Обобщение педагогического опыта по теме "Обучение финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте"
материал

Баннова Ольга Юрьевна

          Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в том, что формирование финансово-экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания в этой области и первоначальные умения применения их в жизни, приобретаются такие качества, как умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_bez_prilozheniy.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества с. Чехов МО «Холмский городской округ»

ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Автор опыта: Баннова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО Центр творчества с. Чехов

Чехов, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА        4

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        15

РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ        16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.     «Сказочные товары и услуги»                                          18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.     «Товары и услуги. Найди ошибку»                                  19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.     Презентация «Города России на  банкнотах»                  20

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.     Презентация «Как сорока карточку потеряла»                21

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.     Фотоматериалы                                                                   22

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.     «Цена и стоимость»                                                            23

            ПРИЛОЖЕНИЕ 7.    «Что лучше продается»                                                        24

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.     Игровые тесты, задания                                                      25

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.     Игровые тесты, задания                                                      26

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.   Загадки                                                                                 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.   Викторина                                                                            28

ПРИЛОЖЕНИЕ 12.   Диагностика сформированности  финансово-

экономических знаний и умений                                                                                     29

ПРИЛОЖЕНИЕ 13.  Динамика  сформированности  финансово-

экономических знаний и умений                                                                         30


       Сведения об авторе опыта

Баннова Ольга Юрьевна

МБУДО Центр творчества села Чехов МО «Холмский городской округ» Сахалинской области.

Специальность – учитель географии и немецкого языка, педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагогический стаж – 30 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играя, познаем мир» социально-педагогической направленности.

      Тема опыта

Обучение финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

      Условие возникновения

      25 сентября 2017 года в целях формирования финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы. 

     В ней отмечено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования.

      Формирование у детей дошкольного возраста финансово-экономического сознания определяется рядом объективных условий, среди которых:

социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;

социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;  поляризация детского сообщества, в том числе по материальному признаку;

 ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.

     Актуальность опыта   

     Многие считают, что финансовая грамотность актуальна исключительно для тех, кто профессионально занимается бюджетными вопросами или работает на финансовых рынках. Но сегодня финансовая грамотность — такой же важный навык, как  умение считать, читать или пользоваться компьютером.

       Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе купли - продажи, овладевая  финансово-экономическими знаниями на житейском уровне. Нужно понимать, что рано или поздно дети будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будут складываться впечатления о финансах основанное на информации извне. Эта информация часто бывает ошибочна. Обучая детей финансовой грамотности можно помочь им понять связь между работой, заработком, затратами и сбережениями, они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

    Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

       Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

   

      Теоретическое обоснование

      Впервые проблема воспитания рациональной экономии поднимается древнегреческими мыслителями, которые придавали большое значение умению человека пользоваться богатством и добром.

      Основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский ратовал за то, чтобы с самого раннего возраста у ребенка развивались разнообразные умения для понимания основ управления хозяйством. Экономические познания, по Коменскому, определяются как «понимание» управления домашним хозяйством.

        В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» появилась необходимость разработки в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Играя, познаем мир» раздела «Уроки финансовой грамотности», который был прикреплен к уже существующему в программе разделу о профессиях «Все работы хороши». Данный раздел предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

        В ходе реализации этой деятельности формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет», приобретается опыт в определении своих потребностей,  регулировании потребностей в соответствии с возможностями,  понимание значимости труда, выбор товаров в соответствии с ценой и качеством, разумное расходование денег, понимание необходимости экономии семейного бюджета.

          Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в том, что формирование финансово-экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания в этой области и первоначальные умения применения их в жизни, приобретаются такие качества, как умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

 

        Технология опыта        

        Целью  раздела «Уроки финансовой грамотности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играя, познаем мир» является ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне и повышение компетенции по вопросам экономического воспитания.

        Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

- познакомить детей  с элементарными финансово-экономическими понятиями;

- создать условия  для формирования элементарных  знаний  в области финансов;

- учить решать простейшие экономические задачи;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

- способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями семьи;

- воспитывать уважение к труду людей разных профессий, навыки бережливого отношения ко всем видам собственности.

Организация учебно-воспитательного процесса

          Цель и задачи реализуются  через разные виды деятельности, соответствующие данному возрасту:  

— игровая деятельность,

— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

— познавательно-исследовательская деятельность:

— восприятие художественного образа;

— двигательная форма активности ребенка.

