Военно-исторические клубы, как направление педагогики дополнительного образования
статья

Попов Павел Владимирович

Рассказ об истории военно-исторического движения, об особенностях военно-исторических клубов в России и за границей, а также педагогические аспекты деятельности военно-исторических клубов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

Адмиралтейского района

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛУБЫ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попов Павел Владимирович

Такая область деятельности человека, как военное дело на сегодняшний день остается малоисследованным явлением несмотря на то, что она оставалась одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры.

Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции (в дальнейшем — сокращенно: ВИР), давшей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии.

Военно-историческая реконструкция не обошла вниманием и педагогику. В частности, педагогику дополнительного образования. Это не удивительно, что ВИР интересна детям и юношеству. Ведь издавна повелось, что мальчики играют «в войнушку».

Важным аспектом развития военно-исторических клубов, как направления педагогики дополнительного образования, является изучение их специфики и особенностей.

В своей статье я постараюсь рассказать об истории военно-исторического движения, об особенностях военно-исторических клубов в России и за границей, а также раскрыть педагогические аспекты деятельности военно-исторических клубов

И для начала, словарь основных понятий

Реконструкция – 1. Переустройство или перестройка чего-то с целью улучшения; 2. Восстановление первоначального вида, облика чего-то по остаткам или письменным источникам.

Историческая реконструкция – процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона либо воспроизведения исторического события.

Военно-историческая реконструкция – 1. Досуговая деятельность, вид хобби, направленный на воссоздание военного прошлого в отечественной и мировой истории 2. Общественное движение, основанное на участии представителей любого возраста и пола, в различных по продолжительности и месту проведения исторических мероприятиях, с практическим использованием предметов военной материальной культуры различных исторических эпох, как подлинников, так и копий.

Реконструктор – человек, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства.

Военно-историческое моделирование – воссоздание внешнего вида, не противоречащего известным историческим фактам, солдат разных эпох и стран, а также реконструкцию сцен и событий военной истории с использованием воссозданных образцов.

Живая история - формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период.

Военно-историческая миниатюра фигурки, выполненные в определенном масштабе из олова, пластика, специальных синтетических материалов для лепки. Чаще они изображают воинов, но можно встретить фигурки гражданских персонажей, знаменитых личностей.

Историческое фехтование – фехтование на холодном оружии, имеющем аналоги в прошлом. Используются массогабаритные, но не заточенные копии оружия. Техника фехтования либо аналогична исторической (восстанавливается по историческим учебникам фехтования), либо разрабатывается заново (в спортивном варианте исторического фехтования). Обычно ограничиваются или исключаются слишком травмоопасные приемы.

Бугурт (в реконструкции Средневековья) – боестолкновение двух противоборствующих армий, действующих в рамках заранее обговоренного сценария с минимальными импровизациями, численность участников в бою может быть от нескольких единиц или десятков, до нескольких тысяч реконструкторов.

Холощенное оружие – оружие, сделанное холостым, т.е. приведенное в небоеспособное состояние. Огнестрельное не может сделать боевой выстрел (пулей или снарядом). Холодное оружие – затуплено.

Сегодня военно-историческое движение делится на несколько исторических направлений – эпох. В каждой эпохе оно представлено отдельными группами, связанными едиными интересами в рамках одной определённой темы, т.н. военно-историческими клубами. Клубы иногда объединяются между собой для удобства руководства и организации мероприятий. Каждый военно-исторический клуб имеет своего руководителя, выражающего интересы членов своего клуба и занимающегося организацией как внутренней, так и внешней деятельности клуба. Каждый клуб — это мир с разным духом, разным составом. Есть клубы, где вообще нет людей с историческим образованием. Есть клубы молодежные, а есть людей солидного возраста. Каждый клуб основан кем-то, кто задает ему стиль и облик.

Помимо клубов существуют отдельные независимые представители движения, которые также принимают участие в мероприятиях иногда на правах временных членов одного из клубов.

ВИР проникла в области современной культуры, казалось бы, изначально далекие от подобных видов деятельности. Театр, кинематограф, педагогика, шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией. ВИР-движение — относительно новое явление современной культуры России, оно сегодня находится в процессе становления и развития. Но уже самые предварительные оценки позволяют говорить о заметном влиянии его на смежные области культуры. Наиболее ярко, необычно и масштабно ВИР проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга.

На сегодняшний день в отечественной исторической реконструкции наблюдается два наиболее популярных направления: так называемая «живая история» и военно-историческая реконструкция.

«Живая история» - это формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период. Подобный подход создает достаточно серьезный уровень проводимых мероприятий.

Что касается второго направления движения исторической реконструкции, то можно с уверенностью сказать, что, по сравнению с форматом «живая история», военно-историческое моделирование представляет собой более развитую и популярную деятельность в России. Военно-историческое моделирование - это, преимущественно, досуговая деятельность, вид хобби, направленный на воссоздание военного прошлого в отечественной и мировой истории (оружие, доспехи, система ведения боя, памятные битвы и пр.). Основным способом проявления данного направления являются турниры, а также так называемые бугурты.

Военно-исторические клубы организуют и участвуют в фестивалях исторической реконструкции, устраивают показательные выступления перед народом, проводят отдельные мастер-классы и уроки «живой истории». Но, до недавнего времени, они мало уделяли внимания непосредственной работе с подрастающим поколением. Сейчас же эта деятельность достигла определенного уровня в своем развитии.

Исследование специфики и особенностей педагогической деятельности военно-исторических клубов призвано обобщить опыт, накопленный в этом направлении. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в серьезной научной литературе пока не существует сколько-нибудь основательного исследования данного явления.

Историческая справка

Интерес к военной истории в воссоздании славных битв прошлого имеет многовековую историю. Еще древние римляне на аренах гладиаторских боев разыгрывали эпизоды войн с Карфагеном. Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами. Это «мифы» в исходном значении — учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство. Стоит отметить, например, французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо, зародившийся спустя всего лишь несколько десятилетий после самой битвы.

Истоки военно-исторической реконструкции в России также лежат в далеком прошлом. Можно, к примеру, вспомнить масштабную реконструкцию Полтавского сражения, разыгранную для Екатерины Великой, или рыцарские карусели, организованные Николаем I. Фотографический материал начала XX в. демонстрирует многочисленные сюжеты, связанные с реконструкцией военных исторических костюмов, подготовленных к юбилеям гвардейских полков и к 100-летию Отечественной войны 1812 г. Тогда же был создан отечественный музейный макет из оловянных фигурок, которые назывались тогда планами-панорамами. Поэтому документально подтвержденной датой музейного военно-исторического моделирования в России можно уверенно считать 1912-1914 гг. Однако первоначально создание подобных моделей носило скорей характер исключения, чем правила.

Вторая половина XX века ознаменовалась развитием в России активных форм изучения военной истории. Это выразилось в создании различных общественных организаций и объединений исторической направленности, деятельность которых обычно называются одним термином – «военно-историческое движение».

С точки зрения коллекционирования, по праву первое место принадлежит военному историку и коллекционеру М.В. Люшковскому, который начал создавать свою коллекцию военно-исторической миниатюры в Санкт-Петербурге еще в детстве, с 1905 года. Поэтому 1905 год – это конкретная дата, от которой часто отталкиваются петербургские собиратели и изготовители военно-исторической миниатюры как от начальной точки военно-исторического движения. Стихийные группы коллег по интересам послужили основой качественно нового шага. По инициативе М.В. Люшковского в Ленинграде был создан Военно-исторический кружок. Кружок начал свою работу при Артиллерийском музее города Ленинграда в 1968 году и стал объединением любителей военной истории и коллекционеров, занимающихся военно-историческим моделированием. Дата начала работы кружка – 15 сентября 1968 года – стало точкой отсчета для организованных форм военно-исторического движения в г. Ленинграде. С 1975 года кружок стал работать при Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Ленинграде, а в 1988 году кружок был преобразован в клуб.

В 1989 году в Москве был воссоздан «Кружок ревнителей памяти 1812 года». Кружок с подобным названием, объединявший историков и офицеров русской армии во главе с председателем генералом П.П. Яковлевым, уже существовал при Московском отделе Императорского Русского военно-исторического общества с 1909 по 1917 год. Таким образом, от 1909 года можно вести отсчет деятельности военно-исторических кружков России.

В 90-е годы в отдельное направление стали выделяться военно-исторические игры с использованием военно-исторической миниатюры в настольном или напольном варианте.

Движение военно-исторической реконструкции в современной форме, а именно, изучение и восстановление внешнего облика солдат армий прошлых веков, зародилось в США и Великобритании в 1960-х годов.

С середины 70-х гг. XX века и в СССР возникла, независимо от Запада, эта ветвь военно-исторического движения – группы реконструкции, которые первоначально собственными руками стали в натуральном масштабе восстанавливать внешний вид солдат полков прошлого, в первую очередь русской и французской армии эпохи 1812 года. Первая униформированная группа, занимающаяся наполеоновской эпохой, была создана О.В. Соколовым в Ленинграде в рамках Морского петровского клуба в 1976-1978 гг. В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР устроили поход по местам боевой славы этой войны. Это считается началом организованного движения реконструкции в России.

В 1989-1991 гг. действовала Федерация военно-исторических клубов при ЦК ВЛКСМ. С 1988 года ежегодно проводятся военно-исторические праздники на Бородинском поле с участием членов военно-исторических клубов и групп реконструкции. В 1991г. создана Межрегиональная военно-историческая ассоциация, в состав которой вошли московские военно-исторические клубы и объединения, и группы реконструкции из различных регионов России. В 1997г., после объединения с военно-историческим клубами Беларуси и Украины, Ассоциация преобразована в Международную военно-историческую ассоциацию (МВИА, президент A.M. Валькович), крупнейшее военно-историческое объединение в России, где состоит около тысячи любителей военной старины, людей различных возрастов и профессий, изучающих военную историю России и особый интерес испытывающих к событиям Отечественной войны 1812 года.

В 1996 официально зарегистрирована Военно-историческая ассоциация России (ВИАР, президент О.В. Соколов), созданная на основе Санкт-Петербургской городской военно-исторической ассоциации и ряда региональных военно-исторических клубов.

