Программа "Тайна семи ларцов"
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Ращупкина Светлана Петровна

Главная цель программы -  Организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_2017_gimnaziya_no2.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное

название

программы

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным

пребыванием детей МБОУ гимназия №2  «Тайны семи ларцов»

Авторы- составители

программы

Чиглинцева Лариса Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

Бунакова Наталья Борисовна, учитель начальных классов

Ращупкина Светлана Петровна, воспитатель группы продленного дня

Руководитель

программы

Середовских Татьяна Леонидовна,  директор МБОУ гимназия № 2

Адрес

учреждения

Г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 19-а

Электронный

адрес

gimnazia2nv@mail.ru

Краткое

содержание

программы

Основная содержательная линия программы посвящена ключевому событию в нашей стране «Году российской истории» и «45-летию города Нижневартовска».

Воспитательная и образовательная деятельность строится по следующим  направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • социально- нравственное;
  • толерантное;
  • гражданско-патриотическое;
  • эколого-краеведческое;
  • интеллектуально-познавательное;
  • художественно - эстетическое.  

Цель программы - организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка.

Задачи программы:

  •  способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
  • формировать активную гражданско-патриотическую  позицию через приобщение к  культурным, научным, социально-значимым событиям в городе, стране, мире;
  • знакомить с историей нашего города;
  • формировать экологическую культуру воспитанников;
  • прививать детям навыки самоорганизации;
  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать у школьников навыков общения и толерантности;
  •  развивать интеллектуальные и творческие способности.

Содержание программы деятельности лагеря строится на  сюжетно-ролевой игре-путешествии  по тропинкам волшебной страны, где живут разные исторические,  былинные и сказочные персонажи. Они сопровождают ребят на каждой тропинке. Тропинок всего 7 (по три дня на каждую).  

Во время путешествия предстоит раскрыть тайну тропинки и открыть ларцы. Тайны – это волшебные драгоценности новых знаний, умений, впечатлений. Для этого ребятам предстоит познакомиться с традициями, праздниками, обрядами, промыслами  разных народов, с историей нашего города и России.

На каждой полянке ребята будут подводить итоги, раскрывать тайну ларца и  наполнять его мнениями, впечатлениями.

Воспитанникам предстоит раскрыть 7 ларцов:

  1. Ларец  «Дружба»
  2. Ларец «Сила духа и ловкость»
  3. Ларец «Мудрость»
  4. Ларец «Родной город»
  5. Ларец «Мужество и героизм»
  6. Ларец «Великие имена, или Наследие предков»
  7. Ларец «Творчество и талант»

В конечном итоге дети  раскрывают и наполняют ларцы знаниями, умениями, приобретенными в путешествии.

Смена заканчивается большим праздничным мероприятием. На нем проходит подведение итогов, концертная программа, презентации творческих проектов, награждение.

Для педагогов:

- повышение уровня педагогического мастерства;

- отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.

Для детей:

- положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка;

- овладение знаниями и правилами безопасной жизнедеятельности;

- удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах деятельности);

- личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности;

- расширение кругозора детей;

- знакомство ребят  лагеря с культурно-историческими ценностями российского народа через наиболее значимые даты и праздники календаря;

- знание форм и способов организации своего досуга, организаторской деятельности;

- умение общаться в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, адекватно оценивать свои силы (приобретение коммуникативных компетенций);

- реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области естествознания, экологии, истории, астрономии, этики и др.

- приобщение к  значимым событиям и мероприятиям нашего  города.

Для родителей:

- чувство уверенности в силах ребенка;

- удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.

Адресат программы

Учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 2 и других школ города, желающие посещать летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей. Возраст воспитанников лагеря - от 6,5 до 17 лет.

Форма  проведения

Лагерная смена

Место проведения

МБОУ гимназия № 2, ул. Дружбы народов, 19-а

География участников

Обучающиеся МБОУ гимназия № 2, других образовательных учреждений, будущие первоклассники

СОДЕРЖАНИЕ.

     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………..

     ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………2-3

  1.  АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ …………………………………….4

  1.  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ …………………………………… ………4

  1.  ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………….....4-6

  1.  СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………..6

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………6-9

  1.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………...9-10

  1. Проект «Здоровому всё здорово!»…………………….10-13
  2. Проект «Экологическая мозаика»…………………...13-16
  3. Проект «Моя Россия»………………………………......17-18
  4. Проект «Азбука безопасности»……………………….19-22

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………...22-24

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………….24-25

  1. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ……………………..25

  1. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………26

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

«Только в бодром горячем порыве, в страстной

любви к своей родной стране, смелости и энергии

родится победа. И не только и не столько в

отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации

всех сил, в том постоянном горении, которое

медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает

неведомые глубины и выводит их на солнечную

ясность»

М.В.Ломоносов

Организация отдыха, занятости в летний период, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков – одна из приоритетных задач социальной политики нашего города и региона.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №2 была вызвана:

- высоким уровнем притязательностей родителей и детей на организованный отдых школьников;

- обеспечением высокого уровня организации безопасного и разнообразного отдыха детей и подростков;

-  реализации образовательным учреждением  стандартов  нового поколения в летний период.

Летний пришкольный лагерь сегодня – это не только социальная защита, это ещё и площадка для творческого, интеллектуального развития, обогащения духовного мира  ребёнка, возможность овладения многими компетенциями, особенно коммуникативными, что создаёт условия для продолжения реализации новых образовательных стандартов даже в летний период.

Программа пришкольного лагеря базируется на принципах:

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: каждый ребёнок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;

ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;

ТВОРЧЕСТВА - принцип, характеризующий основную сторону жизни детского коллектива, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;

ВАРИАТИВНОСТИ – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.

Основная содержательная линия программы посвящена ключевому событию в нашей стране «Году российской истории» и «45-летию нашего города Нижневартовска».

        Программа ставит своей целью не только развитие воспитанников, но и предоставляет детям возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

        В основе составления программы лежит компетентностный подход.

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Тайны семи ларцов» позволит формировать у воспитанников следующие компетентности:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина);
  • компетентность в бытовой сфере (аспекты собственного здоровья);
  • социальные компетенции  (способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации);
  •  межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, пониманию и уважению друг друга;
  •  коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями  общения;
  •  персональная компетенция  - потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к саморазвитию, самостоятельности, самоуважению, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

Для  решения поставленных задач  разработаны  проекты, которые  интегрируют в себе основные направления работы. Так,  например, проекты «Экологическая мозаика», «Здоровому все здорово!», «Моя Россия»  являются взаимосвязанными между собой и позволяют достичь поставленных целей экологического, нравственного воспитания, привития здорового образа жизни, воспитания гражданина, а так же развивать интеллектуально - творческие возможности детей и подростков.

Проект «Азбука безопасности» направлен на формирование у воспитанников безопасности жизнедеятельности не только в лагере, но и в повседневной жизни.

Для достижения  целей, направленных на поддержку здоровья и физического развития детей используем имеющуюся  спортплощадку, спортзал, бассейн.

I. АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ.

        Участниками программы являются учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №2 и  других школ города, желающие посещать летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, а так же будущие первоклассники. Возраст воспитанников лагеря - от 6,5 до 16 лет.

II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка.

III. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  •  способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
  • формировать активную гражданско-патриотическую  позицию через приобщение к  культурным, научным, социально- значимым событиям в городе, стране, мире;
  • знакомить с историей нашего города;
  • формировать экологическую культуру воспитанников;
  • прививать детям навыки самоорганизации;
  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать у школьников навыков общения и толерантности;
  •  развивать интеллектуальные и творческие способности.

Задачи

Формы  работы

Ожидаемый результат

1 . Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

- проведение спортивно- оздоровительных, профилактических  мероприятий.

1.Укрепление  здоровья детей.

2. Развитие интереса    к занятиям физкультурой   и спортом.

3. Формирование мотивации  к здоровому образу жизни.

2.Формировать активную гражданско-патриотическую  позицию через приобщение к  культурным, научным, социально- значимым событиям в городе, стране, мире.

3. Знакомить с историей нашего города.

- проведение акций, экскурсий,

встреч с ветеранами, интересными людьми;

- творческие конкурсы;

- проекты.

1. Формирование

патриотических чувств ребенка.

2. Приобретение знаний  об истории своей страны.

3. Пополнение знаний в области истории нашего города.

4. Приобщение к событиям в городе и участию в них.

4. Формировать экологическую культуру воспитанников.

-        участие в работе Малой академии наук
национальной
образовательной
программы «Интеллектуально-
творческий потенциал
России»;

-        экскурсии в
этнографические музеи;

-        воспитательные
мероприятия;

- проектная деятельность;

- природоохранные акции.

1.Формирование экологической культуры воспитанников.

2.Привлечение к  исследовательской деятельности.

3.Осознание себя как части природы.

5. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

- интеллектуальные игры, марафоны, КВН, «Что? Где? Когда?», диспуты, игры-доказательства, викторины,

мастерские.

1. Развитие интеллектуально-творческого

потенциала детей.

2.Развитие познавательной мотивации учащихся.

6. Прививать детям навыки самоорганизации.

7. Воспитывать культуру поведения.

8. Формировать у школьников навыков общения и толерантности.

