Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс)

Программа внеурочгой деятельности в 9 классе "Русский язык и культура речи" на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района Курской области

«Рассмотрена»

на заседании МО

«_____»_______20___г.

Руднева В.В.

«Согласована»

заместитель

директора по ВР ______________

Щербинина Г.З.

«Принята»

на заседании педсовета

от  «____»_________20__г.

протокол № ____________

Утверждена

приказом № ______

от « ___»_______20__

Директор школы: _______ /Р.М.Чаплыгина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Русский язык и культура речи»

(9 класс, 1-й год обучении)

   Составитель:      

Чакалова Оксана Ивановна

2020-2021 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» разработана на основе следующих документов:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 планируемых результатов основного общего образования;

 требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

- примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника»;

 Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»;

- Устава МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом Управления образования Администрации Черемисиновского района Курской области.

Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. 

Задачи курса:

  • обогащение словаря;
  • развитие устной и письменной речи;
  • работа над содержательной стороной слова;
  • активизация познавательных интересов;
  • развитие творческих способностей и мышления;
  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

             Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса реализуется в объеме 34 часов (1 час в неделю).

            Направление внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» - общеинтеллектуальное.

Методы, формы работы, используемые технологии

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в обществе;
  • навыки сотрудничества со сверстниками;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  • свободное использование словарного запаса;
  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
  • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Ученик научится:

Коммуникативные:

- пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

- с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Регулятивные: 

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию;

- грамотно составлять таблицы;

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: 
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения создания оригинального текста.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста.

Учение получит возможность научиться:

- формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения. Проводить стилистический анализ текста.

- определять типологическое строение текста, авторскую интонацию, используя приемы сжатия текста, уметь производить его компрессию. Соблюдать основные языковые номы.

- понимать процесс эволюции языковых норм. Применить приемы написания сочинения данного типа.

- правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения.

Составлять схемы, моделировать предложения по заданным схемам, проводить синтаксический анализ разных типов предложений. Находить сложные предложения в художественных текстах; употреблять в речи подобные предложения.

- правильно применять полученные орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, орфоэпические, грамматические нормы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Язык и речь.

Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Понятие вариантов норм.

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи. Точность речи.

Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей.  Лексика. Лексические нормы.

Акцентологические нормы. Словообразовательные нормы. Орфография.

Морфологические нормы и их особенности.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий. Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум

Функциональные стили. Стилистические нормы. Функционально-смысловые типы речи. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Итоговое занятие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч.)

№ п/п

дата

Тема занятий

Кол-во

часов

Примечания

план

факт

1.

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры.

1

2

Язык и речь.

1

3

Языковая норма как историческая категория.

1

4

Понятие нормы в современной лингвистике.

1

5

Формирование норм литературного языка

1

6

Понятие вариантов норм.

1

7-8

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

1

9-10

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

1

11

Качества хорошей речи.

1

12

Основные качества хорошей речи.

1

13

Правильность как основа хорошей речи.

1

14

Содержательность хорошей речи.

1

15

Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи.

1

16

Точность речи.

1

17

Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей.

1

18

Лексика. Лексические нормы.

1

19

Акцентологические нормы.

1

20

Словообразовательные нормы. Орфография.

1

21

Морфологические нормы и их особенности.

1

22

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

23

Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

24

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.

25

Употребление вводных слов, обращений и междометий.

26-27

Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

28

Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

29

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

30

Синтаксический минимум

31

Функциональные стили. Стилистические нормы.

32

Функционально-смысловые типы речи.

33

Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

34

Итоговое занятие

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.

2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2018.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт. 

4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».

Электронные образовательные ресурсы.

  • gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
  • reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  • ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2018.
  • examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
  • school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
  • alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...