Аутизм
статья

Попова Наталья Владимировна

Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране.  Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом. Чего делать категорически нельзя, необходимо постоянно наблюдать за ребенком. И обнаружив у ребенка ниже перечисленные черты в первую очередь нужно получить консультацию ПСИХИАТРА, НЕВРОЛОГА, ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА! А не делать далеко идущих выводов , тем более ставить диагноз самому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.odt25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Аутизм

        Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране.  Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении.  Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом.  Чего делать категорически нельзя, необходимо постоянно наблюдать за ребенком. И обнаружив у ребенка ниже перечисленные черты в первую очередь нужно получить консультацию ПСИХИАТРА, НЕВРОЛОГА, ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА! А не делать далеко идущих выводов , тем более ставить диагноз самому.

        В целом выделяют четыре общих направления в  нарушении развития:

  1. Социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  2. Нарушенная коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  3. Стереотипии в поведении, речи, ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения;
  4. Раннее проявление симптомов

        В возрасте от 3 месяцев до 2 лет должны насторожить следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: малыш не протягивает руки, не стремится быть на коленях, у груди и т. п., в плоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • повышение чувствительности (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качания на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности.  Большинство игр проходят в одиночку;
  • задержка экспрессивной (речевое высказывание) речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться  нормальное развитие до 1.5-2 лет и регрессия (движение назад) речевых навыков вплоть до мутизма (утрачивается способность говорить), эхолалии (постоянное повторение одного и того же).

        При таких нарушениях,  входящих в РАС (расстройство аутистического спектра), как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений. Но отмечается:

  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. д.

        В возрасте от 2 до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «Я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память длинных отрывков, стихотворений вне контекста, отсутствие интонации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без ведомых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто- неравномерное, может проявляться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при возможности читать, писать или наоборот.

        Аутизм не приговор. Вы даже и не подозреваете, что есть выдающиеся личности с различным расстройствами аутистического спектра, некоторые из них -Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Бил Гейтс  и многие другие.... И самым главным - в достижении успеха остается семья, и долгий, кропотливый труд. Ничего не надо бояться, а идти вперед и развивать своего ребенка, с помощью специалистов необходимо выстроить коррекционно-реабилитационную работу, которая поможет организовать  поведение ребенка, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, научить проводить свое свободное время и подготовить к обучению в школе.  

        Будем рады  помочь и ждем вас в нашем учреждении. Вместе мы все сможем.

                                                Попова Н.В.учитель-логопед                                                 ГКУСОКК «Курганинский реабилитационный центр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотер...

"ОСОБОЕ ДЕТСТВО" (ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО, ПЕРЕДАЧ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ, АУТИЗМЕ И ДРУГИХ ПРОБЛЕММАХ ЛИЦ С ОВЗ)

№п/пназвание аннотацияссылка1социальный ролик о детях с ОВЗЛюбовь Аркус - журналист, режиссер, автор готовящегося к прокату серьезного фильма об аутистах "Аут", обратилась в социальных сетя...

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Ребенок с аутизмом в школе

Часто в школе мы встречаем детей скованых, которые замыкаются в себе, стараются избегать контактов. И часто слышим по отношению к таким детям : "Не хочешь общаться - не надо". Но мы не задумываемся о ...

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...