Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа (6, 7, 8 класс)
Рабочая программа кружка "Краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.2
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
Адаптированная дополнительная образовательная программа
кружка по искусствоведческому краеведению «Краевед»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Период функционирования рабочей программы: 3 года
Ф.И.О. разработчика программы: Пономарева Ольга Владимировна
учитель географии и ИЗО
Николаевск-на-Амуре
2019
Пояснительная записка
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.
Направленность программы кружка «Краевед»:
- по содержанию является научно-познавательной (краеведческой);
- по функциональному предназначению – художественно-прикладной;
- по форме организации – кружковой;
- по времени реализации – трехгодичной.
Рабочая программа кружка «Краевед» составлена на основе примерных программ художественно-эстетического цикла.
Новизна программы состоит в том, что программа совмещает в себе художественно-эстетическое направление с краеведческим уклоном. Учащиеся раскрывают и реализовывают творческие способности через поисковую и проектную деятельность по краеведению.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на развитие мотивации к познанию прошлого и настоящего их большой и малой Родины с точки зрения традиционной культуры и самобытного творчества коренных народов Дальнего Востока.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (активные методы: частично-поисковый, конкурсы, экскурсии, выставки и др.).
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ученику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, познать красоту и уникальность своей малой родины.
Возраст обучающихся — 12-15 лет
В группу осуществляется набор детей с задержкой психического развития, имеющих заключение ТПМПК.
Срок реализации программы – 3 года
Цель и задачи программы: развитие и реализация творческих способностей учащихся через поисковую и проектную деятельность по искусствоведению.
Задачи программы
Предметные:
-познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства народов Нижнеамурья;
- применить знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии, литературы и способствовать их систематизации;
-изучить истоки творчества народов Хабаровского края;
Метапредметные:
-сформировать образное, пространственное мышления и научить выражать свою мысль через эскиз, рисунок, объемные формы;
- изучить инструменты и приспособления для обработки различных материалов;
-научить работе по проекту;
Личностные:
-организовать работу в группе;
-сформировать творческие способности, духовную культуру;
-организовать участие в выставках, конкурсах, группах профессионального мастерства.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Коррекционная направленность:
-формирование внимания, наблюдательности;
-коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
-развитие умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
-коррекция познавательной деятельности;
-развитие познавательных процессов: восприятия, мышления;
-развитие пространственного восприятия;
-развитие воображения, фантазии, умение творчески подходить к заданию, неординарность учить абстрагироваться;
-формирование навыков самостоятельной работы;
-активация творческих проявлений;
-развитие координации движений, мелкой моторики рук;
-формирование положительной мотивации к художественной деятельности;
-умение работать с географической картой,
-вырабатывание графических навыков и умений работать с различными средствами и материалами.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПин к устройству, содержание и организация режима работы (от 04.07.2014 г. № 41);
- Проект «Доступное дополнительное образование для детей»;
- Национальный проект «Образование»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов» № Т-551 от 20.02.2019 г.
- Порядок организации и осуществление образования детей по дополнительной общеобразовательной программе (приказ Мин просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 г.);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (№ ВК-641/09 от 29.03.2018г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
Учебно-методический план
№ | Название модулей | Формы занятий | Приемы и методы реализации образовательного процесса (в рамках занятия) | Материально-техническое, информационное обеспечение | Формы подведения итогов |
1. | Этнография родного края | Анкетирование беседа, теоретические и практические занятия индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, выставки; презентации; проектная деятельность; конкурсы профессионального мастерства; изучение специальной литературы | Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, методы проектов | Географическая литература, энциклопедии, тематические карты, детские работы; компьютер, мультимедийный проектор; бумага, краски (гуашь, акрил, акварель), кисти | Анализ результатов анкетирования, участие в реализации школьного проекта «Карта Хабаровского края» |
2. | Культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока в литературе. | беседа индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, творческие занятия, конкурсы профессионального мастерства; изучение специальной литературы | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотографии, книги с иллюстрациями, компьютер, мультимедийный проектор; фоторамки, краски, кисти | создание реферата или сообщения к заданной теме, выставка работ, участие в конкурсе «Абилимпмкс» |
3. | Народное декоративно-прикладное искусство | беседа индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, творческие занятия, участие в выставке | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотоальбомы компьютер, мультимедийный проектор; кожа, замша, мех, бисер, бусины; клей ПВА, нитки, ножницы, канцелярский нож, шило, иглы; бумага, картон, восковые мелки, краска гуашь, кисти раздаточный материал | участие в выставке детского творчества, в краевом творческом конкурсе, в фотовыставке, участие в мастер-классе, в фестивале «Пьедестал успеха» |
4. | Творчество художников Хабаровского края | беседа индивидуальные и групповые, со сменным составом учеников., экскурсия, творческие занятия | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотографии, компьютер, мультимедийный проектор | создание презентации участие в Ученических чтениях |
Содержание материала:
1. Этнография родного края
«Что мы будем делать на занятиях кружка?». Анкетирование кружковцев. Знакомство с содержанием: чем мы будем заниматься, в каких направлениях работать, в каких мероприятиях участвовать. Инструктаж по технике безопасности. 2 ч.
Знакомство с картой «Малочисленные народы Дальнего Востока». Названия народов. Места проживания. Оформление проекта «Карта Хабаровского края». Вырезание и прикрепление фигурок в национальных костюмах на карту. 4 ч.
