Материалы к учебным занятиям
план-конспект

Большакова Виктория Викторовна

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»

ФИО педагога: Большакова Виктория Викторовна.

Предмет :хореография.

Возраст обучающихся:12-16 лет.

Тип занятия: комбинированный.

Тема занятия: «Дроби - один из самых важных элементов русского народного танца».

Цель: Разучивание комбинации состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.

Задачи: Развитие исполнительского мастерства, сценической культуры, совершенствование технического уровня исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера. Формирование интереса у учащихся к народному танцу. Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии.

Материально техническое обеспечение:

- хореографический зал с зеркалами;

- баян;

- компьютер;

- форма для занятий хореографией, обувь.

Форма работы: групповая.

Методы обучения:

- практический;

- словесный;

- наглядный показ,повтор;

- метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,

подведение итогов.

План занятия:

Вводная часть занятия (3 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу;

- обозначение темы и цели занятия.

Подготовительная часть занятия (7мин.)

- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).

Основная часть занятия (25 мин.)

- повторение материала по теме (вопрос-ответ);

- разучивание комбинации состоящей из ключей;

- повторение изученных движений на середине зала ;

- танцевальная комбинация на основе дробей.

Заключительная часть занятия (10 мин.)

-упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);

- подведение итогов занятия;

- поклон педагогу;

-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Вступительное слово

Народный танец является одним из средств национального и патриотического воспитания обучающихся. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход  чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, воспитанники проникаются уважением к его традициям. Народный танец, как правило, развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народных  песен . Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол - полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.

Ход занятия:

Вводная часть занятия (3 минуты)

- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Поклон педагогу в русском характере.

- Обозначение темы и цели занятия.

Подготовительная часть занятия (7 минут)

Перестроение на круг хороводным шагом.

Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):

- простой ход с носка;

- хороводный ход на полупальцах;

- переменный ход;

- переменный ход с полупальцами;

- переменный ход с притопом;

- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;

- припадание (лицом и спиной в круг);

- бег с захлёстом ног;

- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);

- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);

- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).

Основная часть занятия (25 минут)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое дробь?

- Какая самая простая дробь?

- Всего мы знаем сколько ключей?

2. Разучивание комбинации состоящей из ключей (все вместе и по линиям):

- Как правильно мы исполняем дроби?

- Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие ни куда не выскакиваем.

- Как мы поднимаем ноги?

Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).

- ключ № 1;

- Чем отличается второй ключ от первого?

- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.

- Когда исполняется двойная дробь?

- ключ № 2;

- Чем отличается третий ключ?

- ключ № 3;

- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.

- пол ключа на месте;

- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;

- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;

- пол ключа из точки 1 в точку 1.

Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).

Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей:

- дробная дорожка;

- простая дробь с подскоком;

- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;

- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;

- двойная дробь с проскальзыванием;

- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);

- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);

- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);

- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).

Заключительная часть занятия (10 мин.)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

-Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).

- Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.

- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон.

- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»

ФИО педагога: Большакова Виктория Викторовна.

Тема занятия: «Классический танец – основа хореографического искусства».

Возраст обучающихся: 6-8 лет.

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия:

- развитие интереса учащегося к хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии с учетом их индивидуальных способностей, развитие природных задатков (эластичности мышц, выворотности и силы ног, шага).

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;

- развитие осмысленного исполнения движений;

- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Воспитательные:

- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;

- формирование чувства ответственности;

- активизация творческих способностей;

Развивающие:

-  Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

-  Развивать мышечно-двигательный аппарат;

-  Развивать дыхательную и сердечнососудистую систему;

-  Развивать хореографическую память и выносливость;

-  Развивать координацию движений, выразительность, ритмичность исполнения.

Условия проведения, оборудование:

- актовый зал с зеркалами и станком;

- компьютер;

Основные методы работы:

- наглядный (практический показ);

- словесный (объяснение, беседа);

- практический

Дидактические средства:

- станок (палка);

- зеркала;

- классическая музыка.

Использованная литература:

Ваганова А.Я. «Основы классического танца». – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 192 с.: ил. – (Учебники для  ВУЗов.  Специальная  литература)

Учебник «Азбука хореографии» Т. Барышниковой;

Этапы занятия:

I. Организационный этап

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу

- обозначение темы и цели занятия;

- беседа о значении классического танца.