МВИА и ВИАР неоднократно проводили военно-исторические фестивали, устраивали выставки, организовывали ежегодные военно-исторические праздники на Бородинском поле, в Малоярославце и Вязьме, также организовывали выезды членов групп реконструкции на места сражений Отечественной войны 1812 года.

В 1990-х членами военно-исторических объединений начат выпуск периодических изданий и альманахов по военной истории в целом и, в частности, по истории Отечественной войны 1812г.

15 августа 2006 года состоялась презентация выставки, посвященной 30-летию военно-исторического движения в Санкт-Петербурге. Выставка была открыта с 16 августа по 5 ноября 2006 года в Музее-памятнике «Нарвские триумфальные ворота». Это была первая выставка по подобной тематике. Хотя она была посвящена тридцатилетию групп военно-исторической реконструкции г. Ленинграда, но по своему содержанию охватывала период гораздо больший, чем последние тридцать лет истории движения.

В 2012 г. Указом Президента Российской Федерации образовано Российское военно-историческое общество. Оно считается продолжателем существовавшего в 1907-1914 годах Императорского Русского военно-исторического общества.

С пяти человек, которые, по сути, нелегально занимались реконструкцией, движение стало огромным. Сейчас военной реконструкцией разных эпох в России занимается около 80 тысяч человек. Как показали результаты мониторинга движения реконструкторов, в последнее время появилось много разновидностей военно-исторической реконструкции  от времен Древнего Рима и Древней Руси до Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Некоторые из них стали приобретать государственное значение, например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы.

Военно-исторические клубы за границей

В западноевропейской культурной традиции реконструкция использовалась и используется с давних пор и широкомасштабно, как в музеях, так и в другой культурной деятельности, связанной с историческими событиями, обычаями, праздниками, датами.

Первые попытки исторической реконструкции известны еще с конца прошлого века, когда по археологическим материалам, раскопанным фрагментам погребального судна викингов в г. Гокстаде в Швеции в 1892 г. была изготовлена его копия. На этом судне «Викинг» 13 норвежских моряков за 40 суток прошли от Бергена, через Атлантический океан до Чикаго, где в 1893 г. происходила Всемирная выставка. Реконструкция позволила воспроизвести образ действий и материальную культуру древних викингов, перенестись на много веков назад.

Другой пример: комплекс из судна и трех лодок, найденных в Скандинавии, реконструировался неоднократно в 1940, 1949, 1950 гг., хотя долгое время считалось невозможным реконструировать их из-за очень сильных разрушений. Сегодня реконструированные лодки-ладьи вместе с судном находятся в музее в Осло, где их могут увидеть все желающие и соприкоснуться воочию с материальной культурой прошлых столетий, с мастерством ушедших поколений. Культурное наследие, ранее интересовавшее только ученых, становится всеобщим достоянием с демократичным механизмом его освоения.

Музеи г.Осло позволяют вспомнить еще одного известного реконструктора. Тур Хейердал с командой единомышленников не раз реконструировал древние суда и своими плаваниями доказывал их мореходные качества. Плот «Кон-Тики», папирусные лодки «Ра», «Ра-2» и «Тигрис» преодолели многие тысячи миль, влекомые течениями и ветрами. У Хейердала были и последователи, повторявшие его маршруты.

Еще один известный зарубежный реконструктор-путешественник – Тим Северин. В своих плаваниях он проверял достоверность древних мифов и легенд. Для этого были построены и успешно использовались ирландская кожаная лодка «Святой Брендан», арабское парусное судно-дау «Сохар» и реконструкция греческого судна «Арго».

Все вышеперечисленные суда-реконструкции и их плавания относятся к направлению «Экспериментальная археология» – практическому восстановлению утраченных конструкций и технологий. Но, приведенные выше примеры можно считать лишь разовыми акциями.

Историческая реконструкция, как массовое явление, как движение, зародилось в США и Великобритании в 1960-х годах. Уже первый американский реконструкторский фестиваль «Ярмарка Ренессанса» («Renaissance Fair», 1963 г.) собрал около 8000 зрителей.

Иностранное движение исторической реконструкции условно можно разделить на два направления: воссоздание истории (historical reenactment) и творческую реконструкцию (creative history). В свою очередь, воссоздание истории также можно дифференцировать на более узкие составляющие: живую историю (living history) и военную реконструкцию (combat reenactment).

Направление «живой истории» весьма развито за рубежом, где оно используется в качестве методик для изучения истории, а также как эффективное средство в культурном туризме. Однако западные мероприятия отличаются большей продолжительностью, чем российские: в специально построенных, аутентичных комплексах каждый день кипит жизнь заданного периода. Получается своего рода живой музей под открытым небом. В качестве примера подобных музейных комплексов можно назвать «Старый город» в г. Орхус (Дания), «Скансен» в г. Стокгольм (Швеция). Также в Скандинавии давно есть музеефицированные деревни, в то время, как в России это явление только развивается.

