Занятие - импровизация «Путешествие по музыкальным волнам»
учебно-методический материал

Валерия Андреевна Муслухова

Тема «Путешествие по музыкальным волнам»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие по музыкальным волнам»

Форма: занятие-путешествие с элементами театрализации.

Тип: занятие – знакомство с новыми знаниями, совершенствование и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный (просмотр слайдов), частично-поисковый (совместное решение проблемы на препятствиях), репродуктивный (воспроизведение импровизационных умений и навыков).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель: способствовать развитию музыкальных, вокально-творческих способностей обучающихся.

Задачи:

- знакомство с новыми знаниями;

- развитие импровизационных способностей;

- воспитание коллективизма, интереса к музыкальному искусству.

Оборудование: синтезатор, проектор, экран, компьютер, штурвал, бинокль, сундук, 2 парты, 12 стульев, шумовые музыкальные инструменты (маракасы, треугольники, трещётки, ложки, барабан)

Учебно-наглядный материал: слайд-шоу, карточки с заданиями.

Музыкальный материал: песня-приветствие «Музыка, здравствуй», шумовые эффекты, фрагмент симфонического вступления «Океан – Море синее к опере Н. Римского – Корсакового «Садко», песня М. Шаинского «Песенка Мамонтёнка», А.Ермолов «Гимн Музыке».

Структура занятия

Вводная часть:

- организационный момент;

- актуализация знаний обучающихся;

- постановка цели занятия.

Основная часть:

  1. Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп».
  2. Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф».
  3. Звуковая импровизация «Второй звуковой риф».
  4. Вокальная импровизация «Кит Песня».
  5. Танцевальная импровизация Кит Танец».
  6. Кит Марш.

Заключительная часть:

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Ход занятия

Организационный момент

Входит педагог под музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй» и поёт вместе с детьми:

Музыка, здравствуй,

Музыка, здравствуй,

Музыка, музыка!

Педагог (поёт):«Здравствуйте, девочки!»

Девочки (поют):«Здравствуйте!»

Педагог: «Здравствуйте, мальчики!»

Мальчики (поют): «Здравствуйте!»

Все вместе: «Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте! Здравствуйте!

Здравствуйте все!»

Педагог:Для начала предлагаю познакомиться. Меня зовут (пропевает своё И.О.)Валерия Андреевна.А как ваше имя? Пусть каждый пропоет его!

Дети пропевают каждый свое имя.

Педагог: Вот мы и познакомилась, каждый из вас придумал мелодию своего имени. Говоря музыкальным термином – мы импровизировали.

Педагог:(Вывести на экран) Импровизация - это https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/111a/00015d21-c625d84d/img4.jpg

Можно еще слайд какие виды импровизаций вы знаете?

Вокальная

Инструментальная

Звуковая импровизация (шумовая)

Танцевальная

Педагог:У нас сегодня необычное занятие. Занятие – путешествие. Путешествие в удивительную страну, которой правит Королева Музыки.А вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим!

Педагог: А что мы все берем с собой в путешествие?

Дети: Чемодан.

Педагог: Правильно! А я для нашего путешествияприготовила сундучок, куда собрала все необходимое, что нам понадобиться в плавании, все эти вещи помогут нам преодолеть препятствия.

Итак, мы отправляемся впутешествие по музыкальным волнам на корабле знаний.И, как капитан корабля, даю вам важное напутствие:в музыкальном путешествии старайтесь проявить творчество, активность, дружелюбие к своим товарищам. А сейчас, ребята, приступим к изучению маршрута. Нам нужна карта!(прошу достать ребенка карту из сундучка)

Педагог:Обратите внимание на карту музыкального путешествия.Какие препятствия нас ожидают на нашем пути?

Дети: Нам необходимо будет преодолеть архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, музыкальныепрепятствия и достигнуть мыса, где живёт Королева Музыки.

Основная часть

Педагог: "Друзья, поднимем паруса и прямо в океан!

Полный вперёд!

(Педагог-капитан крутит штурвал. Звучит шум волн океана. На экране слайд «Природа океана». )

  1. Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп».

Педагог: «Музыкальный океан открыл для нас свои просторы. СЛАЙД

Посмотрите, впереди «Архипелаг Ритмохлоп», которыйнам предстоит преодолеть.

Педагог: Давайте посмотрите на задание первогопрепятствия.

