Программа "Тайна семи ларцов"
проект (5, 6, 7, 8 класс)
Главная цель программы - Организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_2017_gimnaziya_no2.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ гимназия №2 «Тайны семи ларцов» |
Авторы- составители программы | Чиглинцева Лариса Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе Бунакова Наталья Борисовна, учитель начальных классов Ращупкина Светлана Петровна, воспитатель группы продленного дня |
Руководитель программы | Середовских Татьяна Леонидовна, директор МБОУ гимназия № 2 |
Адрес учреждения | Г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 19-а |
Электронный адрес | |
Краткое содержание программы | Основная содержательная линия программы посвящена ключевому событию в нашей стране «Году российской истории» и «45-летию города Нижневартовска». Воспитательная и образовательная деятельность строится по следующим направлениям:
Цель программы - организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка. Задачи программы:
Содержание программы деятельности лагеря строится на сюжетно-ролевой игре-путешествии по тропинкам волшебной страны, где живут разные исторические, былинные и сказочные персонажи. Они сопровождают ребят на каждой тропинке. Тропинок всего 7 (по три дня на каждую). Во время путешествия предстоит раскрыть тайну тропинки и открыть ларцы. Тайны – это волшебные драгоценности новых знаний, умений, впечатлений. Для этого ребятам предстоит познакомиться с традициями, праздниками, обрядами, промыслами разных народов, с историей нашего города и России. На каждой полянке ребята будут подводить итоги, раскрывать тайну ларца и наполнять его мнениями, впечатлениями. Воспитанникам предстоит раскрыть 7 ларцов:
В конечном итоге дети раскрывают и наполняют ларцы знаниями, умениями, приобретенными в путешествии. Смена заканчивается большим праздничным мероприятием. На нем проходит подведение итогов, концертная программа, презентации творческих проектов, награждение. |
Для педагогов: - повышение уровня педагогического мастерства; - отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры. Для детей: - положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка; - овладение знаниями и правилами безопасной жизнедеятельности; - удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах деятельности); - личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности; - расширение кругозора детей; - знакомство ребят лагеря с культурно-историческими ценностями российского народа через наиболее значимые даты и праздники календаря; - знание форм и способов организации своего досуга, организаторской деятельности; - умение общаться в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, адекватно оценивать свои силы (приобретение коммуникативных компетенций); - реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области естествознания, экологии, истории, астрономии, этики и др. - приобщение к значимым событиям и мероприятиям нашего города. Для родителей: - чувство уверенности в силах ребенка; - удовлетворенность родителей летним отдыхом детей. | |
Адресат программы | Учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 2 и других школ города, желающие посещать летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей. Возраст воспитанников лагеря - от 6,5 до 17 лет. |
Форма проведения | Лагерная смена |
Место проведения | МБОУ гимназия № 2, ул. Дружбы народов, 19-а |
География участников | Обучающиеся МБОУ гимназия № 2, других образовательных учреждений, будущие первоклассники |
СОДЕРЖАНИЕ.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………..
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………2-3
- АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ …………………………………….4
- ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ …………………………………… ………4
- ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………….....4-6
- СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………..6
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………6-9
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………...9-10
- Проект «Здоровому всё здорово!»…………………….10-13
- Проект «Экологическая мозаика»…………………...13-16
- Проект «Моя Россия»………………………………......17-18
- Проект «Азбука безопасности»……………………….19-22
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………...22-24
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………….24-25
- МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ……………………..25
- ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………26
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной
любви к своей родной стране, смелости и энергии
родится победа. И не только и не столько в
отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации
всех сил, в том постоянном горении, которое
медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает
неведомые глубины и выводит их на солнечную
ясность»
М.В.Ломоносов
Организация отдыха, занятости в летний период, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков – одна из приоритетных задач социальной политики нашего города и региона.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №2 была вызвана:
- высоким уровнем притязательностей родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением высокого уровня организации безопасного и разнообразного отдыха детей и подростков;
- реализации образовательным учреждением стандартов нового поколения в летний период.
Летний пришкольный лагерь сегодня – это не только социальная защита, это ещё и площадка для творческого, интеллектуального развития, обогащения духовного мира ребёнка, возможность овладения многими компетенциями, особенно коммуникативными, что создаёт условия для продолжения реализации новых образовательных стандартов даже в летний период.