Основным видом деятельности дошкольника является, конечно, игра.

      Существенной особенностью всех видов деятельности является совместное партнерство педагога и детей, дающее свободу самостоятельной деятельности самих детей.

Каждое занятие строится по следующему плану:

  1. организационный этап;
  2. просмотр развивающего мультфильма по тематике раздела, разгадывание загадок по теме;
  3. определение цели и размышления по теме;
  4. дидактические игры, сюжетно-ролевые игры или решения игровых ситуаций;
  5. подведение итогов и рефлексия.

     Для обучения дошкольников в области финансово-экономической грамотности были подготовлены и выполнены:

- подбор серии тематических развивающих мультфильмов;

- модель банкомата;

- денежные монеты и купюры разного номинала, пластиковые карты;

- карточки «Товары и услуги»;

- рекламные вывески магазинов;

- карточки  товаров по темам: «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Мебель», «Бытовая техника», «Продукты»;

- карты с тестовыми заданиями для обобщающего повторения.

      Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

      Основными формами организации деятельности  детей на занятиях по финансово-экономическому образованию являются:

 - совместные с детьми размышления на темы:  «Что такое семейный бюджет, доходы и расходы, формы доходов, непредвиденные расходы, потребности и возможности, сбережения, планирование, товары и услуги и др.?»;

- совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, презентаций по финансовой грамотности, созданных для старшего дошкольного возраста («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики»);

 - создание и включение детей в проблемно-игровые,  проблемно-практические, проблемно-познавательные ситуации, позволяющие решать финансово-экономические задачи;

- дидактические игры: “Товары и услуги”,  “В доме зарплата”, “Как экономить деньги», «Размен», “Подбери витрины магазинов”;

- загадки по теме «Уроки финансовой грамотности»  и т.д.;

- словесные игры, например, игра «Наоборот»  (подбор противоположных по смыслу слов по теме: дорого – дешево, покупатель – продавец, доход – расход, много – мало, наличные -  безналичные;

 - организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банк», «Покупаем продукты для семейного ужина» и т.д.;

 - сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие и большие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;

 - викторины, тестовые задания для текущего контроля и обобщающего повторения;

 - информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

      Тема «Товары и услуги»

      Раздел «Уроки финансовой грамотности» следует за разделом о профессиях «Все работы хороши». После того, как ребенок усвоил, что каждый взрослый человек должен иметь профессию и трудиться, нужно помочь дошкольнику осознать взаимосвязь понятий «труд – продукт», продукт (товар) как результат труда людей разных профессий. Значит продукты (товары) тоже будут самые разные.   Разбираемся, к какой группе относится  множество товаров.

      Игра «Доставь товары в магазины» или «Маршруты товаров».
В помещении расставлены таблички с названиями магазинов («Одежда и обувь», «Продукты», «Мебель», «Бытовая техника», «Игрушки»).  Каждый ребенок получает комплект  из 10 карточек-картинок с изображением разных товаров. По заданию педагога дети доставляют товары в соответствующие магазины. Можно провести эту игру в форме командной. За правильную доставку дети получают бонусы.  Приветствуются креативные решения: ребенок доставил кофе-машину не в магазин бытовой техники, а в магазин «Продукты», но быстро нашел верный выход – «это дегустация кофе в магазине». Такие решения также поощряются бонусами.

       Также необходимо объяснить, что не всегда результатом труда является конкретные вещи, предметы. Это может быть невещественный результат -  услуги, без которых люди также не смогут прожить. Для этого играем в подвижную игру «Поймай и назови».  Дети становятся в круг, педагог (в центре) кидает мяч в руки ребенка, называя профессию. Дети должны назвать продукт труда:

- повар – суп, каша, котлеты;

- строитель – дом;

- кондитер – торт;

- столяр – мебель;

          Когда озвучиваются профессии врача, учителя, продавца дети, как правило, начинают называть предметы, необходимые для работы в этой профессии (лекарства, мел и доска и др.). Именно тогда и вводится понятие «услуга» как результат труда: врач лечит, учитель занимается образованием, продавец продает готовые, кем-то произведенные продукты и т. д.