Вопрос музейной экспозиции исторических реконструкций решен в европейских (и отечественных) музеях самыми разнообразными способами. Это может быть смешанная экспозиция подлинных предметов и реконструированных вещей как, например, музей Куликова поля. В случае, если объект реконструируется по письменным и изобразительным источникам, то это может быть муляжная или действующая копия, максимально близкая к несохранившемуся, но подробно описанному оригиналу. Так, например, в Лондонском Тауэре в Королевском Арсенале экспонируются реконструкции средневековых оружейных комплексов различных времен и сословий, причем данные реконструкции выполнены в уменьшенном масштабе — около 50 см высотой. Для обозрения представлены фигурки в доспехах рыцаря XIII в., копейщики XV в. и др.

По сравнению с отечественным, западное реконструкторское движение имеет более «мирную» ориентацию. Военная тематика за границей - лишь часть, элемент исторической реконструкции. Более полное воссоздание быта заданной эпохи мыслится для западных организаторов основополагающей задачей при подготовке мероприятий. Однако мирная направленность зарубежного движения не означает, что военно-историческая составляющая вовсе не развита. В частности, среди фестивалей, реконструирующих военное прошлое, самым известным, пожалуй, является «Битва при Гастингсе» («Battle of Hastings»). Его устроитель, Комитет по английскому историческому наследию (English Heritage), является официальным владельцем аббатства города Бэттл, где и произошла в 1066 году знаменитая битва англосаксов с агрессорами-нормандцами.

Одной из старейших военно-исторических организаций за границей является «Средневековое военное сообщество» (Medieval Combat Society), основанное в 1970 году. Данный клуб ориентирован на воссоздание турниров времен Эдуарда IV Черного Принца. Члены общества иерархически делятся на рыцарей и сквайров (оруженосцев), причем последние участвуют только в заранее отрепетированных боях. Лишь спустя несколько лет тренировок сквайры становятся полноценными рыцарями и допускаются к настоящим турнирам.

С «воссозданием истории» вполне может поспорить другая ветвь в области западной реконструкции, так называемая «творческая реконструкция». Данное направление характеризуется, в первую очередь, более мягкими требованиями, например, к костюмам и образам участников. Однако при этом сохраняется достаточно высокий сознательный уровень, стремление соответствовать историческим аналогам. Самыми популярными организациями «творческой реконструкции» являются «Общество творческих анахронизмов» (Society for Creative Anachronism, с 1966 г., США) и «Ярмарка Ренессанса» (Renaissance Fair, с 1963 г., США).

За рубежом реконструкция и обслуживающая её индустрия, существуя уже несколько десятилетий, успели приобрести устойчивую культурную репутацию и нарастить соответствующую инфраструктуру. В странах дальнего и ближнего зарубежья регулярно проводятся крупные военно-исторические фестивали. Чаще всего они иллюстрируют собой известные события прошлого, произошедшие в данной местности:

  • в США – исторические реконструкции битв и событий Гражданской войны и освоения Дикого Запада;
  • В Австралии – реконструкция «Второй битве при Уксусном Холме»;
  • в Великобритании – события, римских и норманнских завоеваний, войны Алой и Белой розы, Английской гражданской войны;
  • во Франции – широкий диапазон, от галло-римских до франко-прусско-германских войн.
  • в Испании – «Праздник забвения», посвящённый переходу римского легиона Децима Юния Брута Каллаика на левый берег реки Лима.
  • в Болгарии – историческая реконструкция обороны Шипки.
  • в Польше – историческая реконструкция Грюнвальдской битвы;
  • в Беларуси –  международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Наш Грюнвальд»;
  • на Украине – фестивали исторической реконструкции в Меджибоже, Львове, Хотине.

Десятилетний опыт международного сотрудничества значительно сгладил различия между военно-историческими клубами России и зарубежных стран. Но сохранились некоторые «особенности национальной реконструкции», присущих иностранным военно-историческим клубам.

Прежде всего – это «больной» для российских реконструкторов вопрос исторического оружия. У нас этот вопрос до сих пор не решен, а за границей проще иметь качественное оружие. В Чехии, например, он решен просто. Если ты являешься гражданином страны или иностранцем, постоянно в ней проживающим, то можешь спокойно приобрести, зарегистрировав в полиции, любой вид оружия – от «Нагана» до… танка. Понятия «холощенное» оружие в Чехии практически не существует. Во Франции кремневое ружье вообще не считается оружием. На военно-исторических мероприятиях стрелять из него можно сколько угодно. В России на мероприятиях, организуемых официальными властями, пользуются историческим оружием, а как перевозить его — непонятно. В общем, сплошные юридические парадоксы.

Несколько слов о людях. В отличие от России, где в военно-исторических клубах в основном состоят люди в возрасте до 30 лет, средний возраст иностранных участников реконструкции 30-40, а то и 50 лет. При этом так же, как и у нас это люди, в массе своей, среднего достатка.

Военно-исторические клубы в России

В России реконструировать сражения начали в XVIII в. Уже упоминались реконструкция Полтавского сражения, разыгранная для Екатерины II и рыцарские карусели, организованные Николаем I. Впоследствии тема реконструкции событий заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился тремя годами ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона. В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР при поддержке ЦК ВЛКСМ прошли походом по местам боевой славы «Войны двенадцатого года». Это считается началом организованного движения реконструкции в России.

Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.

Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века

Фестиваль «Бородинская битва» — самое известное в России историческое мероприятие. Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям. Ежегодно в России проводится более ста мероприятий, связанных с исторической реконструкцией.

Как уже отмечалось, отечественная реконструкция более милитаризирована, чем западная. Фестиваль является главной формой проведения мероприятий такого рода и, зачастую, преследует кратковременные цели, например, привлечение внимания, как к самим воинским искусствам, так и к реконструируемой эпохе в целом.

Но существуют и российские проекты формата «живая история» (living history). Например, 24 июня 2017 года на противоположном от Нижнего Новгорода берегу Волги, в городе Бор Нижегородской области состоялось открытие парка живой истории «Pax Romana». Парк рассчитан, в первую очередь, на популяризацию древнеримской истории и, являясь по сути реконструкторским, содержит элементы стилизации. Вторая важная функция парка — надежная база для мероприятий: фестивалей, маневров, реконструкторских экспериментов, мероприятий в стиле living history и т.п. Раннее средневековье («Эпоха Викингов») в частности представлено проектом «Славянская деревня X века» в Любытино Новгородской области, историко-культурным центром «Варяжский двор усадьба Сваргас» в Ленинградской области, подмосковным проектом «Один в прошлом». Отечественная «живая история» приобретает все большую значимость. На сегодняшний день на территории нашей страны мы можем видеть развивающиеся музейные комплексы, с успехом применяющие элементы «живой истории».

Что касается второго направления движения исторической реконструкции, то можно с уверенностью сказать, что, по сравнению с форматом «живая история», военно-историческое моделирование представляет собой более развитую и популярную деятельность в России.

Основным способом проявления данного направления являются турниры, а также так называемые бугурты (массовые полевые сражения). Среди наиболее популярных эпох военно-исторической реконструкции можно выделить период Античности, Средние века, Новое время и мировые войны. Интересно заметить, что самым популярным антуражем на военно-исторических фестивалях является именно средневековая эпоха.

Военная реконструкция не оформилась как субкультура, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому. Но, несмотря на отсутствие статуса субкультуры, военно-историческая реконструкция - отнюдь не хаотичное движение. Напротив, участникам свойственно объединяться в различные рода организации. Обычно это военно-исторические клубы (ВИК). Подобные объединения обязательно располагают собственным помещением для тренировок, хранения костюмов и обмундирования. Часто на территории клуба работают оружейные мастерские. Средний клуб обычно насчитывает 10-30 человек. Крупные организации нередко открывают филиалы в других регионах. Внутри военно-исторических клубов почти всегда существует иерархическая лестница, обычно аналогичная «профильному» для клуба периоду реконструкции (структура славянской дружины, походного полка армии Наполеона Бонапарта и т.п.). В большинстве случаев иерархическая структура легко угадывается в названии организации («Дружина Крепость» в Туле, «Орден Белого Дракона» в Санкт-Петербурге, «Половецкая степь» в Астрахани). Членам каждого клуба присущи отличительные признаки, помогающие идентифицировать «своих» на крупных фестивалях (щиты определенного цвета и геральдического рисунка, фасон костюма, нашивки и т.п.).

По приблизительным подсчетам, в каждом крупном городе сейчас можно насчитать около 10 клубов исторической реконструкции. Естественно, чем больше город, тем больше клубов. Их официальный статус весьма вариативен, некоторые оформлены как общественная организация, а некоторые — нет. Кружки, группы и клубы организуют военно-исторические объединения (ассоциации, федерации) городского, регионального или всероссийского уровня. Возможно вхождение российских военно-исторических объединений в международные организации родственного толка.

Помимо участия в реконструкторских фестивалях и турнирах, военно-исторические клубы организуют собственные закрытые мероприятия, воссоздающие локальные события (например, средневековые пиры и ренессансные балы). Также членов военно-исторических клубов часто приглашают для участия в различных тематических презентациях, для съемок художественных и документальных кинолент (например, историческая картина «Александр. Невская битва»).

Большинство отечественных военно-исторических клубов участвуют в различных разовых турнирах и мероприятиях, приуроченных, например, к определенной дате (вспомним традицию воссоздания Бородинского сражения). Однако встречаются и такие организации, которые со временем наработали серьезную базу и стали своего рода центрами сохранения исторического и культурного наследия России. Пожалуй, самым впечатляющим примером является ежегодный фестиваль «Куликово поле», в котором принимают участие военно-исторические клубы из России и ближнего зарубежья. В память о значимой дате, на поле Куликовской битвы оживает канувшее в лету сражение, реконструируются его различные этапы. Атмосфера XIV века на фестивале охватывает историческое фехтование, конкурсы исторической кухни, костюма и пр. Данный фестиваль является частью программы федерального учреждения культуры Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», созданного в октябре 1996 года. Музей был учрежден на основании закона РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» Постановлением Правительства РФ. Есть и другие фестивали, поддерживаемые различными органами власти. Это свидетельствует о том, что стратегия государственной молодежной политики, учитывая потребность молодого поколения в неординарных видах досуга, направлена сегодня на поддержку развития движения исторической реконструкции, обеспечивая организационно-функциональную взаимосвязь всех участников данного игрового процесса. Особенно заметна поддержка тем мероприятиям, тематика которых укладывается в официальную государственную историческую политику и которые могут быть проведены под грифом «патриотическое воспитание».