Программа пришкольного лагеря базируется на принципах:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: каждый ребёнок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
ТВОРЧЕСТВА - принцип, характеризующий основную сторону жизни детского коллектива, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
ВАРИАТИВНОСТИ – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
Основная содержательная линия программы посвящена ключевому событию в нашей стране «Году российской истории» и «45-летию нашего города Нижневартовска».
Программа ставит своей целью не только развитие воспитанников, но и предоставляет детям возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
В основе составления программы лежит компетентностный подход.
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Тайны семи ларцов» позволит формировать у воспитанников следующие компетентности:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина);
- компетентность в бытовой сфере (аспекты собственного здоровья);
- социальные компетенции (способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации);
- межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, пониманию и уважению друг друга;
- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями общения;
- персональная компетенция - потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к саморазвитию, самостоятельности, самоуважению, развитие самоосознанной ориентации на ценности.
Для решения поставленных задач разработаны проекты, которые интегрируют в себе основные направления работы. Так, например, проекты «Экологическая мозаика», «Здоровому все здорово!», «Моя Россия» являются взаимосвязанными между собой и позволяют достичь поставленных целей экологического, нравственного воспитания, привития здорового образа жизни, воспитания гражданина, а так же развивать интеллектуально - творческие возможности детей и подростков.
Проект «Азбука безопасности» направлен на формирование у воспитанников безопасности жизнедеятельности не только в лагере, но и в повседневной жизни.
Для достижения целей, направленных на поддержку здоровья и физического развития детей используем имеющуюся спортплощадку, спортзал, бассейн.
I. АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ.
Участниками программы являются учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №2 и других школ города, желающие посещать летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, а так же будущие первоклассники. Возраст воспитанников лагеря - от 6,5 до 16 лет.
II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка.
III. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
- формировать активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение к культурным, научным, социально- значимым событиям в городе, стране, мире;
- знакомить с историей нашего города;
- формировать экологическую культуру воспитанников;
- прививать детям навыки самоорганизации;
- воспитывать культуру поведения;
- формировать у школьников навыков общения и толерантности;
- развивать интеллектуальные и творческие способности.
Задачи | Формы работы | Ожидаемый результат |
1 . Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей. | - проведение спортивно- оздоровительных, профилактических мероприятий. | 1.Укрепление здоровья детей. 2. Развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом. 3. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. |
2.Формировать активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение к культурным, научным, социально- значимым событиям в городе, стране, мире. 3. Знакомить с историей нашего города. | - проведение акций, экскурсий, встреч с ветеранами, интересными людьми; - творческие конкурсы; - проекты. | 1. Формирование патриотических чувств ребенка. 2. Приобретение знаний об истории своей страны. 3. Пополнение знаний в области истории нашего города. 4. Приобщение к событиям в городе и участию в них. |
4. Формировать экологическую культуру воспитанников. | - участие в работе Малой академии наук - экскурсии в - воспитательные - проектная деятельность; - природоохранные акции. | 1.Формирование экологической культуры воспитанников. 2.Привлечение к исследовательской деятельности. 3.Осознание себя как части природы. |
5. Развивать интеллектуальные и творческие способности. | - интеллектуальные игры, марафоны, КВН, «Что? Где? Когда?», диспуты, игры-доказательства, викторины, мастерские. | 1. Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей. 2.Развитие познавательной мотивации учащихся. |
6. Прививать детям навыки самоорганизации. 7. Воспитывать культуру поведения. 8. Формировать у школьников навыков общения и толерантности. | - участие воспитанников в организации лагерных дел; - организация кружков по интересам; - создание творческих групп; - проведение тренингов, огоньков. | 1 .Создание атмосферы сотрудничества, доверия, коллективного творчества. 2.Создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков учащихся |
IV. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Участие детей в управлении своей жизнедеятельностью через создание органов самоуправления, планирование и анализ КТД;
- Диагностика уровня развития и потребностей детей;
- Организация кружков по интересам, создание творческих групп для организации и проведения КТД, проведение игр и различных мероприятий, развивающих творческую, интеллектуальную деятельность;
- Предоставление разнообразных форм и видов деятельности;
- Посещение культурно – досуговых учреждений города, участие в городских мероприятиях;
- Проведение спортивно - оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- Работа бассейна гиманзии;
- Работа творческих мастерских и клубов.
