Практические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
материал

Лобова Светлана Васильевна

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования и представляет собой практичекие рекомендации по разработке и составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЫ

Составитель:

Лобова Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦДО»

пгт. Междуреченский

2021 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЫ

Создание программы - процесс трудоемкий и ответственный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Грамотно оформленная программа придает документу определенную юридическую силу, указывает на взаимосвязь заказчика и исполнителя, а также показывает уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией. Кроме того, изложение содержания программы (язык, стиль) должно быть доступно для обучающихся и их родителей, педагогических работников.

Структура дополнительной общеобразовательной программы

1.   Программа включает в себя следующие структурные компоненты:

  • титульный лист;
  • комплекс основных характеристик программы;
  • комплекс организационно-педагогических условий;
  • список литературы;
  • приложения.

Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«…..» имеет ……. направленность.

Направленность  дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программы указывается на титульном листе, а также в пояснительной записке. При определении направленности ДОП можно учитывать следующее:

  • образовательные программы, в рамках которых идет подготовка по видам спорта, обозначенным во Всероссийском реестре видов спорта (то есть фактически реализуется спортивно-оздоровительный этап программ спортивной подготовки) следует относить к физкультурно-спортивной направленности;
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке физкультурно-спортивной и художественной направленностей (например, ритмика, акробатика, брейк-данс, танцевальный спорт и др.) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержание является физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях, и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является развитие способностей в области искусства (хореографического, циркового);
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке технической и художественной направленностей (например, резьба по дереву, компьютерная графика и др.) следует относить к технической направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является овладение ручным инструментом, автоматизированным оборудованием или компьютерным программным обеспечением и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является изучение определенных видов искусств, развитие художественного вкуса и способностей;
  • образовательные программы по техническим видам спорта (авто-, авиа-, судомоделирование и др.) следует относить к физкультурно- спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с официальным видом спорта и подготовку обучающихся к программам спортивной подготовки, участию в спортивных соревнованиях, и к технической направленности, если они направлены исключительно на техническое творчество (проектирование, моделирование и др.) и соответствующую выставочную деятельность обучающихся, защиту технических проектов;
  • образовательные программы, основным видом деятельности по которым являются различные виды туризма (пеший, горный, водный, вело- и другие виды) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с видом спорта и подготовку обучающихся к спортивным программам, участию в спортивных соревнованиях, и к туристско-краеведческой направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является формирование общих навыков самодеятельного, массового туризма;
  • образовательные программы военно-патриотической тематики, могут быть отнесены к разным направленностям в зависимости от преимущественного вида деятельности, например: к физкультурно- спортивной, если изучаются военно-прикладные виды спорта; к технической, если изучаются преимущественно основы военного инженерного дела; к социально-педагогической, если основной деятельностью по реализации программы является волонтерское движение; к туристско-краеведческой, если основной деятельностью является краеведение;
  • образовательные программы социально-педагогической направленности многофункциональны по своему назначению; их основной целью является, как правило, социальное самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтѐрство, добровольчество). К этой направленности могут быть отнесены программы по развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие, подготовка к школе), программы по социокультурной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов, основам медиатехнологий, психологии, социологии, игровому конструированию, профориентации по различным направлениям и т.д.
  • дополнительные общеобразовательные программы естественно- научной направленности направлены на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Доминантой содержания является изучение природных явлений. ДОП по физике, химии, астрономии будут относиться к естественнонаучной направленности, если в них преобладает изучение природных явлений. Также программы по математике, информатике, IT-технологиям относятся к естественнонаучной направленности, если изучаются эти предметы в прикладном аспекте применительно к изучению природных явлений. В остальных случаях программы по этим предметам необходимо относить к технической направленности. К естественнонаучной направленности следует относить программы по медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству, охране природы, экологическому и сельскохозяйственному туризму.

В исключительных случаях, когда содержание и виды деятельности, относящиеся к разным направленностям, органично взаимосвязаны в рамках одной ДООП допускается проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы интегрированной по двум-трем направленностям. В этом случае содержание каждой направленности не может составлять менее 8 академических часов и/или менее 25% всего объема образовательной программы. Интегративное единство направленностей должно быть отражено в ДОП через цели и планируемые результаты освоения программы, единые подходы к методам, технологиям, формам работы, единую систему мероприятий за рамками учебного плана и т.д. Объем программы при этом учитывается отдельно по каждой направленности.

Отнесение программы к той или иной направленности определяется по цели, т.е. планируемому результату.

Актуальность программы

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами). Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; материалах научных исследований; анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы дополнительного образования; потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).

Примеры:

Актуальность программы «……» заключается в том, что …… и благодаря этому ……. .

Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что...

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно- эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского творчества.

В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений.

Актуальность                дополнительной              общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Отличительные особенности программы, новизна.

В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебного плана, и в содержании занятий, и в применяемых методах и приемах, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности.

Если программа авторская, подтвердите авторство соответствующими документами: рецензиями, результатами участия в конкурсах и т.п.

