Материалы к учебным занятиям
учебно-методический материал

Тунгусова Ольга Николаевна

Оценочные и диагностические материалы, материалы по развитию речи (орфографические упражнения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistskiy_krossvord.docx521.62 КБ
Microsoft Office document icon testovye_zadaniya.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon zhanryd.doc49 КБ
Microsoft Office document icon stilistika.doc35.5 КБ
Файл orfograficheskie_uprazhneniya.docx24.57 КБ
Файл poleznye_ssylki.docx14.45 КБ
PDF icon intervyu.pdf223.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЖУРНАЛИСТСКИЙ КРОССВОРД

C:\Users\User\Pictures\2019-02-13 кроссворд правильный\кроссворд правильный 001.jpg

По горизонтали:

  1. Мнение о ком-либо, репутация.

4. Заказной рекламный материал позитивного характера

7. Журналист, который берет интервью

8. Раздел в газете, журнале

9. Страница в периодическом издании

11.Введение к тексту, содержащее наиболее важную информацию

13.Точные сообщения о событии, которое содержит оперативную информацию

14.Присвоение авторства на чужое произведение или его часть

15.Сообщение или сведения о чем-либо

16.Краткое сообщение о событии, в котором излагается какой-то факт

17.Оценка популярности новостей

18.Жанр текста, анализирующий происходящие события

19.Коротко сформулированная статья

По вертикали:

2.Форма написания текста между исследованием и рассказом.

3.Проверка информации на достоверность

5.Деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ

6.Материал, размещенный на двух страницах

8.Профессиональный анализ произведений литературы, искусства

10.Устоявшееся языковое выражение

12.Жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем которого является корреспондент

14.Проиведедение журналистики, ставящее перед аудиторией социадьные проблемы на конкретных примерах



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Тест – анкета

«ЖАНРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

г. Нижневартовск, 2007

1.        Краткое сообщение о событии, в котором автор отвечает на вопросы
«Что? Где? Когда?» произошло это:

  1. диалог
    Б) репортаж
  2. информация

2.        Беседа корреспондента с собеседником это :

  1. экспресс-опрос
    Б) интервью
  2. анкета

3.        Эмоциональный ответ на вопросы «Что? Где? Когда?» произошло,
отражающий мнение корреспондента :

  1. отчет
    Б) статья
  2. заметка

4.        Заметка о веселом происшествии или вымышленный сюжет
(анекдотический рассказ):

A)        статья

Б) юмореска

B)        фельетон

5.        Репортаж о человеке в конкретной ситуации :

А)зарисовка Б) отчет В) статья

6.        Анализ события на конкретных примерах :

А)статья

Б) круглый стол

В) отчет

7.        Расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в
хронологической последовательности :

  1. пресс конференция
    Б) репортаж
  2. отчет

8.        Рассказ о глобальном явлении (лень, зависть) на конкретных примерах
в преувеличенном, курьезном изложении :

  1. фельетон
    Б) юмореска
  2. очерк

9.        Сообщение корреспондента о событии, в котором он, отвечая на
вопросы  «Что? Где? Когда?» произошло, пытается разобраться в
причинах события :

A)        отчет

Б) корреспонденция

B)        зарисовка

10.        Жанр, совмещающий в себе корреспонденцию и литературный
портрет. Анализ мнений разных людей об одном человеке:

  1. пейзажная зарисовка
    Б)   Очерк
  2. отчет

11.        Рассказ корреспондента (очевидца событий) отвечающий на вопросы  Что? Где? Когда? и как произошло:

  1. заметка
    Б) репортаж
  2. фельетон

12.        Срез настроения разных, случайных людей (ответ на один вопрос):

A)        анкета

Б) круглый стол

B)        экспресс-опрос

13.        Деятельность по сбору, обработке и распространению самой
разнообразной информации через печать (газеты), радио, телевидение

  1. пресс-конференция
    Б) журналистика
  2. корреспонденция

14. Описание поступка конкретного человека:

        А) литературный портрет

        Б) очерк

  В) статья

        

СТИЛИСТИКА

ОПРЕДЕЛИТЕ, К КАКОМУ СТИЛЮ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ КАЖДЫЙ ТЕКСТ.

ДОКАЖИТЕ

1..        Первый снег.

