«Путешествие по музыкальным волнам»
план-конспект

Ионина Галина Ивановна

РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_po_muzykalnym_volnam.docx29.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Тема «Путешествие по музыкальным волнам»

 

Форма: занятие-путешествие с элементами театрализации.

Тип: занятие - закрепление, совершенствование и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный (просмотр слайдов), частично-поисковый (совместное решение проблемы на препятствиях), репродуктивный (воспроизведение импровизационных умений и навыков).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Задачи:

- закрепление знаний, умений, навыков обучающихся о музыкальной импровизации;

- развитие импровизационных способностей;

- воспитание коллективизма, интереса к музыкальному искусству.

Оборудование: синтезатор, проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, парус, штурвал, бинокль, парта, костюмы трёх китов музыки (песня, танец, марш), музыкальные инструменты (маракасы, треугольники, трещётки, ложки, барабан)

Учебно-наглядный материал: слайд-шоу (1 слайд – музыкальная импровизация, виды музыкальных импровизаций; 2 слайд – карта музыкального океана; 3 слайд – природа океана; 4 слайд – иллюстрация «Архипелаг Ритмохлоп»; 5 слайд – иллюстрация «Первый Звуковой Риф»; 6 слайд – иллюстрация «Второго Звукового Рифа»; 7 слайд - иллюстрация «Третьего Звукового Рифа, задания Третьего Звукового Рифа; 8 слайд – задание от Кита Песня, иллюстрации и четверостишия от морских жителей; 9 слайд – задание от Кита Танец; 10 слайд – задание от Кита Марш; 11 слайд – письмо команде от мелодической волны; 12 слайд – задание и ноты от мелодической волны; 13 слайд – волны океана; 14 слайд – иллюстрация музыкального мыса, где живёт Королева.

Музыкальный материал: песня-приветствие «Музыка, здравствуй», шумовые эффекты, фонограмма песни М. Протасова «Качка», фрагмент симфонического вступления «Океан – Море синее к опере Н. Римского – Корсакового «Садко», песня М. Шаинского «Песенка Мамонтёнка», А.Ермолов «Гимн Музыке».

Структура занятия

Вводная часть:

- организационный момент;

- актуализация знаний обучающихся;

- постановка цели занятия.

Основная часть:

- этапы применения и закрепления ЗУН по импровизационной деятельности

(преодоление музыкальных препятствий)

  1. Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп»
  2. Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф»
  3. Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»
  4. Вокальная импровизация «Кит Песня»
  5. Пластическая импровизация Кит Танец»

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия

Ход занятия

Организационный момент

Входит педагог под музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй» и поёт вместе с детьми:

Музыка, здравствуй,

Музыка, здравствуй,

Музыка, музыка!

Педагог (поёт): «Здравствуйте, девочки!»

Девочки (поют): «Здравствуйте!»

Педагог: «Здравствуйте, мальчики!»

Мальчики (поют): «Здравствуйте!»

Все вместе: «Здравствуйте, взрослые!

                        Здравствуйте! Здравствуйте!

                        Здравствуйте все!»

Педагог: Я очень рада вас видеть, ребята. Меня зовут Валерия Андреевна. Я приехала из Лянтора, где занимаюсь с детьми вокалом (вокал- это пение). У нас сегодня необычное занятие. Занятие – путешествие. Но, чтобы наше путешествие прошло интересно и познавательно, нам необходимо знать, что такое импровизация.

Педагог: Импровизация - это способность создавать музыку без нот, то есть из собственных мыслей (внезапно, неожиданно). 

Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Педагог: Какой предмет мы все берем в путешествие?

Дети:  (чемодан)

Педагог: Совершенно верно. А я для нашего путешествия приготовила сундучок, но он не простой. Мы с вами будем туда часто заглядывать, и он нам будет помогать преодолевать препятствия.

Итак, мы отправляемся в необыкновенное путешествие по музыкальным волнам на корабле знаний. И, как капитан команды, даю вам важное напутствие. В музыкальном путешествии старайтесь проявить творчество, активность, организованность, взаимовыручку и дружелюбие к своим товарищам. А сейчас, ребята, приступим к изучению маршрута. Нам нужна карта! (прошу достать ребенка карту из сундучка)  Карту напечатать!!! (3 штуки)

Педагог: Обратите внимание на карту музыкального путешествия. Какие препятствия нас ожидают на нашем пути?

Нам необходимо будет преодолеть архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, музыкальные препятствия и достигнуть  мыса, где живёт Королева Музыки.

Основная часть

Педагог: "Друзья, поднимем паруса и прямо в океан!

                 И песня отправится с нами в поход, попутного ветра, полный вперёд!

(Педагог-капитан крутит штурвал. Звучит шум волн океана. На экране слайд «Природа океана». )

  1. Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп».

Педагог: «Музыкальный океан открыл для нас свои просторы. СЛАЙД 

Посмотрите, впереди «Архипелаг Ритмохлоп», который нам предстоит преодолеть.

Педагог: Давайте прочитаем задание к первому препятствию.