- участие воспитанников   в организации лагерных дел;

- организация кружков по интересам;

- создание творческих

групп;

- проведение тренингов, огоньков.

1 .Создание  атмосферы сотрудничества,   доверия,  коллективного творчества.

2.Создание    условий    для формирования   и   развития коммуникативных  навыков учащихся

IV. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Участие детей в управлении своей жизнедеятельностью через создание органов самоуправления, планирование и анализ КТД;
  • Диагностика уровня развития и потребностей детей;
  • Организация кружков по интересам, создание творческих групп для организации  и  проведения КТД, проведение игр и различных мероприятий, развивающих творческую, интеллектуальную деятельность;
  • Предоставление разнообразных форм и видов деятельности;
  • Посещение культурно – досуговых учреждений города, участие в городских мероприятиях;
  • Проведение спортивно - оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
  • Работа бассейна гиманзии;
  • Работа творческих мастерских и клубов.

Реализация программы будет осуществляться   через  проекты:

  • Проект «Здоровому всё здорово!»;
  • Проект «Экологическая мозаика»;
  • Проект «Моя Россия»;
  • Проект «Азбука безопасности»

За  каждым проектом закреплен куратор (воспитатель), который вместе со своим отрядом  координирует  реализацию проекта.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Тайна семи ларцов».

Содержание программы деятельности лагеря строится на  сюжетно-ролевой игре-путешествии  по тропинкам волшебной страны, где живут разные исторические,  былинные и сказочные персонажи (Садко,  русские богатыри, Марья-искуссница, Северный олень, шаман). Они сопровождают ребят на каждой тропинке. Тропинок всего 7 (по три дня на каждую).  

Во время путешествия предстоит раскрыть тайну тропинки и открыть ларцы. Тайны – это волшебные драгоценности новых знаний, умений, впечатлений. Для этого ребятам предстоит познакомиться с традициями, праздниками, обрядами, промыслами  разных народов, с историей нашего города и России.

Лагерь оформляется в  старинном русском народном стиле. План смены в виде 7 закрытых ларцов. На каждом ларце – название Тайны. Ларец будет открываться по мере разгадывания  тайн.

На каждой полянке ребята будут подводить итоги, раскрывать тайну ларца и  наполнять его мнениями, впечатлениями о прошедшем деле. На ларце будут записываться фамилии и  имена отличившихся ребят (к концу смены сразу же можно будет увидеть самых активных ребят).

 Отряды выбирают себе символику, название, девиз  в   историческом стиле.  

Воспитанникам предстоит раскрыть 7 ларцов:

  1. Ларец  «Дружба»
  2. Ларец «Сила духа и ловкость»
  3. Ларец «Мудрость»
  4. Ларец «Родной город»
  5. Ларец «Мужество и героизм»
  6. Ларец «Великие имена, или Наследие предков»
  7. Ларец «Творчество и талант»

В конечном итоге (в конце смены) дети  раскрывают и наполняют ларцы знаниями, умениями, приобретенными в путешествии. Они сами придут к результату их  деятельности – чему они научились, что почерпнули полезного и важного для себя.  

Смена заканчивается большим праздничным мероприятием. На нем проходит подведение итогов, концертная программа, презентации творческих проектов, награждение.

5.1.  Характеристика основных периодов.

Организационный период (первая 3-х дневка).

Цель: создание условий для индивидуальной адаптации ребенка к условиям и требованиям лагеря.

Задачи:

- знакомство детей друг с другом;

- знакомство с традициями, условиями;

- знакомство с безопасными условиями, правилами безопасности;

- введение в сюжет игры;

- планирование смены;

- интенсивное обучение общению;

           - закладывание основ детского коллектива;

           - выявление лидеров.

В организационный период работают игроклассы:

  • «Общение»;
  • «Игровой»;
  •  «Спортивный»;

Таким образом, в организационный период в  отрядах проходит знакомство детей, коллективное планирование, выявление интересов ребят, их способностей и лидерских качеств.

Основной период (пять 3-х дневок).

Цель:     реализация проекта смены.

Задачи:

- закрепление навыков общения;

- реализация лидерского потенциала;

- пропаганда здорового образа жизни;

-реализация интеллектуального, творческого, духовного и  физического потенциала детей;

- освоение различных видов деятельности.

Итоговый период (последняя 3-х дневка).

Цель:  подведение итогов деятельности участников, рефлексия, мониторинг результативности.

Задачи:

- подведение итогов смены;

         - организация анализа работы с детьми, рефлексия;

         -  создание  видеоролика;

         - педагогический анализ смены.

Закрытие смены – это подведение итогов, презентация проектов, видеоролика, награждение ребят, большой праздничная ярмарка.