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потемнело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе4. С каждой минутой их становилось все больше, и наконец снег повалил хлопьями.

(Г. Скрсбицкий)

2. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

3. КАТИН  БУБЛИК

Хватит плакать, девочка!

Не хва-а-тит...

Как зовут тебя, девочка?

Ка-а-тя...

Катя, кто же тебя обидел?

Не обидел... Ты бублик не видел?
Он сначала в траву закатился,

А потом под кустом очутился, А потом я играла в песке...

Вот же бублик ты держишь в руке.
И кусочек уже откусила.

На и ты откуси!

Спасибо.

4. В   выражениях   без   скобок,   содержащих   только умножение и деление, действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо.

5. Зимний   наряд  деревьев   часто   меняется.   Вчера была оттепель. Сегодня с утра легкий мороз и снег. Ветви  берез  стали   похожи   на  белую   скатерть   с чудесным рисунком. На широких лапах елей лежат огромные шапки снега. На молодые сосенки  будто платочки накинуты.

Какой это текст: повествование или описание? В каком предложении Выражена тема текста? Почему изменился наряд деревьев?

6. Расхохоталось молодое дерево, подставляя дождю свою пыльную голову. Колоски в поле протягивали к небу худенькие руки и кричали: «Лей! Не жалей!» А старый дуб поворачивался к дождю то боком, то спиной. А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны. Колокольчики свесили головки до земли и пили из маленьких лужиц.

Найдите образные слова и выражения.

7.    — Папа!   А  я   понял,   почему   СЛЕПЕНЬ!   Это, наверное, не он слепой, а может укусить, что глаз ослепнет.

 - А что? Пожалуй, ты прав. В жаркие дни слепни так   мучают  лошадей,   что   бедные  не   знают,   куда деться. Особенно любит гнус кружиться около глаз, потому  что   в  этом   месте  кожа  тоньше   и  лошадь хвостом не может хлестануть.

- Надо сделать лошадиный противогаз, ага?..

8.  Для измерения больших расстояний используют единицу длины — километр. В одном километре тысяча  метров. 1   км =  1000 м



Предварительный просмотр:

Жанры в журналистике.

Словарик.

В зависимости от формы подачи фактов различаются следующие основные жанры.

Информационные

ИНФОРМАЦИЯ – краткое (три-семь предложений) сообщение о событии, в котором автор отвечает на вопросы "что? где? когда?" произошло.  Информация может объединяться в тематические или временные подборки, может быть написана в безличной форме.

ЗАМЕТКА – краткое или расширенное сообщение о событии, отражающее мнение о нем корреспондента. Это ответ на те же вопросы, что и в информации, но эмоциональный. Заметка может быть информационной (только факты, но от лица корреспондента); критической (факты с негативной оценкой их корреспондентом); заметкой-откликом (мнение об уже опубликованных фактах или о явлениях искусства: премьере фильма, спектакле, концерте, выставке картин и проч.).

ОТЧЕТ – расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности. Отвечает на те же вопросы, что информация и заметка, но подробно. Используется корреспондентом в тех случаях, когда он сообщает об официальном мероприятии (подведении итогов голосования, педсовете, где решается спорный вопрос  о награждении или исключении из отряда лагеря) и тому подобном. Как разновидность - стенографический отчет. В нем все выступления приводятся в хронологическом порядке и дословно.

РЕПОРТАЖ – рассказ корреспондента (обязательно очевидца или участника события), создающий у читателей, слушателей или зрителей эффект присутствия. Отвечает не только на вопросы что? где? когда?  но и как? событие произошло. Для создания эффекта присутствия используется такой прием, как «репортажное настоящее» - то есть, событие описывается эмоционально, как комментарий по ходу действия, в настоящем времени, с включением диалогов. Чаше всего репортаж бывает событийным, пишется очень оперативно. Но иногда форму репортажа используют, чтобы показать типичное событие (тематический репортаж). Например, репортаж с "тихого часа", "из столовой", где важно не КОГДА это происходит, а КАК.

ИНТЕРВЬЮ – это беседа корреспондента с собеседником. Корреспондент прибегает к интервью, когда ему надо подтвердить добытые факты чужим мнением.

