Воспитание через традиции
статья
Современные дети живут в достаточно комфортных условиях, пользуются новыми технологиями, гаджетами, интерактивными игрушками. Они обладают огромным потенциалом, они талантливые и активные, вместе с тем часто инфантильны и выступают в роли потребителя. И конечно очень нуждаются в поддержки взрослых.Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Все традиции школы оказывают влияние на нравственное воспитание. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания:
1) формирование нравственного сознания;
2) воспитание и развитие нравственных чувств;
3) выработка умений и привычек нравственного поведения.
Школа, где я работаю является статусной: школа с углубленным изучением немецкого языка. Школа имеет множество традиций. Одна из них – школьный обмен. Так дети из России и дети из Германии имеют возможность не только углубить, расширить и улучшить языковые знания и навыки, но и соприкоснуться с традициями народов. Обыкновенно в торжественной части гостей встречают и провожают два коллектива: театральный коллектив «Подсолнух» и фольклорный коллектив «Ивушка». Эта традиция зародилась не так давно и существует всего несколько лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 223
с углубленным изучением немецкого языка
Кировского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
«Воспитание через традиции»
Автор:
Макерова Екатерина Геннадьевна,
педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………......с.3
Значение народных традиций в воспитании детей……………………………......с.4
Роль школьных традиций в воспитании детей...………………………..…………с.6
Традиции в моей практике…………….…….………………………………...........с.8
Заключение………………………………………..………………………….…….с.10
Список литературы…………………………………………………………….......с.11
Введение
Современные дети живут в достаточно комфортных условиях, пользуются новыми технологиями, гаджетами, интерактивными игрушками. Они обладают огромным потенциалом, они талантливые и активные, вместе с тем часто инфантильны и выступают в роли потребителя. И конечно очень нуждаются в поддержки взрослых.
Педагоги прикладывают не мало усилий для мотивации и удержании внимания современных детей как на уроках, так и на дополнительных развивающих занятиях несмотря на то, что ребята приходят на занятия по собственной воли и инициативе. Таковы основные и очевидные трудности современного обучения и развития нового поколения.
Занятия в театральных студиях и коллективах помогают детям прочувствовать на себе разные социальные роли через игру. Педагог в свою очередь понимает и знает особенности возраста и их потребности и предлагает именно те роли, которые помогут расширить представления о жизни и прочувствовать весь спектр эмоций.
В младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Воздействуя на эмоциональный мир ребенка, театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будит сочувствие, делает сострадание деятельностным, помогает овладению навыками общения и коллективного творчества.
В подростковом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение подростка в художественный мир произведения. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров. Ценностно-ориентационный компонент в подростковом возрасте приобретает значение ведущего, поскольку личность на этом этапе активно ищет ценностные ориентиры для подражания и самосовершенствования. В этой связи становится понятным, насколько важным становится правильный подбор тем тех направлений, по которым выстраивается работа.
Значение народных традиций в воспитании детей
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.
Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.
В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры [10].
Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.
Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
Роль школьных традиций в воспитании детей
Воспитать традиции и сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательской работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой.
Выделяют большие и малые традиции. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Все традиции школы оказывают влияние на нравственное воспитание. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания:
1) формирование нравственного сознания;
2) воспитание и развитие нравственных чувств;
3) выработка умений и привычек нравственного поведения.
Оно включает в себя: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, а также нравственных привычек.
Кроме того, традиции школы связаны и с эстетическим воспитанием школьников. Формирование эстетического отношения к жизни: к труду, общественной деятельности, природе искусству, поведению - тоже могут сформировать традиции. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, музыке служит стимулом для всестороннего умственного развития.
Сформировавшиеся в учебном заведении традиции - это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию класса.
Система традиций в силу своей природы может самоуправляться, ибо сохраняет прошлый опыт, учится и воспитывается на нем, а сохранившееся прошлое выполняет роль управляющего фактора, как в отношении самой традиции, так и участников этого процесса.