Существует система поощрений и стимулирования активности детей:

за выполнение дел, активное участие  фамилии ребят записываются на ларце и в конце смены они поощряются ценными подарками, грамотами.

Подобное поощрение  (о нем договариваются в отрядах сами ребята)  осуществляется и внутри отрядов. Таким образом,  к концу смены будут выявлены и награждены самые активные ребята, а так же отряды.

VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

  • спортивно-оздоровительное;
  • толерантное;
  • гражданско-патриотическое;
  • эколого-краеведческое;
  • интеллектуально-познавательное;
  • социально - нравственное;
  • художественно - эстетическое.  

Спортивно – оздоровительное: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, организация спортивных соревнований, знакомство со спортивными играми, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни посредством проведения различных мероприятий.Особое место отводится работе бассейна.

Толерантное:  формирование терпимости по отношению друг к другу, воспитание дружелюбия через совместную деятельность, тренинги, праздники.

Гражданско - патриотическое:  формирование патриотизма, активной жизненной позиции – вахта Памяти (22 июня), экскурсии в парк Победы и музей, конкурсы рисунков, историческое путешествие в прошлое, празднование Дня Независимости России, а так же приобщение к проведению Года российской истории, изучение истории родного города Нижневартовска.  

Эколого – краеведческое: деятельность, направленная на нравственно  - экологическое воспитание детей, включающее в себя формирование определённых знаний об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков взаимодействия с природой, экологические акции, изучение природы своего края, проведение познавательных игр, викторин и конкурсов;

Интеллектуально-познавательное: расширение кругозора детей, формирование познавательной мотивации – викторины, экскурсии, географические путешествия, развитие кругозора, проведение исследовательских, проектных работ.

Социально - нравственное: формирование нравственно - этических норм и правил через беседы, турниры знатоков, рыцарей, «Школу этической грамматики», тренинги, а так  же формирование нравственных и гуманных отношений в коллективе, создание условий для свободного развития личности, знакомство с правами детей;

Художественно-эстетическое:  развитие творческих возможностей  воспитанников, работа изо-студии, кружка «Марьи искусницы».

6.1. ПРОЕКТ «ЗДОРОВОМУ ВСЁ ЗДОРОВО!»

(составитель: Бунакова Н.Б., учитель начальных классов)

header

Пояснительная записка.

Каждый взрослый хочет быть здоровым. Дети об этом как-то не задумываются. Необходимо помочь ребёнку осознать, что  здоровье не купишь ни за какие деньги, что здоровье нужно беречь смолоду, а  для достижения успеха в жизни, в профессии (особенно, если она требует крепкого физического и психического здоровья) иногда  основным критерием отбора является здоровье. Поэтому одним из главных приоритетов работы любого летнего лагеря должно быть спортивно-оздоровительное направление.  

В формировании здорового образа жизни и приобщении к спорту  наших воспитанников  мы так же опираемся  на опыт и развитие физкультуры и спорта в нашем  родном городе.

Оборудование:спортинвентарь, медицинский  кабинет,  мульти - медийная доска, компьютер, дидактические  настольные игры «Хоккей», «Бильярд»,  шашки и шахматы  (в том числе и компьютерные), спортзал и спортплощадка, бассейн.

Цель:  формирование мотивации здорового образа жизни.

Задачи:

  • Диагностирование  и тестирование состояния здоровья, способностей детей;
  • Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Организация различных форм спортивно-оздоровительной деятельности;
  • Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Профилактика табакокурения и наркомании;
  • Предупреждение несчастных случаев;
  • Организация рационального питания.

Ежедневно проводятся :

  • утренняя гимнастика в течение 10-15 минут под музыкальное сопровождение  (в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день);
  • инструктажи с  воспитанниками;
  • минутки здоровья по соблюдению навыков личной гигиены;
  • подвижные игры.

Механизм реализации.

БЛОК

ЗАДАЧИ БЛОКА

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Формирование теоретических знаний о спорте, укреплении здоровья, здоровом образе жизни.

-Беседы с медработниками, волонтерами Центра Анти-СПИД;

-информационные бюллетени, листовки и газеты;

-инструктажи по безопасности;

-просмотры видеофильмов;

- викторины;

- культура здорового питания;

- изучение старинных рецептов здоровья.

ФИЗКУЛЬТУРНО –

ОЗДОРОВИ –

ТЕЛЬНЫЙ

Укрепление духовного, психологического  и физического здоровья.

- Соревнования и турниры:

  «Скакалочка», «Лучший шахматист», «Футбольный турнир», «Книга рекордов лагеря», «Богатырские игрища» «Спортивный марафон» и др.;

- игра – путешествие «Моё здоровье»;

- танцпол;

- утренняя зарядка;

- купание в бассейне.

