Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества
проект

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект  «Нравственно-эстетическое воспитание  учащихся средствами литературного творчества». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «СПЕКТР»

                              Педагогический проект

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества»

Составитель: Абдуллина Альбина Айтмухаметовна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Спектр»

пгт. Новоаганск, 2020г.

Содержание Проекта:

                                                                                                                                            Стр.

  1. Паспорт Проекта……………………………………………………………  3 - 5
  2. Введение……………………………………………………………..............  6
  3. Описание Проекта…………………………………………………………..  6 - 9
  1. Цели и задачи Проекта.…………………………………………………….  7
  2. Сроки и этапы реализации  Проекта .……………………………………..  7
  3. Содержание и структура Проекта: .……………………………………….  7 – 9
  1.                   3.1. Формы проведения деятельности по литературному    

творчеству…………………………………………………………………..  8

3.2. План мероприятий по реализации Проекта ……………………….... 8 - 9

  1. Ожидаемые результаты……………………………………………………. 9
  2. Критерии оценки реализации Проекта ………………………………….. 9 – 10
  3. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации Проекта ……… 10
  1. Литература и Интернет-ресурсы……………………………………….... 11
  2. Приложения:  ……………………………………………………………..

  1. Паспорт Проекта

Наименование проекта

Инновационный Проект «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества»

Основание для разработки Проекта

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Разработчик Проекта

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр»

Цели и задачи Проекта

Основная цель: через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся.

Основные задачи:

1. Предметные:

     * освоение детьми первоначальных знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у учащихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие нравственно-эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Личностные:

        * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе, нравственных качеств;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности.

        3. Метапредметные:

* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;

* овладение навыками оформления полученных материалов;

 * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ художественного произведения;
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства.

Инновационная составляющая Проекта

Проект «Нравственно-эстетическое воспитание  учащихся средствами литературного творчества» имеет научно-познавательную направленность. В рамках данного Проекта формируются навыки творческого мышления учащихся, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.  Проект обеспечивает развитие  творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а также позволяет детям проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Сроки и этапы реализации Проекта

2017-2020 гг.

Организационный этап (август – сентябрь 2017г.): разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.

Основной этап реализации (октябрь 2017- апрель 2020 гг.):

непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение занятий в творческом объединении «Проба пера», конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается  педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (май 2020 г.):

контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект  реализуется через педагога дополнительного образования Абдуллину А.А., методическое объединение педагогов ДО,  систему методической работы Центра, непрерывное образование и самообразование педагога, взаимодействие  всех участников образовательного процесса и родителей.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта ожидается получить следующие результаты:

  • рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа детей и подростков, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обученности участников Проекта и качества знаний в области русского языка, литературы, эстетики.

Организация контроля

за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет директор Центра, заместитель директора, методист.

  1. Введение.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект  «Нравственно-эстетическое воспитание  учащихся средствами литературного творчества». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Актуальность данного Проекта:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, полный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Актуальность разработки и создания данного Проекта обусловлена тем, что занятия литературным творчеством помогут в становлении личности ученика, создадут благоприятные условия для развития творческого воображения, развития правильной и грамотной речи учащихся, а также позволят применить знания на практике, расширить возможности творческого самовыражения.

Одна из основных задач образования – развитие способностей и формирование знаний и умений. Исходя из этого, в Проекте предусмотрены формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность является отличительной чертой Проекта.

  1. Описание Проекта

Основная цель Проекта -  через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся

  1. Проект ставит следующие задачи:

Предметные:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

Личностные:

        * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности.

        Метапредметные:

* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;

* овладение навыками оформления полученных материалов;

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  1. целостный анализ художественного произведения;
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;

знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства. 

2. Сроки и этапы реализации Проекта: 2019-2020 гг.

Организационный этап (август – сентябрь 2017 г.):

 Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.

