные традиции и обычаи, связанные с природой.

Конкурс экологических фотографий « Весна».

«Календарь природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года).

Мини – исследование: « Под нашими ногами» Конкурс рисунков на тему «Природа-человеку, человек – природе».

«Прогноз погоды». Подведение итогов составления календаря природы.

«Приметы и время года. Лето». Игровая презентация. Мастер –класс « Солнышко».

Содержание программы 2-го года обучения

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

Вводное занятие, введение в курс второго года обучения. Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

Учимся делать проект. «Зеленая школа». Проект «Комнатные растения разных экологических групп».

«Книга природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года).

«Осенняя палитра». Поделка из листьев « Осенний пейзаж».

«Жалобная книга» природы (деловая игра).

«Защитим природу вместе»( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября).Игровая презентация. Изготовление экологических плакатов.

История создания Красной книги, ее виды.

Создаем свою Красную книгу (творческая мастерская).

«Книга природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года».

«Путешествие на природу». Сбор и составление осеннего гербария.

Эко-Доктор. Знакомство с цветами и растениями, не только подчёркивающими и создающими красоту природы и вызывающими восхищение, но и помогающими нам при различных недугах.

Просмотр экологических мультиков.

Конкурс экологических роликов «Осень».

Проект « Природоохранная деятельность нашей школы».

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

«Зимующие птицы». Игровая презентация. Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

Интеллектуальная экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям».

«Книга природы своими руками. Декабрь» (Цикл занятий в течение учебного года).

Постановка сказки « Маленькой елочке холодно зимой».

Акция «Сохраним ёлочку». Выпуск листовок. Мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек.

Проект « Птицы нашего двора».

Познавательная беседа «Птицы в жизни человека»; Конкурс плакатов  «Защитим птиц».

«Книга природы своими руками. Январь» (Цикл занятий в течение учебного года).

Проект « Животные зимой».

Конкурс экологических роликов «Зима».

«Книга природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года).

Просмотр экологических мультиков.

Раздел 4. Весна - красна, и Лето – егоза (48ч.)

Что такое заповедник? Как появился заповедник. Просмотр видеороликов. Беседа.

«Книга природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года).

Заповедники России.

Экологическая игра.

«Книга природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года).

Деятельность экологических организаций. Составление плакатов.

Новая жизнь упаковки (творческая мастерская).

Конкурс экологических роликов «Весна».

«Книга природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года).

Эко-творческий проект «Составляем экологический прогноз родного края».

Подведение итогов составления книги природы.

Озеленение кабинета географии (пересадка комнатных растений).

Содержание программы 3-го года обучения

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

Вводное занятие, введение в курс третьего года обучения. Советы по экологическому образу жизни. Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

Эко-памятки « Заботься о природе каждый день».

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года). Игровое занятие « Материки и океаны». Практическое занятие по теме.

«Книга юного эколога. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года).

Взаимосвязь экологии с другими науками. Методы экологических исследований.

«Что выросло на нашем огороде». Поделки из овощей.

«Защитим природу вместе» (Всемирный день охраны мест обитания -6 октября). Игровая презентация. Изготовление экологических плакатов.

Экологические факторы, влияющие на здоровье. Правила здорового образа жизни.

Рациональное питание. Золотые правила питания. Составление альбома (ароматерапия, фитотерапия, сокотерапия, лечебные чаи).

«Книга юного эколога. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года».

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года) «Небо, воздух, вода и земля». Рисунки по теме «Загрязнения атмосферы», «Загрязнения почвы», « Загрязнение воды».

Проведение мини-исследований: «Сколько мусора моя семья выбрасывает за день».

Творческий проект « Мой край в будущем».

Конкурс экологических роликов  «Осень».

Проведение мини-исследований: «Комнатные растения в моей квартире».

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года). Игровое занятие « Круговорот в природе или путешествие капельки». Практическое занятие по теме.

Проект « Вода источник жизни».

«Книга юного эколога. Декабрь» (Цикл занятий в течение учебного года).

Опыты « Снеготаяние», «Снежинка под лупой»

Проведение беседы «Улучшение природной среды. Как ты это себе представляешь».

Просмотр экологических мультиков.

Проведение игры – КВН «Умей выбирать».

«Книга юного эколога. Январь» (Цикл занятий в течение учебного года).