У этого жанра несколько форм:

  • Интервью-монолог – самый простой – один вопрос и один ответ. Корреспондент использует его, когда собеседника никак не уговоришь написать в газету самого, а пояснения требуются срочно. Например, почему, с точки зрения медицины, нельзя купаться в первые дни заезда в лагерь.
  • Интервью – диалог - здесь корреспондент и собеседник равны. Вопросы корреспондента не остаются за кадром. И по ним читатели видят, как «выспрашивалась», как добывалась информация.
  • Пресс-конференция - здесь может быть один (или два-три) собеседника, зато - много корреспондентов. Тот самый случай, когда приехала знаменитость, и вопросы к ней есть у всех средств информации.
  • Диалог – в этом случае корреспондент задает одинаковые вопросы двум собеседникам. Обычно у них противоположные взгляды на предмет разговора. Например, корреспондент может свести в диалоге двух вожатых с разными подходами к поощрению или наказанию детей.  Или -        вожатого и родителя. Но у собеседников могут быть и мнения, дополняющие друг друга.
  • «Круглый стол» - форма, похожая на диалог, только здесь собеседников больше: три. четыре, пять. И на обсуждение выносится проблема, по которой много мнений. Важно, чтобы сам корреспондент хорошо в ней ориентировался и мог вести беседу.
  • Анкета – то же, что и  «круглый стол», только собеседников не нужно собирать вместе. Им предлагается ответить на вопросы письменно. Важно, чтобы это были не случайные люли, а действительно авторитетные. Но пригласить их на "круглый стол" - на прямой диалог – не получается. Например, они не могут приехать в лагерь (руководитель предприятия или организации, который финансирует смену, руководители города, на территории которого находится лагерь и пр.). С ними можно связаться по факсу, электронной почте, задать вопросы через секретаря или телеграммой.

Иногда корреспонденты используют и такую форму, как ЭКСПРЕСС-ОПРОС. Но это не интервью, а жанр, близкий к репортажу. Потому что он отражает не авторитетное мнение, а просто делает срез настроения очень разных, случайных людей.

Аналитические

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – сообщение корреспондента о событии, в котором он, отвечая на вопросы   что? где? когда? произошло, пытается разобраться в причинах события.

Тут важна не столько информация, сколько попытка осмыслить факт, случай, явление. В корреспонденции можно сослаться на документы, на мнение других людей (участников и очевидцев), можно поспорить с ним, но обязательно объяснить, какие факты привели вас к такому выводу. То есть, корреспондент идет от конкретного случая к обобщению.

СТАТЬЯ   ответ на те же вопросы, что и в корреспонденции, но анализ строится, наоборот, на конкретных примерах.

Например, можно писать о том, как хорошо, когда ребята берут инициативу в свои руки, сравнивая два отряда. В одном все предлагают ребята, вожатые только помогают организовать. В другом – все предлагают вожатые. Ребята только соглашаются или не соглашаются на какое-то дело. Разумеется, вторым в лагере жить гораздо скучнее, потому что они напоминают категорию самых неинтересных людей - иждивенцев. Это - форма корреспонденции. Можно писать о таком явлении, как иждивенчество, поискать высказывания о нем философов, провести опросы. Предложить способы борьбы с этим явлением.  А ситуация, на которой построена в нашем случае корреспонденция, будет лишь одним из частных примеров статьи.

Сатирические

ФЕЛЬЕТОН - как и статья, анализирует глобальное явление (лень, жадность, зависть). Но - на конкретных примерах. Очень часто - в преувеличенном, курьезном изложении событий. В фельетоне может не быть конкретных имен и фамилий. Они могут быть вымышленными (Лентяйкин, Жадюгин, Свиристелкин). Но высмеиваемые события должны быть по каким-то деталям узнаваемы. Смешным должен быть не столько способ изложения, сколько сам подбор фактов.

ЮМОРЕСКА - заметка о веселом происшествии или  вымышленный сюжет по поводу повторяющихся веселых событий. Может быть в форме рассказа или репортажа.

 В качестве сатирических и юмористических могут использоваться литературные жанры: частушки (куплеты), литературные пародии, эпиграммы, акростихи и так далее.