Основной этап реализации (октябрь 2017- апрель 2020гг.):

 Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение занятий в творческом объединении «Проба пера», конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (май – 2020г.):

Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Содержание и структура Проекта:

Содержание инновационного Проекта полностью соответствует целям и задачам общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Проба пера». Отбор тематики и проблематики общения на занятиях творческого объединения осуществлен с учетом материалов программ по литературе, культурологи и ориентирован на интересы и потребности учащихся с учетом их интеллектуальных возможностей. Проект позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературе, с воспитанием личности и развитием творческого потенциала учащихся.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию Проекта, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

           • доступность;

  1.  сознательность и активность учащихся;
  2. связь теории и практики.

Формы проведения работы по литературной деятельности:

Деятельность по литературному направлению осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами Нижневартовского района, заочные встречи с писателями и поэтами Югры, конкурсы, фестивали, литературные вечера, проектные работы. Результатом занятий являются практические работы, проекты, выступления, праздники, выпуски сборников, участие в конкурсах различного уровня. Основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

С целью достижения качественных результатов процесс работы с учащимися  должен быть оснащен современными техническими средствами.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интегрированная, информационно-коммуникационные технологии.

 

Данный инновационный Проект является проектом открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Использовать результаты реализации проекта (стихи, прозаические произведения, проекты и исследовательские разработки) можно на уроках русского языка и литературы, при подготовке концертов, фестивалей, участвовать в конкурсах различного уровня.

План мероприятий по реализации Проекта:

№п/п

Срок реализации

Мероприятия

1.

Август- сентябрь 2017 г.

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

Разработка инновационного проекта «Нравственно-эстетическое воспитание  учащихся средствами литературного творчества»

Составление программы творческого объединения «Проба Пера».

2.

Октябрь 2017-апрель 2020 гг.

Проведение поселковых фестивалей и конкурсов детского художественного творчества Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях по литературному творчеству.

Использование инновационных технологий обучения.

Функционирование творческого объединения по литературному творчеству.

Организация проектных и исследовательских работ.

Использование Интернет-технологий в работе.

 Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня по литературной деятельности.

Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и педагога -  «Портфолио»

Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов средствами СМИ

3.

Май 2020г.

Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми по литературному направлению;

- детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет, проекты).

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов, прозаиков и т.д.)

Итоговый мониторинг работы по Проекту.

Творческий отчёт педагога из опыта работы с одарёнными детьми по литературному направлению.

4. Ожидаемые результаты:

  • рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа детей и подростков, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

5. Критерии оценки реализации Проекта:

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы по литературной деятельности учащихся как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, по нравственно-эстетическому воспитанию

Модернизация традиционных форм работы, использование инновационных форм работы.

Наличие локальной нормативной базы.

Повышение профессионализма руководителя проекта.

Оборудование необходимой мультимедийной техникой, компьютером.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение.

Повышение эффективности усвоения программного материала по программе «Проба пера»,  литературе, русскому языку, ИКТ, культурологи, эстетике.

Высокие результаты обучения по литературе, русскому языку.

Повышение ИКТ-компетенций.

Рост интереса учащихся к изучению литературы и русского языка.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы по программе, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, реализации их познавательного условия.

Благоприятный эмоционально-психологический климат в творческом объединении.

Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся.

Рост числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей разного уровня, связанных с литературным творчеством.

Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения и известных авторов, выступление на концертах, участие в различных конкурсах, публикации в СМИ, участие в литературных фестивалях.

6. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного Проекта:

- техническое: компьютерное обеспечение пользователей инновационного продукта;

- информационное: банк детских работ, наличие доступа в Интернет, публикация работ на персональном сайте педагога, в социальных сетях, сайте учреждения;

- программное: наличие общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Проба пера»;

- кадровое: педагог дополнительного образования;

- социальное: участники образовательных отношений (учителя-языковеды, библиотекари, учащиеся, родители).

  1. Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. Для внекласс. Чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.
  4. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. Рекомендации: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 2019. – 96 с.
  5. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьников. – Л., 2015.
  6. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.
  7. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  8. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  8. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989.
  9. Классическая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"

В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....

Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.

В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и госуд...

Поликультурное воспитание и обучение учащихся посредством литературного творчества на уроках английского языка.

Перед учителем иностранного языка ставится сложная задача – подготовить молодежь к жизни в условиях диалога культур, т.е. к международной коммуникации. Для этого необходимо уделять особое внимание пол...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....