Реализация программы будет осуществляться через проекты:
- Проект «Здоровому всё здорово!»;
- Проект «Экологическая мозаика»;
- Проект «Моя Россия»;
- Проект «Азбука безопасности»
За каждым проектом закреплен куратор (воспитатель), который вместе со своим отрядом координирует реализацию проекта.
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Тайна семи ларцов».
Содержание программы деятельности лагеря строится на сюжетно-ролевой игре-путешествии по тропинкам волшебной страны, где живут разные исторические, былинные и сказочные персонажи (Садко, русские богатыри, Марья-искуссница, Северный олень, шаман). Они сопровождают ребят на каждой тропинке. Тропинок всего 7 (по три дня на каждую).
Во время путешествия предстоит раскрыть тайну тропинки и открыть ларцы. Тайны – это волшебные драгоценности новых знаний, умений, впечатлений. Для этого ребятам предстоит познакомиться с традициями, праздниками, обрядами, промыслами разных народов, с историей нашего города и России.
Лагерь оформляется в старинном русском народном стиле. План смены в виде 7 закрытых ларцов. На каждом ларце – название Тайны. Ларец будет открываться по мере разгадывания тайн.
На каждой полянке ребята будут подводить итоги, раскрывать тайну ларца и наполнять его мнениями, впечатлениями о прошедшем деле. На ларце будут записываться фамилии и имена отличившихся ребят (к концу смены сразу же можно будет увидеть самых активных ребят).
Отряды выбирают себе символику, название, девиз в историческом стиле.
Воспитанникам предстоит раскрыть 7 ларцов:
- Ларец «Дружба»
- Ларец «Сила духа и ловкость»
- Ларец «Мудрость»
- Ларец «Родной город»
- Ларец «Мужество и героизм»
- Ларец «Великие имена, или Наследие предков»
- Ларец «Творчество и талант»
В конечном итоге (в конце смены) дети раскрывают и наполняют ларцы знаниями, умениями, приобретенными в путешествии. Они сами придут к результату их деятельности – чему они научились, что почерпнули полезного и важного для себя.
Смена заканчивается большим праздничным мероприятием. На нем проходит подведение итогов, концертная программа, презентации творческих проектов, награждение.
5.1. Характеристика основных периодов.
Организационный период (первая 3-х дневка).
Цель: создание условий для индивидуальной адаптации ребенка к условиям и требованиям лагеря.
Задачи:
- знакомство детей друг с другом;
- знакомство с традициями, условиями;
- знакомство с безопасными условиями, правилами безопасности;
- введение в сюжет игры;
- планирование смены;
- интенсивное обучение общению;
- закладывание основ детского коллектива;
- выявление лидеров.
В организационный период работают игроклассы:
- «Общение»;
- «Игровой»;
- «Спортивный»;
Таким образом, в организационный период в отрядах проходит знакомство детей, коллективное планирование, выявление интересов ребят, их способностей и лидерских качеств.
Основной период (пять 3-х дневок).
Цель: реализация проекта смены.
Задачи:
- закрепление навыков общения;
- реализация лидерского потенциала;
- пропаганда здорового образа жизни;
-реализация интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала детей;
- освоение различных видов деятельности.
Итоговый период (последняя 3-х дневка).
Цель: подведение итогов деятельности участников, рефлексия, мониторинг результативности.
Задачи:
- подведение итогов смены;
- организация анализа работы с детьми, рефлексия;
- создание видеоролика;
- педагогический анализ смены.
Закрытие смены – это подведение итогов, презентация проектов, видеоролика, награждение ребят, большой праздничная ярмарка.
Существует система поощрений и стимулирования активности детей:
за выполнение дел, активное участие фамилии ребят записываются на ларце и в конце смены они поощряются ценными подарками, грамотами.
Подобное поощрение (о нем договариваются в отрядах сами ребята) осуществляется и внутри отрядов. Таким образом, к концу смены будут выявлены и награждены самые активные ребята, а так же отряды.
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
- спортивно-оздоровительное;
- толерантное;
- гражданско-патриотическое;
- эколого-краеведческое;
- интеллектуально-познавательное;
- социально - нравственное;
- художественно - эстетическое.
