Конспект занятия "Пасха. Сувениры к Пасхе"
план-конспект

Николаева Марина Александровна

Конспект занятия "Пасха.Сувениры к Пасхе". На занятии педагог рассказывает детям о самом главном православном празднике - Пасхе: что символизирует, как готовиться, традиции дарения, особенность пасхального стола. 

На практической части занятия учащиеся изготавливают яйца из фетра по инструкционным картам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пасха. Сувениры к Пасхе.522.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе: «Декоративная работа с тканью».

Тема занятия: «Пасха. Сувениры к Пасхе».

Возраст детей 8 - 9 лет.

Педагог дополнительного образования Николаева М.А.

Цели занятия:

  • активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков;
  • научить изготавливать сувенирные пасхальные яйца из ткани;

Задачи занятия:

Образовательные: 

  • способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей;
  • приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
  • содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно;

Развивающие: 

  • расширить кругозор детей;
  • развивать у детей интерес к мировому культурному наследию;
  • продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей детей, эстетического вкуса.
  • развивать у детей функции мелкой моторики рук и глазомер;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к культуре родной страны;
  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;

Организационная часть

Для организации и проведения занятия подготовлены материалы: лоскутки

несыпучих тканей (фетр, вискозные салфетки), синтепон, шаблоны изделий из тканей, из

картона, нитки, фурнитура для украшения сувениров.

 Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, булавки, карандаши, фломастеры.

Наглядные пособия: готовые изделия, презентация по теме занятия, технологическая

карта, выкройки-шаблоны.

Для практического опыта оформлен стол с игольницами, инструментами и материалами. Оборудование: интерактивная доска, мультимедиопроектор, компьютер.

 Тип занятия: комбинированный

Методы проведения занятий:

- иллюстрированный рассказ;

- беседа;

- показ наглядностей;

- демонстрация трудового приема;

- инструктаж;

- практическая работа учащихся.

Этапы занятия:

  1. Основная часть (изучение нового материала):
    – сообщение исторических сведений;
    – сообщение технико–технологических сведений;
  2. Практическая работа:
    – получение практических умений и навыков;
    – контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;
    – индивидуальная работа.
  3. Заключительная часть (итог урока):
    – закрепление;
    – анализ и оценка выполненной работы;
    – уборка рабочих мест.

Ход занятия 

1. Вводная часть: Организационный момент

– Приветствие.
– Проверка готовности учащихся.
– Тема урока
(слайд 1)
– Постановка задачи (цели урока)

2. Основная часть: Объяснение нового материала

 Здравствуйте, ребята! (слайд 2)

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Беседа по теме занятия. Сообщение исторических сведений. (слайд 3,4)

Педагог: Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о самом главном православном празднике, который отмечается на Руси - Светлое Христов Воскресение, называемое также Пасхой.

Этот праздник символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле. Празднуется Пасха всегда в воскресенье.  В этом году 28 апреля. (слайд 4)

Педагог: К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом – временем покаяния и духовного очищения (обуздание языка, отложение гнева, прекращение лжи, клеветы (слайд 5) Верующие ограничивают себя в пище, в развлечениях.

    За неделю до Пасхи наступает Вербное воскресение. Веточки вербы освящают в церкви святой водой. Освященную в этот день вербу хранят дома целый год. (слайд 6).  Верба в России считается первым цветущим кустарником. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила.

Пасха – это ожидание весны. Нежные цветы – тюльпаны, нарциссы – украшают наш дом на Пасху. Можно заранее поставить в воду берёзовые и ивовые веточки. Они распустятся в тепле, и порадуют вас живыми зелёными листочками.(слайд 7)

На Пасху принято красить яйца разными красками, среди разноцветных яиц должны быть красные. Почему? История сохранила нам такое предание. Узнав о воскресении Иисуса Христа, его ученица Мария Магдалина пошла во дворец к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о чуде воскресения. В дар императору она поднесла куриное яйцо. Император не поверил в воскресение из мертвых и сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем такое чудо произойдет. В этот миг яйцо в руках Марии стало ярко красным.(слайд 8,9)

Что подарить на Пасху? (слайд 10) В Пасху, как в любой праздник принято делать подарки.

Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Пасхальному яичку приписывают чудесные свойства.

 Со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами; из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

Традиции дарения (слайд 11)

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: декоративные яйца, цыплята, уточки, зайцы. Все оставшиеся занятия мы с вами будем делать пасхальные сувениры. Сегодня сошьём яйца, потом сделаем цыплят, курочек, зайчиков (продемонстрировать образцы).

Педагог: Какие способы окрашивания яиц вы знаете?

Способы окрашивания яиц (слайд 12, 13)

1 способ: луковой шелухой;

2 способ: пищевыми красителями;

3 способ: линяющими нитками;

4 способ: соками   плодов и овощей;

5 способ: березовыми листьями;

6 способ: расписывая.

Другие способы оформления пасхальных яиц (Слайд 14) 

Окрашенные в один цвет яйца назывались «крашенки», расписанные узорами «писанки», а расписанные пятнами «крапанки».

Пасхальный стол (слайд 15,16)

Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз в году, только для пасхального стола?

Дети. (Куличи, пасхи, крашеные яйца.)

Педагог: И сейчас на уроке мы с вами сделаем пасхальные яйца, которое вы сможете подарить. (Педагог демонстрирует образцы, слайд 17).

Сувениры к Пасхе мы будем делать все оставшиеся занятия до 2 мая. Вы сможете сделать не только яйца, но и другие сувениры. (Педагог демонстрирует образцы).

Для работы нам потребуется: (слайд 18, 19)

  • Заготовка яйца;
  • синтепон;
  • нитки швейные;
  • карандаш, фломастер;
  • бусины, бисер и др. декоративные элементы;
  • ножницы;
  • иглы и булавки;

         

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности . (слайд 20)

Иглы и булавки должны храниться в игольнице.

Нельзя пользоваться ржавыми и гнутыми иголками и булавками.

Если игла сломалась, то её нужно отдать педагогу.

Ножницы хранят на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.

Передают ножницы кольцами вперёд.

– Ребята, на столах лежат разные заготовки, вы можете выбрать понравившееся вам.

3. Практическая работа

– В соответствии с темой, учащиеся подготовили заготовку яйца (Слайд 19);

– контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;

– индивидуальная работа. 

Последовательность изготовления яйца

Инструкционная карта (слайд 21)

1.Подготовить заготовку.                                                                            

2.Сшить детали, наполняя синтепоном                                                    

3. Украсить бусинами, лентами, бисером и др. отделочными элемента

Педагог в процессе работы детей контролирует работу детей, консультирует, при необходимости оказывает помощь.

Вот и готов наш пасхальный сувенир.

4. Итог занятия: Заключительная часть

Педагог: Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Давайте посмотрим на наши поделки! Покажите их всем. Посмотрите, какие замечательные у нас получились сувениры.

 Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

– А вам понравилось наше занятие?
– А сейчас, давайте ещё раз посмотрим на экран. Выберите понравившееся предложение и закончите его.
(слайд 22)

Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

 Как готовиться к Пасхе?

Какие блюда готовят только для пасхального стола?

Чем украшают дом?

Какие подарки дарят на Пасху?

Теперь давайте уберём свои рабочие места. Занятие закончилось. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Конспект открытого занятия" СВЕТЛАЯ ПАСХА"

Цель: приобщение учащихся к традициям и обычаям русского народа .Задачи: - закрепить знания об обычаях и традициях празднования праздника Пасхи ;     - повторить народные приметы и...

Урок технологии в 6 классе по теме «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый о...

Конспект занятия "Сувенир в технике "Терра"

На занятии в группе "Дизайнерские штучки" дети изготовят сувенир в технике "Терра"...

План-конспект "Новогодний сувенир"

Представленный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста, на изучение данной темы отводится 2 занятия....

Конспект занятия "Сувенир-шкатулка"

Конструирование из бросового материала. Сувенир-Шкатулка. Подарок для мамы.Задачи 1. Научить обучающихся изготавливать сувенир из бросового материала по образцу, используя схемы. 2. Развивать творческ...