ТВОРЧЕСКИЙ

Применение знаний на практике, пропаганда здорового образа жизни.

- Исследовательский проект «Богатырская сила»;

«Викторины»;

- Конкурс листовок, плакатов;

- конкурс рекламы и антирекламы;

- конкурс агитбригад;

- «Праздник «Зелёная аптека»;

- драматизация; «Уроки Айболита»;

-  создание творческих проектов, видеороликов и др.

«Советы доктора Пилюлькина»

(Тематика профилактических бесед).

  • «От простой воды  и мыла у микробов тают силы» (о гигиене чистых рук).
  • «Я здоровье берегу,  сам себе я помогу» (о резервах человеческого здоровья, от чего оно зависит).
  • «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что мне съесть» (о рациональном питании).
  • «Хорошее настроение – залог здоровья» (о самочувствии, эмоциях).
  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (о закаливании организма, профилактика солнечных ожогов и ударов).
  • «Клещ – насекомое опасное» (об опасности клещей).
  • «Микроб -  животное опасное, …» (о гигиене, профилактика инфекционных заболеваний).
  • «Будь внимателен!» (о правилах поведения, оказание первой помощи).

Ожидаемые результаты:

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • Психологическая адаптация детей и подростков;
  • Формирование полезных знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни;
  • Привлечение детей и подростков к физкультуре и спорту.

Мониторинг результативности:

  • Медицинское обследование;
  • Психологическая диагностика.

6.2. ПРОЕКТ  «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА».

(составитель: Бунакова Н.Б., учитель начальных классов)

        «…глаз хочет смотреть,

 ухо – слышать, нога - ходить

и рука – хватать. Но также

и сердце хочет верить и любить».

И.Г.Песталоцци

Пояснительная записка.

      Гармоническое развитие всех сил и способностей человека – такова, по убеждению И.Г.Песталоцци, цель воспитания.

     В основу экологического воспитания мы положили идеи многих ученых о природосообразности воспитания,  которая  включает в себя:

а) следование природе ребенка» (учет индивидуальных и возрастных особенностей);        

 б) идею использования природной среды в целях воспитания (организация взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира);

в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.

Отсюда  основной принцип работы по экологическому воспитанию  – ориентация на идеалы гармонии Человека и Природы.  

        Проект реализуется второй год и, в связи с 40-летием города, в проекте содержание одного из блоков «Край родной, на век любимый…»  полностью посвящено этой дате.

Цель: создание  нестандартной игровой экологизированной среды  для формирования экологического опыта.

Задачи:

1) Формирование:

  • социально- активной жизненной позиции детей в решении охраны природы и экологических проблем;
  • системы умений и навыков взаимодействия с природой;
  • ценностной установки на здоровый образ жизни за счет расширения у детей личностного опыта соблюдения норм физической культуры, эмоционально – эстетического восприятия физической красоты человека, его жизнедеятельности в природе;
  • мотив к углубленному изучению природы своего края, занятиям исследовательской и природоохранной деятельностью в  нашем городе;

2) Акцентировать внимание на экологических проблемах окружающей   среды   нашего города, района, округа.

Этапы реализации:

На I этапе происходит  формирование  заинтересованной творческой группы, постановка цели, планирование.

На II этапе проходит исследовательская, познавательная работа, приобретение практического опыта, проектная, творческая работа.

III этап – подведение итогов, творческие проекты, презентации, проведение мероприятий, участие в городских мероприятиях.

Методы работы:

 - исследование;                                  - проекты;                                  

 - экскурсия;                                       -  диспут;

 - наблюдение;                                    - дискуссии;

               - мозговые штурмы;                          - конкурсы;

          - экологические игры;                       - драматизация;

          - экологические десанты.    

Предполагаемые результаты:

  • приобретение детьми экологического опыта;
  •  расширение представления детей о природе нашего края и города Нижневартовска,  экологических  проблемах в городе, о роли человека в экологической среде;
  • участие в городских природоохранных конкурсах и мероприятиях.

Механизм реализации:

НАИМЕНОВА-

НИЕ БЛОКА

НАПРАВЛЕНИЯ  И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

МЕРОПРИЯТИЯ

«Эколого –

интеллектуаль

ный»

Формирование знаний и представлений об окружающем мире, стимулирование познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, осмысление экологических знаний.

Исследовательские проекты,

наблюдения;

экскурсии;

конкурсы;

викторины;

Работа «Зелёной прессы»;

творческие работы.

«Земля – планета загадок»

Знакомство с тайнами, загадка

ми природы, традициями разных народов, связанных с природой, этносом.

