Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы"
рабочая программа

Большаков Юрий Робертович

Шахматное  образование  включает  в  себя  повышение  уровня  общей  образованности  детей, знакомство  с  теорией  и  практикой  шахматной  игры, развитие  мыслительных  способностей  и  интеллектуального  потенциала  школьников, воспитание  у  детей  навыков  волевой  регуляции  характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shahmaty.doc590.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

«Игра в шахматы дисциплинировала мышление,

воспитывала сосредоточенность, развивала память…  

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы

как один из элементов умственной культуры»

(В. Сухомлинский).

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04июля 2014 года №41; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством  образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09;Концепции развития дополнительного образования детей на 2014-2020гг.,утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов

         В  наши  дни  шахматы  заняли  значительное  место  в  жизни  общества. О  роли  шахмат  можно  говорить  бесконечно, но  бесспорно  одно: шахматы  способствуют  развитию  личности  ребенка. Актуальность  преподавания  шахмат  рассматривается  на  различных  правительственных  уровнях. Была  принята  программа  о  введении  преподавания  шахмат  в  школе. Большое  внимание  этому  вопросу  уделяет  и  правительство ХМАО – Югра.

     Шахматное  образование  включает  в  себя  повышение  уровня  общей  образованности  детей, знакомство  с  теорией  и  практикой  шахматной  игры, развитие  мыслительных  способностей  и  интеллектуального  потенциала  школьников, воспитание  у  детей  навыков  волевой  регуляции  характера.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности способствует гармоничному развитию личности ребенка, развитию их творческого мышления, совершенствованию у детей многих психических процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.  Чем раньше у детей развивать логическое  мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем успешнее результаты в обучении.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Цель программы:

Личностное  и интеллектуальное развитие обучающихся посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • формирование  основных  шахматных  знаний, умений  и  навыков;
  • расширение универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • развитие комбинационного зрения, способности мыслить схемами, овладевать техникой борьбы, умения правильно оценивать позицию, усваивать принципы стратегии, тактики;
  • выработка собственных суждений, планирование и анализ своих поступков;.
  • стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся, развитие мотивации ребенка к самосовершенствованию.

Программа адресована обучающимся 7-14 лет, не имеющих навыков игры в шахматы или имеющие начальные навыки и рассчитана на 3 года обучения. Обучение шахматам проходит в рамках ФГОС.

Для приема в детское объединение  родителям ребенка  необходимо заполнить заявление и представить педагогу медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Количество обучающихся в группе от 4 до 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность зависит от года и формы обучения. Организуются как групповые, так и индивидуальные (парные) занятия. В группе 1-го года обучения занятия проводятся 4 часа в неделю (2раза х 2ч), 2 часа в неделю (2 раза по 1 часу) или 1 час в неделю. В группе 2-го и 3-го года обучения занятия проводятся как 4 часа в неделю, так и 2 часа в неделю.

Индивидуальная работа (работа в парах) направлена на углубленное изучение практического материала,  подготовку обучающихся к соревнованиям и получению шахматного разряда (3, 4 разряд).

 Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.                     

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы контроля

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

По итогам реализации программы

  • у обучающихся будут сформированы основные шахматных  знания, умения  и  навыки;
  • стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся, развитие мотивации ребенка к самосовершенствованию.

Обучающиеся:

  • разовьют универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции);
  • научатся использовать комбинационное зрение, способность мыслить схемами, овладеют техникой борьбы, умением правильно оценивать позицию, усвоят принципы стратегии, тактики;
  • выработают собственные суждения,  научатся планировать и анализировать свои поступки;