Спортивно – оздоровительное: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, организация спортивных соревнований, знакомство со спортивными играми, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни посредством проведения различных мероприятий.Особое место отводится работе бассейна.
Толерантное: формирование терпимости по отношению друг к другу, воспитание дружелюбия через совместную деятельность, тренинги, праздники.
Гражданско - патриотическое: формирование патриотизма, активной жизненной позиции – вахта Памяти (22 июня), экскурсии в парк Победы и музей, конкурсы рисунков, историческое путешествие в прошлое, празднование Дня Независимости России, а так же приобщение к проведению Года российской истории, изучение истории родного города Нижневартовска.
Эколого – краеведческое: деятельность, направленная на нравственно - экологическое воспитание детей, включающее в себя формирование определённых знаний об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков взаимодействия с природой, экологические акции, изучение природы своего края, проведение познавательных игр, викторин и конкурсов;
Интеллектуально-познавательное: расширение кругозора детей, формирование познавательной мотивации – викторины, экскурсии, географические путешествия, развитие кругозора, проведение исследовательских, проектных работ.
Социально - нравственное: формирование нравственно - этических норм и правил через беседы, турниры знатоков, рыцарей, «Школу этической грамматики», тренинги, а так же формирование нравственных и гуманных отношений в коллективе, создание условий для свободного развития личности, знакомство с правами детей;
Художественно-эстетическое: развитие творческих возможностей воспитанников, работа изо-студии, кружка «Марьи искусницы».
6.1. ПРОЕКТ «ЗДОРОВОМУ ВСЁ ЗДОРОВО!»
(составитель: Бунакова Н.Б., учитель начальных классов)
Пояснительная записка.
Каждый взрослый хочет быть здоровым. Дети об этом как-то не задумываются. Необходимо помочь ребёнку осознать, что здоровье не купишь ни за какие деньги, что здоровье нужно беречь смолоду, а для достижения успеха в жизни, в профессии (особенно, если она требует крепкого физического и психического здоровья) иногда основным критерием отбора является здоровье. Поэтому одним из главных приоритетов работы любого летнего лагеря должно быть спортивно-оздоровительное направление.
В формировании здорового образа жизни и приобщении к спорту наших воспитанников мы так же опираемся на опыт и развитие физкультуры и спорта в нашем родном городе.
Оборудование:спортинвентарь, медицинский кабинет, мульти - медийная доска, компьютер, дидактические настольные игры «Хоккей», «Бильярд», шашки и шахматы (в том числе и компьютерные), спортзал и спортплощадка, бассейн.
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни.
Задачи:
- Диагностирование и тестирование состояния здоровья, способностей детей;
- Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей;
- Организация различных форм спортивно-оздоровительной деятельности;
- Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Профилактика табакокурения и наркомании;
- Предупреждение несчастных случаев;
- Организация рационального питания.
Ежедневно проводятся :
- утренняя гимнастика в течение 10-15 минут под музыкальное сопровождение (в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день);
- инструктажи с воспитанниками;
- минутки здоровья по соблюдению навыков личной гигиены;
- подвижные игры.
Механизм реализации.
БЛОК | ЗАДАЧИ БЛОКА | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ | Формирование теоретических знаний о спорте, укреплении здоровья, здоровом образе жизни. | -Беседы с медработниками, волонтерами Центра Анти-СПИД; -информационные бюллетени, листовки и газеты; -инструктажи по безопасности; -просмотры видеофильмов; - викторины; - культура здорового питания; - изучение старинных рецептов здоровья. |
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИ – ТЕЛЬНЫЙ | Укрепление духовного, психологического и физического здоровья. | - Соревнования и турниры: «Скакалочка», «Лучший шахматист», «Футбольный турнир», «Книга рекордов лагеря», «Богатырские игрища» «Спортивный марафон» и др.; - игра – путешествие «Моё здоровье»; - танцпол; - утренняя зарядка; - купание в бассейне. |
ТВОРЧЕСКИЙ | Применение знаний на практике, пропаганда здорового образа жизни. | - Исследовательский проект «Богатырская сила»; «Викторины»; - Конкурс листовок, плакатов; - конкурс рекламы и антирекламы; - конкурс агитбригад; - «Праздник «Зелёная аптека»; - драматизация; «Уроки Айболита»; - создание творческих проектов, видеороликов и др. |
«Советы доктора Пилюлькина»
(Тематика профилактических бесед).