Литературно – музыкальная викторина.

Конкурс экологических роликов « Зима».

«Книга юного эколога. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года).

Экологическое сознание человека. Проведение социологического опроса среди учащихся школы, населения (ответы на вопросы анкеты «Моя экология»). Конкурс «Экологическая пресса «Окружающая среда. SOS» (оформление листовок, обращений, газет, информационных листков для школьников и населения).

Раздел 4. Весна - красна, и Лето – егоза (48ч.)

Проект « Экология моего села».

«Книга юного эколога. Март» (Цикл занятий в течение учебного года).

Экологическая катастрофа (деловая игра).

Семейный конкурс «Экодом» Защита мини- проектов. Рациональное использование энергоресурсов (мини-проекты). Рациональное использование  воды (мини-проекты).

«Книга юного эколога. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года).

Бытовой мусор. Классификация бытового мусора. Конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья). Конкурс поделок из бытового мусора.

Какой след останется после нас на Земле. Просмотр видеоролика. Беседа.

Конкурс экологических роликов «Весна».

«Книга юного эколога. Май» (Цикл занятий в течение учебного года).

Составление кодекса юного эколога.

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран. Обсуждение фильма.

Подведение итогов составления книги юного эколога.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

№ п/п

Тема раздела

Форма занятий

Формы контроля

Первый год занятий

1

Вводная часть

  • беседа
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов.

2

Яркая осень

  • беседа
  • дискуссия
  • игры
  • викторины  
  • системы последователь

ных заданий  

  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей.

3

Зимушка-зима

  • беседа
  • дискуссия
  • игры
  • викторины  
  • системы последователь

ных заданий  

  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей.

4

Весна - красна, и Лето – егоза

  • беседа
  • дискуссия
  • игры
  • викторины  
  • системы последователь

ных заданий  

  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок

изобразительное творчество

  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей.

Второй год занятий

1

Вводная часть

  • беседа
  • дискуссия

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций.

2

Яркая осень

  • беседа
  • дискуссии
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

3

Зимушка-зима

  • беседа
  • дискуссии
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

4

Весна - красна, и Лето – егоза

  • беседа
  • дискуссии
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • изобразительное творчество

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

Третий год занятий

1

Вводная часть

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций.

2

Яркая осень

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

3

Зимушка-зима

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

4

Весна - красна, и Лето – егоза

Подведение итогов по результатам освоения может быть в форме конкурсов, выставок творческих работ, презентаций докладов, фестивалей, учебно – исследовательских конференций.

Список литературы

  1. Экологическое ассорти. Сборник методических материалов. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москва « Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова». Москва 2012.
  2.  Большая энциклопедия природы: Наблюдаем птиц. Харт М., Стефенс М. М., Аст-пресс, 2003.
  3. http://www.ecocommunity.ru/ - Портал " Ecocom" - все об экологии
  4. http://www.ecology.md/ - Портал " Ecology" 
  5. http://biodiversity.ru/ - Центр охраны дикой природы
  6. http://portaleco.ru/ - Экологический портал " Portaleco.ru"
  7. Нравственно – экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.:5 зазнания,2005.-2008.- ( Методическая библиотека)
  8. Я познаю мир. Экология: энцикл./авт.-сост. А.Е.Чижевский; худож. Е.В. Шелкун. – М.: АСТ: Астрель, 2008. -410с.

Календарно - тематическое планирование 1 год обучения

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения занятий

Примечание

По плану

Факти-чески

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

1

Вводное занятие, знакомство, введение в курс обучения. Экологические памятки.

2

2-3

«Природа глазами детей» - устное и изобразительное творчество детей на заданную тему: «Что я люблю в природе»

4

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

4

Экскурсия в природу « Единство живого и неживого в окружающем нас мире»

2

5-6

«Осенняя палитра»

- поделки из листьев « Осенний пейзаж»

-конкурс рисунков « Яркая осень»

4

7-8

«Календарь природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

9

 «Осеннее настроение» -изготовление открыток

2

10

«Приметы и время года. Осень»

- игровая презентация

(Цикл занятий в течение учебного года)

2

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

13

Изучение деревьев и кустарников на пришкольной территории.

Уборка листьев на пришкольной территории

2

14-15

Презентация о красоте деревьев

Аппликация « Чудо-дерево»

4

16-17

«Календарь природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

18-20

«Зимующие птицы»

- игровая презентация

-изготовление кормушек из подручного материала

6

21

Викторина « Путешествие в страну Экологию»

2

22-23

«Путешествие в березовую рощу»

- игровое занятие

-поделка из пластилина и природного материала

 «Осенняя сказка»

4

24-25

Конкурс экологических фотографий « Осень»

4

26-27

Эко-Азбука

4

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

28-29

«Приметы и время года. Зима»

(Цикл занятий в течение года)

 -Игровая презентация

-Мастер-класс «Снежинки»

4

30

«Подарок для птиц»

презентация на тему чем можно кормить зимующих птиц.

Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

2

31-32

«Календарь природы своими руками. Декабрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

33-34

«Изготовление елочных украшений своими руками»

4

35

Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки»

2

36-37

«Домашние любимцы. Кошки»

- рассказ о своем питомце

- сочинение сказки от лица питомца

4

38-39

«Домашние любимцы. Собаки»

- рассказ о своем питомце

- сочинение сказки от лица питомца

4

40-41

«Календарь природы своими руками. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

42-43

Животные леса.

Презентация. Творческая работа.

4

44

Конкурс экологических фотографий « Зима»

2

45-46

«Календарь природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

47-48

«Музыка Земли» Презентация о звуках природы, творческая работа на заданную тему.

4

Весна - красна, и Лето – егоза (48ч.)

49-50

«Приметы и время года. Весна»

(Цикл занятий в течение года)

-Игровая презентация

-Мастер-класс «Подарок ко дню весны»

4

51-52

«Календарь природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

53-54

В маленьком семени прячется растение.

Развитие растений из семени. Условия необходимые для прорастания семян.

4

55-56

Экологическая игра «Научи ухаживать за растением!»

- презентация о комнатных растениях

4

57-58

«Календарь природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

59-60

Аппликация-фантазия « Цветок радости». «Придумай сказку о любимом цветке»

4

61-62

Народные традиции и обычаи, связанные с природой.

4

63-64

Конкурс экологических фотографий « Весна»

4

65-66

«Календарь природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

67-68

Мини – исследование: « Под нашими ногами» Конкурс рисунков на тему

«Природа-человеку, человек – природе»

4

69-70

«Прогноз погоды»

-подведение итогов составления календаря природы

4

71-72

«Приметы и время года. Лето»

-игровая презентация

- мастер –класс « Солнышко»

4

Календарно - тематическое планирование 2 год обучения

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения занятий

Примечание

По плану

Факти-чески

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

1

Вводное занятие, введение в курс второго года обучения

2

2-3

Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

4

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

4

Учимся делать проект

2

5-6

«Зеленая школа» Проект

«Комнатные растения разных экологических групп»

4

7-8

«Книга природы своими руками. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

9

 «Осенняя палитра»

поделка из листьев « Осенний пейзаж»

2

10

«Жалобная книга» природы (деловая игра)

2

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

13

История создания Красной книги, ее виды.

2

14-15

Создаем свою Красную книгу

(творческая мастерская)

4

16-17

«Книга природы своими руками. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

18-19

«Путешествие на природу»

-сбор и составление осеннего гербария

4

20-21

Эко-Доктор

4

22-23

Просмотр экологических мультиков

4

24-25

Конкурс экологических роликов

 « Осень»

4

26-27

Проект « Природоохранная деятельность нашей школы»

4

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

28-29

«Зимующие птицы»

« Игровая презентация»

Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам на пришкольном участке.

4

30

Интеллектуальная экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям»

2

31-32

«Книга природы своими руками. Декабрь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

33-34

Постановка сказки « Маленькой елочке холодно зимой»

4

35

Акция «Сохраним ёлочку». Выпуск листовок. Мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек.

2

36-37

Проект « Птицы нашего двора»

4

38-39

Познавательная беседа «Птицы в жизни человека»; Конкурс плакатов  «Защитим птиц»

4

40-41

«Книга природы своими руками. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

42-43

Проект « Животные зимой»

4

44

Конкурс экологических роликов

 «Зима»

2

45-46

«Книга природы своими руками. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

47-48

Просмотр экологических мультиков

4

Весна - красна, и Лето – егоза (48ч.)

