Использование ИКТ в дополнительном образовании.
статья

Федотова Елена Юрьевна

Использование ИКТ в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_dopolnitelnom_obrazovaniya.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в дополнительном образования.

В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу.  Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.

Из-за большого количества информации появилось много проблем, самой важной из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся становится все труднее.

Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты  при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых участвуют воспитанники творческих объединений, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и учреждению дополнительного образования детей.

Сегодняшние воспитанники, учреждений дополнительного образования, достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей.

Сеть Интернет позволяет обучающимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.

Исследование показало, что наиболее эффективной формой компьютерного обучения является "педагог-компьютер-группа обучающихся". Эффективна совместная деятельность, осуществляемая в педагогике сотрудничества. При использовании компьютера как средства обучения можно выделить следующие типы задач: уже имеющиеся дидактические задачи, в которых повышается эффективность их решения за счет использования справочных и экспертных систем в обучении; организация контроля и тренировки при сохранении традиционной формы обучения; новые дидактические задачи, например, имитация эксперимента; моделирование содержания объектов усвоения.

В XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные системы. На сегодняшний день большинство учреждений дополнительного образования  имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо  не только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно их применение во всех творческих объединениях различной направленности.

Любой обучающийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходиться находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.

Использование сети Интернет даёт доступ к различным библиотекам, позволяет  участвовать, как обучающимся, так и педагогам дополнительного образования и методистам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть Интернет позволяет всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас в сети Интернет существует большое количество ресурсов, созданных и поддерживаемых обучающимися учреждений дополнительного образования детей, а также педагогами.  Такие проекты развивают самостоятельность, коллективизм (так как поддерживаются данные проекты обычно группой обучающихся), целеустремлённость.

Используя информационные технологии, учреждения дополнительного образования поощряют педагогов  на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Благодаря интенсивному развитию сети Интернет, информация стала более доступна и намного обширнее. Интернет – это необъятное количество информации, возможность общения с людьми из разных стран, благодаря Интернет можно практически мгновенно получить ответы на интересующие вас вопросы. Несомненно, Интернет несёт в себе огромный потенциал образовательных услуг.

Одной из разновидностей образовательных услуг сети Интернет являются электронные газеты и журналы. С помощью электронных газет и журналов, можно узнать различные новости, интервью, события, анонсы и другую полезную информацию о происходящем в мире.

Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить педагога. Компьютер в данном случае выступает как средство воспитательно-образовательного процесса. Руководить же по-прежнему должен педагог. С другой стороны при дистанционном обучении на основе Интернет технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же обучающийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.

Главная проблема дистанционного образования является её молодость, это сравнительно молодая форма образования находящаяся в стадии становления, тем не менее, она имеет огромные перспективы. Огромной проблемой в дистанционном образовании является не передача нужной  информации обучающимся через сеть Интернет, а разработка высокопрофессиональных электронных методических пособий, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться.

Средства информационных технологий позволяют более наглядно представлять дидактический материал, для более эффективного применения на занятиях в творческих объединениях. Компьютер предоставляет дополнительные средства (использование гипертекста, качественной графики и анимации) использование которых в будущем может вывести процесс обучения на совершенно новый уровень. Электронные учебники являются одним из таких средств. Всё чаще в сети Интернет можно встретить электронные варианты учебников и статей.

Современному обществу требуется не только информационно грамотный человек, но и творчески самостоятельная личность. Поэтому необходимо развивать самостоятельность и творческие способности обучающихся. Данную задачу можно реализовать средствами информационных технологий, вовлекая учеников в создание электронных учебников для образовательного учреждения.

Разработка электронного учебника для учреждения дополнительного образования обучающимися предполагает тесное общение с педагогом того творческого объединения, для которой собственно и создаётся учебник. То есть обучающиеся совместно с педагогом дополнительного образования должны для начала подготовить материал для будущего электронного учебника, разбить материал на темы, создать структуру учебника, подготовить иллюстрации и пр. Такая совместная работа педагога и обучающихся позволяет им взглянуть на процесс обучения с другой стороны, то есть в данном случае педагог является соучастником данного проекта, и общение между ними происходит в форме сотрудничества.Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ и Интернет-технологий. Необходимо, потому что занятие с использованием ИКТ и Интернет технологий- это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающегося, позволяет обучающемуся работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

В дополнительном образовании - воспитание и обучение органически соединены. Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе, пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих лидеров неформальным, демократическим путем, учитывая их организаторские, деловые и личные качества.

Деятельность участников культурно-образовательного процесса строится на основе инициативы и самодеятельности её членов, а объединения становятся направлениями деятельности, частью культурной среды нашей школы, микрорайона или города.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде всего:

  • преобразование предметно-развивающей среды;
  • расширение возможности познания окружающего мира
  • использование новой наглядности (презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми дошкольники имеют определённые трудности);
  • создание новых средств передачи информации для развития детей.

В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:

  • Компьютер (ноутбук)
  • Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)
  • Принтер, сканер, копир
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Музыкальный центр(для прослушивания музыки, аудиосказок)
  • Фотоаппарат
  • Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

1.         Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья,  и т.п.

2.        Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе PowerPoint, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.

3.        Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  • позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Использование ИКТ в процессе организации методической работы.

Единая система использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Цель методической работы – научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности информационной образовательной среды нашего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.

Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у Станции юных техников собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни учреждения. Общение  с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.

В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Применение информационно-компьютерных технологий в УДОД:

-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.

Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести дополнительное учреждение  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным образовательным стандарта

ИКТ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ТАК КАК ОНИ ПЕРЕДАЮТ ИНФОРМАЦИЮ БЫСТРЕЕ

  • движение и звук – привлекают внимание детей;
  •  наглядность – способствует лучшему запоминанию материала;
  • слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те наблюдение, которые вызывают затруднения.
  • смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать каждому;
  • использование ИКТ побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности самостоятельно или вместе с родителями.

ИКТ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • В начале для обозначения темы;
  • Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 1. Минимизация времени доступа к информации;

 2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

 3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

 4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

5. Рост объема информации;

6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

 7. Оперативное получение информации;

 8. Расширение информационных потоков;

 9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...

«Использование ИКТ в дополнительном образовании как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса»

Использование ИКТ в дополнительном образовании - одна из актуальных проблем дополнительного образования. Использование ИКТ позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для об...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

Статья "Использование ИКТ в дополнительном образовании"

Методика использования ИКТ на занятиях кружка по физике...