Процесс воспитания занимает очень важное место в педагогическом процессе. И следует отметить, что роль традиций в воспитании очень высока.
Авторы различных книг и статей по педагогике приводят огромное количество примеров традиций, так Н.Меренкова перечисляет традиции их техникума. Традиции учебной и профессиональной направленности:
- торжественная линейка и классные часы в группах 1 сентября;
- олимпиада по предметам;
- тематические линейки;
- поздравление ветеранов микрорайона;
- участие в городских и областных мероприятиях и др.
В школе также существуют традиции, связанные с учебной работой школьников, с их общественной жизнью, с их отношениями друг к другу и т.п. Эти традиции создают тот подчас неуловимый «дух школы», который формирует и моральный облик учеников. На это указывал в свое время еще Л.Н. Толстой: «есть, -- говорил он, -- в школе что-то неопределенное, почти не поддающееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке -- педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешности учения -- это дух школы… Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к другому… что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и поэтому долженствующее быть целью каждого учителя»
Известный педагог А.С. Макаренко, рассуждая на тему традиций, приводит примеры из жизни. Например, в коммуне им. Горького и им. Дзержинского одной из многочисленных традиций, которые создавались и закреплялись под влиянием А.С. Макаренко, была: «дежурного командира не проверять». Смысл ее заключался в том, что если дежурный командир говорит не на ушко, а рапортует перед всеми воспитанниками и воспитателями коммуны, то он за свои слова отвечает и ему надо верить.
Макаренко говорил, что эта традиция имела огромное воспитательное значение -- она повышала ответственность дежурного, она заставляла уважать рапорт, поддерживала честь и звание командира, она воспитывала доверие. Каждая традиция имеет определенный моральный смысл и тем самым воспитывает моральное чувство и моральное сознание.
Исходя из своего опыта, Макаренко говорит: «Надо признать, что в создании традиции нужно использовать какой-то маленький инстинктивный консерватизм, но консерватизм хорошего типа, то есть доверия ко вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать сегодняшним моим капризом».
Козыренко Т. Н. в своей статье «Роль традиций в формировании личности гимназиста» показывает, какие мероприятия проводятся в их гимназии. Например:
1) конкурс чтецов;
2) конкурс живописных работ по античной тематике;
3) фольклорные праздники и т.п.
В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью. Компонентами этих ориентаций являются: когнитивный компонент, который проявляется в глубине и осознанности знаний, самостоятельности и устойчивости суждений, наличии твердых убеждений; эмоционально-оценочный компонент, проявляющийся в оценочных отношениях, силе эмоциональных переживаний; поведенческий компонент, выражающийся в умении руководствоваться знаниями в поведении, устойчивости поведения в различных ситуациях.
Подводя итоги мы делаем следующие выводы: во-первых, традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Во-вторых, школа, являясь частью общества, без традиций - это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, об окружающем мире, о своем месте в обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют, в том числе, наладить эмоциональный контакт между учениками, педагогов с детьми, детей - с родителями, родителей - с педагогами и даже педагогов между собой.
Традиции в моей практике
Школа, где я работаю является статусной: школа с углубленным изучением немецкого языка. Школа имеет множество традиций. Одна из них – школьный обмен. Так дети из России и дети из Германии имеют возможность не только углубить, расширить и улучшить языковые знания и навыки, но и соприкоснуться с традициями народов. Обыкновенно в торжественной части гостей встречают и провожают два коллектива: театральный коллектив «Подсолнух» и фольклорный коллектив «Ивушка». Эта традиция зародилась не так давно и существует всего несколько лет.
Как-то в один из обменов нас попросили выступить перед гостями, что бы показать что-то чего они еще не видели. Мы, педагоги данных коллективов, с удовольствием приняли предложение. Наш репертуар велик и разнообразен. В театральном коллективе мы разыгрываем и современные стихотворения, и отрывки из классических произведений, и конечно, народное творчество. Фольклорный коллектив так же изучает и исполняет множество народных песен, прибауток, музыкальных народных игр. Задачи удивить гостей перед собой мы не ставили. Скорее это возможность показать традиции, культуру и национальные чувства нашего народа.