Литературно-художественные жанры

ЗАРИСОВКА - жанр, очень похожий на репортаж. Но в репортаже корреспондент рисует само событие, в зарисовке - человека в конкретной ситуации. Существует два вида зарисовки:

  • Литературный портрет – описание поступка конкретного человека, по которому можно сделать вывод о том, что это за человек. В зарисовке можно использовать элементы заметки, интервью и репортажа. Допускается даже художественный домысел. Например, события в жизни описываемого человека происходили в разное время, но для понимания характера героя рассказать нужно обо всех. Автор зарисовки может совместить эти события во времени;
  • Пейзажная зарисовка – предполагается, что в ней создается образ природы в конкретной местности. Фактически же это зарисовка состояния души автора или людей, которые наблюдают природное явление. Элементы для создания пейзажной зарисовки используются те же, что и в литературном портрете. Только вот внешность главного героя (автора) остается за кадром,

ОЧЕРК - жанр, совмещающий в себе корреспонденцию (или статью) и литературный портрет. Это тоже показ человека через его поступки. Но не только через восприятие автора, как в зарисовке. Тут необходим анализ мнений о нем многих, разных людей, размышления над очень разными ситуациями, интервью с самим героем. Жанр требует глубокой работы корреспондента (а значит, кропотливой!), поэтому и берутся за него редко. Возможны и очерки о природе. В этом случае совмещаются статья (корреспонденция) и пейзажная зарисовка. И описание пейзажа служит не только иллюстрацией состояния души автора, но и иллюстрацией к обсуждаемой проблеме (они могут быть экологические, этические, нравственные).

ИНТЕРВЬЮ – это беседа корреспондента с собеседником. Корреспондент прибегает к интервью, когда ему надо подтвердить добытые факты чужим мнением.

У этого жанра несколько форм:

  • Интервью-монолог – самый простой – один вопрос и один ответ. Корреспондент использует его, когда собеседника никак не уговоришь написать в газету самого, а пояснения требуются срочно. Например, почему, с точки зрения медицины, нельзя купаться в первые дни заезда в лагерь.
  • Интервью – диалог - здесь корреспондент и собеседник равны. Вопросы корреспондента не остаются за кадром. И по ним читатели видят, как «выспрашивалась», как добывалась информация.
  • Пресс-конференция - здесь может быть один (или два-три) собеседника, зато - много корреспондентов. Тот самый случай, когда приехала знаменитость, и вопросы к ней есть у всех средств информации.
  • Диалог – в этом случае корреспондент задает одинаковые вопросы двум собеседникам. Обычно у них противоположные взгляды на предмет разговора. Например, корреспондент может свести в диалоге двух вожатых с разными подходами к поощрению или наказанию детей.  Или -        вожатого и родителя. Но у собеседников могут быть и мнения, дополняющие друг друга.
  • «Круглый стол» - форма, похожая на диалог, только здесь собеседников больше: три. четыре, пять. И на обсуждение выносится проблема, по которой много мнений. Важно, чтобы сам корреспондент хорошо в ней ориентировался и мог вести беседу.
  • Анкета – то же, что и  «круглый стол», только собеседников не нужно собирать вместе. Им предлагается ответить на вопросы письменно. Важно, чтобы это были не случайные люли, а действительно авторитетные. Но пригласить их на "круглый стол" - на прямой диалог – не получается. Например, они не могут приехать в лагерь (руководитель предприятия или организации, который финансирует смену, руководители города, на территории которого находится лагерь и пр.). С ними можно связаться по факсу, электронной почте, задать вопросы через секретаря или телеграммой.

ИНТЕРВЬЮ – это беседа корреспондента с собеседником. Корреспондент прибегает к интервью, когда ему надо подтвердить добытые факты чужим мнением.

