Сенсорная асимметрия
материал (5 класс)

Скакунова Марина Вениаминовна

Общая характеристика сенсорной асимметрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornaya_asimmetriya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные асимметрии определяют как совокупность признаков функционального неравенства правой и левой части сенсорных систем.

Как и в отношении двигательной функции, при рассмотрении асимметрии зрительной функции выделяют предпочтение одного глаза в качестве прицельного и уровень функционирования того  или иного глаза т.е. Собственно асимметрию по остроте зрения, величине поля зрения и т.д.

Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный.

                Асимметрия функционирования орган зрения позволяет говорить о вовлечении конкретных структур мозга в акт восприятия окружающего мира: известно, что различие полей зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрения соответствует правому полушарию. Такого рода перекрест информации осуществляется через chiasma opticum:правыми половинами сетчатки каждого глаза воспринимается информация, находящаяся в левом поле зрения, которая поступает через зрительный перекрест в правое полушарие. Далее переработанная информация через мозолистое тело поступает в контралатеральное полушарие. Выявлено преобладание правой стороны поля зрения в восприятии стимулов, что выражено в большей степени у правшей.

                  Прицеливание одним глазом ─ фиксация предмета на сетчатке одного глаза (такое расположение головы, при котором ось от предмета идет перпендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прицеливаются).

                  Для определения ведущего (прицельного) глаза используется очень простая проба, которая, заново открывалась три раза, Сначала ее открыл один из американцев, а в 1963 году это же сделал наш соотечественник.

                  Проба состоит в следующем. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.

                  По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется правый глаз ,однако процент случаев его предпочтения не так высок ,как предпочтение правой руки (соответственно 65% и 95%). Таким образом, по крайней мере, у 30%  людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и доминантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшиеся 65% случаев нет никакой уверенности, что ведущий глаз подстраивается под ведущую руку и доминантное полушарие.

                     Другой факт, не совпадающий с теорией доминантного полушария, состоит в том, что нет совпадения между предпочтением одного глаза для прицеливания и асимметрий по остроте зрения. Многочисленные измерения остроты зрения не выявили доминирования какого-либо глаза у большинства обследованных, а если таковое имелось, то оно распределялось приблизительно в равных процентах в пользу того или другого глаза.

                     Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям. Более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая — после 40-50 лет жизни. Наличие межполушарных связей обеспечивает передачу информации в другое полушарие. Большая часть нервных волокон идет в контралатеральное полушарие, то есть контралатеральные проекции мощнее, чем ипсилатеральные проекции ужа.

                     Установлено, что передача информации  происходит через подкорковые структуры. Несмотря на то, что контралатеральные пути лежат субкортикально, обмен информацией между полушариями происходит посредством мозолистого тела, причем вербальная информация поступает в левое полушарие ,а невербальная в правое полушарие, поэтому правое ухо ответственно за восприятие смысла, услышанной фразы, а левое ухо за ее эмоциональную окраску. Было установлено, что низкочастотные звуки воспринимаются правыми левым ухом неодинаково. Так звуки низкой частоты лучше различает левое ухо, а звуки высокой частоты — правое ухо.

                      Предпочтение в использовании одного уха при слушании, прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фоне, что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически программированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия конкретных единиц, которые составляют основу языка. Х Хекаен, еще  раньше  Р. Пирс  определял ведущее ухо по тому, каким ухом человек поворачивается к источнику звука, когда тот плохо слышен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владет...

Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"

Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы....

Межполушарная асимметрия и уроки развития речи

Что такое межполушарная асимметрия? Это одна из фундаментальных закономерностей мозга.  В чем, в этой связи, важность уроков по развитию речи? На этих уроках мы не только пополняем речь учащихся ...

Практическая работа: "Асимметрия головного мозга"

Презентация предполагает узнать восьмиклассникам особенности работы головного мозга и определить доминантное полушарие у себя в игровой форме. Учителю дополнительно необходимо скачать песню из фильма ...

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Определение профиля функциональной асимметрии»

Цели:Познакомить с понятием “профиль функциональной асимметрии”.Научить методикам определения моторной и сенсорной асимметрии.Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индиви...

Симметрия и асимметрия: математические изыски природы.

В современном понимании симметрия – это общенаучная философская категория, характеризующая структуру организации систем.В каждой области науки и искусства симметрия проявляется и выражается в специфич...

Моторная асимметрия представителей разных видов спорта

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА...