Ярмарка народных игр
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Спортивное развлечение по прграмме Русская душа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_igr.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

            «Ярмарка народных игр»                      

              (спортивное развлечение)

Цель: воспитывать у детей интерес к русским  народным играм, к традициям своего народа.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
-   развивать чувство юмора, воображение, смекалку, ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

         Предварительная работа: знакомство с традициями, играми и забавами русского народа, разучивание слов со скоморохами.

         Оборудование: костюмы скоморохов, медведя, канат,  фонограмма русских народных песен.

                                     Ход мероприятия:

                                    (Выходят скоморохи)

1-й скоморох: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

                         Отворяют ворота, проходите, господа.

2-й скоморох: Привет, ты куда идешь?

1-й скоморох: Я иду на ярмарку.

Вот собрался народ, скоро ярмарка придет.

С разноцветными флажками! Калачами и блинами.

2-й скоморох: Нет! Блины и калачи в теплой пусть сидят печи!

Наша ярмарка другая, мы  с народом поиграем!

1-й скоморох: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет).

Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!  

2-й скоморох: Хватит реветь, смотри, уж народ на ярмарку собрался.         Добрый день гости дорогие, званные, да желанные.

Собрались мы на ярмарку, на веселую, да на спортивную.

1-й скоморох: Собирайся честной народ.

Много интересного вас ждет.

Много песен, прибауток

И спортивных разных шуток.

Игры, аттракционы

Чудеса из чудес!

Спешите, спешите

Время у вас в обрез.

Народ собирается

Ярмарка открывается.

Ведущий: Уважаемые гости, дети! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры. В которые давным-давно  играли ваши  дедушки, бабушки и прабабушки.

На ярмарку всех зовем, хоть ничего не продаем! 

Ярмарку игр мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

         Всем в дорогу нам пора!

В гости нас зовёт игра!

1-й скоморох: Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

         2-й скоморох:  Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

1-й скоморох: А наградой будет смех

Дружный и весёлый!

Хоровод мы заведем

Песню звонкую споем!

                     (Хороводная игра «Грачи»)

Дети встают в круг, в центре круга сидит «грач».  Дети идут хороводом и поют:

Бей качи, качи, качи!

Глянь, баранки-калачи.

С пылу с жару из печи -

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

На слова «налетели тут грачи, подхватили калачи» дети разбегаются, а грач их ловит. Кого первого поймали, тот становится грачом.

1-й скоморох: Песни, игры, хороводы, не уйдут из нашей моды,

      Собирайся детвора, будет новая игра.

                               (Игра «Горелки»)

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет “гореть”, - отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи  да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увёртывается от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то “горелка” им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь “горит”. Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

1-й скоморох:  Мы время свое проведем здесь чудесно,

                          Как дети играют смотреть интересно.

        2-й скоморох:   Мимо ярмарки в конец шёл удалый молодец,

                                   Не товар продавать, себя людям показать

                                   Эй, добры молодцы, выходите

                                   Свою силу и ловкость покажите.

                                           (Игра «Хвосты»)

Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.

1-й скоморох:  Пока вы тут играли, я такие чудеса видел.

Чудо – чудо – чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут!

2-й скоморох:  Да разве это чудо? Я ещё чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

1-й скоморох:  Да разве это чудо? Я ещё чуднее видел!

Стучит – бренчит по улице – Фома едет на курице

Тимошка – на кошке по кривой дорожке.

         2-й скоморох:  Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал

Плыли утром по реке два барана в челноке

Чёрный с удочкой, белый с дудочкой

Чёрный рыбку ел, белый песню пел.          

                         (Игра «Удочка»)

Игроки становятся по кругу «рыбки», а ведущий в центре круга «рыбак». Игра начинается. «Рыбак» спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а «рыбки» должны перепрыгивать через удочку. «Рыбы» поочерёдно начинают подскакивать, стараясь не попасться на крючок. А кто пойман - выходит из круга. «Рыбак» крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится «рыбаком».

1-й скоморох: Что устали? Отдохните, да умом пошевелите.

Загадаю вам загадку:

"Я хозяин леса строгий, я зимою сплю в берлоге,

И всю зиму напролёт снится мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь, кто же я, скажи? "

Дети: Медведь!

             (Появляется поводырь с медведем)

Поводырь: Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Спой, медведушка!

Медведь берет балалайку и начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает реветь и играть, приближаясь к поводырю, отмахивающемуся от него. Потом поводырь забирает балалайку, медведь кланяется, пляшет вместе с детьми под русскую народную мелодию "Калинка".

Поводырь: Ух, уморил! Ну-ка, Миша, отдохни!

                     Да немножечко вздремни!

                 (Игра «У медведя во бору»)

Дети ходят вокруг медведя со словами: У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит. Медведь просыпается и ловит детей. Кого поймал, отводит в свою берлогу. 

1-й скоморох: Ярмарку продолжаем, игру новую начинаем.

2-й скоморох: Игра интересная, прямо скажем расчудесная.

                           (Игра «Молчанка»)

Согласно правилам игры нужно выбрать ведущего. Каждый участник подбирает себе фанты. Они у всех должны быть разными. Все участники становятся перед ведущим и громко произносят распев:

Первенчики, червенчики, летали голубенчики,

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок.  Молчок!

Как только произносится последнее слово, все должны замолчать, смеяться тоже нельзя. А ведущий смешит игроков смешными песенками, стишками, потешками, своими движениями. Если кто-то проговорился или засмеялся, должен отдать ведущему свой фант.

Далее, игроки должны выкупить свой фант, исполнив какое-либо желание ведущего. Например, станцевать, спеть, рассказать стих и т.д.

1-й скоморох: Да со всех концов земли к нам на ярмарку пришли!

Эй, девчоночки - подружки, веселушки, хохотушки!

Эй, ребята - молодцы, озорные удальцы!

На игру все выходите, всех гостей повеселите!

                   (Игра «Золотые ворота»)

Выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой - «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим, берутся за руки и цепочкой проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня! » Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко? » Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды.

2-й скоморох: Просто так и для утехи вам последняя потеха.

              (Перетягивание каната)

Ведущий: Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

Много новых сил набрались.

Ярмарка завершается

Чаепитие начинается

1-й скоморох: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

2-й скоморох: Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем!

                            (Чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Город мастеров. Ярмарка народных ремёсел"

Внеклассное мероприятие по декаративно-прикладному искусству; гжель,хохлома, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, русские матрёшки....

Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: «Древние корни народного искусства» или «Добро пожаловать на Ярмарку»

Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: "Девние корни народного искусства" или "Добро пожаловать на Ярмарку"...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"

Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...

Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс

Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы  практических заданий  по  изгото...

Ярмарка Народно-спортивная переменка

Цели:1.  Познакомить детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью   русского   народа,   проявляющейся   в культуре проведения праздников.2.  При...

Физкультурное развлечение в средней группе " Ярмарка народных подвижных игр"

Мир детства не может быть без игры. Детские игры многообразны. Наши дети любят играть в русские народные подвижные игры, в них заложен дух и история русского народа....

Методические материалы для урока ИЗО. "Ярмарка народных промыслов". Проверочная работа. Презентация

Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Оч...