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении. Большим потенциалом новизны в программе обладают процессы интеграции смежных или различных направленностей.

Примеры:

К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе … .

Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … .

Преимущество данной программы выражено в … .

Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны … .

В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … .

Отличительные      особенности     данной     программы     от     уже существующих в этой области заключаются в том, что... .

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .

Практические    занятия   по   программе   связаны   с   использованием вычислительной техники...

Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...».

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...».

Для    того   чтобы  подвести  учащихся   ….   лет,   к   освоению   …   , предлагается метод…

Предлагаемая программа является … . Она построена на основе … .

Адресат программы.

В этом пункте необходимо указать: какому возрасту детей адресована программа; условия приема детей, система набора в группы (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье), для какой категории детей предназначена программа (гендерные особенности; дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), дети из труднодоступной и отдаленной сельской местности и т.п.). Дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Примеры:

Программа адресована детям от       до        лет.

Дети        лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)          лет.

Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто… .

Условия набора учащихся.

Для            обучения           принимаются       все                    желающие;          принимаются                    дети, имеющие медицинское заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности);                  существует          отбор       на                     основании             прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество обучающихся.

Объём и срок освоения программы

Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; объем модулей.

Сроки освоения определяются содержанием программы и должны обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.

Если программа является модульной, то определяется объем каждого модуля. Рекомендуется не менее 8 часов на модуль.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

Количество часов указывается в академических часах.

Примеры:

Объем программы – 360 часов.

Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения: 144 часа в год,

2 год обучения: 216 часов в год.

Форма обучения

Очная, очно - заочная, заочная, также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Уровень программы стартовый (ознакомительный), или базовый, или углубленный (продвинутый).

«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

«Углубленный уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Более подробная информация о разноуровневых программах представлена в разделе «Проектирование разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ».

Пример:

Выдержки из программ педагога «ВЕБ-ДИЗАЙН».

Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области сайтостроения. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями Интернета и с основами создания веб-страниц и веб- сайтов c помощью простого текстового редактора, с написанием HTML- кодов напрямую. Обучающиеся изучают способы украшения веб-страниц сайта графикой и элементами мультимедиа, учатся связывать их с другими ресурсами Интернета. Изучаются приемы поиска и размещения веб- материалов в сети.

Особенности организации образовательного процесса

Формы реализации образовательной программы:

Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.

В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию. На титульном листе должны быть указаны грифы утверждения обеих организаций. В программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы.

Модульные программы – программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы

– модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. См. раздел «Проектирование модульных программ».

При реализации программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули).

Организационные формы обучения.

Пример:

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.

Группы формируются из обучающихся одного (разного) возраста.

Состав группы обучающихся – постоянный (переменный).

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 (Приложение № 3).

Пример:

Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

1.2   Цель и задачи программы

Целям подчиняются все компоненты образовательного процесса: задачи, содержание, организационные формы и методы работы, планируемые результаты.

Проектируя целевой компонент программы, важно мысленно ответить на вопросы:

  • Какие ценности лежат в основе образовательного процесса?
  • Насколько значимы эти ценности для детей, как согласуются с их интересами и потребностями, с содержанием образовательного запроса семьи?
  • В чем я вижу личностно-значимый результат освоения программы?
  • Почему этот результат важен для данного возраста детей?
  • За счет чего будет достигаться планируемый результат?

Существуют две группы целей и задач – образовательные и социально- педагогические.

Образовательные – в комплексе представлены задачи обучения, воспитания, развития, которые направлены на достижение метапредметных и личностных результатов образования:

  • развитие соответствующих специальных способностей, в том числе к познанию в данной предметной области,
  • развитие универсальных учебных действий,
  • воспитание отношения к базовым ценностям,
  • освоение необходимого комплекса знаний и умений в какой-либо предметной области деятельности человека.

Социально-педагогические - (ориентир – функции дополнительного образования детей):

  • оздоровление детей,
  • социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация,
  • создание условий для самопознания, самореализации, развития социальной инициативы и др.

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это

«образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и обучающихся.

Цель должна быть конкретна, ясна, реальна, значима; должна быть связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат.

Для определения цели можно обратиться к приказу Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196, п.3):

«Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований».

При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного.

Примеры формулировок цели:

  1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
  2. Формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
  3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
  4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
  5. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
  6. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
  7. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
  8. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
  9. Профилактика асоциального поведения.
  10. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
  11. Развитие познавательно - творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно- эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.


Пример употребления существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и т.п.

Задачи – конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать еѐ достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели.

Задачи могут быть описаны вариативно:

1-й вариант: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков), развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.), воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

2–й вариант: задачи в области развития личностной сферы учащегося, в области развития метапредметных умений, в области предметных знаний и умений).

Личностные – формирование общественной активности личности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

предметные (образовательные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные.

Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.

1.3.Содержание программы

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план должен соответствовать форме организации содержания: или это традиционная (простая) форма, или модульная, или разноуровневая.

