Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также позволит углубленно изучать структуру написания сочинений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnaya_gostinaya.docx45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7. Г. Медногорска»

Рассмотрено

На заседании МО (ШМО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»

Протокол №___

От «___»_____20___г.

Принято

На заседании педагогического совета школы

Протокол №____

От «___  ______ 20___г.

Утверждено

Приказом директора школы от «____» _______ 20____г.

Приказ №_____

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Литературная гостиная в школе»

5-9 классы

          Количество часов на год всего:  34 ч;  

          в неделю:  1 ч.

         

                               

         

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе.



Учитель: Бритвина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

г. Медногорк

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Характеристика внеурочного курса.
  3. Учебный план.
  4. Календарно – тематическое планирование
  5. Список используемой литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена с учетом требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и составлена на 34 часа в год  для 5-6 классов, 34 часа в год для 7-9 классов (1 час в неделю).

Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также позволит углубленно изучать структуру написания сочинений. Такой вид деятельности необходим не только для того, чтобы создавать конкурсные работы, но и оттачивать мастерство написание сочинений, как основному виду заданий на ГИА. Именно поэтому программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является необходимой и актуальной в рамках работы школы.

 В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. Нетрадиционные занятия данного курса  предполагают развитие индивидуальных способностей ребенка, его самостоятельность в подходе к анализу текста.

Запланирована совместная работа с городскими библиотеками и местной газетой. Такая деятельность раскрывает умение  составлять тексты публицистического характера, а также приобрести навыки взятия интервью.

Проведение уроков и занятий  в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта  или   писателя,   рассказывающего   об   этапах   своего  бытия   и   вехах литературного творчества.

Внеурочная деятельность «Литературной гостиной» поможет учителю решать проблемы, связанные с тем, что в настоящее время наблюдается снижение интереса учеников к чтению художественной литературы.  Такая форма внеклассной работы  делает жизнь детей интересной и яркой, помогает им найти время для общения среди уроков и дополнительных форм обучения. 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА.

Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство, развивать творческие способности. Одним из способов расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои, особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной гостиной.

Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

-  снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению. Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности «Литературной гостиной».

Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»:

 создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений; развитие  эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщение  к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях.

Для реализации поставленной цели в рамках курса  решаются следующие задачи:

- укрепление знаний, умений и навыков по литературе;

– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры;

– установление ассоциативно - образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;

– развитие собственно-творческой деятельности учащихся;

– формирование любви к чтению художественной литературы.

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего,  это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей.

Главные принципы построения программы:

1) принцип историзма, научности, системности;

2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;

3) принцип доступности, толерантности.

Личностные результаты:

 — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

 — уметь самостоятельно работать с новым произведением;

 — уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

 — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Метапредметные результаты:

 — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

 — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

 — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

 — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

 Предметные результаты:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

 — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Итак, на фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии.

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Формы и методы

образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• литературные игры, викторины;

• литературно-музыкальные произведения.

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ».

Краткое содержание курса по темам:

Тема №1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час)

 Понятие «Литературная гостиная»Знакомство с целями и задачами курса.  Составление плана работа гостиной  на год.

Тема №2. Региональная литература (3 часа).

Знакомство с творчеством поэтов и писателей Оренбургской области. Анализ произведений местных авторов.

Тема №3. Структура написания конкурсного сочинения (2 часа).

Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания конкурсных сочинений.

Тема №4. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. (4 часа).

Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических произведений. Подготовка к муниципальным и региональным конкурсам юных чтецов.

Тема №5. Былички (2 часа).

Понятие «быличка». Сбор и систематизация быличек Оренбургской области.

Тема №6. Удивительные сказки (2 часа)

Жанр «сказка». Изучение и анализ русских народных и авторских сказок, не входящих в школьную программу.

Тема №7. Обучение анализу художественного произведения (4 часа).

Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.

Тема №8. Прекрасный мир поэтических произведений (2 часа).

Анализ поэтического произведения. Отработка навыка нахождения в поэтическом произведении изобразительно – выразительных средств.

Тема №9. Интервью (1 час).

Знакомство с принципами проведения интервью.

Тема №10. Инсценировка художественного произведения (2 часа).

Подготовка к инсценировке художественного произведения определенного жанра. Инсценировка произведения.

Тема №11. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа).

Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в школьную программу. Анализ произведений.

Тема №12. Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей (3 часа).

Организация творческих вечеров с приглашением местных поэтов и писателей.

Тема №13. Экскурсии (2 часа).

Проведение экскурсий в Городскую библиотеку, в городской краеведческий музей.

Тема №14. Конкурсы чтецов. (4 часа).

Проведение конкурсов чтецов поэтических и прозаических художественных произведений.

Учебно-тематическое планирование (34 часа):

Разд№

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Литературная гостиная

Виды деятельности:

Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач, справочников по теме.

1

Региональная литература.

3

Структура написания конкурсного сочинения

2

Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений.

4

Былички.

2

Удивительные сказки.

2

Обучение анализу художественного произведения.

4

Прекрасный мир поэтических произведений

2

Интервью.

1

Инсценировка художественного произведения

2

Анализ произведений, посвященных ВОВ

2

Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей

3

Экскурсии.

2

Конкурсы чтецов.

4

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5-6 классы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

Формируемые УУД

Работа с уч-ся ОВЗ

1

Цели и задачи «Литературной гостиной». Составление плана работы на год.

1

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Работа со схемами

2

Творчество С. Аксакова. «Записки ружейного охотника Оренбургской области»

1

3

Творчество С.Горбачева. «Сельская учительница»

1

4

Экскурсия в городской краеведческий музей.

1

5

Обучение написанию конкурсного сочинения. Критерии оценивания.

1

Индивидуальные карточки

6

Пример создания сочинения в рамках конкурса «Без срока давности».

1

7

Знакомство с принципами исполнения поэтического и прозаического художественного произведения.

1

8

Конкурс стихотворений на тему: «И веет мне любовь и нежность мамы».

1

9

Подготовка к региональному конкурсу чтецов «Закружилась листва золотая»

1

Работа с основными понятиями темы.

10

Подготовка к региональному конкурсу чтецов «Серебряный век русской поэзии»

1

11

Подготовка к всероссийскому конкурсу чтецов прозаических произведений «Живая классика»

1

12

Понятие жанра «былички». Особенности данного жанра.

1

13

Систематизация собранных быличек. Подготовка сборника быличек.

1

работа по карточкам

14

Понятие жанра сказка. Анализ русских народных сказок.

1

15

Конкурс чтецов на тему «Чародейкою зимою…»

1

16

Анализ авторских сказок. Создание иллюстрации.

1

17

Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.

1

18

Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.

1

работа с таблицами

19

Экскурсия в Городскую библиотеку.

1

20

Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.

1

21

Творческий вечер с приглашением местных поэтов и писателей

1

22

Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения.

1

работа по индивидуальным карточкам

23

Изобразительно – выразительные средства.

1

24

Анализ произведений с торчки зрения средств выразительности.

1

25

Творчество М.Джалиля. «Моабитская тетрадь».

1

26

Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ

1

27

Анализ стихотворных произведений о ВОВ.

1

28

Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей

1

работа по схемам

29

Конкурс стихотворений о ВОВ  «Мой прадед рассказывал мне о войне…»

1

30

Знакомство с принципами проведения интервью.

1

31

Подготовка к инсценировке художественного произведения.

1

32

Инсценировка художественного произведения.

1

33

Творческий вечер с приглашением местных поэтов и писателей

1

34

Конкурс стихотворений на тему: «Что ты мне подаришь, лето?»

Календарно – тематическое планирование. 7-9 классы

Тема занятия

Количество часов

1

Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы получить ответ»)

1

2

Литература как предмет изучения.

1

3

Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика»

1

4

Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя

2

5

Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик, писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени Добролюбова).

1

6

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.

1

7

К юбилею И.С.Тургенева.  «Записки охотника», «Рудин»

2

8

Произведения мировой литературы.

В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

2

9

Произведения мировой литературы.

И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

2

10

«Сам язык наш есть … тайна!»

1

11

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

2

12

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

1

13

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

1

14

Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

1

15

Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры.

1

16

Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений.

2

17

Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения.

Работа с поэтическим текстом.

2

18

Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением поэтов города)

1

19

Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…».

2

20

Конференция «Литература – учебник жизни».

1

21

Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский «Письма к сыну»)

22

Практическое занятие по написанию писем литературному герою или писателю.

2

23

Русская литература в контексте мировой культуры.

2

24

Обзор-знакомство с новинками художественной литературы.

2


Система оценивания и поощрения учеников во время внеурочных занятий.

  1. За каждый развёрнутый ответ и проявленную инициативу ученик будет получать плюс.
  2. В конце занятия два ученика, у которых больше всего плюсов будут получать по 1 баллу.
  3. Те ребята, которые наберут по 5 баллов, будут премированы сладкими призами или канцелярскими принадлежностями.
  4. Когда у ученика в общем зачёте наберётся 20 баллов, то он получит книгу в подарок.

Такая система поощрения будет мотивировать ребят, создаст конкурентную среду. Причём плюсы и баллы будут получать также те, кто будет проявлять инициативу, вникать в информацию и озвучивать свои выводы. Правильный ответ или не совсем верный, это не столь критично, главное, что ребёнок мыслит, старается и работает над собой.




  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Предметно-методические материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

3. С.Б.Шадрина «Литературная гостиная. 9-11 классы» Волгоград «Учитель» - 2009.

4. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н., Новичихина М.Е. Практикум по выразительному чтению. Часть I: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 47 с.

  1.  Коротин Е.И., Коротин О.Е. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков. (Антология) Часть I. Песенное творчество. – Самара: Самар. Дом печати, 1999. – С. 310.

  1. https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/stat_ia_litieraturnyie_ghostinyie_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_uchash

  1. https://pandia.ru/text/79/043/24579.php

  1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895732


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

Программа кружка «Литературная гостиная»

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно  много, это тема была и будет  актуа...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"Уровень образования: Основное общее  образованиеТип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение...

рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".

направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...