     Закрепить сведения о том, что такое «товары» и «услуги», как результаты труда людей разных профессий,  можно на примере  сказочных персонажей. (Приложение 1. «Сказочные товары и услуги»). В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Располагаем две таблички на магнитной доске «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие картинки из сказок и мультфильмов, объясняя свои действия:

- в сказке «Красная шапочка» мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Девочка предоставляет услугу по доставке товара.

- Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

- Старик ловит неводом рыбу – производит товар.

- Доктор Айболит лечит больных зверей – предоставляет услугу.

- В м/ф «Простоквашино» Почтальон Печкин разносит письма и посылки – тоже предоставляет услуги.

- Курочка Ряба несет яйца – производит товар.

- В сказке «Маша и медведь» девочка печет пирожки – производит товар, медведь оказывает услугу – относит пирожки дедушке с бабушкой.

- В м/ф «Смешарики» Копатыч выращивает овощи – производит товар.

       Такие примеры можно найти в каждой сказке, в каждом мультфильме.  Дошкольники уже легко отличают товары от услуг.

      А в заключении можно предложить детям разобраться с вполне реальными товарами из разных магазинов и услугами (например, ЖКХ). Для этого можно использовать следующие две игры.

      Игра «Распредели правильно»

      Картинки перемешаны и лежат на столе обратной стороной. Каждый ребенок берет любую картинку, переворачивает и показывает детям, затем прикрепляет ее магнитом слева или справа под словом «Товары» или «Услуги». За правильный ответ получает бонус.

      Игра «Найди ошибку»

Картинки с изображением товаров и услуг прикреплены на магнитной доске слева и справа под заголовками «Товары», «Услуги». Специально педагог делает 2 – 3 ошибки.  Дети находят эти ошибки, по очереди исправляют, получают бонусы. (Приложение 2. «Товары и услуги. Найди ошибку»).

      Таким образом, дошкольник разбирается в причинно-следственных связях «труд – продукт», «товар – услуга».

        Тема: «Что такое деньги? Наличные деньги. Виды наличных денег»

         За свой труд взрослые получают деньги,  продукты (товары) можно приобрести за деньги. В цепочке  появляется еще одно звено «труд – товар – деньги». И детей нужно познакомить с понятием «деньги», зачем они нужны, с видами денежных знаков, деньгами в нашей стране, с понятиями «наличные» и «безналичные» деньги.

         Чтобы познакомить дошкольников с денежными знаками Российской федерации, совершаем «Географическое путешествие с деньгами». Для этого подготовлена презентация (Приложение 3. Презентация «Города России на  банкнотах»).  Дети очень хорошо запоминают, достопримечательности каких городов изображены на наших бумажных деньгах. Конечно же на этом занятии нужно познакомить детей с настоящими монетами и бумажными деньгами, чтобы каждый ребенок не только посмотрел, но и подержал их в руках.

       Чтобы закрепить приобретенные знания, предлагается игра «Восстанови купюру» из сборника занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов». Дополнив недостающие детали банкноты, дети определяют ее достоинство и какой город на ней изображен. Из этой же игры они узнают, что делать с поврежденной купюрой, можно ли ей расплатиться или нужно сдать ее в банк.

        Следующие игры имеют цель научить детей различать монеты и купюры разного достоинства.

        Игра «Больше – меньше»

        На магнитной доске размещаем парами изображения российских банкнот или монет разного номинала. Дети маркером должны поставить между купюрами уже известные им знаки    «>»,   «<».

        Игра «Размен»

        Для игры необходимо заготовить достаточно большое количество  изображений российских купюр, распечатанных на плотной бумаге,  разных номиналов.  Нужно выдать детям мелкие купюры, по 2-3 десятка каждому. А себе оставить несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную  банкноту более мелкими, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

         Тема «Что такое банк. Безналичные деньги. Как обращаться с пластиковой картой»

        Рекомендованную в Сборнике демонстрационных материалов по экономическому воспитанию дошкольников  раскраску «Как Сорока  карточку потеряла» мы на занятии превратили в игру-создание фильма. Для этого проведена соответствующая подготовительная работа, в т. ч. с родителями.  Каждый ребенок получил   страницу раскраски с несколькими строчками стихотворения. Дома дети вместе с родителями раскрасили картинку и выучили строчки стихотворения. Из цветных картинок был создан «мультфильм»-презентация (Приложение 4. «Как сорока карточку потеряла»). При просмотре дети узнавали свои картинки и сами их озвучивали. Результат: дошкольники познакомились с пластиковой картой, как разновидностью безналичных денег, с правилами пользования пластиковыми картами. Закрепление этих знаний проходит в ходе сюжетно-ролевой игры «Банк» (Приложение 5. Фотоматериалы), когда дети знакомятся с  банкоматом и его функциями.