Учебный  план

1 год обучения

Раздел

теория

практика

Всего часов

теория

практика

Всего часов

теория

практика

Всего часов

Шахматная  доска

2

2

4

1

1

2

1

1

Шахматные фигуры

9

9

18

4

5

9

2

3

5

Шах

1

1

2

1

1

1

1

Мат

3

3

6

1

2

3

1

1

2

Шахматная партия

4

2

6

2

1

3

1

1

Шахматная нотация

2

2

4

1

1

2

1

1

Ценность шахматных фигур

3

1

4

1

1

2

1

1

Техника матования одинокого короля

1

3

4

1

1

2

1

1

Достижение мата без жертвы материала

1

3

4

1

1

2

1

1

Шахматная комбинация

4

10

14

2

5

7

1

2

3

Повторение и закрепление

16

16

8

8

4

4

Основы дебюта

8

16

24

4

8

12

2

4

6

Основы миттельшпиля

4

6

10

2

3

5

1

2

3

Основы эндшпиля

8

12

20

4

6

10

1

3

4

Практика

8

8

4

4

2

2

50

94

144

24

48

72

11

25

36

2 год обучения

Раздел

ФГОС

теория

практика

Всего часов

теория

практика

Всего часов

Повторение

1

1

2

2

6

8

Цель шахматной партии

1

3

4

8

6

14

Стратегия

6

30

36

5

12

17

Тактика

6

54

60

5

15

20

Игровая практика

42

42

13

13

144

20

52

72

3 год обучения

Раздел

ФГОС

теория

практика

Всего часов

теория

практика

Всего часов

Повторение

1

1

2

1

1

2

Цель шахматной партии

1

3

4

8

6

14

Стратегия

6

40

46

5

18

23

Тактика

6

44

50

5

15

20

Игровая практика

42

42

13

13

14

130

144

19

53

72

Содержание программы

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

        Особенность программы в том, что в первом блоке обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

     Содержание второго блока обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

        Третий – четвертый блоки обучения предполагают обучению  решения шахматных задач.  

Содержание практического раздела  программы

1Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

  • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

К концу изучения блока дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу изучения блока дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

1. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

  • “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
  • “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
  • “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
  • “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
  • “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
  • “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

2. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

  • “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
  • “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
  • “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
  • “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

3. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

  • “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
  • “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
  • “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
  • “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
  • “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
  • “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

4. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
  • “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

5. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
  • “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу  изучения блока дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу изучения блока  дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

 1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

  • “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
  • “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
  • “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
  • “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
  • “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
  • “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
  • “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
  • “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
  • “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
  • “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
  • “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
  • “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
  • “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

К концу изучения блока дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термин- дебют.

К концу изучения блока дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

1.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

  • “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
  • “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
  • “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

  • “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
  • “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
  • “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
  • “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
  • “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
  • “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу изучения блока дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу изучения блока дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Мониторинг результатов освоения программы

 Методы  диагностики  результатов  изучения  программы

       

Поскольку  шахматы  по  своей  природе  являются  игрой  с  конечным  и  совершенно  определённым  результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным  критерием  результативности  освоения  материала  является  успешная  игра.

          Необходимо, правда, сделать  одно  очень  существенное  замечание. Теория  современных  шахмат  создавалась  более  500 лет  и  её  объём  очень  велик. Понимание  игры  формируется  у  шахматиста  всю  жизнь, каким  бы  сильным  игроком  он  не  был. Поэтому  даже  отличное  усвоение  какого-то  одного  раздела  программы (н-р, ребёнок  прекрасно  и  быстро  умеет  реализовывать  элементарное  материальное  преимущество – ставить  мат  королём  и  ферзём, королём  и  ладьёй, проводит  пешку  в  ферзи), совершенно  не  обязательно  моментально  даст  хорошие  спортивные  результаты. Ведь  чтобы  воспользоваться  этими  знаниями  для  достижения  победы  в  партии, надо  сначала  получить  позицию  с  лишним  ферзём, ладьёй  или  пешкой. Но  ведь  юный  шахматист  может  проиграть  её, попав  в  ловушку  в  дебюте. Это  создаёт  сложности  в  оценке  результативности  прохождения  ребёнка  программы  целиком. Поэтому, сначала  рассмотрим  чисто  спортивную  составляющую, а  потом, перейдём  к  методам  определения  результативности  изучения  программы  её  по  отдельным  разделам, так  как  качество  их  усвоения  может  быть  различным.

1. Спортивные  достижения, разряды, рейтинг.

