программа "Выбор профессий" 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Наряду с существующими программами организации профориентационной работы в образовательных учреждениях, которые, безусловно, имеют большое значение в профессиональном определении выпускников, имеет место необходимость введения внеурочной деятельности, позволяющей более глубоко раскрыть мир профессий и направить учащихся в нужное русло уже в младшем подростковом возрасте. Это позволит получить больший процент выпускников, осознано выбравших свой профессиональный путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_professiy_8_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области _______________________________________________________________

        

«Одобрена»

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «31 » августа 2020 года

Председатель   ___________/Л. Н. Анюхина /

«Утверждено»

Приказ № 161

от « 31 »  августа    2020 года

И.о.директора____________ /А.П. Дремов/

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

« Мир профессий»

                                                                        8 класс

Направление: общеинтеллектуальное

Составители: 

Насыров М.Р., учитель ОБЖ

 «Согласовано»

И.о. заместителя директора по ВР

____________/ Т.Н. Дремова /

«31 »  августа   2020 г.

                           Рабочая программа кружка «Мир профессий».

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Мир профессий» разработана  в соответствии с правовыми и нормативными локальными актами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010г. № 189.
  • Концепцией  духовно-нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России.
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
  • - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение» 2011г.
  • - Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
  • - Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково  утверждённая  приказом № 161 от 31.08.2020 года

  • Положением об организации внеурочной деятельности учащихся в ГБОУ СОШ с. Летниково, утверждённым приказом директора от 30.08.2013 г. № 98.
  • Учебным планом ГБОУ СОШ с. Летниково
  • Календарным учебным графиком на 2020-2021  ГБОУ СОШ с. Летниково

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей.

Наряду с существующими программами организации профориентационной работы в образовательных учреждениях, которые, безусловно, имеют большое значение в профессиональном определении выпускников, имеет место необходимость введения внеурочной деятельности, позволяющей более глубоко раскрыть мир профессий и направить учащихся в нужное русло уже в младшем подростковом возрасте. Это позволит получить больший процент выпускников, осознано выбравших свой профессиональный путь.

Цель: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи: 

  • расширить систему профинформирования;
  • получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • стимулировать творческое саморазвитие и самосовершенствование личности школьника;

     

3. Описание места программы в учебном плане ГБОУ СОШ с. Летниково

Рабочая программа «Мир профессий» разработана на 1 год,  34 часа.

В процессе реализации рабочей программы «Мир профессий» используются следующие формы работы:

  • Групповые формы работы;
  • Индивидуальные формы работы;
  • Развивающие упражнения;
  • Дискуссии;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Психодиагностические процедуры

Используются следующие методы работы: современные методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой работы в рамках оказания психологической помощи, поисковая деятельность учащихся.

Итоги подводятся после каждого года обучения, а также по окончанию всего курса в форме мониторинга личного плана и результативности участия в конкурсах.

4. Личностные и метапредметные результаты освоения

рабочей программы  «Мир профессий»

Личностные универсальные учебные действия

Личностными результатами рабочей программы «Мир профессий» будут следующие умения:

  • Развитие познавательных интересов;
  • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
  • Признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы, развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе реализации рабочей программы «Мир профессий» учащиеся научатся:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Высказывать свое предположение (версию);
  • Работать по предложенному плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
  • Самостоятельное формулирование познавательной цели;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия (способность выражать свои чувства словами);
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся в ходе реализации рабочей программы «Мир профессий» научится:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Научится  работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
  • Получит навыки в планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Приобретет навыки в постановке вопросов;
  • Получит навыки разрешения конфликтов;
  • Получит навыки управления поведением партнера.

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

 5. Содержание рабочей программы «Мир профессий»

8  класс.

Раздел 1. Введение в курс

Занятие 1.

Тема: Вводное занятие «Здравствуйте».

Цель: Создание доверительной обстановки. Познакомить участников с содержанием программы на год. Настроить учащихся на продуктивную деятельность.

Занятие проводится в групповой форме, включает в себя психогимнастические упражнения, дискуссии.

Раздел 2. Мир профессий вокруг нас

Занятие 2.

Тема: Запрос рынка труда.

Цель:  Раскрытие понятия рынка труда. Информирование о востребованных профессиях.

Занятие проходит в лекционно-дискуссионной форме.

Занятие 3 

Тема: Новые модные профессии.

Цель: Расширение знаний о современных профессиях и их специфики.

В форме выступления учащихся с докладами.