Экскурсии;

творческие проекты;

экологические игры;

«День Земли»;

«День Солнца»;

Игры-путешествия «По местам наших предков»;

«День аборигена».

«Красота спасёт

мир»

Формирование экологически развитой эмоционально – чувственной сферы личности, эстетического отношения к природе, расширение эмоционального опыта общения с животным и растительным миром, постижение чувства прекрасного и реализация своих эмоций.

«Экологический театр», который включает в себя музыкальные, танцевальные образы природы, драматизацию;

«Город мастеров»;

Концерт «Пусть всегда будет СОЛНЦЕ».

«Край родной, на век любимый…»

Экологическое краеведение, направленное на изучение традиций родного края, особенностей природы, состояния экосистем, распространение информации  об экологии региона, акцентирование внимание на аспектах гражданского долга, патриотизма.

Экскурсии в музеи;

наблюдения;

исследовательские и творческие проекты;

посещение памятников;

«Экологическая неотложка»

Выявление и оказание помощи окружающей среде.

Трудовые экологические

десанты;

экологические акции;

операция «Красивый лагерь» (уборка территории лагеря), «Зимний сад» (посадка комнатных растений), «Клумба»,

«Голубая вода» (уборка территории Комсомольского озера);

Конкурс экологических агитбригад, участие в окружной акции «Спасти и сохранить».

«Эко–Я» (или школа личной экологической безопасности)

Формирование у детей представление о здоровом образе жизни и культурных норм по отношению к своему здоровью (экология души, чистоты чувств, мыслей).

Тренинги;

психологические тренинги;

игры.

Критерии оценки эффективности достижения

поставленных задач:

  • степень заинтересованности детей;
  • увеличение количественных и качественных показателей участия детей

      в мероприятиях пришкольного лагеря,  городского уровня;

  • повышение уровня знаний, умений и навыков в экологическом пространстве нашего города.

6.3. ПРОЕКТ  «МОЯ РОССИЯ »

(составитель Чиглинцева Л.Н., заместитель директора по воспитательной работе)

Цель:

  • Формирование  у воспитанников патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, к истории  своего родного города.

Задачи:

  • Воспитание чувства любви к родному краю, своему городу.
  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое родины, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Развитие познавательного интереса к значимым событиям  истории страны через историю своей семьи, своего города.

п/п

Мероприятие

Образовательная цель

Форма проведения мероприятий

«Кто я? Откуда я родом?»

- познакомить воспитанников с составлением родословной

Беседа,

 проект «История моей семьи»

Посещение  городского краеведческого музея им. Шуваева.

- познакомить с историей города

экскурсия

 «Моя семья и история моей страны» с использованием семейной

информации о периодах времён Великой Отечественной войны, истории

города Нижневартовска (возможно других территорий).

- сбор информации о ветеранах войны, воспитание патриотизма

Диспут

Как составить проект «Моя семья и история моей    страны».

- учить собирать информацию о семье

Консультация

Конкурс творческих работ «Мой  родной Нижневартовск»

- привитие любви к родному городу

Конкурс

 «Я живу в РОССИИ»

-  воспитание гражданина

Познавательная игра

День России: «Символы России» (совместно с городской центральной

библиотекой), праздничный концерт.

- знакомство с историей символов России

Беседа

МЫ ИДЕМ В  «Музей русского быта»

- знакомство с бытом русского народа

Экскурсия

 «В песнях России – история страны»

Представление проектов «Моя семья и история моей страны»

- прививать любовь к родному краю

Музыкальная гостиная

«Бабушкин граммофон»:

- познакомить с песнями военных лет

прослушивание и исполнение песен военных лет.

 «Мы помним! Мы гордимся!»

- воспитывать чувство гордости за ветеранов

Встреча с ветеранами

 «НЕТ – ВОЙНЕ!»

- расширять знания воспитанников о войне

Конкурс плакатов

ДЕНЬ  ПАМЯТИ И СКОРБИ

- воспитание патриотических чувств

Акция « Я помню, я горжусь» Посещение парка Победы

6.4. ПРОЕКТ  «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ »

(составитель: Ращупкина С.П.,  воспитатель группы продленного дня)

Цель:Создание  необходимых условий для формирования у воспитанников пришкольного лагеря  культуры  безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

  • Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;
  • Ознакомить с правилами пожарной безопасности;
  • Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Участники:

Воспитанники  пришкольного лагеря, воспитатели, вожатые, родители, работники ГО и ЧС.

        Принципы реализации проекта:

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и других видов безопасностей  лежат:

1.Принцип последовательности.

Реализация проекта проводится  последовательно.

2. Принцип комплексности.

 Характер проводимой работы  проводится   комплексно-целевым  методом.

3. Принцип целостности и  системности.