У этого жанра несколько форм:

  • Интервью-монолог – самый простой – один вопрос и один ответ. Корреспондент использует его, когда собеседника никак не уговоришь написать в газету самого, а пояснения требуются срочно. Например, почему, с точки зрения медицины, нельзя купаться в первые дни заезда в лагерь.
  • Интервью – диалог - здесь корреспондент и собеседник равны. Вопросы корреспондента не остаются за кадром. И по ним читатели видят, как «выспрашивалась», как добывалась информация.
  • Пресс-конференция - здесь может быть один (или два-три) собеседника, зато - много корреспондентов. Тот самый случай, когда приехала знаменитость, и вопросы к ней есть у всех средств информации.
  • Диалог – в этом случае корреспондент задает одинаковые вопросы двум собеседникам. Обычно у них противоположные взгляды на предмет разговора. Например, корреспондент может свести в диалоге двух вожатых с разными подходами к поощрению или наказанию детей.  Или -        вожатого и родителя. Но у собеседников могут быть и мнения, дополняющие друг друга.
  • «Круглый стол» - форма, похожая на диалог, только здесь собеседников больше: три. четыре, пять. И на обсуждение выносится проблема, по которой много мнений. Важно, чтобы сам корреспондент хорошо в ней ориентировался и мог вести беседу.
  • Анкета – то же, что и  «круглый стол», только собеседников не нужно собирать вместе. Им предлагается ответить на вопросы письменно. Важно, чтобы это были не случайные люли, а действительно авторитетные. Но пригласить их на "круглый стол" - на прямой диалог – не получается. Например, они не могут приехать в лагерь (руководитель предприятия или организации, который финансирует смену, руководители города, на территории которого находится лагерь и пр.). С ними можно связаться по факсу, электронной почте, задать вопросы через секретаря или телеграммой.



Предварительный просмотр:

Стилистика.

Словарик.

           Функциональный стиль — это исторически сложившаяся социально обусловленная система речевых средств, используемых той или иной сфере общения.

 По стилевой принадлежности все слова можно разделить на две группы:

  • общеупотребительные (работать, дом);        
  • функционально закреплённые, т. е. характерные для определенного стиля (вкалывать, строение).        

                

        В современном русском языке выделяют следующие функциональные стили:                                                                                      

  • разговорный стиль. Этот стиль реализуется преимущественно в устной форме. Для него характерна литературно-разговорная и бытовая   лексика,   свободное   использование   орфоэпических норм (форм, ударений). Лексика разговорного стиля отличается эмоциональностью и экспрессивностью (запаска, модерновый, подсуетиться)',        
  • официально-деловой разновидность книжного стиля, свойственная различным законам,  уставам,  канцелярским  бумагам, юридическим документам. Для официально-делового стиля характерна точность и чёткость изложения мыслей и фактов. Этому стилю свойственны специальные термины, канцеляризмы (амбарная книга), речевые штампы (вышеупомянутый, на основании), клише, использующиеся в составлении документов;
  • научный стиль разновидность книжного стиля, для которого характерно использование специальных терминов, большого количества абстрактной лексики (бытие, категория, понятие);  
  • публицистический стиль — это разновидность книжного стиля, которому свойственно использование общественно-политической лексики, отвлечённых понятий (внешнеполитический, компромисс, благосостояние, цивилизация).

         Функциональные стили не являются замкнутыми системами. Лексика одного стиля может употребляться в других. Например, в публицистическом стиле часто встречается научная, разговорная лексика.

        Слова могут обладать стилистической окраской, т. е. оттенками в значении, отличающими их от стилистически нейтральной лексики. Стилистически окрашенные слова также называют эмоционально-оценочными. Использование такой лексики придаёт речи выразительность. К эмоциональной лексике относятся:

  • слова с ярко выраженным оценочным значением, характеризующим явления, признаки, дающим характеристику людей: воодушевить, непревзойдённый, допотопность, разгильдяй;
  • многозначные слова, имеющие стилистически окрашенные переносные значения.  Например, так можно охарактеризовать человека: шляпа, тряпка, ворона, попугай;
  • слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные чувства: сыночек, солнышко, аккуратненько; отрицательные эмоции: бородища, детина.

 Экспрессивная лексика это лексика, выражающая различные оттенки чувств и эмоции. Экспрессивностью обладают различные типы слов:

  • торжественные (свершения, глашатай);
  • риторические (соратник, чаяния);
  • шутливые (благоверный, новоиспечённый);
  • иронические (соблаговолить, хвалёный);
  • фамильярные (смазливый, мыкаться);
  • неодобрительные (честолюбивый, педант);
  • поэтические (незримый, лазурный).



Предварительный просмотр:

Выполните задания к тексту:

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте и объясните орфограммы; где это необходимо, подберите проверочные слова.
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (обозначьте грамматические основы, однородные члены предложений, причастные и деепричастные обороты и т.п.)
  3. Выполните полный синтаксический разбор выделенных предложений.