В учебном плане отражается перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).

В «Методических рекомендациях по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (письмо министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09) рекомендуется, что практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%).

Также необходимо закладывать часы:

  • на комплектование группы первого года обучения;
  • на вводное занятие (введение в программу);
  • концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
  • мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
  • итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.

Также рекомендуется при распределении часов по разделам/темам определять их количество кратно количеству часов в одном учебном занятии, что позволит в дальнейшем упростить составление календарного учебного графика.

Содержание учебного плана. Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане. Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно; в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на инструкции по ТБ, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.); в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Содержание учебного материала должно быть разной степени сложности, предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала.

Материал следует излагать назывными предложениями.

Пример:

Раздел 1 «…» Тема №                              «…»

Теория. Основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания.

Практика. Час речевого этикета «Сила слова». Разыгрывание коммуникативных ситуаций. Обсуждение.

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой:

  • систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы;
  • письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия);

метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;

предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

Пример:

По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся:

будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…;

будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…;

будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….

В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить:

критическое мышление - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений;

креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового;

коммуникация – потребность, способность и готовность к общению;

коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности;

самопрезетация потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.

екция "Дополнительная общеобразовательная программа: общая характеристика"

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; определяет даты проведения занятия и т.д. Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.

Календарный      учебный     график     рекомендуется     размещать     в Приложении.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «…» помещение должно соответствовать следующим характеристикам…

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);

сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, мультимедиа-проекторы,              интерактивная           доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

перечень технических, графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней.

Информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии.

Кадровое обеспечение

Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию.

Если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор, тьютор и т.п.), то тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

2.2  Формы аттестации

Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа.

Формы аттестации индивидуальны для каждой программы, соответствуют локальному акту УДО и учебному плану программы.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (Порядок, п.18)Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I). Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III).

Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.

Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.

Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.

2.4. Оценочные материалы

Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы.

При проектировании программы, в т.ч. разноуровневой, важно провести тщательную методическую работу по созданию оценочных материалов и описанию квалификационных процедур, которые будут использоваться в рамках программы. При разработке заданий, используемых в оценочных материалах, необходимо опираться на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому участником (принцип соответствия).

Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачѐта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребѐнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника.

Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики.

Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий помещаются в Приложении к программе.

Оформление характеристики оценочных материалов возможно в табличном варианте. 

2.5. Методические материалы

Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся.

Методические материалы включают в себя:

-описание методов обучения:

Методы обучения: словесный, наглядныйпрактический; объяснительно-иллюстративныйрепродуктивныйчастично-поисковыйисследовательский; проблемныйигровойдискуссионныйпроектный и др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

- описание педагогических технологий:

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения педагогической мастерской, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, критического мышления, портфолио и др.

Здоровьесберегающие технологии. Специальные технологии.

  • описание форм учебных занятий:

Формы занятий определяются особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);

по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).

  • описание алгоритма учебного занятия (наиболее часто применяемой формы) - краткое описание структуры занятия и его этапов.
  •  перечень дидактических материалов (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.); тематика проектов, опытнической или исследовательской работы и т.д. (на бумажных и электронных носителях). Данный перечень может быть размещен также в Приложение к программе.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

3. Список литературы

Список литературы – заключительный пункт программы. Список литературы оформляется по алфавиту и в соответствии с ГОСТ.

Включаемые в список издания должны отвечать современности. Для оформления ссылок на электронные ресурсы также существует ГОСТ. При указании ссылок на электронные ресурсы обязательно указывается дата последнего обращения.

Желательно также распределить приводимую литературу по разделам: для педагогов; для обучающихся.

Литература для педагога:

  • нормативные документы перечисляются в следующем порядке: уровень РФ (законы, концепции, приказы, письма), уровень региона, уровень учреждения (устав и локальные акты, регламентирующие разработку и реализацию программ). Методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным документом;
  • литература, использованная при составлении программы: авторские программы по профилю, общеобразовательные программы, методические рекомендации, литература по педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая литература, периодические издания, репертуарные сборники и т.д.

Литература для обучающихся:

  • справочная, познавательная литература по разделам (темам) программы, периодические издания, публикации, детская литература, литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной работы, источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ.

Необходимо дифференцировать литературу, иначе всѐ, что будет указано в списке, обучающиеся должны использовать в процессе обучения как учебные пособия: читать, изучать. Все указанные пособия должны быть в библиотеке учреждения или учебного класса.

Примеры:

Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные программы нового поколения и оценка их результативности. Монография. — М.: ООО «Новое образование», СПб.: Свое издательство, 2017. — 80 с. – (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. —с. 567-572.

Сорокина М.В. Родительские установки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/10105- roditelskie-ustanovki (25.04.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ"

Презентация на тему "Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ"...

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;  Уро...

«ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ».

«ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ»....

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Презентация познакомит педагогов дополнительного образования с правилами составления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...

Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ

Данные методические рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму ...