Использование ИКТ в дополнительном образовании
учебно-методический материал по информатике и икт

Ужегова Ирина Владимировна

Повышение качества дополнительного образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий в деятельности педагога - необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_dopolnitelnom_obrazovanii.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Станция юных техников

Доклад:

Использование ИКТ

в дополнительном образовании

Подготовил:

Педагог дополнительного образования

 МБУ ДО СЮТ г. Гуково,

 Ужегова Ирина Владимировна

г. Гуково

2024 год

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, владение которыми также необходимо, как умение читать и писать. ФГОС ставит задачу знакомить младших школьников с информационными и коммуникативными технологиями, учить грамотно применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у учащихся ИКТ-компетентности.

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами. Образование так же не стоит на месте, оно характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих занятиях современные ИКТ.

Повышение качества дополнительного образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий в деятельности педагога - необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности обучающегося. Согласно должностной инструкции, педагог дополнительного образования должен знать основы работы с персональным компьютером. Педагогу дополнительного образования необходимо внедрять в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии, которые помогут улучшить качество воспитательно-образовательного процесса, повысят профессиональное мастерство.

 Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную и информационную технику.        

 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)". Использование ИКТ помогает педагогу дополнительного образования собирать, обрабатывать, хранить, передавать, транслировать, тиражировать любую информацию.

К современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:

  • компьютерные учебники;
  • предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
  • лабораторные практикумы;
  • программы-тренажеры;
  • контролирующие программы;

Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни, способствует развитию у обучающихся информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.

Использование ИКТ в работе над проектом. Но как быть, если материально- техническая база Станции не позволяет в полной мере использовать ИКТ?

Так как педагогическая деятельность на Станции строиться в большинстве своем с индивидуальным подходом к обучающимся, можно начать знакомство с информационными технологиями в рамках проектной деятельности. Обучающиеся младшего возраста знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Педагог – координатор и консультант деятельности обучающегося.

На основном этапе работают обучающиеся совместно с педагогом. Деятельность в проекте основана на использовании возможностей компьютерной графики, презентаций, ресурсов Интернет, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию у них коммуникативных способностей.

На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: выполнение отчёта о проделанной работе в текстовом редакторе Microsoft Word, слайдовая презентация, иллюстрирующая работу над проектом - Microsoft Рower Point, оформление продукта проекта в электронном виде, размещение материала проекта в Интернете.

Таким образом, использование ИКТ позволяет обучающимся находить источники информации, формировать навыки делового общения, создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона обучающихся при восприятии информации.

Назначение ИКТ в обучении. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения обучающимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели работы над проектом:

- образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

- воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы проекта. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

3. Как информационно-обучающее пособие в обучении. Особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему.  Используется текстовый редактор, составляются и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы — это наиболее удобный, быстрый и современный способ. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями. Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Ярким примером реализации информационных технологий в деятельности педагога дополнительного образования, выступает применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами, называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР используют на занятиях по дополнительному образованию детей: информационные (помогающие усвоить новый материал, практические (необходимые для выполнения учебных заданий), контрольные (используются для самоконтроля). ЭОР открывает новые возможности и перспективы для улучшения процессов воспитания, обучения, и развития детей. В качестве примеров электронно-образовательных ресурсов в дополнительном образовании детей можно указать следующие: обучающие игры, викторины, тренажеры, образовательные комплексы, конструкторские творческие среды. Электронно-образовательные ресурсы можно создавать самому педагогу.   С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • развивать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

Компьютеры позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков. А методически грамотно применяющиеся приемы ИКТ повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

 Помимо несомненных плюсов по использованию ИКТ, педагог дополнительного образования должен помнить о возможных негативных последствиях психолого-педагогического воздействия на ученика информационно ёмким и эмоционально насыщенным материалом. Педагог дополнительного образования планируя свою деятельность должен знать и выполнять санитарно-гигиенические требования по использованию ИКТ, чтобы не нанести вред физическому и психическому здоровью учеников.