49-50

Что такое заповедник? Как появился заповедник.

- просмотр видеороликов

-беседа

4

51-52

«Книга природы своими руками. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

53-54

Заповедники России

4

55-56

Экологическая игра  

4

57-58

«Книга природы своими руками. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

59-60

Деятельность экологических организаций

- составление плакатов

4

61-62

Новая жизнь упаковки ( творческая мастерская)

4

63-64

Конкурс экологических роликов

 «Весна»

4

65-66

«Книга природы своими руками. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

67-68

Экотворческий проект «Составляем экологический прогноз родного края»

4

69-70

Подведение итогов составления книги природы

4

71-72

Озеленение кабинета географии (пересадка комнатных растений)

4

Календарно - тематическое планирование 3 год обучения

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения занятий

Примечание

По плану

Факти-чески

Раздел 1.  Вводная часть (6 ч.)

1

Вводное занятие, введение в курс третьего года обучения. Советы по экологическому образу жизни

2

2-3

Фотоотчет о добрых делах в природе летом.

4

Раздел 2.  Яркая осень (48ч.)

4

 Эко-памятки « Заботься о природе каждый день»

2

5-6

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

-игровое занятие « Материки и океаны»

- практическое занятие по теме

4

7-8

«Книга юного эколога. Сентябрь» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

9

Взаимосвязь экологии с другими науками. Методы экологических исследований.

2

10

« Что выросло на нашем огороде»

Поделки из овощей

2

11-12

«Защитим природу вместе»

( Всемирный день охраны мест обитания -6 октября)

-Игровая презентация

-изготовление экологических плакатов.

4

13

Экологические факторы, влияющие на здоровье. Правила здорового образа жизни.

2

14-15

Рациональное питание. Золотые правила питания

- составление альбома (ароматерапия, фитотерапия, сокотерапия, лечебные чаи)

4

16-17

«Книга юного эколога. Октябрь» (Цикл занятий в течение учебного года»

4

18-19

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

«Небо, воздух, вода и земля»

- рисунки по теме «Загрязнения атмосферы», «Загрязнения почвы», « Загрязнение воды»

4

20-21

Проведение мини-исследований: «Сколько мусора моя семья выбрасывает за день»

4

22-23

Творческий проект « Мой край в будущем»

4

24-25

Конкурс экологических роликов

 « Осень»

4

26-27

Проведение мини-исследований: «Комнатные растения в моей квартире»

4

Раздел 3. Зимушка-зима (42ч.)

28-29

Планета Земля (Цикл занятий в течение учебного года)

- игровое занятие « Круговорот в природе или путешествие капельки»

-практическое занятие по теме

4

30-31

Проект « Вода источник жизни»

2

32-33

«Книга юного эколога. Декабрь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

34

Опыты « Снеготаяние»,

«Снежинка под лупой»

2

35

Проведение беседы «Улучшение природной среды. Как ты это себе представляешь».

2

36-37

Просмотр экологических мультиков

4

38-39

Проведение игры – КВН «Умей выбирать»

4

40-41

«Книга юного эколога. Январь»

(Цикл занятий в течение учебного года)

4

42-43

Литературно – музыкальная викторина

4

44

Конкурс экологических роликов

« Зима»

2

45-46

«Книга юного эколога. Февраль» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

47-48

Экологическое сознание человека

4

49-50

Проект « Экология моего села»

4

51-52

«Книга юного эколога. Март» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

53-54

Экологическая катастрофа

(деловая игра)

4

55-56

Семейный конкурс «Экодом» Защита мини- проектов.

Рациональное использование энергоресурсов (мини-проекты)

Рациональное использование  воды (мини-проекты)

4

57-58

«Книга юного эколога. Апрель» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

59-60

Бытовой мусор

Классификация бытового мусора

Конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)

Конкурс поделок из бытового мусора

4

61-62

Какой след останется после нас на Земле.

-просмотр видеоролика.

-беседа

4

63-64

Конкурс экологических роликов

«Весна»

4

65-66

«Книга юного эколога. Май» (Цикл занятий в течение учебного года)

4

67-68

Составление кодекса юного эколога

4

69-70

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

- обсуждение фильма

4

71-72

Подведение итогов составления книги юного эколога.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...