- «От простой воды и мыла у микробов тают силы» (о гигиене чистых рук).
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (о резервах человеческого здоровья, от чего оно зависит).
- «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что мне съесть» (о рациональном питании).
- «Хорошее настроение – залог здоровья» (о самочувствии, эмоциях).
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (о закаливании организма, профилактика солнечных ожогов и ударов).
- «Клещ – насекомое опасное» (об опасности клещей).
- «Микроб - животное опасное, …» (о гигиене, профилактика инфекционных заболеваний).
- «Будь внимателен!» (о правилах поведения, оказание первой помощи).
Ожидаемые результаты:
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- Психологическая адаптация детей и подростков;
- Формирование полезных знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни;
- Привлечение детей и подростков к физкультуре и спорту.
Мониторинг результативности:
- Медицинское обследование;
- Психологическая диагностика.
6.2. ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА».
(составитель: Бунакова Н.Б., учитель начальных классов)
«…глаз хочет смотреть,
ухо – слышать, нога - ходить
и рука – хватать. Но также
и сердце хочет верить и любить».
И.Г.Песталоцци
Пояснительная записка.
Гармоническое развитие всех сил и способностей человека – такова, по убеждению И.Г.Песталоцци, цель воспитания.
В основу экологического воспитания мы положили идеи многих ученых о природосообразности воспитания, которая включает в себя:
а) следование природе ребенка» (учет индивидуальных и возрастных особенностей);
б) идею использования природной среды в целях воспитания (организация взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира);
в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.
Отсюда основной принцип работы по экологическому воспитанию – ориентация на идеалы гармонии Человека и Природы.
Проект реализуется второй год и, в связи с 40-летием города, в проекте содержание одного из блоков «Край родной, на век любимый…» полностью посвящено этой дате.
Цель: создание нестандартной игровой экологизированной среды для формирования экологического опыта.
Задачи:
1) Формирование:
- социально- активной жизненной позиции детей в решении охраны природы и экологических проблем;
- системы умений и навыков взаимодействия с природой;
- ценностной установки на здоровый образ жизни за счет расширения у детей личностного опыта соблюдения норм физической культуры, эмоционально – эстетического восприятия физической красоты человека, его жизнедеятельности в природе;
- мотив к углубленному изучению природы своего края, занятиям исследовательской и природоохранной деятельностью в нашем городе;
2) Акцентировать внимание на экологических проблемах окружающей среды нашего города, района, округа.
Этапы реализации:
На I этапе происходит формирование заинтересованной творческой группы, постановка цели, планирование.
На II этапе проходит исследовательская, познавательная работа, приобретение практического опыта, проектная, творческая работа.
III этап – подведение итогов, творческие проекты, презентации, проведение мероприятий, участие в городских мероприятиях.
Методы работы:
- исследование; - проекты;
- экскурсия; - диспут;
- наблюдение; - дискуссии;
- мозговые штурмы; - конкурсы;
- экологические игры; - драматизация;
- экологические десанты.
Предполагаемые результаты:
- приобретение детьми экологического опыта;
- расширение представления детей о природе нашего края и города Нижневартовска, экологических проблемах в городе, о роли человека в экологической среде;
- участие в городских природоохранных конкурсах и мероприятиях.