     Использование ИКТ в работе с родителями педагогу дополнительного образования необходимо. Современные родители грамотны и информированы, но вместе с тем у них недостаточно времени для личного общения с педагогами, для получения большой информации. Вот поэтому на помощь педагогу придут современные формы работы с родителями с использованием ИКТ — это:

- сотовая связь, приложение WhatsApp  

- сайт образовательного учреждения

- электронная почта

-мультимедийная презентация

Сотовая связь необходима для быстрой передачи информации родителям, предполагает живой диалог между педагогом и родителями.  На сайте образовательного учреждения родители получают возможность узнать последние новости, познакомится с мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении, сайт помогает родителям, быть всегда в курсе всех событий.

Электронная почта помогает осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей. По почте можно выслать информацию о развитии ребенка, о результатах диагностик, рекомендации по обучению и воспитанию детей.

 Мультимедийные презентации используются во время проведения родительских собраний. мастер-классов, круглых столов.  Они необходимы для доступной, яркой передачи информации.

  Таким образом, внедрение информационных технологий в учреждениях дополнительного образования в работе с родителями залог успешности взаимодействия педагога и семьи. ИКТ создают условия для активного участия родителей в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, повышают компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

 Самообразование — это необходимая деятельность для педагога дополнительного образования, которая помогает самосовершенствовать свои знания, умения, навыки. Большую популярность приобретают формы, основанные на использование ИКТ. Они дают доступ к большому количеству информации, помогают хранить и обрабатывать её. В работе по самообразованию помогают сетевые профессиональные сообщества — это интернет-ресурсы, созданные для общения педагогов, благодаря которым можно получить консультативную помощь, обменяться опытом, читать новости, анонсы интересных мероприятий.    

    Самый быстрый и эффективный способ показать результаты своей деятельности -размещение статей, методических разработок, дидактических материалов на сайте образовательного учреждения, своем личном сайте, в сетевом сообществе педагогов. Участвуя в интернет конференциях, педагог может поделится результата ми своей деятельности, познакомиться с опытом других педагогов. Благодаря ИКТ можно пройти дистанционные курсы по теме самообразования или любой другой теме, поучаствовать в интернет конкурсах и вебинарах.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования, способствует повышению профессионального уровня педагога, дает стимул к проявлению творческих способностей, активизирует педагога на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения. Помогает раскрыть способности и потенциал ребенка.  Повышает интерес детей к обучению. Активизирует познавательную деятельность детей, повышает качество усвоения программного материала.   Оказывает помощь в работе с родителями. Делает педагогическую деятельность инновационной, интересной, современной.

Проблема активного применения информационно-коммуникативных
технологий в образовании сегодня – одна из самых актуальных. XXI век – век
информационного общества, когда благополучие страны зависит не только от ее природных и человеческих, но и от информационных ресурсов.
В деятельности педагога дополнительного образования использование
информационно-коммуникативных технологий можно разделить на несколько направлений. Во-первых, это оформление и хранение документации в электронном формате. Сегодня составление календарно-тематического плана работы творческого объединения, разработка рабочих программ, создание педагогических копилок планов-конспектов занятий, презентаций на различные темы и разделы рабочей программы – все эти виды методической работы педагога существенно упростились и не занимают такого большого времени, не отнимают много сил.

Педагог освобождается от многочасовой рутинной работы, у него появляется время для собственного творческого развития. Это особенно важно для педагога дополнительного образования, ведь помогая ребенку реализовать свои способности в изобразительном искусстве, хореографии, музыке, необходимо самому быть человеком творчески наполненным и профессионально состоявшимся. Следует также отметить, что индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования сегодня целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий педагогом способствует расширению, многофункциональному применению информации, ее актуализации в соответствии с образовательными потребностями. Второе направление использования ИКТ в работе педагога дополнительного образования учитывает преобладание визуального восприятия информации у
большинства обучающихся над слуховым. Используя возможности компьютера, его прикладных программ и приложений можно существенно обогатить опыт зрительного восприятия, активизировать мыслительную деятельность детей, посещающих любое творческое объединение, а работу на практике сделать увлекательной и современной. Здесь особое внимание можно уделить типу занятия, успешно варьировать приемы подачи материала. Например, на занятии, где объясняется что-то новое при использовании программы Power Point можно создать интересные динамические эффекты с большим количеством иллюстративного материала: отрывков из фильмов, фотоматериалов, литературных и музыкальных фрагментов. Такой подход позволит ознакомить ребенка с предметами и явлениями, находящимися за пределами его собственного опыта.

