Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
учебно-методический материал по краеведению на тему

Ковалько Людмила Васильевна

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Уровень образования: Основное общее  образование

Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная

на получение познавательных, творческих  и воспитательных результатов,

связанных с литературным творчеством, театральным искусством,

изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.

Возраст, классы: 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.deyat_._liter.gostinaya.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова

муниципального образования «Город Донецк»

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литературная гостиная»

Уровень образования: Основное общее  образование

Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение познавательных, творческих  и воспитательных результатов, связанных с литературным творчеством, театральным искусством, изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.

Возраст, классы: 6 класс

Автор: Ковалько Л.В.

                                                                                                C:\Users\Людмила\Downloads\773.jpg

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Литературный салон»  реализует  ОПТИМИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, создающую  единое образовательное пространство. В процесс внеурочной деятельности включены  коллеги-словесники, библиотекари  разных уровней, местные  писатели  и поэты и т.д.

Программа организации внеурочной деятельности школьников разработана самостоятельно,  с учётом требований ФГОС и образцов программ внеурочной деятельности, рекомендованных Министерством образования.    Содержание программы ориентировано на возможности школы, с учётом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей учащихся и их родителей. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой школы.

Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания, социализации и развития творчества детей. Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 классов «Литературная гостиная» позволяет приобщить шестиклассников к литературному процессу донских писателей, изучить основы театрального искусства, посетить библиотеки, совершить сезонные экскурсии в природу с целью описания красот донской земли, попробовать себя в качестве поэта и т.д.

В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества.  Возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов.  Большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения.  Казачье  движение отвечает всем современным требованиям воспитательной работы и внеурочной деятельности  в условиях реализации ФГОС.

Наша школа является культурно - образовательным центром для детей, родителей, жителей поселка и реализует в своей деятельности принципы образовательной политики Национальной доктрины образования в России (воспитание патриотов, граждан правового, социального государства с высокой нравственностью; разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей) и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональными и муниципальными требованиями к образованию.

В образовательном учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через казачий этнокультурный компонент». В связи с этим Программа  внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является составной духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения

Основное направление развития личности  – общекультурное, с элементами  духовно-нравственного и патриотического.  

Основными видами внеурочной деятельности должны стать:

1.Познавательная деятельность

2.Проблемно-ценностное общение

3.Проектная деятельность

4.Театральная деятельность

Цели и задачи программы

   В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской,  где расположена школа.

Цели: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою малую родину, читающего книги и умеющего письменно выразить свои творческие мысли.

Задачи:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности,  решению проблем, связанных с изучением этнокультурного наследия и развития литературного творчества.
  2. Укрепление позитивной нравственной самооценки, развитие личностных компетенций.
  3. Принятие  обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
  4. Формирование основ российской гражданской идентичности.
  5. Формирование патриотизма и гражданской солидарности.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

   Предполагаемые результаты реализации программы

 1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни донских казаков; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследовательской работы.

 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.

 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам;  опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

3.Содержание курса внеурочной деятельности

Формами внеурочной деятельности могут стать коллективные, групповые и индивидуальные.

Создание проектов – неотъемлемая деятельность ребят. Необходимо предусмотреть экскурсии в музей и городскую библиотеку. Конкурсы и викторины ученики могут проводить  самостоятельно, развивая творческие компетенции.

Сроки реализации:

Количество часов в учебном году: 1 час в неделю, всего 29 занятий, т.к. курс начался с 3.10.16г.

Аудиторных занятий  - 12 часов

Внеаудиторных занятий – 10 часов

Каникулярных занятий – 7 часов

Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности

Методы проведения занятий: беседа,  практическая работа,  наблюдение, групповые  и индивидуальные  исследования, самостоятельная работа, защита проекта,  консультация, выставки, экскурсии.

Технологии, методики:

- развивающее обучение;  

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии;

- метод проектов;

-метод импровизации.

Содержание программы

Содержание внеурочной деятельности  соответствует  поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам. Результаты внеурочной деятельности учащихся зависят напрямую от форм внеурочной деятельности, с учетом имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, желаемых результатов и  специфики образовательного учреждения.

Введение. Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему (1час)

Мой читательский опыт. Как ориентироваться в мире книг. Как стать хорошим читателем. Читаем газету. Смотрим фильмы и видео на литературную тему 7 часов).

Выразительное чтение стихов и прозы. Конкурсы чтецов (3 часа).

Практические занятия. Я-поэт. Я-писатель. Я пишу отзыв о прочитанной книге.

Что такое синквейн  (4 часов)

Театральные азы. Инсценировка произведений фольклора донских казаков (5 часов)

Проектная деятельность. Создание и защита проекта на литературную тему (4 часа)

Экскурсионная деятельность  (5 часов)

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Аудит. занятие

Внеаудит. занятие

Каникул.

время

Примечание

3.10

Введение.

Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему

+

10.10

Как ориентироваться в мире книг?

+

Посещение поселковой библиотеки

17.10

Как стать настоящим читателем?  

+

Посещение школьной библиотеки

24.10

Проба пера: словесные зарисовки осени

+

Экскурсия в природу

7.11

Инсценирование донского фольклора

+

14.11

Инсценирование донского фольклора

+

21.11

Инсценирование донского фольклора

+

28.11

Инсценирование донского фольклора

+

5.12

Конкурс чтецов «Живая классика»

+

Читаем стихи на сцене клуба Гундоровский

12.12

Инсценирование сказки

+

19.12

Инсценирование сказки

+

26.12

Инсценирование сказки

+

9.01

Проба пера: словесные зарисовки зимы

+

Экскурсия в природу

16.01

Создание проекта «Литературный Донецк»

+

23.01

Создание проекта «Литературный Донецк»

+

Посещение поселковой библиотеки

30.01

Создание проекта «Литературный Донецк»

+

6.02

Поэзия на страницах городской газеты «Донецкий рабочий»

+

13.02

Как писать отзыв?

+

Посещение школьного краеведческого музея

20.02

Пишем отзыв о школьном музее

+

27.02

Литература и театр

+

Просмотр видео

6.03

Литература и театр

+

Просмотр видео

13.03

Литература и кино

+

Просмотр фильма

27.03

Литература и кино

+

Просмотр фильма

3.04

Поэтическая мастерская «Времена года»

+

10.04

Поэтическая мастерская «Времена года»

+

17.04

Литературная викторина «Синеокий казачий Дон»

+

Посещение школьной библиотеки

24.04

Проба пера: словесные зарисовки весны

+

Экскурсия в природу

15.05

Защита презентации  «Литература и Я»

+

22.05

Заключительное занятие.

+

29 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана...

рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".

направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занят...