Придумайте и по цепочке прохлопайте ритмические комбинации, вначале в медленном, а затем в быстром темпе. (Задание на слайде)

(дети выполняют упражнение по цепочке)

Педагог: Ребята, а вы знаете, как называется такой вид импровизации?» 

Дети отвечают: «Ритмическая импровизация» (на доску) название

Педагог: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, поэтому наш корабль проплывает Архипелаг, и его несут музыкальные волны вперёд»

(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)

2. Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф»

Педагог: Полундра! Впереди я вижу звуковые рифы. Боюсь, что наш корабль может потерпеть крушение, поэтому нам необходимо преодолеть препятствия.

Итак, посмотрите на задание первого звукового рифа. Ребята, озвучьте скороговорку,  представленную музыкальными инструментами». СЛАЙД

(Команде даётся 3 минуты на подготовку)

Скороговорка: СЛАЙД (Разделить на две команды) Напечатать по 2 строчки!!!(2+1)

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели

(дети выполняют задание)

Педагог: «Команды, готовы? Дружно продемонстрируйте нам – что получилось»

(Дети показывают выполненное задание)

Педагог: «Ребята, как называется вид выполненной импровизации?»

Дети: «Инструментальная импровизация» (на доску) название

  1. Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»

Педагог: «Верно, ребята. Первый риф мы преодолели, отправляемся в путь!

(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)

Держим курс на второй звуковой риф! Познакомимся с заданием. СЛАЙД

Ребята, при помощи своего голоса озвучьте рассказ «Таинственный остров». Я буду читать предложения рассказа, а в тех местах, где остановлюсь, смело импровизируйте. СЛАЙД

Таинственный остров.

Педагог: «Около музыкального океана находится таинственный остров.

На его полянах растут лиловые колокольчики. Они звонко поют песенку.

Дети: Дин-дон-дили-дили, ля-ля-ля

Педагог: К этой мелодии присоединяется и весёлый наигрыш кузнечика

Дети: Кюи-кюи, ум-ца-ца,

Педагог: И сердитое жужжание пчёл.

Дети: Ж-ж-ж.

Педагог: И красивое пение птиц.

Дети: Ку-ку, ку-ку, чик-чи-рик,

Педагог: Прилетел с океана ветер, подул на деревья и задул, загудел

Дети: у-у-у

Педагог: Зашумела трава

Дети: ш-ш-ш

Педагог: Закапал тёплый дождик

Дети: Кап-кап

Педагог: И выглянуло солнышко, дирижируя лучами хору таинственного острова!

Педагог: Молодцы! Вы справились с задание. Как называется такой вид импровизации?

Дети: Звуковая импровизация. (на доску) название

Педагог: Ребята, благодаря вашей находчивости, наш корабль благополучно обошёл звуковые рифы.  Полный вперёд!

(Капитан крутит штурвал. Внезапно звучат фанфары, шум штормовых волн, «выплывают» три «кита» музыки: песня, танец, марш.)

Кит: Здравствуйте, отважный капитан и смелые ребята!

Дети: Здравствуйте!

Кит: Как всякий дом стоит на своём фундаменте, так и мы держим на своих плечах мир музыкального искусства. Вы узнали нас? Ребята, кто мы такие?

Дети: Вы – основные жанры музыки: песня, танец, марш.

Кит: Правильно. Ребята, вы прошли многие испытания и, я думаю, вы непременно выполните наши задания  и достигните  «Музыкального мыса», где живёт Королева Музыки.

  1. Вокальная импровизация «Кит - Песня»

Кит: Так как меня зовут Песня, предлагаю вам сочинить мелодии к предложенным четверостишиям. (Разделить на две команды)

СЛАЙД. Раздать детям текст.

Краб.  Это неуклюжий краб –

            Он и ходит кое-как,

            Вперевалку, меж камней,

            Он торопится скорей

Морской конёк.

           Погляди - морской конёк,

           Как лошадка – прыг да скок.

           Вместо ножек – завитушка,

           Сам, как детская игрушка!

(ребята демонстрируют выполненное задание)

Кит: Я очень доволен вами. А как называется такой вид импровизации?

Дети: Вокальная импровизация. (на доску) название

  1. Пластическая импровизация «Кит Танец»

2 Кит: А я, как самый подвижный обитатель музыкального океана, Кит Танец, приготовил вам задание праздничное, весёлое.

(просмотр слайда) ВИДЕО БАЛ У НЕПТУНА

Представьте себе, что вы на балу у Нептуна. Как бы вы танцевали, если бы были обитателями океана: дельфином, крабом, креветкой, медузой, или просто рыбкой.

Кит: Итак, выберите себе любой образ и, используя пластические движения, двигайтесь под музыку. (Дать конкретные задания детям.

(На фоне шума океана звучит светлый вальс. Дети танцуют, изображая жителей океана)

Кит: Молодцы, ребята! Какой вид импровизации вы использовали?

Дети: Мы использовали пластическую импровизацию. (на доску) название

  1. Ритмическая импровизация «Кит Марш»

3 Кит: Так как я марш, то предлагаю вам выполнить моё любимое задание.