        Тема «Цена (стоимость)»

        Для того, чтобы дошкольники поняли, как формируется цена (стоимость) любого товара, можно предложить им решить две, разные по сложности, логические задачи (Приложение 6. «Цена и стоимость»). В первой резиновые мячики разного размера, потому цена их различна. Во второй задаче дошкольникам придется сравнить качество, затраты труда кондитера, количество продуктов, использованных для приготовления первого и второго торта.

         После того, как у детей сформировано понятие «цена», «стоимость», от каких причин она зависит, нужно научить их ориентироваться в товарах по их цене, устанавливать ассортимент товаров по цене.

         Игра «Что дешевле» предполагает формирование этих умений. Подбираем карточки с ценниками с изображением, например, продуктов. Сначала дети раскладывают товары от самого дешевого до самого дорогого или наоборот (сериационные ряды), затем находят одинаковые по цене, разные по цене. Потом можно предложить, как вариант, игру «Больше – меньше»: раскладываем карточки парами, ребенок кладет между ними карточки со знаками «<, >». То же самое можно сделать на магнитной доске в форме соревнования по командам.

          Ситуационная игра «Как сэкономить деньги» помогает развить самостоятельность в выборе и принятии решения. Детям выдается определенная сумма денег, предлагается сходить в магазин, купить продукты  к чаепитию. На выбор есть два магазина, в одном из них цены на печенье, конфеты  и пирожные ниже. После покупок обсуждаем результат, количество оставшихся денег.  В итоге дети понимают, что купить одни и те же продукты можно дешевле или дороже.

        Темы «Семейный бюджет», «Доходы и расходы»

        После просмотра мультфильма «Уроки тетушки Совы. Семейный бюджет» и его обсуждения полученные знания закрепляются  в ходе соответствующей сюжетно-ролевой игры. Между детьми в группе распределяются роли всех членов семьи. «Взрослым» членам выдаются зарплаты, пенсии, стипендии, на «малышей» - детские пособия (можно объяснить дошкольникам, что государство заботится о неработающих и выплачивает им некоторую сумму). Все доходы объединяются в семейный бюджет. Затем дети определяют первоочередные расходы (коммунальные платежи, плата за детский сад). Потом определяют сумму расходов на продукты. То, что остается, тратят на общие нужды семьи (например, откладывают на покупку бытовой техники) и на каждого в отдельности.

При этом можно обговорить, что у каждого «взрослого» члена семьи  в распределении семейного бюджета есть свои обязанности: папа оплачивает услуги ЖКХ, мама – детский садик, бабушка с дедушкой  - покупка продуктов. Так дети будут знать, что каждый член семьи принимает участие в планировании семейного бюджета.

         Темы «Потребности и возможности», «Планирование»

          При изучении тем  «Потребности и возможности», «Планирование» предлагается чтение стихотворения «Бюджетная дыра» М. Хоменко  из сборника авторских творческих работ «Финансовая сказка». После прочтения стихотворения, в ходе беседы-обсуждения дошкольники отвечают на вопросы:

- почему в медвежьей семье в бюджете образовалась дыра?  - потому что у Мишутки и Милаши было очень много желаний (потребностей);

- какие советы дали медвежатам дятел и белочка? – семейный бюджет должен быть  сбалансирован, баланс – это равенство доходов и расходов, если увеличиваются расходы, то нужно пополнять доходы;

- каким способом решили закрыть бюджетную дыру медвежата? – они решили собирать малину и сдавать ее в кафе, а вырученные деньги отнести маме;

- как увеличивают свои доходы разные звери в лесу? – пчелка продает мед, зайчишка разносит пиццу, старенький лось получает пенсию, кабан положил накопления в банк и получает проценты, сова написала книгу и получила гонорар;

- какой важный рецепт принесли домой Милаша с Мишуткой? – семейный бюджет и расходы нужно планировать на семейном совете.

          Таким образом, дети усваивают следующие знания:

- расходы в семейном бюджете не могут превышать доходы;

- доходы и расходы нужно планировать;

- невозможно купить все, что хочется;

- потребности необходимо соизмерять с возможностями.

        Тема «Что такое спрос»

        Для понимания понятия «спрос» и  причин, определяющих  спрос, проводятся ситуационные и сюжетно-ролевые игры «Что быстрее купят», «У меня есть магазин».

       На магнитной доске вывеска «Магазин «Продукты» и множество карточек с изображением разных продуктов.  Детям предлагается ситуация: дачный сезон, богатый урожай ягод и овощей. Что мамы и бабушки купят  в нашем магазине, чтобы сохранить на зиму все эти полезные витамины. Дети из своего небольшого жизненного опыта уже знают, что для приготовления компотов и варенья нужен сахар. Можно помочь  вспомнить самым наблюдательным или решить вместе, какие продукты нужны для консервирования овощей. Таким образом,  делаем вывод, что спрос на эти продукты связан со сбором урожая.

        Можно предложить детям другую ситуацию: отключили электроэнергию (такое нередко случается в сельской местности), на какие товары возрастет спрос? Кто-то из детей называет фонарики и батарейки, другие вспоминают свечи.

         После проигрывания таких ситуаций, когда у детей уже есть понимание причинно-следственных связей в отношении спроса на товары, предлагается сюжетно-ролевая игра «У меня есть магазин» или «Что лучше продается» (Приложение 7. «Что лучше продается»)

          К примеру, у мальчика Сережи - магазин спортивных товаров, у девочки Лены – магазин одежды. Им предлагается выбрать товары для своих магазинов. При этом мальчику выдается карточка с изображением зимы, а девочке – с изображением лета. Конечно, дети сначала выбирают все товары, соответствующие профилю магазина, а не сезону.

      Остальные дети – покупатели. Они приобретают в магазине вещи и товары, соответствующие заданному времени года. В конце игры вместе выясняем, почему многие товары остались невостребованными? Приходим к  выводу: спрос зависит от времени года (сезона).

        Тема «Реклама»

        Сейчас нет ни одного ребенка, который бы не видел на телевизионных экранах рекламные ролики. Но далеко не все понимают, зачем нужна реклама и как она может воздействовать на людей. Можно приступить к изучению этой темы с детьми  после просмотра мультфильма по сказке  С.  Михалкова «Как старик корову продавал». Посмотрев сказку, обсуждаем вопросы:

- Что за корову продавал старик?

- Почему корову никто не покупал?

- Как удалось пареньку найти для коровы покупателя?

        Таким образом, определяем, что информация, с помощью которой привлекают внимание или интерес к какому-то объекту, предмету, и есть реклама.

Далее выясняем, что существуют рекламные уловки (как в сказке), поэтому нужно к рекламе относиться объективно.

         Чтобы дошкольники поняли, как создается реклама, сочиняем собственную. Например, нужно отрекламировать младшему братишке или сестренке приготовленную бабушкой  кашу, или сделать рекламу своей игрушке.

        Тема «Учимся тратить деньги»

         Когда дети уже понимают, что не всегда наши потребности совпадают с возможностями, необходимо дать понятие экономии семейного бюджета и научить правильно тратить деньги. Стоит начать с самого простого на первый взгляд: покупка продуктов для семейного обеда или ужина (игра «Покупаем продукты для семейного ужина»). Каждый ребенок становится главой семьи, которому предстоит сходить в магазин и на определенную сумму денег купить все продукты для приготовления еды. После похода в магазин вместе разбираем, что же будет приготовлено. Большая часть детей на всю предложенную сумму покупают сладости: торты, конфеты, печенье, мороженное. Некоторые поступают не по-детски рационально: в их продуктовой корзинке мясо, курица, молоко, хлеб, макароны. После обсуждения, сравнивая покупки, дети самостоятельно приходят к выводу, чей ужин будет сытнее, полезнее и сэкономит бюджет.  Полученные навыки закрепляются в подобной игровой ситуации.

        Тема «Что важнее денег?»

        Изучая с дошкольниками темы раздела «Уроки финансовой грамотности» важно не упустить нравственную составляющую в образовательно-воспитательном процессе. Необходимо сформировать у детей понятия о честном труде в противоположность воровству и тунеядству, о жадности и щедрости; научить ценить честность, благородство, стремление помогать нуждающимся; помочь  найти разницу между понятиями «рачительность», «запасливость», «экономность», «бережливость», «хозяйственность» и «жадность». В данном случае помогают такие формы, как обсуждения, размышления о героях мультфильмов, сказочных, литературных героях, которые так или иначе связаны с деньгами и богатством: Буратино, лиса Алиса и кот Базилио; персонажи из Простоквашино; волшебная Антилопа, мальчик и жадный Раджа; зажиточный Крот и полевая Мышь, и др.

           Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

           Перед началом работы над разделом «Уроки финансовой грамотности» для каждого ребенка изготовлен кошелек-копилка. Он может быть выполнен из плотной фотобумаги, но обязательно должен быть похож на «взрослый», так детям интереснее. В течение всего периода изучения тем по финансовой грамотности, после каждой игры, беседы, игровых тестов, заданий ребенок получает монетку-бонус, например 10 рублей. Поэтому педагогу необходимо заготовить достаточно много изображений этих монет. Накопив десять таких монет, дошкольник имеет право обменять их на бумажную купюру 100 рублей, несколько таких купюр – на купюры большего достоинства. Таким образом, дошкольник сам отслеживает результаты своих финансовых достижений. Такой прием стимулирования имеет соревновательный аспект и является одновременно формой самоконтроля. Также это имеет и воспитательный эффект: ребенку нужно объяснить, что приобретенные им знания и умения могут быть вознаграждены. На итоговом занятии можно провести ярмарку-распродажу, где дошкольники смогут что-то приобрести на заработанные бонусы.

         В качестве текущего и итогового контроля применяются такие приемы как игровое тестирование, игровые задания (Приложение 8, 9. Игровые тесты, задания). Настольная игра «Шаги к успеху», предложенная  в сборнике демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (fincult.info),  также демонстрирует педагогу степень усвоения полученных дошкольниками знаний, т. к. продвигаясь от старта к финишу,  дети проходят разные финансовые ступени и объясняют их: какие жизненные ситуации предполагают  расходы, от каких можно получить доход.

        Уместной формой работы является разгадывание загадок по теме (Приложение 10. Загадки). Ее можно применять на трех возможных этапах занятия при изучении любой из тем данного раздела:

- этап целеполагания,

- этап активизации  знаний,

-  проверочный этап.

        После изучения темы «Деньги» можно предложить детям ответить на вопросы  викторины (Приложение 11. Викторина.) о героях сказок и мультфильмов, которые  связаны с финансово-экономическими отношениями.

        В качестве активизации словаря по теме и развития речи на разных этапах занятия можно проводить словесную игру «Наоборот»: педагог называет слово, дети – противоположное по смыслу (дорого – дёшево, продавец – покупатель, много – мало, доход – расход и др.)

          Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от совместной деятельности участников образовательного процесса: педагог – дошкольники – родители.   Начиная работу по  обучению  финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей   о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. В ходе индивидуальных бесед с родителями  нужно раскрыть идею и основное содержание раздела  программы по обучению   финансовой грамотности. Очень важно доказать родителям необходимость работы по данной проблеме и их соучастие в этом процессе.

          Необходимо подчеркнуть, что родителям следует  рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, но     не следует скрывать и негативные стороны профессии,  чтобы у детей пяти-шести лет складывалось объективное, реальное представление о  профессиях, о работе.

          Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.      У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом можно предложить  родителям стать инициаторами семейной игры, целью которой будет формирование у ребенка основ семейного финансового планирования.

         Игра-практика «Маленький банкир»

          В семье предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите, чтобы он напоминал всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы, обсудите, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку интересной для всех настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Но в данной игре очень важным является то, чтобы это не  способствовало воспитанию привычки постоянно клянчить и выпрашивать деньги.

          Длительность работы над опытом: 2 года

          Диапазон опыта       

          Раздел «Уроки финансовой грамотности» включен в программу «Играя, познаем мир», логично следует за разделом «Все работы хороши» (знакомство с профессиями),  рассчитан на 16 часов и включает  темы:

  1. Товары и услуги.
  2. Что такое деньги? Наличные деньги. Виды наличных денег: купюры (банкноты), монеты.
  3. Деньги в нашей стране. Географическое путешествие с деньгами (города России на денежных купюрах).  
  4. Что такое банк и безналичные деньги?
  5. Как обращаться с пластиковой картой.
  6. Цена и стоимость.
  7. Что такое спрос.
  8. Реклама.
  9. Работа и зарплата.
  10. Семейный бюджет.
  11. Доходы и расходы.
  12. Потребности и возможности.
  13. Умение экономить.  
  14. Учимся тратить деньги.
  15. Что важнее денег?
  16. Обобщающее повторение.

Результативность опыта.

       Изучение сформированности финансово-экономических знаний было запланировано на начало и конец обучения по данной теме. Первая диагностика уровня знаний и умений проводилась в виде свободного опроса   на основе выделенных финансово-экономических категорий соответствующего раздела непосредственно перед его изучением. За основу была взята диагностическая методика А. Д. Шатовой. Опрос проводился в группе детей-дошкольников из 10 человек. Результаты мониторинга показали, что у 60 % детей финансово-экономические представления находятся на низком уровне, у 40 % дошкольников ответы соответствуют среднему уровню сформированности финансово-экономических представлений. Высокий уровень не продемонстрировал ни один обучающийся. (Приложение 12. Диагностика сформированности  финансово-экономических знаний и умений).

            Повторный мониторинг сформированности  финансовых знаний и умений у дошкольников проводился после реализации раздела программы «Уроки финансовой грамотности», который  показал динамику усвоения дошкольниками тем соответствующего раздела со знаком «+». (Приложение 13. Динамика  сформированности  финансово-экономических знаний и умений). Количество детей с высоким уровнем усвоения – 30 %, со средним – 60 %, низкий уровень показал только один ребенок.

           Таким образом, показатель высокого уровня финансово-экономических представлений в группе дошкольников, равный нулю при первой диагностике, повысился на 30 % при итоговом мониторинге. Количество дошкольников с низким уровнем соответствующих представлений понизилось на 50 %. Динамика усвоения тем раздела «Уроки финансовой грамотности» положительная. Следовательно, цель, поставленная педагогом выполнена, задачи реализованы успешно.

Кроме того, обучающие занятия по финансовой грамотности позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, формировать полезные финансово-экономические привычки. Дети бережнее относятся к игрушкам и предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения  в детском коллективе.

             Таким образом, финансово-экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо. Не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Реализация данного раздела способствует гармонизации отношений педагог – ребенок – родители.  Решение финансово-экономических задач осуществляется в единстве с нравственным воспитанием,  что находит отражение в поступках и поведении детей.  

              Можно считать, что опыт по повышению финансово-экономической грамотности дошкольников в МБУДО ЦТ с. Чехов успешно реализован.  Данный опыт представлен в МБДОУ  № 2  «Рябинка» с. Чехов и одобрен воспитателями, накопленные материалы предложены для использования в работе.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Стратегия  повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, распоряжение правительства РФ  от 25 сентября 2017 г. № 2039-р
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва 
  3. От рождения до школы,  примерная общеобразовательная программа дошкольного образования по ред. Н. Е. Вераксы, М., 2014. – 362 с.

            Учебники, брошюры, периодические издания

  1. Сущность понятий «экономическое воспитание» и «экономическая воспитанность», Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6 (часть 2) – С. 206-210.
  2. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Программа.  Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет, Вентана-Граф, 2015. – 176 с.
  3. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М, Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
  4. Финансовая сказка: сб. авт. сказок/сост. и науч. ред. Н.Н. Куницина – Ставрополь. 2018. – 74 с.

Электронные ресурсы

  1. Сборник демонстрационных материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.info
  2. Сборник методических материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.info
  3. Экономическое  воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.info
  4. Путешествие в мир финансов. Сборник занимательных задач и ребусов для детей. fincult.info
  5. https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-baza/media/filer_public/01/1f/011f5325-3255-4f1b-a47f- 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Педагогический проект «Край, в котором я живу» Старший дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края через познавательно-исследовательскую деятельность....

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Распространение педагогического опыта по теме: "Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии"

Новизна моего подхода к коррекционным занятиям для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в целях профилактики дисграфии заключается в том, что я использую элементы современной образовательной техн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством технологии посткроссинг"

 Целью педагогического опыта является создание системы по формированию основ целостного мировоззрения детей 4-7 лет посредством технологии посткроссинг....