II. Подготовительный этап

Партерная гимнастика. Специальный комплекс упражнений, который проводится лежа, сидя или на боку, с минимальной суставной нагрузкой с вовлечением необходимых групп мышц. 

Упражнения на полу  или партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов; улучшить эластичность мышц и связок; нарастить силу мышц.

Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость позвоночника, эластичность стоп.

 III. Изучение нового материала и повторение пройденного

Элементы классического танца

Раздел «Элементы классического танца» включает изучение основных позиций и некоторых движений классического танца. Эти упражнения способствуют гармоническому развитию тела, культуре движений, формируют осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают познакомиться с основными правилами хореографии.

IV. Заключительная часть

Аллегро

Завершающий этап занятия очень важен для правильного формирования мышц. После выполнения экзерсиса у станка и на середине зала, растяжки мышцы должны прийти в тонус. Поэтому завершают занятия, как правило, прыжковыми движениями. Прыжки в классическом танце, разнообразные вращения.

Выполнение танцевальных этюдов, композиций.

I. Вводная часть

Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.

 Обозначение темы и цели занятия.

 Рассказ о значении классического танца.

«Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга».

II. Подготовительная часть

Партерная гимнастика

  1. Вытягивание и сокращение стопы. Это упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев и всей стопы.
  2. Наклоны корпуса вперёд : и.п. сидя на полу, руки за спиной упираются в пол, ноги вместе.
  3. «Лягушка»: и.п. сидя на полу, ноги согнуть в коленях и развести в сторону, при этом стопы соединены подошвенной частью.
  4. Наклоны вправо, влево и вперед: и.п. сидя на полу, развести ноги широко в сторону.
  5. Махи правой и левой ногой: и.п. лёжа на полу, ноги вместе, руки вдоль корпуса.
  6. Медленное поднимание и опускание ног на 90*.
  7. «Кошечка» - прогиб спины вперед и назад.
  8. «Колечко» - лежа на животе оттолкнуться руками от пола, а ногами достать до головы
  9. «Мостик» - лежа на спине оттолкнуться руками и ногами от пола, при этом прогнуться в спине.
  10. «Берёзка» - лежа на спине поднятие ног и таза наверх.
  11. «Берёзка» с касанием стопой пола и сгибанием ног.
  12. «Лодочка» лёжа на животе, руки и ноги вытянуты, одновременное поднимание рук и ног над полом. Упражнение для укрепления мышц спины.
  13. «Корзиночка» – лёжа на животе взяться руками за щиколотки и поочерёдно поднимать и опускать корпус.
  14. Полушпагаты.

III. Основная часть

 (лицом к станку по I позиции ). Постепенно техника исполнения упражнений усложняется. К концу учебного года учащиеся держатся за станок 1 рукой, выполняют упражнения не только из I, но из V позиции. Сами упражнения также усложняются, к ним в комбинации добавляют port debras и различные танцевальные па.

Элементы Классического экзерсиса

1. Экзерсис у станка - упражнения у палки (станок) - разогрев;

-releve по I, II и V позициям;

-demi plie и grand plie по I и II позициям;

- battement tendu;

- battement tendu jete;

- rond de jambe;

Растяжка у станка;

- grand battement jete. По группам;

- Первая и вторая форма port debras.

- позиции рук (подготовительное положение, 1,3,2)

- Позиции ног 1.2.3.

- Постановка корпуса в 1,2 позициях

 "мячики" прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов

IV. Заключительная часть

Танцевальные движения и танцы.

1.ALLEGRO-Прыжки:

2.Изучение и отработка вращений.

Подведение итогов.Рефлексия. Поклон.

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ 

учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»

ФИО педагога : Большакова  Виктория  Викторовна.

Возраст обучающихся:9-11 лет.

Тема занятия: «Практическое освоение танцевальных элементов и комбинаций народно – сценического танца. Понятие характерного танца».

Цель занятия: закрепление знаний и исполнительских умений и навыков по усвоению движений народного танца.

Задачи занятия:

Обучающие:

1. Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.

2. Совершенствовать исполнение элементов женского народного танца: вращения, дробные выстукивания на середине зала.

Развивающие:

1. Развивать физические данные: суставно-связочный аппарат, пластичность, силу мышц и натянутость ноги, выворотность ног.

2. Развивать эмоциональную выразительность в исполнении движений женского народного танца.

Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый интерес к народно-сценическому танцу.