Придумайте и по цепочке прохлопайте ритмические комбинации, вначале в медленном, а затем в быстром темпе.(Задание на слайде)

(дети выполняют упражнение по цепочке)

Педагог: Ребята, а вы знаете, как называется такой вид импровизации?»

Дети отвечают: «Ритмическая импровизация»(на доску)название

Педагог: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, поэтому наш корабль проплывает Архипелаг, и его несут музыкальные волны вперёд»

(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)

2. Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф»

Педагог: Полундра! Впереди я вижу звуковые рифы. Боюсь, что наш корабль может потерпеть крушение, поэтому намнеобходимо преодолеть препятствия.

Итак, посмотрите на задание первого звукового рифа.

«Ребята, озвучьте скороговорку, с помощью шумовых музыкальных инструментов».На слайд.

(Командам выдаются ложки, бубен, трещетки и даётся 3 минуты на подготовку)

Скороговорка: СЛАЙД

1 команда:

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель

2 команда:

И матросы три недели

Карамель на мели ели

Педагог: «Команды, готовы? Дружно продемонстрируйте нам – что получилось»

(Дети показывают выполненное задание)

Педагог: «Команды, готовы? Дружно продемонстрируйте нам – что получилось»

(Дети показывают выполненное задание)

Педагог: «Ребята, как называется вид выполненной импровизации?»

Дети: «Инструментальная импровизация»(на доску)название

  1. Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»

Педагог: «Верно, ребята. Первый риф мы успешно преодолели, отправляемся в путь!

(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)

Держим курс на второй звуковой риф! Но сначала узнаем какое задание нам приготовили.(вынимает из сундука следующее задание)

Задание выводится на слайд.

«При помощи своего голоса озвучьте рассказ «Таинственный остров». Я буду читать предложения рассказа, а в тех местах, где остановлюсь, смело импровизируйте».

Таинственный остров.

Педагог: «Около музыкального океана находится таинственный остров.

На его полянах растут лиловые колокольчики. Они звонко поют песенку.

Дети: Дин-дон-дили-дили, ля-ля-ля

Педагог: К этой мелодии присоединяется и весёлый наигрыш кузнечика

Дети: Кюи-кюи, ум-ца-ца,

Педагог: И сердитое жужжание пчёл.

Дети: Ж-ж-ж.

Педагог: И красивое пение птиц.

Дети: Ку-ку, ку-ку, чик-чи-рик,

Педагог: Прилетел с океана ветер, подул на деревья и задул, загудел

Дети: у-у-у

Педагог: Зашумела трава

Дети: ш-ш-ш

Педагог: Закапал тёплый дождик

Дети: Кап-кап

Педагог: И выглянуло солнышко,дирижируя лучами хору таинственного острова!

Педагог: Молодцы! Вы справились с задание. Как называется такой вид импровизации?

Дети: Звуковая импровизация.(на доску)название

Педагог: Ребята, благодаря вашей находчивости, наш корабль благополучно обошёл звуковые рифы.  Полный вперёд!

(Капитан крутит штурвал. Внезапно звучат фанфары, шум штормовых волн, «выплывают» три «кита» музыки: песня, танец, марш.)

Кит: Здравствуйте, отважный капитан и смелые ребята!

Дети: Здравствуйте!

Кит: Как всякий дом стоит на своём фундаменте, так и мы держим на своих плечах мир музыкального искусства. Вы узнали нас? Ребята, кто мы такие?

Дети: Вы – основные жанры музыки: песня, танец, марш.

Кит: Правильно. Ребята, вы прошли многие испытания и, я думаю, вы непременно выполните наши задания  идостигните  «Музыкального мыса», где живёт Королева Музыки.

  1. Вокальная импровизация «Кит - Песня»

Кит: Так как меня зовут Песня, предлагаю вам сочинить мелодии к предложенным четверостишиям.

СЛАЙД. Раздать детям текст, команды придумывают музыку к четверостишьям.

Краб. Это неуклюжий краб –

            Он и ходит кое-как,

Вперевалку, меж камней,

Он торопится скорей

Морской конёк.

Погляди - морской конёк,

Как лошадка – прыг да скок.

Вместо ножек – завитушка,

Сам, как детская игрушка!

(ребята демонстрируют выполненное задание)

Кит: Я очень доволен вами. А как называется такой вид импровизации?