Педагогические аспекты деятельности военно-исторических клубов.

Повышенный интерес любителей к прошлому явился стимулом к появлению различных военно-исторических клубов. Их деятельность, наряду с другими аспектами реализует и образовательную функцию. Можно сказать, что они работают под лозунгом «Развлекая – просвещай». Известно, что знания лучше усваиваются тогда, когда они подаются ненавязчиво, в увлекательной, игровой форме. И эти знания, появляясь внутри клуба, не только усваиваются его членами, но и идут в массы на различных показательных выступлениях.

Мероприятия, проводимые реконструкторами, ни что иное, как ожившие страницы учебника, которые наглядно демонстрируют нам всю драматичность истории человечества, заставляют современные поколения ещё раз задуматься о своём будущем, которое, как известно, невозможно без прошлого.

Практика показала, что занятие по истории, например, проведенное непосредственно на месте события, сопровождаемое демонстрацией реальных предметов прошедшей эпохи, в окружении людей в старинных одеждах, позволит открыть что-то новое о жизни предков, что сокрыто временем и будет иметь больший воспитательный результат, чем традиционные лекции и беседы о патриотизме, любви к родному краю. И просветительская фестивальная деятельность военно-исторических клубов дает свои плоды. Десять лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца. Сейчас это редкость. По воспоминаниям одного из реконструкторов, в Крыму они ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе им встретились туристы. Первый вопрос туристов был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата?» Но подобное просвещение масс можно считать побочным продуктом деятельности военно-исторических клубов. Основной образовательный процесс идет внутри клуба.

Акцентируя внимании на феномене любительской формы исторической реконструкции, как способе получения новых знаний о прошлом общества, отметим, что занятие реконструкцией весьма многогранно: аналитическая работа с разного рода источниками, поисковая деятельность в археологических экспедициях, изучение и владение старинным оружием, древними ремеслами, такими как гончарное, кузнечное, ювелирное, шорное, участие в турнирах, соревнованиях, фестивалях, выставках и различных шоу. Историческая реконструкция способствует приобретению и сохранению новых исторических знаний, а также стремлению личности к самовыражению и творчеству. В результате такой творческой деятельности люди всех возрастов и профессий в рамках научных и любительских объединений имеют возможность получить представление об артефакте из далекого прошлого, а также попытаться самостоятельно изготовить копию того или иного предмета повседневного обихода, а не просто визуально ознакомится с первоисточником или прочитать о нем.

Важно подчеркнуть, что изучение истории методом реконструкции является инновационным средством получения знаний, выступает способом воспитания и образования личности и общества в целом. Реконструкция служит целям просвещения и расширения кругозора, что важно человеку любого возраста. И прежде всего это относится к работе со школьниками и студентами.

Воспитательная цель «реализуется путем создания "обстановки трудностей", преодоление которых требует сплочения, коммуникации, быстрого процесса социализации, происходящего в полевых условиях, способствует осуществлению развивающей цели. В общении друг с другом и руководителями молодые люди расширяют кругозор, получают навыки совместной жизни, развивают коммуникативные и аналитические способности, совершенствуют свои таланты. Развивающая цель реализуется через создание атмосферы доброжелательности в проведении соревнований, конкурсов ремесел» [11].

Педагогический аспект движения военно-исторической реконструкции — отвлечение части молодежи, особенно мужской, от криминальной среды, военно-патриотическое воспитание в самом прямом смысле слова, пробуждение у молодого интереса к истории и ремеслу.

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вникания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты. Подростки вообще стали мало контактными. Интернет заменяет реальное общение. Тинейджеру проще спрятаться за монитор, писать под всевозможными «никами». Занятия же в клубе побуждает человека к живому общению. Он сам пришел в этот коллектив. Здесь есть его единомышленники, с которыми можно плодотворно и приятно общаться. А уж участие в показательных мероприятиях в составе клуба и подавно отвратит подростка от замкнутости.

Заслуживает особого внимания опыт российских образовательных учреждений, создающих клубы исторической реконструкции в рамках внеклассной работы с учащимися старших классов. Часто в такие клубы входят учителя-энтузиасты, которые не просто обладают знаниями на тему клуба, но и могут их грамотно преподнести ученикам. Цель деятельности такого клуба - углубленное изучения истории, а также повышение уровня интеллектуального, физического, эстетического и нравственного развития подрастающего поколения. Таким образом, есть основание утверждать, что историческая реконструкция, формируя культурное пространство «живой истории», активно выступает одним из способов образования и воспитания подрастающего поколения. Нередко для школьников занятия в военно-историческом клубе выполняют и профориентационную функцию.

Военные сражения (турниры), в основе которых лежит ролевая игра живого действия, позволяют не только изучать военное искусство определенной эпохи, но и применять его в любительских практиках. Турниры бывают постановочные, в виде театрализованных представлений, и спортивные, в последнем случае оцениваются прежде всего сила и умение. Как правило, спортивные турниры относится к реконструкции эпохи холодного оружия – к Античности и Средневековью. Мужское влечение к оружию, необходимость снятия стресса и выброса естественной агрессии, стремление к общению с такими же любителями - все это служит мотивацией для занятий военно-исторической реконструкцией, которая «из разновидности хобби преобразуется в самостоятельную отрасль систематизации знаний об истории и культуре, а также в систему их эффектного визуального представления» [1].

