Методическая разработка. Урок-игра «Масленица»
методическая разработка (5 класс)

Колесник Ольга Александровна

Методическая разработка: игровое занятие «Масленица». Повторение изученного материала путем погружения в изучаемую эпоху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-maslenitsa.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Урок-игра Масленица»

Автор: Колесник Ольга Александровна

ГБОУ гимназия № 116

Технологии: Игровая

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, развивающий творческие способности, художественный вкус.

Формы работы: групповая работа, элементы театрализации.

Цель урока: Повторение и закрепление изученного материала путем погружения в изучаемую эпоху.  

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Воспитание любви к истории, литературе и театру.
  • Воспитание уважительного отношения к минувшему.
  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Развивающие: 

  • Развитие творческих способностей.
  • Выявление игровой природы русского праздника, основы основ любого зрелища.
  • Развитие умения работы в группах.

Образовательные задачи:

  • Знакомство с основными традициями славянского праздника
  • Умение выделить основные особенности Масленицы
  • Подготовка учащихся к правильному восприятию культурных традиций прошлого.

Оборудование для учителя: ТСО (аудио магнитофон), декорации, костюмы, реквизит.

Аудиоматериал:  русские народные песни, танцы.

Ход урока

Учитель:

Маслена-честная, веселая, широкая — так называли на Руси праздник проводов зимы и встречи весны. Посвящен он Яриле-солнцу, а символ – солнечные блины.

Величали ее и боярыней–масленицей, и госпожой масленицей. С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба-кривошейка», то «красавица девица», то «Авдотья Ивановна», то «Окулина Изотьевна».

Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.

Праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями.

В старину Масленица начиналась с понедельника. И назывался первый день масленой недели – «встреча». 

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

Приди, весна с радостью!

Авторы-ведущие (учащиеся старших классов) выносят чучело Масленицы:

Едет масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

Да на саночках расписных

Да на кониках вороных

Живет масленица 7 деньков

Оставайся 7 годков!

1-й ведущий:   Добрый день, гости дорогие,
       Жданные, званые и желанные.
2-й ведущий:   Здравствуйте, молодки!
       Здравствуйте, лебедки!
       Ребята-молодцы, веселые удальцы!
3-й ведущий:   Почтенные и молодые.

        Полные и худые.
4-й ведущий:   Приходите, разомните кости!
       Сегодня Масленица приглашает в гости!

Дети (хором): Здравствуй, широкая Масленица!

Учитель:

Масленицу всю зиму ждали, в каждый двор зазывали, да заклички кричали:

1-й ведущий:   

Масленица - кривошейка,

Повстречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

2-й ведущий:   

Ах, Масленица-сметанница!

По горам катается,

В блины запекается.

Блинам печенье,

Сковородам — мученье!

Учитель: А вы, добры молодцы, да красны девицы, заклички кличите?

Наряженную Масленицу возили по селу. (Привязывают под музыку лоскутки – избавляются от бед, которые потом сгорят).

Запрягу я воробья, воробья,
Куда люди, туда я, туда я.
Масленица счастливая
Растянися далеко.

Запрягу овечку,
Поеду на речку.
Масленица счастливая,
Растянися далеко.

Запрягу я курицу
Поеду на улицу
Масленица счастливая
Растянися далеко.

Учитель:

Второй день масленицы назывался «заигрыш». Почему? С  этого дня начинались игры: ребятишки катались с гор, а в среду к ним присоединялись и взрослые. Ряженые по домам ходили. Во вторник, на «заигрыш», приглашались молодые юноши  и девушки в гости – покататься на горках, поесть блинов:

3-й ведущий:   «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!»

Учитель:

С первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Блин – это символ солнца, а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти).  Блинов на Масленицу ели много, сами над собой потом и подшучивали. О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит

Песня «Блины» (поют хором вместе с ведущими).

Учитель:

На таких встречах парни высматривали себе невест, а девушки – суженых.

Игра «Целовальник»

Учитель:

Среда — лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы, пекли блины. Повсюду появлялись театры (балаганы), торговые палатки. В них продавались горячие сбитни, медовые пряники.

Ведущие проводят танец-игру с лентами.

     Карусель

Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

 

Учитель:

А какой праздник обойдется без веселых частушек? (Учащиеся поют частушки, несколько пар вместе с ведущими танцуют).

 

Частушки

Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Как на масленой недели

Из печи блины летели.

И сметана и творог –

Все летело за порог.

Масляница-пышка

На улицу вышла

На горах кататься,

С ребятами драться

А ребята – чудаки

Зажимают кулаки,

Да зажимают кулаки

Масленице на боки.

Я блиночки пекла,

Песни распевала.

Оглянулася назад,

А блинов не стало!

Вот блиночки кружевные,
Ух ты, вкусные какие!
Со сметанкой и с медком
Мы их быстренько умнём!

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Сидит кошка на заборе

Вышивает себе хвост.

Широка Масленка проходит,

Настает Великий Пост.

Учитель:

Четверг — разгул.  На этот день приходилась середина игр и веселья. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Именно тогда проходили масленичные кулачные бои, ведущие свое начало из Древней Руси.

Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить
лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить по затылку. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».

Мальчики играют в «Петушиные бои», девочки в «Колбасу». Все желающие разыгрывают детскую потешку.

Колбаса

Шире, шире, шире круг,

шире, поширитеся.

А кому не нравится,

прошу посторонитеся.

Коза

И шел козёл дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.

Припев:

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза!

И хвостиком помашем,

Помашем, помашем.

И весело попляшем,

Попляшем, коза!
И шел козел канавою,
Канавою, канавою.
Нашел козу корявую,
Корявую козу.

Припев:
И шел козел тропинкою,
Тропинкою, тропинкою.
Нашел козу с горбинкою,
С горбинкою козу.

Припев:
И шел козел по мостику,
По мостику, по мостику.
Нашел козу без хвостика,
Без хвостика козу.

Учитель:

        Пятница — тещины вечера.  Целый ряд обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

Ведущие поют частушки, приглашают станцевать учащихся вместе с ними.

Я для зятя дорогого
Не пожалую блинов,
Приходи к нам в гости снова,
Чувствуй тёщину любовь.

Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Напеки-ка мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.

Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.

Танец «Ножкой топ»

Учитель:

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

Во саду ли в огороде

Девица гуляла.

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух-а, у-ха-ха,

Что вы, Что вы, Что вы, Что вы

Во саду ли в огороде

Молодцы гуляли.

Они бравыми руками

Девиц выбирали

Ух-а, у-ха-ха,

Что вы, Что вы, Что вы, Что вы

Ведущие проводят игру:

Горелки

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Учитель:

Воскресенье  — проводы, целовальник, прощеный день. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу, Масленицу, торжественно сжигали, разбрасывая пепел по озимым посевам, чтобы придать силу будущему урожаю.

Ведущие:

На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

Все учащиеся и ведущие танцуют «Русского», благодарят друг-друга.

По окончании урока можно предложить учащимся колядовать в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Методическая разработка урока-игры для 2-х классов

Формирование элементарных коммуникативных навыков, закрепление лексического материала по темам: \'My family", "Professions" с помощью игровых приемов обучения. Повторение правил чтения....

Методическая разработка урока- игры "Как ориентироваться в незнакомом городе" в 7 классе

Урок - игра  в 7 классе "Как ориентироваться в незнакомом городе"  на немецком языке....

методическая разработка урока игры "Брейн - ринг"

Урок разработан для учащихся 8 класса...

Методическая разработка урока-игры "Своя игра"

Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...