Занятие 4

Тема: Конкурс «Кто больше знает о профессиях?»

Цель: Расширение знаний о мире профессий.

Занятие проходит в соревновательной форме.

Занятие 5

Тема: Составление профессиограммы.

Цель: Создание картотеки профессиограмм.

Поисково-исследовательские методы.

Занятие 6

Тема: «Здравствуйте, я - профессионал».

Цель: Расширение знаний о мире профессий.

На занятия приглашаются различные специалисты.

Занятие 7

Тема: Профориентационные игры.

Цель: Развлекательно-познавательная цель.

На занятиях используются различные профориентационные игры, соответствующие возрасту учащихся.

Раздел 3. Самопрознание

Занятие 8

Тема: Смысл и цель жизни человека.

Цель: сформировать понимание собственного смысла и цели жизни.

Дискуссионная форма проведения занятия.

Занятие 9

Тема: Система представлений о себе.

Цель: Сформировать способность в совокупности анализировать свои качества и возможности.

Дискуссионно-лекционная форма проведения с решением проблемных ситуаций.

Занятие 10

Тема: Изучение особенностей личности учащихся.

Цель: Исследование психофизиологических особенностей личности, для дальнейшего составления психологического портрета.

На занятиях проводятся психодиагностические процедуры, ведутся индивидуальные журналы.

Занятие 11

Тема: Открытие.

Цель: Подготовка материалов для участия в конкурсах.

Поиск конкурсов для участия, подготовка материалов для конкурсов.

Раздел 4. Заключение

Занятие  12

Тема: Заключительное занятие.

Цель: Подведение итогов.

Занятие построено в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.

   Тематическое планирование. 8 класс.

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в курс

1

1

Вводное занятие «Здравствуйте»

1

Раздел 2.Мир профессий вокруг нас

22

2

Запрос рынка труда

2

3

Новые модные профессии

2

4

Конкурс «Кто больше знает о профессиях?»

2

5

Составление профессиограммы

3

6

Изучение теоретического материала, методики составления, практическое составление

2

7

Здравствуйте, я – профессионал…»

2

8

Активное обсуждение вопроса

2

9

Профориентационные игры

4

10

Изготовление карточных профориентационных игр,

знакомство с методикой игры,

участие в играх в групповой, микро групповой и индивидуальной форме

3

Раздел 3. Самопознание и саморазвитие

10

11

Смысл и цель жизни человека

2

12

Активное обсуждение вопроса, развивающие и релаксационные упражнения

2

13

Система представлений о себе

2

14

Изучение особенностей личности учащихся

2

15

Открытие

2

Раздел 4. Заключение

1

16

Заключительное занятие

1

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности

  1. В.Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11классы [Текст] / Шмидт В.Р..М.:Творческий центр. 2006г
  2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. [Текст] /  Мей Р. - М., 1994.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Текст] / Рудестам К. -  М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
  4. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-opиентированной психотерапии и психотехнике [Текст]  /   Сост. В. Ю. Баскаков. – М.: НПО "Психотехника", 1992. – 108 с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие» [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208с.
  6. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И., Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя [Текст] / Чистякова С.Н., Шалавина Т.И., - М.: Просвещение, 1999. – 189с.
  7. Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя [Текст] / Чистякова С.Н. - М.: Просвещение, 1998. – 112с.
  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Пряжников Н.С– М.: Академия, 2008. – 258 с.
  9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Ученое пособие. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  10. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  11. Берг В. Карьера – супер игра. [Текст] / Берг В - М.: АО Интерэксперт, 1998.

      Список литературы для учащихся.

  1. http://psihologvshkole.webnode.com/news/rabochaja-programma-psikhologichjeskogo-kruzhka-zjerkalo-dushi/ 
  2. http://Mirtestoff.ru/
  3. Алан Пиз «Язык телодвижений». [Текст] / Алан Пиз - М.: Просвещение, 2000.
  4. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. [Текст]  / Харрис Т. -  М., 1993.
  5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. [Текст]  / Самоукина Н. В. -  М., 1993.
  6. Фопель К Психолоrические иrры и упражнения. [Текст]  / Фопель К - М., 2001.
  7. Киннер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. [Текст]  / Киннер Д. – М.: Независимая фирма "Класс", 1993. – 224 с.
  8. Абрамов Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие [Текст]  / Абрамов Г.С.   – М., 2001.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Пряжников Н.С– М.: Академия, 2008. – 258 с.
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Ученое пособие. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  11. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 368 с.