Говоря о военно-спортивной составляющей деятельности военно-исторических клубов, стоит отметить следующие аспекты. Безусловно, это направление побуждает занимающихся совершенствовать свою физическую форму. Во многом это способствует подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных сил. Особенно это заметно у воспитанников военно-исторических клубов, занимающихся ХХ веком. Что же касается клубов, занимающихся эпохой холодного оружия, то их прикладная соревновательная составляющая имеет свои особенности.

Разумеется, историческое фехтование, как контактный вид спорта, потенциально травматично. Как следствие, большинство Средневековых и Античных клубов весьма неохотно занимается с детьми и подростками, что является препятствием для использования педагогического потенциала военно-исторических клубов. Часто в такие клубы принимают лишь с возраста 15-16 лет и лишь, как молодое пополнение во взрослый состав клуба. Другой вариант работы с детьми и подростками – занятия с ними не историческим фехтованием, а аналогичным ему видом, использующим современное мягкое спортивное снаряжение. Такие виды фехтования носят название «Спортивный меч» и «Современный мечевой бой». Они, конечно, не позволяют ребенку почувствовать себя «рыцарем» в полной мере, но зато имеют большое распространение и доступность. По этим видам фехтования проводятся соревнования различных рангов, вплоть до международных. Но в то же время есть небольшое количество военно-исторических клубов, которые позволяют детям заниматься именно историческим фехтованием. Юные бойцы соревнуются в доспехах вполне исторического вида. Вопросы безопасности решаются правильным подбором экипировки в зависимости от возраста участника и хорошо продуманными правилами. В Санкт-Петербурге существует около десяти военно-исторических клубов и аналогичных объединений, уже много лет культивирующих детско-юношеское направление исторического фехтования. В других городах этот вид работы с детьми и подростками развит заметно меньше. Как следствие, детские турниры Санкт-Петербурга, проводимые уже около двадцати лет, привлекают в последние годы и участников из других городов.

Говоря о Санкт-Петербургских детских клубах, занимающихся Античностью и Средневековьем, хочется отметить, что они существуют на базе школ или учреждений дополнительного образования. Программы занятий включают в себя не только физкультурно-спортивные дисциплины. Ученики изучают историю и культуру народов Античности и Средневековья, а также занимаются изготовлением предметов военной экипировки и действующих муляжей оружия, которые сами же и используют.

Если для взрослых военно-исторических клубов самым распространенным мероприятием является фестиваль, то у детских – турнир. В первую очередь турнир по историческому фехтованию дает возможность ученикам продемонстрировать свое мастерство, соревнуясь с другими ребятами, в том числе и из других клубов и объединений. Кроме того, такой турнир является мероприятием, на котором можно оценить уровень подготовки каждого участника и, тем самым, уровень освоения им учебной программы.

По многолетнему опыту проведения детских турниров по историческому фехтованию в Санкт-Петербурге можно сказать, что ребята из разных коллективов, много раз выступавшие на турнирах, находят себе товарищей и поддерживают дружеские отношения с такими же «завсегдатаями» турниров из клубов-соперников. Это свидетельствует о том, что, как и в «большом спорте», соперничество не разъединяет, а, наоборот, способствует сближению спортсменов во всех возрастах. И это несмотря на то, что в поединках видно, что юные бойцы дают выход своей спортивной агрессии.

Занятия в военно-исторических клубах закаляет характер учеников. Преодоление трудностей на тренировках, а также при выполнении различных ремесленных работ вырабатывает целеустремленность, упорство и старательность. А историческая составляющая предоставляет учащимся реальную возможность социализации и самовоспитания, которые состоят в примеривании на себя исторических ролей и ситуаций.

Вообще, ролевая игра, как феномен человеческого общения, органично сочетается с военно-исторической реконструкцией. Действия в исторических облачениях, на исторические темы налагает обязательства вести себя сообразно своему внешнему виду, своей роли. И если взрослые реконструкторы обычно соблюдают эту ролевую условность лишь в условиях показательных выступлений, то подростки охотно существуют в рамках своих ролей и получают от этого удовольствие.

В Санкт-Петербурге разными клубами неоднократно проводились различные костюмированные праздники, состязания и ролевые игры на тему Средневековья и Античности: «Пир Бобового короля», «Осенняя ярмарка», «Аполлоновы игры». В ходе этих мероприятий участники могли примерять на себя роли людей разных времен, сословий и профессий (в зависимости от темы игры). В ролевой игре ученик действует от лица своего персонажа, используя знания и навыки для решения задач в необычной ситуации.

Еще К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он говорил, что для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре нет учителя и ученика. Там есть роли и действия, и все участники обучают друг друга и учатся друг у друга. Игровое обучение ненавязчиво. Как правило, к игре все открыты. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, разрядкой, она способна перерасти в обучение, в творчество, в моделирование человеческих отношений.