(Задание: Игра «Три кита». Прозвучит несколько музыкальных фрагментов (песня, танец и марш), детям предлагается маршировать, если музыка является маршем)                              (Дети исполняют песню, ритмично маршируя)

Кит: Ребята, как называется такой вид импровизации? Мы с ней сегодня уже встречались.

Дети: Ритмическая импровизация. 

Кит: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Дальше вам необходимо плыть прямо по мелодической волне к музыкальному мысу. Ещё чуть-чуть и произойдёт ваша встреча с Королевой Музыки!

Все Киты вместе и уплывают: Удачи вам!

  1. Вокальная импровизация «Мелодическая волна»

Педагог: Полный вперёд!

(Капитан крутит штурвал. Звучит шум шторма)

Полундра! Нас качает! Ребята, мне кажется наш корабль попал в стремительную воронку.     (Вынимает Письмо от мелодической волны)

Педагог: Посмотрите, мелодическая волна выбросила нам письмо (читает)

«Здравствуйте, смелая команда! Сочините окончание к моим музыкальным фразам и я помогу вам выбраться из воронки».

Капитан: Чтобы продолжить наш путь, ребята, нам крайне необходимо спастись и выбраться из воронки, поэтому обратите своё внимание на экран.

(Задания  от мелодической волны) СЛАЙД

Педагог: Итак, внимание на первое задание. Послушайте начало первой фразы, сочините и пропойте окончание мелодии.

ЧТО КОНКРЕТНО ИСПОЛНЯТ ДЕТИ??????

Итак, я буду исполнять начало фразы, а вы окончание.

Какой жанр  фольклора мы исполнили?

Дети: Мы исполнили загадку.

Педагог: Отгадайте загадку

Дети: Это лодка

Педагог: Сочиним окончание мелодии к ещё одной загадке. Послушайте начало фразы (звучит музыка)

Исполните свои варианты (дети поют). Угадайте, дети, загадку.

Дети: Это мост

Педагог: Верно. Сочините окончание мелодии к ещё одному жанру русского фольклора. Послушайте начало. Пропойте варианты окончания

(Ребята исполняют свои варианты)

Что за жанр мы исполнили?

Дети: Мы исполнили скороговорку.

Педагог: Правильно. Какой вид музыкальной импровизации мы использовали, выполняя задание.

Дети: Мы использовали музыкальную импровизацию.

Педагог: Ребята, посмотрите, мелодическая волна подхватила наш корабль и понесла вперёд, к заветной цели.

Заключительная часть «Подведение итогов занятия»

(Иллюстрация музыкального мыса. Звучит классическая музыка торжественного характера)

Педагог: Опустить якорь! Наше путешествие достигло заветной цели. Корабль причалил к  музыкальному мысу, где живёт Королева Музыки!

Королева (на слайде): Я приветствую вас, отважный капитан, смелые и талантливые ребята! Мне очень приятно видеть вас. Вы не побоялись трудностей и совершили путешествие по моему огромному и загадочному океану. Ребята, какие препятствия встретились на вашем пути?

Дети: Архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, задания от трёх Китов, стремительная воронка.

Королева: Выполняя задания музыкального океана, каким видом творчества вы занимались?

Дети: Мы занимались музыкальной импровизацией.

Королева: С какими видами музыкальной импровизации вы столкнулись на своём пути?

Дети: С ритмической, пластической, звуковой, вокальной, инструментальной.

Королева: Вы только вошли в океан, и я сразу увидела, что вы не только хорошо знаете музыкальное искусство, но и свободно сочиняете, импровизируете.

Педагог: Да, уважаемая Королева Музыки, мои ребята благополучно прошли все испытания. Они хорошо усвоили тему "импровизация" и смогли применить её на практике.

Королева: Я увидела, что в путешествии вы проявили, кроме творчества- терпение, находчивость и взаимовыручку. За это вас ждёт сюрприз. Именно поэтому я с вами не прощаюсь. а всем вручаю музыкальные путёвки в следующее путешествие по необъятному океану. Где вы, верные мои помощники? 

(Под фанфары торжественного характера три Кита музыки говорят, что музыкальные путёвки в сундучке  и вручают всем ребятам).

Киты подплывают и говорят: Откройте ваш сундучок?! (открывает ребенок)

                                                     Достаньте из сундучка всё, что там лежит. 

Ритуал прощания!!!

Музыка, до свидания,

Музыка, до свидания,

Музыка, музыка!

Педагог (поёт): «До свидания, девочки!»

Девочки (поют): «До свидания!"

Педагог: «До свидания, мальчики!»

Мальчики (поют): «До свидания»

Все вместе: «До свидания, взрослые!

                        До свидания, До свидания,

                        До свидания, все!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в музыкальный театр»

Урок «Путешествие в музыкальный театр», созданный для 4-го класса, является повторно-обобщающим уроком, на котором основное внимание уделяется связям музыки с мастерством композитора, мастерством испо...

"Путешествие в Музыкальную страну"

Музыкально-развлекательная программа для младших школьников...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Путешествие со звуковой волной

Путешествие со звуковой волной...

Занятие - импровизация «Путешествие по музыкальным волнам»

Тема «Путешествие по музыкальным волнам»...

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...