Дети:Вокальная импровизация. (на доску)название

  1. Хореографическая(или танцевальная) импровизация «Кит Танец»

2 Кит: А я, как самый подвижный обитатель музыкального океана, Кит Танец, приготовил вам задание праздничное, весёлое.

(просмотр слайда)ВИДЕО БАЛ У НЕПТУНА

Представьте себе, что вы на балу у Нептуна. Как бы вы танцевали, если бы были такими обитателями океана, как крабик или просто рыбка

        (командам дается из сундука морской обитатель)

Кит:Итак, вы получили образ и, используя пластические движения, двигайтесь под музыку.

(На фоне шума океана звучит светлый вальс.Дети танцуют, изображая жителей океана)

Кит: Молодцы, ребята!

Педагог: Ребята, какой вид импровизации вы использовали по заданию Кита - Танца?

Дети: Мы использовали танцевальную импровизацию. (на доску)название

  1. Ритмическая импровизация «Кит Марш»

3 Кит: Так как я марш, то предлагаю вам выполнить моё любимое задание.

(Задание:Игра «Три кита».Прозвучит несколько музыкальных фрагментов (песня, танец и марш), детям предлагается маршировать, если музыка является маршем)(Дети исполняют песню, ритмично маршируя)

3 Кит:Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с моим заданием. Дальше вам необходимо плыть прямо по мелодической волне к музыкальному мысу. Ещё чуть-чуть и произойдёт ваша встреча с Королевой Музыки!

Педагог: Ребята, как называется такой вид импровизации? Мы с ней сегодня уже встречались.

Дети: Ритмическая импровизация.

Все Киты вместе уплывают: Удачи вам!

Педагог:Ребята, посмотрите, мелодическая волна подхватила наш корабль и понесла вперёд, к заветной цели.Полный вперёд!

(Капитан крутит штурвал.Звучит шум шторма)

Заключительная часть «Подведение итогов занятия»

(Иллюстрация музыкального мыса. Звучит классическая музыка торжественного характера)

Педагог: Бросить якорь!Корабль причалил к музыкальному мысу. Здесь живёт Королева Музыки!

Королева:Я приветствую вас, отважный капитан, смелые и талантливые ребята! Мне очень приятно видеть вас. Вы не побоялись трудностей и совершили путешествие по моему огромному и загадочному океану. Ребята, какие препятствия встретились на вашем пути?

Дети: Архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, задания от трёх Китов,

Королева: С какими видами музыкальной импровизации вы столкнулись на своём пути?

Дети: Мы познакомились с ритмической, танцевальной, звуковой, вокальной, инструментальной.

Педагог: Да, уважаемая Королева Музыки, мои ребята благополучно прошли все испытания. Они хорошо усвоили тему "импровизация" и смогли применить её на практике.

Королева: Я увидела, что в путешествии вы проявили, кроме творчества- терпение, находчивость и взаимовыручку.Именно поэтому я всем вам вручаю музыкальные путёвки в следующее путешествие по необъятному океану.

(Под фанфары торжественно вручает всем ребятам музыкальные путевки).

Педагог, играя на музыкальном инструменте:

Ритуал прощания!!!

Музыка, до свидания,

Музыка, до свидания,

Музыка, музыка!

Педагог (поёт): «До свидания, девочки!»

Девочки (поют): «До свидания!"

Педагог: «До свидания, мальчики!»

Мальчики (поют): «До свидания»

Все вместе: «До свидания, взрослые!

До свидания, До свидания,

До свидания, все!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

АРХИПЕЛАГ РИТМОХЛОП

Слайд 3

Ритм

Слайд 4

«Первый звуковой риф»

Слайд 5

Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели

Слайд 6

Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»

Слайд 7

Таинственный остров . Около музыкального океана находится таинственный остров. На его полянах растут лиловые колокольчики. Они звонко поют песенку К этой мелодии присоединяется и весёлый наигрыш кузнечика И сердитое жужжание пчёл И красивое пение птиц Прилетел с океана ветер, подул на деревья и задул, загудел Зашумела трава Закапал тёплый дождик И выглянуло солнышко, дирижируя лучами хору таинственного острова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тематического занятия «путешествие по музыкальным жанрам (старшая группа)

Знакомить детей с различными жанрами в музыке, учить различать марш, песню, танец и т.д....

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальное путешествие"

Музыкальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий...

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

Путешествие со звуковой волной

Путешествие со звуковой волной...

«Путешествие по музыкальным волнам»

РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ...

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...