Хочу привести пример одного такого приветствия. Сразу оговорюсь, что наши преподаватели немецкого языка вкратце рассказали суть предстоящего действа, а во время сказки давали перевод.
С первых минут и гости, и хозяева погрузились в атмосферу ярмарочного гуляния: «Здравствуйте господа разные! Дельные и праздные! Молодые и старые! Толстые и сухопарые! Торопись честной народ, тебя ярмарка зовет!» И конечно веселая песня «Ярмарка». Лица не только гостей, но и наших ребят засияли улыбками.
Далее песня «Семечки»:
То не утки крякают,
Не лягушки квакают.
Это с миленьким вдвоём
Дружно семечки грызём.
Семечки, семечки
В мешке принёс их Сенечка.
Нынче ночка коротка,
Съели только пол мешка…
Поскольку гости понимали текст, а наши певцы и актеры показали всю комичность ситуации, восторгу не было предела!
Ну, а ярмарка тем временем продолжалась: народ гуляет и совершает покупки. И наш молодец-удалец купил – зеркальце и понес домой. А что было дома мы представили в сказке Б.Шергина «Зеркальце»:
«Это было в старинные времена – еще люди зеркалов не знали. Один дядя привез в свою деревню зеркальце карманное. А от людей его таит и жене не показывает. А жена порвалась от любопытства: что такое муж разглядывает утром рано и вечером поздно? А спросить не смеет, как спросишь?...»
Однажды муж со двора пошел, зеркальце в сундук сунул. Жена это доглядела, в сундук сплавала, зеркальце выудила. Разглядывает:
--хм, пустяковина какая-то… Блестит… Что же это такое? О! Морда бабья!.. Баба написана. Чья же это баба? Ох, тошно-о! Это он в городе подругу себе завел. Харю ейную, патретейный домой привез, не постыдился-а-а!
Удивительная веселая сказка прекрасно показывает быт и особенности русской глубинки прошлых веков. Мы наполнили ее народными северными песнями девушек. И снова восторг.
Заканчивается ярмарка веселыми песнями, небылицами и хороводом. В хоровод девушки зазывали гостей, которые с удовольствием отплясывали вместе с нами.
Вот так, казалось бы, из обычной просьбы помочь встретить гостей мы вышли на воспитание таких важных ценностей как духовность, нравственность, бережное отношение к культурному наследию своего народа, интерес к родной истории; взаимопомощь, умение договариваться, сотрудничество, милосердие.
Заключение
Народные традиции и культура – основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе и в дополнительном образовании.
Список литературы
- Казанцева В.Г. Подросток трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп.. – Спб.: Питер, 2008
- Козыренко Т. Н. Роль традиций в формировании личности гимназиста // Интерактивное образование: электронная газета. 2010. №27. URL: http://io.nios.ru
- Меренкова Н. Традиции учебного заведения в развитии коллектива и личности // Народное образование. 2006. №2
- Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972
- Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 2005.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших. пед. учеб. Заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996
- Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние возрождения традиций казачества и их значение в патриотическом воспитании через организацию республиканских мероприятий
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный и...
Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»
Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...

Проект История России через традиции и православие. Путешествие по стране фразеологизмов 2017
В данной работе раскрывается история возникновения ряда фразеологизмов. Часть из них связана с историей России, Москвы и Европы, часть - с конкретными историческими личностями. Часть фразеологизм...

Проект История России через традиции и православие. Великая Пасха 2018
Работа построена с использованием выдержек из призведений русских классиков, национального фольклора, ссылок на исторические события. В презентации широко представлена живопись русски...

Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...

Статья "«Духовно-нравственное воспитание через культуру и традиции старообрядцев.»
На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процес...
Духовно-нравственное воспитание на традициях родного края через художественные произведения
Данная статья является методической помощью в организации уроков литературы в 8 и 9 классах для воспитания у подрастающего поколения сохранения истинных чувств, взаимоуважения между мужем и женой, меж...