Некоторые детские клубы используют элементы ролевой игры в своей регулярной работе. Например, структура клуба может имитировать средневековый орден. Это отражается и в названиях: «Орден Золотого Эмбера», «Орден Белого Дракона». Руководитель, педагоги и старшие, опытные члены клуба занимают соответствующие «исторические» должности в иерархии клуба. Состоя в «игровой» структуре клуба, руководители и педагоги подчиняются общим для всех правилам игры, что положительно сказывается на единстве коллектива и взаимоотношениях в нем. Такая ролевая составляющая мотивирует учеников на развитие и достижение значимых результатов, которые, в свою очередь, приводят к повышению (в звании, титуле, должности).

У людей, участвующих в ролевых играх, наблюдается более высокий уровень самоактуализации, лучшая ориентация во времени, большая гибкость в поведении и адаптивность, принятие себя, эрудиция, познание нового и творческий подход по сравнению с людьми, в ролевых играх не участвующих. Эти качества являются следствием требований, выдвигаемых ролевой игрой участнику. Экспериментирование с разными ролями позволяет человеку понять и принять свои положительные и отрицательные качества, научиться не бояться своих чувств и уметь говорить о них. Принятие роли требует соответствия иным межличностным отношениям, иной экономике, политической ситуации, социальным процессам, культуре в одежде, а кроме того — принятия эмоций своего персонажа (при сохранении разделения между ними и собственными эмоциями). Необходимо отметить, что степень углубленности в реконструкцию, ролевую игру живого действия не отрывает людей от современной жизни. Наблюдение показало, что погружение в тяжелый быт тысячелетней давности позволяет любителям по-новому оценить комфорт современного быта, а приобретаемые знания и навыки простой жизни добавляют им уверенности в себе, поскольку жизнь без роскоши, когда человек может обходиться малым и не испытывать при этом депрессии, - залог жизнеспособности общества.

В настоящее время в России историческая реконструкция успешно становится актуальным видом педагогики дополнительного образования, так как способствует:

  • овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
  • социализации личности, реализуя потребности в общении и приобретении необходимого жизненного опыта;
  • формированию психологической культуры личности, нравственных идеалов, становлению эмоционально-волевой сферы характера и развитию качеств успешной личности;
  • воспитанию подлинных чувств патриотизма и гражданственности, глубокого уважения к истории Отечества и родного края;
  • обеспечению активного отдыха с элементами спортивного, познавательного и туристско-краеведческого характера;
  • развитию творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;
  • приобщению к знаниям в области отечественной и мировой культуры;
  • компенсации личностной неудовлетворенности социально безопасным способом.

Взаимосвязь исторического опыта прошлого и опыта современного делает движение исторической реконструкции в общественной и культурной жизни России актуальным, перспективным и все более привлекательным для детей и юношества.

Список литературы

  1. Богданов С.В. Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России. :дис. канд.культурол. наук. Саратов, 2015.
  2. Куприянов Б. В., Подобин А. Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. Очерк четвёртый. «Субкультура ролевого движения».
  3. Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. Томск : Изд-во Том. гос. архитект.-строит. ун-та, 2014.
  4. Верещагина И.М., Савинцева М.Е. Феномен исторической реконструкции в приобретении новых знаний о прошлом общества. Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59.
  5. Журавлева А. С. Самоактуализация участников неформального молодежного объединения (на примере движения ролевых игр). Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2014. — № 1.
  6. Пивнев Д.И. Роль игрофикации в образовании: опыт создания игрового модуля. Гуманитарная информатика, 2017. - №12.
  7. Скворцов А.Е., Мальков А.В. Военно-историческое движение в Ленинграде-Петербурге // ВИФ. 2005. № 4 (24) [Рейтар № 13 (1/ 2005)]. М.- СПб.
  8. Аранович А.В. Роль военно-исторической реконструкции в патриотическом воспитании молодежи. https://spbarchives.ru/patriotism_8.6.
  9. Быков А.В. Историческая реконструкция. http://wiki.goldenforests.ru/index.php.
  10. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен. :дис. канд. культурол. наук. М., 2000. https://www.dissercat.com/content/dvizhenie-voenno-istoricheskoi-rekonstruktsii-kak-sotsiokulturnyi-fenomen.
  11. Демина А.В. Движение исторической реконструкции: пути и решения. https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-istoricheskoy-rekonstruktsii-puti-i-resheniya.
  12. Реконструкция, как форма активизации исторической памяти. Доклад ратоборского редактора. https://blog.ratobor.com/agency/2016/11/rekonstrukciya-kak-forma-aktivizacii-istoricheskoj-pamyati/.
  13. Хитрых А.В. Историческая реконструкция как метод исследования истории отечества. www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2008/hitrch.pdf.
  14. Википедия. Историческая реконструкция. https://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_реконструкция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 специальности Педагогика дополнительного образования "Организация отдыха детей"

Предствален фрагмент рабочей программы профессилнального модуля  специальности Педагогика дополнительного образования, куда входят МДК "Педагогическое сопровождение разновозрастных групп детей" ,...

программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных  государственных  образовательных  стандартов среднего профессионального образования по специа...