Механизм реализации:
НАИМЕНОВА- НИЕ БЛОКА | НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ | МЕРОПРИЯТИЯ |
«Эколого – интеллектуаль ный» | Формирование знаний и представлений об окружающем мире, стимулирование познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, осмысление экологических знаний. | Исследовательские проекты, наблюдения; экскурсии; конкурсы; викторины; Работа «Зелёной прессы»; творческие работы. |
«Земля – планета загадок» | Знакомство с тайнами, загадка ми природы, традициями разных народов, связанных с природой, этносом. | Экскурсии; творческие проекты; экологические игры; «День Земли»; «День Солнца»; Игры-путешествия «По местам наших предков»; «День аборигена». |
«Красота спасёт мир» | Формирование экологически развитой эмоционально – чувственной сферы личности, эстетического отношения к природе, расширение эмоционального опыта общения с животным и растительным миром, постижение чувства прекрасного и реализация своих эмоций. | «Экологический театр», который включает в себя музыкальные, танцевальные образы природы, драматизацию; «Город мастеров»; Концерт «Пусть всегда будет СОЛНЦЕ». |
«Край родной, на век любимый…» | Экологическое краеведение, направленное на изучение традиций родного края, особенностей природы, состояния экосистем, распространение информации об экологии региона, акцентирование внимание на аспектах гражданского долга, патриотизма. | Экскурсии в музеи; наблюдения; исследовательские и творческие проекты; посещение памятников; |
«Экологическая неотложка» | Выявление и оказание помощи окружающей среде. | Трудовые экологические десанты; экологические акции; операция «Красивый лагерь» (уборка территории лагеря), «Зимний сад» (посадка комнатных растений), «Клумба», «Голубая вода» (уборка территории Комсомольского озера); Конкурс экологических агитбригад, участие в окружной акции «Спасти и сохранить». |
«Эко–Я» (или школа личной экологической безопасности) | Формирование у детей представление о здоровом образе жизни и культурных норм по отношению к своему здоровью (экология души, чистоты чувств, мыслей). | Тренинги; психологические тренинги; игры. |
Критерии оценки эффективности достижения
поставленных задач:
- степень заинтересованности детей;
- увеличение количественных и качественных показателей участия детей
в мероприятиях пришкольного лагеря, городского уровня;
- повышение уровня знаний, умений и навыков в экологическом пространстве нашего города.
6.3. ПРОЕКТ «МОЯ РОССИЯ »
(составитель Чиглинцева Л.Н., заместитель директора по воспитательной работе)
Цель:
- Формирование у воспитанников патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, к истории своего родного города.
Задачи:
- Воспитание чувства любви к родному краю, своему городу.
- Воспитание чувства гордости за героическое прошлое родины, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Развитие познавательного интереса к значимым событиям истории страны через историю своей семьи, своего города.
№ п/п | Мероприятие | Образовательная цель | Форма проведения мероприятий |
«Кто я? Откуда я родом?» | - познакомить воспитанников с составлением родословной | Беседа, проект «История моей семьи» | |
Посещение городского краеведческого музея им. Шуваева. | - познакомить с историей города | экскурсия | |
«Моя семья и история моей страны» с использованием семейной информации о периодах времён Великой Отечественной войны, истории города Нижневартовска (возможно других территорий). | - сбор информации о ветеранах войны, воспитание патриотизма | Диспут | |
Как составить проект «Моя семья и история моей страны». | - учить собирать информацию о семье | Консультация | |
Конкурс творческих работ «Мой родной Нижневартовск» | - привитие любви к родному городу | Конкурс | |
«Я живу в РОССИИ» | - воспитание гражданина | Познавательная игра | |
День России: «Символы России» (совместно с городской центральной библиотекой), праздничный концерт. | - знакомство с историей символов России | Беседа | |
МЫ ИДЕМ В «Музей русского быта» | - знакомство с бытом русского народа | Экскурсия | |
«В песнях России – история страны» Представление проектов «Моя семья и история моей страны» | - прививать любовь к родному краю | Музыкальная гостиная | |
«Бабушкин граммофон»: | - познакомить с песнями военных лет | прослушивание и исполнение песен военных лет. | |
«Мы помним! Мы гордимся!» | - воспитывать чувство гордости за ветеранов | Встреча с ветеранами | |
«НЕТ – ВОЙНЕ!» | - расширять знания воспитанников о войне | Конкурс плакатов | |
ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ | - воспитание патриотических чувств | Акция « Я помню, я горжусь» Посещение парка Победы |
6.4. ПРОЕКТ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ »
(составитель: Ращупкина С.П., воспитатель группы продленного дня)
Цель:Создание необходимых условий для формирования у воспитанников пришкольного лагеря культуры безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
- Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;
- Ознакомить с правилами пожарной безопасности;
- Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности жизнедеятельности воспитанников.
Участники:
Воспитанники пришкольного лагеря, воспитатели, вожатые, родители, работники ГО и ЧС.
Принципы реализации проекта:
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и других видов безопасностей лежат:
1.Принцип последовательности.
Реализация проекта проводится последовательно.
2. Принцип комплексности.
Характер проводимой работы проводится комплексно-целевым методом.
3. Принцип целостности и системности.
Согласование целей и ожидаемых результатов.
4.Принцип обмена информацией.