На занятии, посвященном закреплению пройденного материала, позволит использовать ИКТ при демонстрации заданий викторины, что превратит повторение в увлекательную игру. Тестирование с использованием ИКТ можно использовать на занятии, основной целью которого является контроль за уровнем усвоенных знаний и сформированных навыков.

Движение, звук, мультипликация привлекают внимание детей, формируют способность длительное время удерживать внимание в рамках предлагаемой темы, повышают познавательную активность. Ярким примером организации дополнительного образования детей с использованием информационно-коммуникативных технологий выступает применение электронно-образовательных ресурсов, представленных в электронно-
цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и
метаданные о них.

Следующее направление использование ИКТ связано с результативностью практической деятельности. Любой обучающийся может участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, что, с одной стороны, повышает требования к уровню получаемых знаний и практических навыков, а с другой стороны делает образовательный процесс более качественным. Участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах позволит ребенку оценить уровень своих практических навыков, получить высокую оценку своих достижений.
Самообразование – важная составляющая профессиональной деятельности
современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникативных технологий, выражающееся в разнообразных формах деятельности. Дистанционные конференции и конкурсы с использованием интернет-ресурсов дают возможность выбора актуальной темы, удобное время для участия. Большое значение для современного педагога имеет и обмен опытом
работы. Существуют различные сетевые педагогические сообщества –
www.nsportal.ru и
www.multiurok.ru. Такая форма самообразования позволит
общаться развивать навыки работы с интернет - ресурсами. Самостоятельное
создание сайта и блога, использование в своей работе методических находок других педагогов – все это поставит деятельность педагога дополнительного
образования на качественно новый уровень.

Благодаря возможностями ИКТ организуется взаимодействие с родителями обучающихся. «Электронная родительская почта» - средство дистанционного общения в сетевом информационно-образовательном пространстве. С помощью электронных писем планируется культурно-досуговая деятельность творческого объединения, родители получают информацию о достижениях и успехах ребенка. Данная форма работы зарекомендовала себя в условиях подготовки к открытым итоговым занятиям, совместным праздникам.

На информационно-коммуникативном пространстве происходит общение родителей и педагога. Таким образом эффективное использование информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования помогает в организации образовательного процесса:

 делает процесс обучения динамичным и ярким,

 привлекает обучающихся к активной познавательной и творческой
деятельности,

 реализует личностно-ориентированный и дифференцированный
подход к обучению,

 рационально организует учебный процесс, повышает эффективность
каждого занятия, делает процесс обучения и самообучения современным и интересным.

Информационные технологии в дополнительном образовании открывают возможности применения новых методов преподавания и обучения, позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Применение информационно-коммуникативных технологий в дополнительном образовании детей позволило использовать новое поколение информационных образовательных технологий, позволяющих повысить качество обучения, создать новые средства образовательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогу и воспитаннику.

Список используемой литературы:

1. Акимов С. С., Андреева Н. С., Мухина М. А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 153-157. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3165/ (дата обращения: 11.08.2019).
2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения /
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
[Электронный ресурс].

3. Информационные технологии в сфере образования / М-во образования
и науки Рос. Федерации, Гос. НИИ информ. образ. Технологий – М., – 248 с.
4. Коваль, Т. С. Информационная культура педагога дополнительного
образования как условие его профессионального развития: дис. к.п.н: 13.00.08 /Коваль Тамара Сергеевна – Кемерово, 2007.

5. Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды
дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к.п.н:
13.00.01: Саранск, 2004.

6. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стереотипное –
Москва: Академия, 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...

«Использование ИКТ в дополнительном образовании как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса»

Использование ИКТ в дополнительном образовании - одна из актуальных проблем дополнительного образования. Использование ИКТ позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для об...

Использование ИКТ в дополнительном образовании.

Использование ИКТ в дополнительном образовании....

Статья "Использование ИКТ в дополнительном образовании"

Методика использования ИКТ на занятиях кружка по физике...