         До  сентября  2003  года  в  России  действовала  система  присвоения  спортивных  разрядов. Для  получения  самого  начального, 4-го, нужно  было  набрать  60%  и  более  очков  против  безразрядников. Для  достижения  3-го  разряда – 75%  и  более  против  шахматистов  4  разряда, и  т.д.

         С  1.09.03 года  шахматная  федерация  перешла  на  новую  систему  присвоения  разрядов. 4-ый  и  3-ий  разряды  присваиваются  так  же, как  раньше, а  затем  шахматист  получает  рейтинг  1400 очков, который  после  каждой  партии  может  повышаться  или  понижаться  в  зависимости  от  того, какой  рейтинг  был  у  его  соперника  и  каков  был  исход  игры. Победа  над  шахматистом, имеющим  более  низкий  рейтинг, даёт  прибавку, но  небольшую; поражение  от  шахматиста  с  более  высоким  рейтингом  убавляет  рейтинг, но  не  очень  сильно. Победа  над  обладателем  более  высокого  рейтинга  уже  приносит  более  существенную  прибавку  очков, и  т.д. Эта  система  была  разработана  в  начале  60-х  годов  прошлого  века  американским  математиком  Арпадом  Эло  и  с  этого  момента  применялась  для  оценки  игры  шахматистов  во  всём  мире. Сейчас  она  применяется  практически  для  всех, кто  играет  в  турнирах (рейтинг  Гарри  Каспарова – 2840). Обсчёт  рейтинга  производится  с  помощью  компьютерных  программ. При  достаточно  большом  количестве  сыгранных  и  обсчитанных  партий, особенно  если  часть  из  них  была  сыграна  с  учащимися  из  других  объединений, рейтинг  несёт  достаточно  объективную  информацию  о  силе  игры  каждого  шахматиста. У  этой  системы  есть  недостатки, но  лучшей  человечество  пока  не  придумало. Таким  образом, с  помощью  этой  системы  преподаватель  достаточно  объективно  может  воссоздавать  динамику  развития  силы  каждого  воспитанника, оценить  общий  уровень  шахматистов  объединения  и  т.д.    

2. Диагностика  результативности  изучения  различных  разделов  программы.

Эндшпильная  техника.

        В  учебном  плане  программы  первого  года  обучения  предусмотрены  часы  для  изучения  элементарной  техники  реализации  материального  перевеса  в  конце  партии. Проверка  достигнотого  уровня  в  освоении  этой  темы  проходит  в  форме  сдачи  зачётов  по  эндшпильной  технике.

      Требования  следующие:  учащийся  должен  уметь  при  игре  с  часами  за  1 минуту  выигрывать  следующие  позиции: король  и  ферзь  против  короля; король  и  две  ладьи  против  короля; король  и  ладья  короля; король  и  пешка  против  короля  (в  начальной  позиции  пешку  можно  провести  в  ферзи, но  король  соперника  контролирует  поле  превращения), король, конь  и  крайняя  пешка  против  короля; король  и  два  слона  против  короля. Также  ребёнок  должен  доказать,  что  он  знаком  с  методами  защиты  в  окончании: король  и  пешка  против  короля  при  условии, когда  в  начальной  позиции  при  правильной  игре  можно  не  дать  сопернику  провести  пешку  в  ферзи. Шахматист  должен  знать, какие  пешки, достигшие  2-й  или  7-й  горизонтали, дают  ничью  против  ферзя, а  какие  не  дают.

       Зачёт  проходит  в  виде  турнира, только  не  с  начальной  позиции, а  с  одной  из  тех, которые  были  в  списке. Позиции  могут  носить  технический  характер  или    это  могут  быть  не  очень  сложные  этюды. Участники  ведут  запись, а  бланки  сдают  педагогу. Таким  способом  можно  выяснить  пробелы  в  освоении  темы.

Основы  комбинационной  и  позиционной  игры.

    Изучение  шахматной  тактики  осуществляется  с  помощью  тестовых  задач. Позиции  взяты  из  различных  задачников  по  шахматной  тактике, выпущенных  в  разные  годы  в  нашей  стране  и  за  рубежом. По  мере  выполнения  задания  уровни  усложняются: увеличивается  число  позиций  или  позиции  становятся  более  сложными. По  количеству   и  качеству  решённых  позиций  можно  легко   определить  уровень  его  тактического  мастерства.

    Другой  метод  тестирования, позволяющий  охватить  одновременно  группу  ребят  и  выяснить  их  уровень  усвоения  материала  по  позиционной  и  комбинационной  игре – конкурс  «Угадай  ход».  Подбирается  какая-нибудь  партия  на  определённую  тему  (атака  на  короткую  рокировку, слабость  комплекса  полей  определённого  цвета, хорошие  и  плохие  слоны  и  т.д.). С  определённого  момента  учащимся  даётся  время, чтобы  угадать, какой  ход  сделал  шахматист, игравший  за  победившую  сторону. Потом  проводится  опрос  в  устной  или  письменной  форме. Результаты  школьников  фиксируются  в  таблице. Анализ  результатов  такого  конкурса  может  дать  ценную  информацию  о  способности  учащихся  ориентироваться  в  позициях  определённого  типа, знании  стандартных  планов  и  приёмов  игры. Кроме  того, занятия, проходящее  в  такой  форме, для  детей  гораздо  интереснее, чем  обычная  лекция, так  как  содержит  игровой  соревновательный  элементы. В идеале, такое  занятие  можно  организовать  с  помощью  компьютерной  программы. Однако  для  этого  требуется, чтобы  занятие  проводилось  в  компьютерном  классе  и  каждый  воспитанник  имел  доступ  к  персональному  компьютеру.    

      Дебютная  теория

      Сразу  же  нужно  сделать  две  важные  оговорки. Во-первых, при  проведении  занятий  с  группой  детей  сформировать  полноценный  дебютный  репертуар  для каждого  ребёнка – задача  практически  неразрешимая. Это  слишком  длительный  и  трудоёмкий  процесс, реализуемыё  в  полном  объёме  либо  при  индивидуальной  работе  с  шахматистом, либо  в  том  случае, если  воспитанник  большую  часть  работы  будет  делать  самостоятельно. Во-вторых, знание  ребёнка  того  или  иного  дебюта  становятся  очевидными  только  при  разборе  сыгранных  им  партий. Конечно, кое-что  можно  понять  косвенными  путями, например,  при  проведении  конкурса  «Угадай  ход».  Для  начинающих  шахматистов  на  первых  порах  играются  только  открытые  дебюты, изучаются  основные  варианты  защиты  двух  коней  и  итальянской  партии  и  т.д.. Более  старшие – современные, стратегически  очень  сложные  дебютные  построения. Дебютов  в  шахматах более 40, а  различных  их  разветвлений  бесчисленное  множество, поэтому  в  данном  вопросе  приоритетным  является  индивидуальный  подход. Оценить  уровень  знания  и  понимания  дебюта  учащимися  можно  только  на  материале  его  партий. Другого  способа  диагностики  успешного  изучения  этого  раздела  детьми  не  существует.

       История  шахматной  игры  и  шахматная  азбука.

      В  учебном  плане  существует достаточное  количество  занятий, посвящённых  этой  теме. Знание  истории  шахмат, конечно  очень  мало  влияет  на  практическую  сторону  игры, но  демонстрирует  определённый  культурный  уровень  шахматиста. С  целью  диагностики  результатов  изучения  этого  раздела  организуется  викторина  с  вопросами, посвящёнными  истории  шахмат. Для  проверки  уровня  усвоения  шахматной  азбуки  подготовлены  тесты-опросники, позволяющие  определить, как  ребёнок  запомнил  правильность  расположения  фигур, как  они  ходят, расположение  шахматных  линий  и  т.д. но  лишь  при  анализе  партии  можно  увидеть  на  сколько  его  знания   прочны.

         Подводя  итоги  этого  раздела  программы, я  повторяю  все  вышеизложенные  методы  диагностики  результатов.

         Методы  диагностики  результатов.

  • Разбор  партий  учащихся  (не  имеет  количественных  критериев, но  может  показать  уровень  усвоения  любого  раздела  программы  любым  воспитанником, так  как  демонстрирует  общий  уровень  понимания  игры).
  • Зачёты  по  эндшпильной  технике.
  • Турниры  по  техническим  позициям  эндшпильного  типа  или  этюдным  позициям.
  • Конкурс  «Угадай  ход», конкурс  решения  комбинаций
  • Компьютерная  диагностика.
  • Викторина.
  • Тесты-опросники.

Методическое  обеспечение.

Методы  работы

      Формирование  мышления  у  ребёнка  проходит  через  ряд  этапов: от  репродуктивного  повторения  алгоритмов  и  схем  в  типичных  положениях, объясненных  педагогом, до  творческого  применения  знаний  на  практике, подразумевающего, зачастую, отказ  от  общепринятых  стереотипов.

       На  начальном  этапе  преобладает  репродуктивный  метод. Он  применяется  при  обучении  детей:

  • Правилам  игры;
  • Элементарной  технике  реализации  перевеса.

      В  первом  случае  объясняется  правила  игры, во  втором – алгоритмы  выигрыша  в  эндшпилях. Здесь  требуется  чёткий  навык, отработанный  до  автоматизма.

     В  дальнейшем  репродуктивный  метод  резко  теряет  свою  значимость, т.к.  он, практически, неприменим  для  изучения  более  сложных вопросов. Во  время  игры  и  при  решении  задач  необходимо  постоянно  учитывать  конкретные  особенности  позиции, что  не  позволяет  играть  по  жёсткой  схеме.

    Большое  значение  приобретают  общие  принципы  ведения  игры  на  различных  этапах  шахматной  партии, но  их  конкретная  реализация  является  объектом  творчества  учащегося.

      Основным  методом  становится  продуктивный. Для  того, чтобы  реализовать  на  доске  свой  замысел, учащийся  должен  овладеть  тактическим  арсеналом  шахмат.

      Происходит  формирование  следующего  алгоритма  мышления: анализ  позиции – мотив – идея – расчёт – ход.

      Педагог  даёт  воспитанникам  ряд  позиций, которые  допускают  проведение  одной  из  сторон  типовой  тактической  операции. Определённые  элементы  позиции  создают  мотив  для  комбинации – скомпрометированное  положение  короля  противника, неудачно  стоящая  фигура, группа  фигур, допускающая  двойной  удар  и  др. на  первом  этапе  для  упрощения  задачи  педагог  может  указать  детям  тот  элемент  в  позиции, который  может  быть  использован, но  в  дальнейшем  нужно  добиваться, чтобы  ребята  находили  его  самостоятельно.

      Решение  большого  числа  задач  по  различным  тактическим  операциям (отвлечение, завлечение, вилка, открытое  нападение, рентген  и  др.) даёт  учащемуся  навык  нахождения  подобных  позиций  за  доской. Не вдаваясь  в  технические  подробности, можно  отметить, что  существуют  некие  опорные  сигналы, освоение  которых  позволяет  во  время  партии  или  решения  задачи  обучающемуся  вести  поиск  тактического  хода  осмысленно, а  не  случайным  образом.

     Методически  такие  занятия  проводятся  в  виде  конкурсов  решения  комбинаций, где  за  правильно  решенную  позицию  воспитанники  получают  очки, которые  затем  суммируются; в  конце  занятия  определяется  победители.

     Продуктивный  метод  играет  большую  роль  и  в  дальнейшем, при  изучении  детьми  дебютов  и  основ  позиционной  игры, особенно – типовых  позиций  миттельшпиля  и  эндшпиля.

     При  изучении  дебютной  теории  основным  методом  является  научно – поисковый. Практика  показывает, что  наиболее  эффективным  изучение  дебютной  теории  становится  в  том  случае, если  большую  часть  работы  ребёнок  проделывает  самостоятельно. Естественно, что  сразу  добиться  этого  невозможно. Проведение  тематических  турниров  по  различным  дебютам  и  разбор  партий  позволяют  научить  школьника  основным  способам  изучения  начала  шахматной  партии.