Тесная взаимосвязь между учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.
Блок 1. Правила дорожного движения
В последние годы в нашей стране дорожно-транспортный травматизм входит в первую тройку причин гибели людей по причинам некриминального характера. Подготовить любого человека, а также подростка к безопасному поведению на дороге, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах опасностей, возникающих в дорожном движении, обучения практическим навыкам ответственного поведения каждого человека, ставшего участником дорожного движения, на основе формирования у него опыта решения типичных дорожно-транспортных ситуаций.
Основным концептуальным положением данного блока является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Блок 2. Правила пожарной безопасности
Основным концептуальным положением блока является: применение мер по предупреждению пожаров и полученных знаний при обращении с огнем; ликвидация небольшого возгорания в начальной стадии; сообщение о пожаре (телефонный звонок в пожарную службу 01); выход из горящего или задымленного помещения; пользование первичными средствами пожаротушения.
Блок 3. Безопасность жизнедеятельности
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Поэтому основным концептуальным положением этого блока является:
- умение планировать свое поведение при чрезвычайных ситуациях с учетом конкретной обстановки и своих индивидуальных возможностей;
- соблюдать и обосновывать меры безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- предвидеть и по возможности избегать чрезвычайных ситуаций;
- правильно действовать в экстремальных условиях для снижения отрицательных последствий для себя и окружающих;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
- строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, избегая рискованного поведения, конфликтных ситуаций криминогенного характера и других опасных факторов;
- предупреждать опасные ситуации при отдыхе на природе, при общении с животными, посещении мест с массовым пребыванием людей;
- соблюдать личную безопасность в семье и обществе.
Механизм реализации проекта
БЛОК | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | ЗАДАЧИ БЛОКА |
Правила дорожного движения | -Игра-эстафета «Школа светофорных наук»; -Интеллектуально-творческая игра по ПДД «Крестики-нолики»; - Тренинг – практикум «Красный, желтый, зеленый»; - Игра - путешествие «Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами»; -Проведение минуток по безопасности дорожного движения; - Выпуск информационных листков, плакатов; - Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо»; - Проведение инструктажей по ПДД. | Формировать теоретические и практические знания о правилах дорожного движения; Закреплять знания сигналов светофора; Прививать интерес к изучению правил дорожного движения через игровую деятельность; Развивать творческие навыки воспитанников |
Правила пожарной безопасности | - Практическое занятие: «Огонь – враг, огонь – друг?»; - Спортивная эстафета «Юные спасатели»; - Интеллектуально – творческая игра «Что, где, когда?»; - Выпуск памяток для воспитанников лагеря; - Проведение инструктажей по пожарной безопасности, электробезопасности. | Формировать теоретические знания и практические навыки по противопожарной безопасности |
Безопасность жизне - деятельности | - Оформление информационного буклета «Опасности»:
- Участие в городском конкурсе рисунков и плакатов по ОБЖ; - Оформление отрядного уголка по теме: «Осторожно, терроризм»; - Проведение инструктажей по профилактике негативных ситуаций дома и в общественных местах | Формировать основы безопасной жизнедеятельности |
Ожидаемые результаты:
- получение теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения;
- снижение количества нарушений правил дорожного движения воспитанниками пришкольного лагеря;
- организация взаимодействия школы и семьи в целях профилактики дорожно-транспортного травматизма;
- получение теоретических знаний в вопросах противопожарной защиты и их применение на практике;
- приобретение учащимися теоретических и практических навыков, психологическая подготовка в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в жизни и быту.
VII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
7.1.Кадровое обеспечение.
Воспитатели, помощники воспитателей, педагоги дополнительного образования – работник МБОУ гимназии №2. Вожатые – из числа студентов, а так же привлечение старшеклассников к вожатской работе. Медицинский работник и инструктор по плаванию.
Успех работы пришкольного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, их умения общаться, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей.
Ежегодно начальник лагеря, воспитатели посещают городские семинары-практикумы по методическим вопросам организации и проведения летнего отдыха детей.
7.2.Информационно - организационное обеспечение.
- изучение социального заказа, создание банка данных;
- комплектование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу пришкольного лагеря;
- планирование жизнедеятельности пришкольного летнего лагеря;
- оборудование;
- художественно-эстетическое оформление;
- набор детей, взаимодействие с родителями;
- заключение договоров на организацию питания, выездов;
- создание органов соуправления;
- презентация летнего пришкольного лагеря: информация для родителей, учащихся, педагогов, выставки, фотовыставки достижений;
- страничка на сайте.