Предложение для синтаксического разбора выделено зелёным цветом.

  1. Выполните разбор слов по составу, подберите однокоренные слова, в однокоренных словах обозначьте корень. Слова для разбора по составу выделены синим цветом.


Помню застигнувшую нас в дороге гр…зу.

Я с…дел с матерью в деревя…ом сарае под с…л…ме(н/нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр…л…вного дождя воротах голубыми з…гзагами полыхала молния. Тор…плив… кр…стилась мать крепко пр…жимая меня к груди.

Я пр(и/е)слуш…вался к шуму дождя к тяжким р…скатам грома к ра(з/с)д(и/е)равшему слух треску ударов к бе(с/з)покойн…му шуршанию мышей в овся…ой с…ломе.

Поднявшись мы увид…ли в в…ротах (а/о)лмазную сетку дождя а скво(з/с)ь пр…зрач…ные капли уже сияло перел…ваясь лучами радос…ное летн…е со…нце.

Отец запряг лоснивш…хся от дождя напуга…ых гр…зой лош…дей (не)терп…ливо и бе…покойно переступавших ногами. Ещё веселей пок…залась обсаже…ая берёзками и (о/а)мытая дождём дорога. (Много)цветная радуга в…села (над)лугом яркое со…нце бл…стело на спинах бодро бежавших лош…дей. Я сидел рядом с отцом гл…дел на бл…стевшую лужами изв…вающуюся (в)переди дорогу на ух…дившую темную, осв…щё…ую со…нцем и всё ещё грозную тучу на стол(б/п) белого дыма подн…мавш…гося (в)дал…ке над за(ж/жж)ё…ым гр…зою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывш…мся мне умыт…м, чудес…ном солнеч…ном мире.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.


1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).

2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.).

4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.).

5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.).

6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Распределите глаголы по двум столбикам в зависимости от гласной в их окончании. Определите спряжение глаголов.


(Не)облачаясь, (не)подчиняясь, (не)отрекаясь, (не)уклюжими, (не)ра…деляешь, (не)весомо, (не)одолимая, (не)много, (не)терпимость, (не)обходим.

пражнение 5

Распределите слова с не по двум столбикам в зависимости от их написания.
Вид..шь, разделяя…шь, расспрашива…шь, наход…т, дыш…тся, уход…шь, соединя…т, уважа…т, встрет…мся, озаря…т, вспомина…т.

Тест по теме "Принципы русской орфографии"


1.    В каком слове пишется буква и?


1) Пр_зидиум;
2) пр_вилегия;
3) пр_пятствие;
4) пр_кратить;
5) пр_дварительный.


2.    Какие слова пишутся с удвоенной согласной?


1) Драм_тический;
 2) пьес_а;
3) ви_жать;
4) со_женная;
5) ра_считать.


3.    Найдите слова с чередующимися гласными в корне.


1) Горластый;
2) примирение;
 3) наклониться;
4) косматый;
5) непромокаемый.


4.    Найдите слова с чередующимися гласными в корне.


1) Стеллаж;
2) растаять;
3) растирание;
4) замирать;
5) отрасль.


5.    В каких словах пишется ь после шипящих?


1) Настеж_;
2) горяч_;
3) отреж_те;
 4) дрож_;
5) развлекаеш_ся.


6.    В каких словах пропущена безударная гласная о?


1) М_тив;
2) м_нера;
3) декл_рация;
 4) г_ризонт;
5) л_ндшафт.


7.    В каких словах пишется одна буква 
л?


1) Инте_игенция;
2) апе_яция;
3) ди_етант;
4) компи_яция;
 5) ка_играфия.


8.    Какие слова написаны ошибочно?


1) Аккомпанемент;
2) абонемент;
 3) антоганизм;
3) драматургия;
5) кавалерия.


9.    В каких словах пишется буква
 ё?


1) Ш_пот;
2) ш_рох;
3) чащ_ба;
4) ж_кей;
5) ж_лоб.


10.    Найдите слова – исключения из правила «Написание буквы иы после ц».


1) Лучшие образц_;
2) ц_таты из произведений классиков;
3) отряд Тряпиц_на;
4) шли на ц_почках;
5) операц_онный день.


