Материалы к учебным занятиям
план-конспект
Конспекты учебных занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»
ФИО педагога: Большакова Виктория Викторовна.
Предмет :хореография.
Возраст обучающихся:12-16 лет.
Тип занятия: комбинированный.
Тема занятия: «Дроби - один из самых важных элементов русского народного танца».
Цель: Разучивание комбинации состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.
Задачи: Развитие исполнительского мастерства, сценической культуры, совершенствование технического уровня исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера. Формирование интереса у учащихся к народному танцу. Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии.
Материально техническое обеспечение:
- хореографический зал с зеркалами;
- баян;
- компьютер;
- форма для занятий хореографией, обувь.
Форма работы: групповая.
Методы обучения:
- практический;
- словесный;
- наглядный показ,повтор;
- метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,
подведение итогов.
План занятия:
Вводная часть занятия (3 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу;
- обозначение темы и цели занятия.
Подготовительная часть занятия (7мин.)
- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).
Основная часть занятия (25 мин.)
- повторение материала по теме (вопрос-ответ);
- разучивание комбинации состоящей из ключей;
- повторение изученных движений на середине зала ;
- танцевальная комбинация на основе дробей.
Заключительная часть занятия (10 мин.)
-упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);
- подведение итогов занятия;
- поклон педагогу;
-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Вступительное слово
Народный танец является одним из средств национального и патриотического воспитания обучающихся. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, воспитанники проникаются уважением к его традициям. Народный танец, как правило, развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном.
Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.
Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народных песен . Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.
Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол - полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.
Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.
Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.
Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.
Ход занятия:
Вводная часть занятия (3 минуты)
- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
- Поклон педагогу в русском характере.
- Обозначение темы и цели занятия.
Подготовительная часть занятия (7 минут)
Перестроение на круг хороводным шагом.
Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):
- простой ход с носка;
- хороводный ход на полупальцах;
- переменный ход;
- переменный ход с полупальцами;
- переменный ход с притопом;
- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;
- припадание (лицом и спиной в круг);
- бег с захлёстом ног;
- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);
- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);
- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).
Основная часть занятия (25 минут)
Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое дробь?
- Какая самая простая дробь?
- Всего мы знаем сколько ключей?
2. Разучивание комбинации состоящей из ключей (все вместе и по линиям):
- Как правильно мы исполняем дроби?
- Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие ни куда не выскакиваем.
- Как мы поднимаем ноги?
Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).
- ключ № 1;
- Чем отличается второй ключ от первого?
- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.
- Когда исполняется двойная дробь?
- ключ № 2;
- Чем отличается третий ключ?
- ключ № 3;
- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.
- пол ключа на месте;
- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;
- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;
- пол ключа из точки 1 в точку 1.
Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).
Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей:
- дробная дорожка;
- простая дробь с подскоком;
- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;
- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;
- двойная дробь с проскальзыванием;
- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);
- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);
- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);
- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).
Заключительная часть занятия (10 мин.)
Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
-Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).
- Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.
- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон.
- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»
ФИО педагога: Большакова Виктория Викторовна.
Тема занятия: «Классический танец – основа хореографического искусства».
Возраст обучающихся: 6-8 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Цель занятия:
- развитие интереса учащегося к хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии с учетом их индивидуальных способностей, развитие природных задатков (эластичности мышц, выворотности и силы ног, шага).
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- развитие осмысленного исполнения движений;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
Развивающие:
- Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Развивать мышечно-двигательный аппарат;
- Развивать дыхательную и сердечнососудистую систему;
- Развивать хореографическую память и выносливость;
- Развивать координацию движений, выразительность, ритмичность исполнения.
Условия проведения, оборудование:
- актовый зал с зеркалами и станком;
- компьютер;
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- практический
Дидактические средства:
- станок (палка);
- зеркала;
- классическая музыка.
Использованная литература:
Ваганова А.Я. «Основы классического танца». – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 192 с.: ил. – (Учебники для ВУЗов. Специальная литература)
Учебник «Азбука хореографии» Т. Барышниковой;
Этапы занятия:
I. Организационный этап
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу
- обозначение темы и цели занятия;
- беседа о значении классического танца.