      Одним  из  хорошо  зарекомендовавших  себя  методов  изучения  дебютных  вариантов  является  составление  картотеки. На  более  поздних  этапах  может  быть  использована  творческая  методика  составления  различных  композиций. В  частности, большую  пользу  для  совершенствования  тактического  мастерства  приносит  самостоятельное  составление  учащимися  позиций, в  которых  возможны  определённые  тактические  удары, мат  в  определённое  количество  ходов  и  т.д. Раз  в  год  проводится  конкурс  составителей  и  выявляются  победители, придумавшие  самые  интересные  композиции. В  роли  судей  выступает  вся  группа.

       И, наконец, метод  проблемного  обучения  используется на  всех  этапах  программы, особенно  при  рассмотрении  различий  между  отдельными  школами  игры. Дело  в  том, что, с  точки  зрения  разных  направлений  шахматной  мысли, один  и  тот  же  ход, план, дебютная  система  могут  быть  одновременно  и  правильными, и  неправильными, хорошими  и  плохими. Разбор  партий  мастеров  различных  направлений, творческое  их  осмысление  помогает  ребёнку  выработать  свой  собственный  подход  к  игре, отказаться  от  ложных  ценностей, порой  переступить  через  себя  и  понять, что  незыблемых  законов  в  игре  нет, а  есть  творчество, есть  прекрасный  мир  идей.

Проигранная  партия – полезный  урок  или  наказание?

       Существует  ряд  моментов, способствующих  тому, что  ребёнок  воспринимает  проигрыш  партии  как  наказание:

  • Проигрыш (как  результат) может  повлечь  за  собой  невыполнение  разряда, потерю  разряда  и  т.д.
  • Проигрыш  партии  может  быть  ударом  по  самооценке, а  это  всегда  неприятно, даже  если  в  спортивном  плане  воспитанник  не  пострадал.

       Поскольку  у  детей  исход  партии  часто  непредсказуем  и  незакономерен, проигрыш  партии  может  восприниматься  как  несправедливое  наказание.

        Очень  важно, чтобы  от  поражения  не  страдала  самооценка  учащегося. Дело  в  том, что  широко  распространённое мнение  об  интеллектуальности  шахматной  игры  часто  толкуется  не  вполне  корректно. Родители  или  другие  взрослые  могут  внушить  ребёнку, что  в  шахматах  побеждает  тот, кто  умнее. При  этом  забывается, что  в  единоборствах  (физических  или  интеллектуальных)  природные  способности  приносят  успех  только  в  тех  случаях, когда  их  удаётся  направить  на  достижение   конкретной  цели. В  случае  принятия  воспитанником  некорректной  концепции, он  сталкивается  с  неразрешимыми  противоречиями. Ситуации  могут  быть  самыми  разнообразными. Например, 11-летний  мальчик, отличник  в  игре  терпит  поражение  от  7-летнего  малыша  или, ещё  хуже, от  одноклассника, который  оценки  выше  тройки  ни  по  одному  предмету  не  имеет. Единственный  выход  из  этой  психологической  ловушки – это  осознанный  отказ  от  некорректного  подхода.

        Поражение  в  шахматах – признак  не  более  низкого  уровня  интеллекта  проигравшего  ребёнка, а  менее  удачного  его  использование.

        Педагог  должен  стремиться  доказать  детям  на  примере  каждой  партии, что  поражение  не  бывает  случайным, а  также  помогать  им  находить  причины, которые  привели  к  проигрышу. Немедленно  должны  пресекаться  резкие  выпады  товарищей  по  команде  в  отношении  проигравшего, особенно  некорректные  по  форме. Если  в  партии  были  положительные  моменты, на  них  надо  обратить  внимание  и  похвалить  играющего. Иначе  говоря, проигрыш  партии  уже  сам  по  себе  является  отрицательным  подкреплением, которое  незачем  усугублять.