11.    В каких словах буква ь не указывает на мягкость предшествующего согласного?


1) Горечь разлук;
2) настойчивая просьба;
3) возьму у помощника;
4) посеем рожь;
5) поднялись на крыльцо.


12.    Выберите случаи слитного написания.


1) Пройти (пол)света;
2) объехать (пол)Москвы;
 3) купить (пол)ящика;
4) исписать (пол)листа;
5) прочесть (пол)романа.


13.    Выберите слова с дефисным написанием.


1) (Одно)актный балет;
2) (литературно)музыкальная композиция;
3) (голово)кружительная карьера;
4) (голубо)глазый малыш;
5) (светло)серый костюм.


14.    В каких словах пишется удвоенная буква с на стыке морфем?


1) Арзама_кий;
2) бе_четный;
3) ра_чет;
4) ра_мотреть;
5) вознё_я.


15.    В каких словах следует писать одну букву н?


1) Жже_ый;
2) тяжело ране_ый;
3) поджаре_ый;
4) кова_ый;
5) подержа_ый.


16.    В каких словах следует писать нн?


1) Ране_ый;
2) стекля_ый;
3) лома_ый;
4) лебеди_ый;
5) карма_ый.


17.    В каких словах окончание ?


1) Репортаж об открыти_;
2) дискуссия об искусств_;
3) к будущей недел_;
4) письмо Лиди_;
5) исходить из обстановк_.


18.    В окончаниях каких существительных пишется е?


Присутствовать 1) на митинг_;
2) на лекци_;
3) на новосель_;
4) на концерт_;
5) на заседани_.


19.    Укажите глаголы, в личных окончаниях которых при изменении по лицам вы будете писать букву 
и.


1) Измерять глубину;
2) измерить шестом;
3) одолеть препятствие;
4) полностью зависеть;
5) придержать дыхание;


20.    Найдите слова, пишущиеся слитно.


1)    Действовать (на)удачу;
2)    (во)время экскурсии;
3)    (в)глубь веков;
4)    (на)веки вечные;
5)    (на)силу нашел.


21.    Укажите предложения, в которых глаголы пишутся с ь.


1)    Чтоб стать мужчиной, надо им родит_ся.
2)    Если друга верного найти, коротки становят_ся пути.
3)    Свет остает_ся светом, хотя слепой и не видит его.
4)    С добром надо спешить, а то оно может остат_ся без адресата.
5)    Нам придет_ся поторопиться.


22.    Какие из числительных пишутся с ь в середине?


1) Пят(?)надцат(?);
2) шест(?)десят(?);
3) сем(?)сот(?);
4) восем(?)надцат(?);
5) восем(?)десят(?).


23.    Какие из предложенных слов пишутся в одно слово?


1) (Семью)(стами)(двадцатью);
2) (восьми)(десяти)(пяти);
3) (двадцати)(трех)(летний);
4) (сто)(тысячный);
5) (тридцати)(трем).



Предварительный просмотр:

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

https://do-cdtnv.nethouse.ru/   ДИСТАНЦИООНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦДТ

Журналистика сайты

http://smv-copywriting.ru/kak-pisat-novosti/   как правильно писать новости

https://журналистика-обучение.рф/мягкие-и-жесткие-новости/

https://digistr.ru/stream/kak-pisat-novosti/

https://culture.wikireading.ru/50027 прикладная журналистика

http://www.e-ng.ru/zhurnalistika/kommentarij_v_sovremennoj_presse.html  - Большая библиотека

https://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/kommentarij_kak_analiticheskij_zhanr_kak_pisat_kommentarij/6-1-0-93 неофициальный сайт журфака

https://uchebnikfree.com/osnovyi-tvorcheskoy-deyatelnosti.html   основы творческой деятельности журналиста

https://4brain.ru/brainfit.php - Нейробика

https://4brain.ru/ - Интеллектуальный клуб


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей

В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления"

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления" (8 класс)....

Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Пособие для студенто...

Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...

Материалы мастер-класса по теме : "Конструирование бинарного (интегрированного) учебного занятия в логике системно-деятельностного подхода"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные учебные занятия дают студентам доста...

Материалы к учебным занятиям

Конспекты учебных занятий...