II. Подготовительный этап
Партерная гимнастика. Специальный комплекс упражнений, который проводится лежа, сидя или на боку, с минимальной суставной нагрузкой с вовлечением необходимых групп мышц.
Упражнения на полу или партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов; улучшить эластичность мышц и связок; нарастить силу мышц.
Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость позвоночника, эластичность стоп.
III. Изучение нового материала и повторение пройденного
Элементы классического танца
Раздел «Элементы классического танца» включает изучение основных позиций и некоторых движений классического танца. Эти упражнения способствуют гармоническому развитию тела, культуре движений, формируют осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают познакомиться с основными правилами хореографии.
IV. Заключительная часть
Аллегро
Завершающий этап занятия очень важен для правильного формирования мышц. После выполнения экзерсиса у станка и на середине зала, растяжки мышцы должны прийти в тонус. Поэтому завершают занятия, как правило, прыжковыми движениями. Прыжки в классическом танце, разнообразные вращения.
Выполнение танцевальных этюдов, композиций.
I. Вводная часть
Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Обозначение темы и цели занятия.
Рассказ о значении классического танца.
«Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга».
II. Подготовительная часть
Партерная гимнастика
- Вытягивание и сокращение стопы. Это упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев и всей стопы.
- Наклоны корпуса вперёд : и.п. сидя на полу, руки за спиной упираются в пол, ноги вместе.
- «Лягушка»: и.п. сидя на полу, ноги согнуть в коленях и развести в сторону, при этом стопы соединены подошвенной частью.
- Наклоны вправо, влево и вперед: и.п. сидя на полу, развести ноги широко в сторону.
- Махи правой и левой ногой: и.п. лёжа на полу, ноги вместе, руки вдоль корпуса.
- Медленное поднимание и опускание ног на 90*.
- «Кошечка» - прогиб спины вперед и назад.
- «Колечко» - лежа на животе оттолкнуться руками от пола, а ногами достать до головы
- «Мостик» - лежа на спине оттолкнуться руками и ногами от пола, при этом прогнуться в спине.
- «Берёзка» - лежа на спине поднятие ног и таза наверх.
- «Берёзка» с касанием стопой пола и сгибанием ног.
- «Лодочка» лёжа на животе, руки и ноги вытянуты, одновременное поднимание рук и ног над полом. Упражнение для укрепления мышц спины.
- «Корзиночка» – лёжа на животе взяться руками за щиколотки и поочерёдно поднимать и опускать корпус.
- Полушпагаты.
III. Основная часть
(лицом к станку по I позиции ). Постепенно техника исполнения упражнений усложняется. К концу учебного года учащиеся держатся за станок 1 рукой, выполняют упражнения не только из I, но из V позиции. Сами упражнения также усложняются, к ним в комбинации добавляют port debras и различные танцевальные па.
Элементы Классического экзерсиса
1. Экзерсис у станка - упражнения у палки (станок) - разогрев;
-releve по I, II и V позициям;
-demi plie и grand plie по I и II позициям;
- battement tendu;
- battement tendu jete;
- rond de jambe;
Растяжка у станка;
- grand battement jete. По группам;
- Первая и вторая форма port debras.
- позиции рук (подготовительное положение, 1,3,2)
- Позиции ног 1.2.3.
- Постановка корпуса в 1,2 позициях
"мячики" прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов
IV. Заключительная часть
Танцевальные движения и танцы.
1.ALLEGRO-Прыжки:
2.Изучение и отработка вращений.
Подведение итогов.Рефлексия. Поклон.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»
ФИО педагога : Большакова Виктория Викторовна.
Возраст обучающихся:9-11 лет.
Тема занятия: «Практическое освоение танцевальных элементов и комбинаций народно – сценического танца. Понятие характерного танца».
Цель занятия: закрепление знаний и исполнительских умений и навыков по усвоению движений народного танца.
Задачи занятия:
Обучающие:
1. Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
2. Совершенствовать исполнение элементов женского народного танца: вращения, дробные выстукивания на середине зала.
Развивающие:
1. Развивать физические данные: суставно-связочный аппарат, пластичность, силу мышц и натянутость ноги, выворотность ног.
2. Развивать эмоциональную выразительность в исполнении движений женского народного танца.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к народно-сценическому танцу.
2.Формировать навыки коллективной творческой деятельности.
3. Укреплять здоровье и физическое развитие учащихся.
Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков.
Методы обучения:
- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);
- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
- практический (выполнение упражнений и комбинаций).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- регулирование физических нагрузок, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы;
- развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти;
- укрепление и развитие силы мышц ног и стопы;
- увеличение гибкости и подвижности суставов;
-сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному развитию.
Средства обучения:
- баян, компьютер;
- предметы (скакалка, обруч).
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Межпредметные связи:
- эстетическая гимнастика;
- прослушивание музыки.
Требования к знаниям учащихся по итогам занятия:
- выполнять танцевально-тренировочные упражнения, включённые в урок;
-иметь представление о характере и манере исполнения движений, комбинаций, включённых в урок;
- владеть методикой исполнения упражнений народно-сценического танца у станка и на середине;
- знать правила грамотного исполнения вращений и дробей;
- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального материала;
- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.
ПЛАН занятия
- Вводная часть: организация занятия (сообщение цели и задач занятия, форма приветствия) – 5 мин.
- Основная часть: экзерсис у станка, упражнения на середине зала (закрепление танцевальных элементов русского народного танца, этюдная работа, ) - 80 мин.
- Заключительная часть: подведение итогов занятия, поклон в характере русского народного танца – 5 мин.
Ход занятия
Вводная часть занятия - организация занятия:
- приглашение детей в класс и расстановка их в шахматном порядке;
- сообщение цели и задач занятия;
- поклон в характере русского танца.
Основная часть занятия.
Экзерсис у станка.
- Plie . Исходное положение: первая выворотная позиция ног.
- Battement tendu (используем battement tendu с работой пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
- Battement tendu jete (используем Battement tendu jete с работой пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
- Rond de jambe parterre . Исходное положение: первая позиция ног.
- Подготовка к веревочке . Исходное положение: пятая позиция.
- Battement fondu (в основе комбинации лежит Русский материал). Исходное положение: пятая позиция ног.
- Adagio (используем developpe с двойным ударом пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
- Grand battement tendu jete («Яблочко»). Исходное положение: пятая позиция ног.
Упражнения на середине зала.
Этот раздел занятия включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, вращений, используемых в народных танцах. Основной задачей является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся.
1. Дроби:
- дробные дорожки;
- простой ключ;
- трилистник.
2. Вращения (по диагонали): - вращения «блинчики»;
- ковырялочка в сочетании с маталочкой
- вращения «козлики»; - бег в повороте.
Вращения (на месте):
- вращения по шестой позиции с двух ног;
- вращения по шестой позиции на одной ноге;
- обертасы;
- туры.
Этюдная работа.
Заключительная часть занятия: преподаватель оценивает аботоспособность учащихся, результативность работы.Рефлексия. Поклон в характере русского народного танца.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
При подготовке к уроку необходимо учитывать: объём материала, степень его сложности, особенности группы учащихся.
При составлении плана занятия следует:
- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;
- составить комбинации для совершенствования накопленных знаний;
- определить музыкальный материал для каждой части занятия.
При проведении занятия народно-сценического танца важно:
- целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу;
- объяснять учащимся назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия;
- чередовать работу различных групп мышц;
- развивать внимание учащихся и осознанный контроль над работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Требования к музыкальному оформлению занятия
Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся.
Принципы музыкального оформления занятия:
- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;
- подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;
- проведение предварительной работы педагога с музыкальным материалом;
- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей занятия (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);
- использование на уроке народно-сценического танца фонограмм: требования к их звучанию;
- воспитание музыкального вкуса учащегося, развитие музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-235697-1365100645.jpg)
Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей
В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602266-1425231182.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления"
Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления" (8 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-863865-1704789108.jpg)
«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...
Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Пособие для студенто...
Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"
Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293029-1378709254.jpg)
Материалы мастер-класса по теме : "Конструирование бинарного (интегрированного) учебного занятия в логике системно-деятельностного подхода"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные учебные занятия дают студентам доста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/20/picture-666523-1597922298.jpg)
Материалы к учебным занятиям
Оценочные и диагностические материалы, материалы по развитию речи (орфографические упражнения)...