Согласование целей и ожидаемых результатов.

4.Принцип обмена информацией.

Тесная взаимосвязь между учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.

Блок 1. Правила дорожного движения

децл.gif

        В последние годы в нашей стране дорожно-транспортный травматизм входит в первую тройку причин гибели людей по причинам некриминального характера.  Подготовить любого человека, а также подростка к  безопасному поведению на дороге, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах опасностей, возникающих в дорожном движении, обучения практическим навыкам ответственного поведения каждого человека, ставшего участником дорожного движения, на основе формирования у него опыта решения типичных дорожно-транспортных ситуаций.

         Основным концептуальным положением данного блока  является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД  мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Блок 2. Правила пожарной безопасности

1252926927_26

 Основным концептуальным положением блока  является: применение  мер по предупреждению пожаров и  полученных знаний при обращении с огнем;  ликвидация небольшого возгорания в начальной стадии; сообщение  о пожаре (телефонный звонок в пожарную службу 01); выход из горящего или задымленного помещения;  пользование первичными средствами пожаротушения.

Блок 3. Безопасность  жизнедеятельности

smiley_010

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Поэтому основным концептуальным положением этого блока  является:

  • умение  планировать свое поведение при чрезвычайных ситуациях с учетом конкретной обстановки и своих индивидуальных возможностей;
  • соблюдать и обосновывать меры безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
  • предвидеть и по возможности избегать чрезвычайных ситуаций;
  • правильно действовать в  экстремальных условиях для снижения отрицательных последствий для себя и окружающих;
  • оказывать  первую  медицинскую  помощь  пострадавшим  в  результате чрезвычайной ситуации;
  •   строить  взаимоотношения  со   сверстниками   и взрослыми, избегая  рискованного поведения, конфликтных ситуаций криминогенного характера и других опасных факторов;
  •  предупреждать опасные  ситуации при отдыхе на природе, при общении с животными, посещении мест с массовым пребыванием людей;
  • соблюдать личную безопасность в семье и обществе.

Механизм реализации проекта

БЛОК

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАДАЧИ БЛОКА

Правила дорожного движения

-Игра-эстафета «Школа светофорных наук»;

-Интеллектуально-творческая игра по ПДД «Крестики-нолики»;

- Тренинг – практикум «Красный, желтый, зеленый»;

- Игра - путешествие  «Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами»;

-Проведение минуток по безопасности дорожного движения;

- Выпуск информационных листков, плакатов;

- Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо»;

- Проведение инструктажей по ПДД.

 Формировать теоретические и практические  знания о правилах дорожного движения;

 Закреплять  знания сигналов светофора;

 Прививать интерес к изучению правил дорожного движения через игровую деятельность;

 Развивать  творческие навыки воспитанников

Правила пожарной безопасности

- Практическое занятие: «Огонь – враг, огонь – друг?»;

- Спортивная эстафета «Юные спасатели»;

- Интеллектуально – творческая игра  «Что, где, когда?»;

- Выпуск памяток для воспитанников лагеря;

- Проведение инструктажей по пожарной безопасности, электробезопасности.

 Формировать теоретические знания и практические навыки по противопожарной безопасности

Безопасность жизне -

деятельности

 - Оформление  информационного буклета «Опасности»:

  • «Клещевой энцефалит» и «Укусы насекомых»
  • «Профилактика отравлений ядовитыми растениями»
  • «Личная гигиена, уход за кожей»
  • «Вода не любит шуток»

-   Участие в городском конкурсе рисунков и плакатов по ОБЖ;

-  Оформление  отрядного уголка по теме: «Осторожно, терроризм»;

- Проведение инструктажей по профилактике негативных ситуаций дома и в общественных местах

 Формировать основы безопасной жизнедеятельности

Ожидаемые результаты:

  •  получение теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения;
  •  снижение количества нарушений правил дорожного движения   воспитанниками пришкольного лагеря;
  •  организация взаимодействия школы и семьи в целях профилактики  дорожно-транспортного травматизма;
  • получение теоретических знаний в вопросах противопожарной защиты и их  применение на практике;
  • приобретение учащимися теоретических и практических навыков,   психологическая подготовка в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в жизни и быту.

VII.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

7.1.Кадровое обеспечение.

Воспитатели, помощники воспитателей, педагоги дополнительного образования – работник МБОУ гимназии №2. Вожатые – из числа студентов, а так же привлечение старшеклассников к вожатской работе.  Медицинский работник и инструктор по плаванию.

Успех работы пришкольного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, их умения общаться, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей.

Ежегодно начальник лагеря, воспитатели посещают городские семинары-практикумы по методическим вопросам организации и проведения летнего отдыха детей.