7.3. Финансовое обеспечение.
Питание детей осуществляется за счет средств Городского бюджета, родительских взносов и окружных субсидий.
Для организации досуга детей вносится родительская плата и спонсорские средства.
7.4.Методическое обеспечение.
А. Нормативно-правовая база:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»,
- Закон РФ «О защите прав ребенка»,
- Закон РФ «Об образовании»,
- Устав МБОУ гимназия №2,
- Положение «О пришкольном лагере с дневным пребыванием детей»,
- Программа пришкольного лагеря,
- «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
- Трудовой кодекс РФ.
Б. Методическая:
- Тематическое планирование работы отрядов;
- Организация режима дня;
- Детское самоуправление;
- Дидактические материалы.
7.5. Мотивационное обеспечение.
Добровольность участия ребенка в деятельности: предоставление ему права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами.
Использование современных нетрадиционных форм работы с детьми и подростками, методов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений.
VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Для развития системы работы гимназии:
- совершенствование содержания и форм работы по организации летнего оздоровительного отдыха;
- пополнение методической копилки;
- совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- полноценная и качественная занятость детей и подростков в каникулярный период;
- взаимодействие с социумом (социально-культурные учреждения города);
- реализация новых образовательных стандартов в летний период.
Для педагогов:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.
Для детей:
- положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка;
- удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах деятельности);
- личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности;
- расширение кругозора детей;
- знакомство ребят лагеря с культурно-историческими ценностями российского народа через наиболее значимые даты и праздники календаря;
- знание форм и способов организации своего досуга, организаторской деятельности;
- умение общаться в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, адекватно оценивать свои силы (приобретение коммуникативных компетенций);
- реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области естествознания, экологии, истории, астрономии, этики и др.
- приобщение к значимым событиям и мероприятиям нашего города.
Для родителей:
- чувство уверенности в силах ребенка;
- удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
IX. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами:
- медицинское обследование;
- анкетирование детей;
- психологическое тестирование;
- социальный паспорт пришкольного лагеря;
- творческие отчеты, проекты, видеоролики;
- аналитический и статистический материал.
X. ЛИТЕРАТУРА.
- Афанасьев С., Комарин С. -Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
- Баранник М.М., Т.С. Борисова - Позывные лета, - М.,2003.
- Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
- Батухтина Е.П., Вдовина Н.Н, Колобова Е.В., Мачулина Е.Н, Черных О.В. – Панама, - Нижневартовск, 2002г.
- Белоножкина О.В. и др., - Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе, Волгоград, 2006г.
- Волохов А.В.–Будем работать вместе.– М.,1996.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, атракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.,1999.
- Гребенюк Г.Н, Кискаев И.А., Морозова И.А., Маслова А.В., Орлянская Л.И Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников.
- Гурбина Е.А. - Летний оздоровительный лагерь, - Волгоград, 2006
- Маслов А.Аю Портфель вожатого. – Волгоград, 2007г.
- Нещерет Л.Г. -Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома .- М.,2000.
- Поломис К. -Дети в школьном лагере.– М.,1991.
- Сысоева М.Е. -Организация летнего отдыха детей \Учеб .- метод.пособие.-М.,1999.
- Фантазия + творчество = каникулы \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях.-1999.
- И.В. Цветкова - Радуга над Экландией, - М.,2005.
- О.С.Фоминых, Т.В.Токареваи.др. – Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря, - Н-вартовск,2002.
17. И.В. Цветкова - Экологическое воспитание младших школьников, Москва, 2000г.
18. Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод.пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2001г.
19. А.И.Тарасов – Экскурсия в лес по экологической тропе, Тюмень, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
Математическая игра для 6 классов "Чудеса в ларце"
Математическая игра хорошо проходит в дни "Недели математики"...
"Двое из ларца"
Сценарий мероприятия "Двое из ларца" посвящен сказкам. Предназначен для дошкольников, первоклассников....
« Двое из ларца одинаковых с лица.» Сценарий выпускного вечера 2020 в центре «Гармония».
Выпускной в реабилитационном центре для двойняшек...