Коренные народы. Принадлежность народов к языковой семье и группе. Происхождение народов: нанайцев, ульчей, эвенков и эвенов. Традиционные занятия. Рисование эскиза на выбор: «Рыбалка», «Оленеводы», «Охота на зверя» (бумага, акварель, гуашь). 2 ч.
Коренные народы. Малочисленные народы: нигедальцы, орочи и удегейцы. Нивхи – народ, говорящий на изолированном языке. Традиционные занятия. Рисование эскиза на выбор: «Рыбалка», «Оленеводы», «Охота на зверя» (бумага, акварель, гуашь). 2 ч.
Как жили коренные народы края. Быт коренных народов края. Виды жилищ. Стойбища. Экскурсия в национальную усадьбу Центра Национального творчества. 2 ч.
Внутреннее убранство жилищ амурских народов. Экскурсия в краеведческий музей им. Розова. 2 ч.
Рыбацкий поселок. Изготовление коллажа (оберточная бумага, гуашь, тушь). 4 ч.
2. Культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока в литературе. Фольклор народов Приамурья. Пословицы, поговорки, сказки, мифы и легенды. Сохранение и развитие культурного наследия. Дальневосточная школа этнографов. 2 ч.
Сказки народов Приамурья. Знакомство с книгой писателя-дальневосточника Д. Нагишкина «Амурские сказки» - этнографическая энциклопедия края. Содержание книги. Творчество хабаровского художника Г. Павлишина. Чтение и рисование иллюстрации к сказке на выбор (простой карандаш). 2 ч.
Иллюстрация к «Амурским сказкам». Работа в цвете (акварель, акрил, гуашь). 4 ч.
"Хехцирские сказки" Знакомство с творчеством А. Лепетухина – хабаровским художником-графиком. Иллюстрирование сказок. 2 ч.
Легенды и сказки коренных народов Приамурья. «Опоздавшая черепаха». Легенда, «Сказка о смелой девочке Носке» Знакомство с творчеством нанайского писателя А. Пассара. Ульчский писатель А. Вальдю. Художник-иллюстратор Г. Палкин. Чтение и иллюстрирование сказок. 2 ч.
Проект-книга "Сказки дремучей тайги". Э. Кириченко автор и художник «Сказок дремучей тайги. Знакомство с творчеством, графические работы. 2 ч.
3. Народное декоративно-прикладное искусство
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством народов Приамурья. Материалы и инструменты Беседа. 2 ч.
Первобытное искусство. Экскурсия в музей. Петрография. 2 ч.
Предметы быта. Орнаменты народов Нижнеамурья. Эскиз халата, украшение узорами (бумага, гуашь, тушь). 2 ч.
Художественные изделия из меха и кожи ручной работы. Работа с шаблонами. 2 ч.
Изделия из рыбьей, оленьей кожи. Изготовление эскиза. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Работа с кожей. Раскрой. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Работа с мехом. Раскрой. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление шнурка из кожи.1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление бахромы из кожи. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Обработка мелких деталей. 1 ч.
Украшение из меха и кожи. Соединение и скрепление деталей с помощью клея. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Аппликация. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Соединение и скрепление деталей с помощью шила и шнурка. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление изделия. 1 ч.
Маска. Скульптура. Изготовление маски из папье-маше. 4 ч.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать основы в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства народов Нижнеамурья;
- применять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии, литературы и способствовать их систематизации;
-изучить истоки творчества народов Хабаровского края;
Метапредметные:
-сформировать образное, пространственное мышления и научить выражать свою мысль через эскиз, рисунок, объемные формы;
- изучить инструменты и приспособления для обработки различных материалов;
-уметь работать над проектом;
Личностные:
- работать в группе;
-формировать творческие способности, духовную культуру;
- участвоввать в выставках, конкурсах, группах профессионального мастерства.
Формы подведения итогов:
Участие в выставках, в конкурсной деятельности, использование технологии проектной деятельности, индивидуальной и коллективной форм работы, мастер-классы.
Работа с родителями:
- сопровождение на экскурсиях;
- посещение занятий, выставок;
- оказание помощи детям при создании проектов.
Список литературы
1. Белобородова К. П. Приамурские узоры. Ленинград, 1975
2. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1989
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982
4. Даринский А. В. Краеведение. М.: «Просвещение», 1997
5. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984
6. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1983
7. Окладников А. П. Древнее искусство Приамурья. Ленинград, 1981
8. Нагишкин Д. Амурские сказки. С-П – М.: «Речь», 2015
9. Поневина Г. Н. Мой край. (6кл.) Хабаровск: «Частная коллекция», 2000
12. Атлас Хабаровского края. Хабаровск, 2004
Декларация прав ребенка;
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах инвалидов;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция о правах инвалидов;
Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями;
Конституция РФ;
Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
Сан Пин к устройству, содержание и организация режима работы (от04.07.2014 г. № 41;
Проект «Доступное дополнительное образование для детей;
Проект «Образование»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.;
Порядок организации и осуществление образования детей по дополнительной общеобразовательной программе (приказ Мин просвещения РФ №196 от 09.11.2018 г.);
Профессиональный стандарт «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (№ ВК-641/09 от 29.03.2018г.);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
Методические рекомендации по материально-техническому оснащению № Р-41 от 29.03.2018г
Письмо Министерства просвещения РФ «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов» № Т-551 от 20.02.2019 г.
Копия верна
директор КГКОУ Школа 5 ЕВ Киреева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/21/picture-20146.jpg)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/14/picture-6880.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-49031-1402896661.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74818.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/15/picture-74148-1368589843.png)
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-145304-1361820588.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....