7.2.Информационно - организационное обеспечение.

  • изучение социального заказа, создание банка данных;
  •  комплектование пакета нормативно-правовых документов,  регламентирующих работу пришкольного лагеря;

- планирование жизнедеятельности пришкольного летнего лагеря;

- оборудование;

- художественно-эстетическое оформление;

- набор детей, взаимодействие с родителями;

- заключение договоров на организацию питания, выездов;

  • создание органов соуправления;
  • презентация летнего пришкольного лагеря: информация для родителей, учащихся, педагогов, выставки, фотовыставки достижений;
  • страничка на сайте.

7.3. Финансовое обеспечение.

Питание детей  осуществляется за счет  средств Городского бюджета, родительских взносов  и окружных субсидий.

Для организации досуга детей вносится родительская плата и спонсорские средства.

7.4.Методическое обеспечение.

А. Нормативно-правовая база:

  • Конвенция  ООН «О правах ребенка»,
  • Закон РФ «О защите прав ребенка»,
  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Устав МБОУ гимназия №2,
  • Положение «О пришкольном лагере с дневным пребыванием детей»,
  • Программа пришкольного лагеря,
  • «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
  • Трудовой кодекс РФ.

Б. Методическая:

  • Тематическое планирование работы отрядов;
  • Организация режима дня;
  • Детское самоуправление;
  • Дидактические материалы.

7.5.   Мотивационное обеспечение.

         Добровольность участия ребенка в деятельности: предоставление ему права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами.

Использование современных нетрадиционных форм работы с детьми и подростками, методов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Для развития системы работы гимназии:

- совершенствование содержания   и форм работы по организации летнего оздоровительного отдыха;

- пополнение методической копилки;

- совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;

- полноценная и качественная занятость детей и подростков в  каникулярный период;

- взаимодействие с социумом (социально-культурные учреждения города);

- реализация новых образовательных стандартов в летний период.

Для педагогов:

- повышение уровня педагогического мастерства;

- отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.

Для детей:

- положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка;

- удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах деятельности);

- личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности;

- расширение кругозора детей;

- знакомство ребят  лагеря с культурно-историческими ценностями российского народа через наиболее значимые даты и праздники календаря;

- знание форм и способов организации своего досуга, организаторской деятельности;

- умение общаться в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, адекватно оценивать свои силы (приобретение коммуникативных компетенций);

- реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области естествознания, экологии, истории, астрономии, этики и др.

- приобщение к  значимым событиям и мероприятиям нашего  города.

Для родителей:

- чувство уверенности в силах ребенка;

- удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.

IX. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

Результативность  реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами:

  • медицинское обследование;
  • анкетирование детей;
  • психологическое тестирование;
  • социальный паспорт пришкольного лагеря;
  • творческие отчеты, проекты, видеоролики;
  • аналитический и статистический материал.

X. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Афанасьев С., Комарин С. -Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
  2. Баранник М.М., Т.С. Борисова - Позывные лета, - М.,2003.
  3. Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
  4. Батухтина Е.П., Вдовина Н.Н, Колобова Е.В., Мачулина Е.Н, Черных О.В. – Панама, - Нижневартовск, 2002г.
  5. Белоножкина О.В. и др., - Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе, Волгоград, 2006г.
  6. Волохов А.В.–Будем работать вместе.– М.,1996.  
  7. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, атракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.,1999.
  8. Гребенюк Г.Н, Кискаев И.А.,  Морозова  И.А., Маслова А.В., Орлянская Л.И Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников.
  9. Гурбина Е.А. - Летний оздоровительный лагерь, - Волгоград, 2006
  10. Маслов А.Аю Портфель вожатого. – Волгоград, 2007г.
  11. Нещерет Л.Г. -Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома .- М.,2000.
  12. Поломис К. -Дети в школьном лагере.– М.,1991.
  13. Сысоева М.Е. -Организация летнего отдыха детей \Учеб .- метод.пособие.-М.,1999.
  14. Фантазия + творчество = каникулы \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях.-1999.
  15. И.В. Цветкова  - Радуга над Экландией, - М.,2005.
  16. О.С.Фоминых, Т.В.Токареваи.др. – Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря, - Н-вартовск,2002.

17. И.В. Цветкова - Экологическое воспитание младших школьников, Москва, 2000г.

18. Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2001г.    

19. А.И.Тарасов – Экскурсия в лес по экологической тропе, Тюмень, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

Математическая игра для 6 классов "Чудеса в ларце"

Математическая игра хорошо проходит в дни "Недели математики"...

"Двое из ларца"

Сценарий мероприятия "Двое из ларца"  посвящен  сказкам. Предназначен для  дошкольников, первоклассников....