Хореография, как народная педагогика
статья

Бордукова Виктория Николаевна

Народное творчество, и его роль в жизни общества и хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horeografiya_kak_narodnaya_pedagogika.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

                    Хореография, как народная педагогика.

Мы смотрим на историю через войны, через родословную царей, ещё через какие-то события. А, взглянув на историю, например, через одежду – и  можно увидеть совсем другой народ. Песни, танцы, народные ремёсла – это богатство всей человеческой истории. Знаете, как на Руси воспитывали воинов? Деревенские посиделки. Звучит наигрыш под драку – «Скобаря», «Горбатого», «Новгородского»… Какой-нибудь парень выходит и начинает «ломаться» - так обозначалась в деревне мужская пляска. К нему выходит второй, движения поначалу неуклюжие, расслабленные. Ломание постепенно переходит в кулачный обрядовый бой со всеми правилами поведения, по договорённости. На Западе был кодекс рыцаря, а у нас устав добра молодца, богатыря. В таких плясках – драках воспитывались и удаль, и благородство, и осознание себя как будущего защитника родной земли. А гусельный наигрыш и песня не давали войти в остервенение, ярость. Музыка прекращается – и прекращается бой. Если кому-то досталось, он должен вытерпеть боль, простить обиду и по-братски обняться с противником.

Вот она – народная педагогика. Не только в таких вот импровизированных боях парни могли показать свою удаль и мастерство. На всех праздниках и гуляниях затевались пляски, игры, переплясы. Именно благодаря этим гуляниям мы сейчас имеем разнообразнейшую танцевальную лексику и можем её развивать и обогащать.

В наше время значительно возросло внимание к народному творчеству, неизмеримо увеличилась его роль в жизни общества. Нами всё больше понимается непреходящая эстетическая ценность фольклора, поскольку духовное творчество имеет «аккумулятивный» характер преемственности; произведения, созданные народом в далёком прошлом, не утрачивают своего художественного значения и сегодня. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно – исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенала выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художников.

В современной хореографической культуре умножаются функции народного творчества, от эстетической и ритуально-праздничной до символической и сувенирной (она возрастает с развитием туризма). Известно две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Сама жизнь подсказывает новые формы жизнедеятельности  танцевальных традиций, - в практике различных коллективов, в сценическом искусстве. Их деятельность не является фольклором в каноническом понимании этого слова, но это – способ сохранения фольклорной традиции (а может, и один из шансов будущего возврата её в быт).  

История сохранила большое количество памятников культуры человечества, в которых присутствует и народный танец. Архитектура, живопись, скульптура, литература – все они воплощали это замечательное искусство народа, рожденное вместе с ним.

Каждый народный танец – это история жизни народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало, в счастливое будущее.

Практически все республики нашей Родины, большие или малые региональные образования имеют свои национальные коллективы – ансамбли танца или ансамбли песни и танца. Здесь танец – душа народа – достиг таких высоких вершин, о которых не могли и мечтать многие поколения различных народов нашей планеты.

Интерес к истокам народной хореографии неиссякаем, поскольку эта тема способна еще очень долгое время давать новую информацию, подпитывая фантазию балетмейстеров.

                      Список литературы:

  1. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца (1 часть). – Орел – 2003г.  
  2. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.
  3. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.,1999.
  4. Климов А.А. Русский народный танец. Учебное пособие. Выпуск 1. – М.,1996.
  5. Моисеев И. Я вспоминаю… – М.: «Согласие», 1998.
  6. Мурашко М. Формы русского танца. Книга 1. Пляска. – М.: и.д. «Один из лучших», 2006.
  7. Русский танец. – Самара 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"

Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.  «Дорогу в будущее прокладывает ...

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...

Конспект открытого занятия по хореографии Русский народный танец "Калинка"

Конспект окрытого занятия по хореографии Русский народный танец "Калинка"содержит ход проведения занятия по изучению русского народного танца обучающимися творческого объединения "Настр...