2.Формировать навыки коллективной творческой деятельности.

3. Укреплять здоровье и физическое развитие учащихся.

Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков.

Методы обучения:

- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);

- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);

- практический (выполнение упражнений и комбинаций).

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке:

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- регулирование физических нагрузок, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы;

- развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти;

- укрепление и развитие силы мышц ног и стопы;

- увеличение гибкости и подвижности суставов;

-сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному развитию.

Средства обучения:

- баян, компьютер;

- предметы (скакалка, обруч).

- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Межпредметные связи:

- эстетическая гимнастика;

- прослушивание музыки.

Требования к знаниям учащихся по итогам занятия:

- выполнять танцевально-тренировочные упражнения, включённые в урок;

-иметь представление о характере и манере исполнения движений, комбинаций, включённых в урок;

- владеть методикой исполнения упражнений народно-сценического танца у станка и на середине;

-  знать правила грамотного исполнения вращений и дробей;

- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального материала;

- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.

ПЛАН занятия

- Вводная часть: организация занятия (сообщение цели и задач занятия, форма приветствия) – 5 мин.

- Основная часть: экзерсис у станка, упражнения на середине зала (закрепление танцевальных элементов русского народного танца, этюдная работа, ) - 80 мин.

- Заключительная часть: подведение итогов занятия, поклон в характере русского народного танца – 5 мин.

Ход занятия

Вводная часть занятия -  организация занятия:

- приглашение детей в класс и расстановка их в шахматном порядке;

- сообщение цели и задач занятия;

-  поклон в характере русского танца.

Основная часть занятия.

Экзерсис у станка.

  1. Plie . Исходное положение: первая выворотная позиция ног.
  2. Battement tendu (используем battement tendu с работой пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
  3. Battement tendu jete (используем Battement tendu jete с работой пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
  4. Rond de jambe parterre . Исходное положение: первая позиция ног.          
  5. Подготовка к веревочке . Исходное положение: пятая позиция.
  6. Battement fondu (в основе комбинации лежит Русский материал). Исходное положение: пятая позиция ног.
  7. Adagio (используем developpe с двойным ударом пятки опорной ноги). Исходное положение: пятая позиция ног.
  8. Grand battement tendu jete («Яблочко»). Исходное положение: пятая позиция ног.

Упражнения на середине зала.

Этот раздел занятия включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, вращений, используемых в народных танцах. Основной задачей является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся.

1. Дроби:

- дробные дорожки;

- простой ключ;

- трилистник.

2. Вращения (по диагонали):                                                                                       - вращения «блинчики»;  

- ковырялочка в сочетании с маталочкой  

- вращения «козлики»;                                                                                               - бег в повороте.      

    Вращения (на месте):

-  вращения по шестой позиции с двух ног;

-  вращения по шестой позиции на одной ноге;

- обертасы;

- туры.                                                                                                    

 Этюдная работа. 

 Заключительная часть занятия: преподаватель оценивает аботоспособность учащихся, результативность работы.Рефлексия. Поклон в характере русского народного танца.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

       

  При подготовке к уроку необходимо учитывать: объём материала, степень его сложности, особенности группы учащихся.

         При составлении плана занятия следует:

- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

- составить комбинации для совершенствования накопленных знаний;

- определить музыкальный материал для каждой части занятия.

         При проведении занятия народно-сценического танца важно:

-  целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу;

- объяснять учащимся назначение упражнения и правила его исполнения;

- равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия;

-   чередовать работу различных групп мышц;

- развивать внимание учащихся и осознанный контроль над работой мышц;

-  воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

 

Требования к музыкальному оформлению занятия

         Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся.

         Принципы музыкального оформления занятия:

- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;

 - подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;

- проведение предварительной работы педагога с музыкальным материалом;

- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей занятия (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);

- использование на уроке народно-сценического танца фонограмм: требования к их звучанию;

- воспитание музыкального вкуса учащегося, развитие музыкальной культуры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей

В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления"

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления" (8 класс)....

Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Пособие для студенто...

Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...

Материалы мастер-класса по теме : "Конструирование бинарного (интегрированного) учебного занятия в логике системно-деятельностного подхода"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные учебные занятия дают студентам доста...

Материалы к учебным занятиям

Оценочные и диагностические материалы, материалы по развитию речи (орфографические упражнения)...