         Также  важно  сформировать  у  воспитанника  правильное  отношение  к  успеху. Выигранные  партии  должны  разбираться  не  менее  критично. Победа  победе  рознь. Часто  противник  не  использует  во  время  партии  очевидные  промахи  победителя, часто  сам  губит  партию  одним  неверным  ходом. Оценка  же  игры  должна  быть, прежде  всего, объективной, независимо  от  результата.

          Поскольку  наличие  жесткой  спортивной  направленности  турниров  часто  приводит  к  скованности  ребёнка  в  игре, боязни  поражения  и  т.д., методика  формирования  необходимых  шахматисту  личностных  качеств  сводится  к  временному  уменьшению  значимости  спортивных  результатов  и  акцентированию  внимания  на  других  моментах.

           Эти  методы  обучения  шахматной  игре  придуманы  уже  давно, удачно  опробованы  и  представлены  в  таблице. 

        Ситуации

Методы  коррекции

1. Ребёнок  не  решителен, подолгу  думает  над  ходом, боясь  допустить  ошибку  и, как  следствие, попадает  в  цейтнот.

Воспитанник  играет  тренировочные  партии, в  которых  педагог  обращает  внимание  не  на  результат, а  на  время  затраченное  на  обдумывание  хода.

2. Юный  шахматист  играет  слишком  осторожно  и  пассивно.

Учащемуся  даётся  возможность  сыграть  в  турнире  с  более  слабым  соперниками (при  этом  результаты  турнира  не  будут  иметь  для  ребёнка  отрицательных  последствий  даже  при  большом  числе  поражений).

3. Обучающийся  допускает  грубые  ошибки  от  переутомления  в  конце  игры.

Вместе  с  воспитанником  вырабатывается  соответствующий  его  возможностям  ритм  игры.  Обозначается  возможное  время  для  отдыха  во  время  партии (н-р, когда  над  ходом  думает  противник).

     Естественно, эта  таблица  не  может, да  и  не  должна  рассматривать  все  возможные  проблемы  детей.  Она  просто  характеризует  метод  принижения  роли  спорта  в  шахматах (пусть  в  ущерб  качеству  игры  на  каком-то  этапе)  для  выработки  новых  качеств  в  ребёнке, которые  потом  обеспечат  его  шахматный  рост  и  создание  более  комфортных  условий  для  занятий.

     

Литература

  1. Гершунский  Б.С., Костьев А.Н. Шахматы – школе., М., 1991г.
  2. Голенищев В. Программа  подготовки  юных  шахматистов IV и  III  разрядов, М., 2000.
  3. Гришин  В.Г. Малыши  играют  в  шахматы, М.: Просвещение, 1991.
  4. Дьяков  И.Л., Петровский  Н.В., Рудик  П.А. Психология  шахматной  игры, М., 1986.
  5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование  приёмов  умственной  деятельности  и  умственное  развитие  учащихся, М., 1968.
  6. Костьев А.Н. Учителю  о  шахматах, М.: Просвещение,1986.
  7. Наумов Н.Д., Баландина В.В. Психологические  особенности  развития  познавательных  процессов  учащихся  младшего  школьного  возраста  посредством  обучения  шахматам, Нижневартовск, 1997.
  8. Сухин  И.Г. Волшебные  фигуры  или  шахматы  для  детей  2-5 лет, М.: Новая  школа, 1994.
  9. Сухин  И.Г. Шахматы, первый  год, или  учусь  и  учу. Пособие  для  учителя, Обинск: Духовное  возрождение, 1999.
  10. Сухин  И.Г. Шахматы, второй год, или  учусь  и  учу. Пособие  для  учителя, Москва, 2004.
  11. Сухин  И.Г. Факультативный  курс Шахматы – школе, Программы  общеобразовательных  учреждений, Начальные  классы  (1-4). В  двух  частях, часть  вторая, М.: Просвещение, 2002
  12. Талызина Н.Ф. Формирование  познавательной  деятельности  младших  школьников, М., 1968.
  13. Уроки  шахмат  и  познавательные  интересы // В сб. «Совершенствование учебно-воспитательного  процесса  в  начальных  классах». Ташкент, 1991

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...