Использование дистанционных образовательных технологий в обучении
статья

Тогмитов Жаргал Батоевич

Дистанционное обучение обучающихся в последнее время становится одним из перспективных направлений модернизации  образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам России и мира, а в связи с пандемией коронавируса, одним из актуальнейщих задач решения.  В ряде образовательных учреждений уже накоплен опыт организации дистанционного обучения школьников, позволяющий организовать обучение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на высоком качественном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Баргузинский район»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРГУЗИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Методическое сообщение на тему:

Использование дистанционных образовательных

технологий в обучении

Подготовил:

Тогмитов Жаргал Батоевич

педагог доп.образования

с.Баргузин

2020

Успешное обучение сложно представить без грамотного и энергичного педагога, который может предложить детям нечто большее, чем заурядное занятие. А задача педагога заинтересовать познанием.

Выявление и развитие способностей каждого обучающегося – это важнейшая задача ОУ. Поиск ее решения активно ведется в последние годы и в профессиональной среде, и в широких кругах общественности. Новый образовательный стандарт ориентируют нас на выявление и развитие природной одаренности ребенка с целью его успешной социализации в будущем. При этом новом векторе развития образования выстроить образовательный процесс возможно только на основе максимальной индивидуализации обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. В последнее время дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры.

Дистанционное обучение - широкий спектр образовательных услуг, в рамках которых дети обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном кабинете. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

  • усиление активной роли обучающегося в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов;
  • повышение мотивации к обучению;
  • применение интерактивных форм занятий;
  • усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения;
  • возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки

Модель организации обучения с использованием дистанционных технологий рассчитана:

  1. на обучающихся, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
  2. на обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
  3. на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на занятии (отсутствующие в школе по причине болезни);
  4. для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий по причине погодных условий, карантина и т.д.)

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:

- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);

- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;

- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;

- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучающегося.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.
Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого общения между сверстниками, между обучающимися и педагогом. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, организации мотивации ученика. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов - интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, соц. сети (вайбер, ватсап, VK). Инструментом  передачи знаний может стать и персональный сайт педагога.  Такое обучение подразумевает наличие специальной образовательной площадки, образовательного сервера с предметными модулями, где по темам размещён учебный материал: теория в виде текста, видео, практические задания, тесты для контроля.        

Сейчас в своей работе в качестве инструментов дистанционного обучения для обучающихся, я использую электронную почту, Zoom, соц. сети, и свой, так называемый, мини-сайт.  Педагогу, сейчас на данном этапе, необходимо иметь свой сайт.

Свой мини-сайт я создал  в «Социальной сети работников образования». Основной составляющей в моей работе при дистанционном сотрудничестве с обучающимися является именно эта площадка. Структура сайта определяется предметными линиями. На сайте размещаются интересные дополнительные  материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы. Здесь мои ученики могут прибегнуть к материалам мною рекомендуемых готовых проверенных электронных ресурсов для углубленного изучения темы. В своей работе я активно пользуюсь тестами-online как уже готовых электронных ресурсов, так и самостоятельно составленных, что имеет свои плюсы. Готовые тесты являются спасением современного учителя, у которого основная проблема – нехватка времени. Но самостоятельно составленные тесты с помощью специальных серверов, таких как learningapps это возможность подобрать каждое задание для обучающихся своего класса, оформить внешний вида теста по своему вкусу, возможность контроля прохождения теста, контроль затраченного времени на прохождение опроса, контроль за успешностью выполнения заданий, учитель может посмотреть с какими вопросами не справился ученик, у ученика есть возможность пройти тест не один раз (по разрешению настроек). Очень важно поддерживать обратную связь с обучающимися. Считаю обязательно рецензировать пройденные тесты, где педагогу необходимо для мотивирования дальнейшей работы подчёркивать удачные стороны выполненной работы и в целях корректировки отмечать промахи обучающегося. Для оценки работы пользуюсь возможностями электронной почты, почтовые ящики которой заведены почти у всех родителей моих воспитанников и групповым чатом в VIBER . Возможно работу с тестами (дистанционно) построить и иначе, при помощи тестового документа. Так тест, размещённый на сайте, к примеру, в текстовом редакторе Word ребёнок скачивает, распечатывает, заполняет, фотографирует и отправляет педагогу на проверку при помощи VIBER. Этот вариант осложнён обязательным наличием у обучающихся принтера и сканера, что имеется не у каждого ученика. Важно отметить при дистанционном обучении использование такой программы как Zoom. Хоть это и не прямое общение, всё же, видеосвязь имеет гораздо больше плюсов, чем общение и обмен файлами только средствами почты. Однако этот главный плюс часто исключается отсутствием одного обстоятельства – наличия видеокамеры у обучающегося.

Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, отвечая на занятиях, испытывают стресс: страх и подавленность из-за неуверенности при публичном ответе, «нездоровом» соперничестве при сравнении себя с другими. У ребенка, активно использующего возможности дистанционного обучения, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам обучающийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать время и формы взаимодействия с педагогом. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. А также при использовании ДТ повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для обучающихся. Исходя из своего, пока небольшого, опыта дистанционной работы, можно сделать несколько выводов:

  1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.
  2. Значит, для детей школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры, тесты – с другой.
  3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причём участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью школьника, говорить с ним о его занятиях, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ обучающихся.

Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:

  • нет пространственных и временных ограничений;
  • это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;
  • это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;
  • это опережающее обучение;
  • это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных форм обучения в современной школе

В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...

Обучение английскому языку с использованием дистанционных образовательных технологий

В работе представлена система работы учителя английского языка, направленная на создание эффективной и результативной информационно-образовательной среды по обучению учащихся английскому языку с приме...

Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традицион...

Возможности использования дистанционного метода обучения при обучении английского языка как второго иностранного.

Плюсы использования дистанционного обучения, использование лаборатории MyGrammarLab....

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...