Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: «Древние корни народного искусства» или «Добро пожаловать на Ярмарку»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Лошкарева Наталья Павловна

Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: "Девние корни народного искусства" или "Добро пожаловать на Ярмарку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_korni_narodnogo_iskusstva.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ИЗО

на тему: «Древние корни народного искусства» или

«Добро пожаловать на Ярмарку»

Цель урока: Обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства»

устный, музыкальный и художественный фольклор.

Оборудование: наглядность на доске.

Ход урока:

1. Организационный момент

П. Вступительное слово.

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «Древние корни народного искусства».

Все люди любят праздники. А что такое праздник?

Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник - это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода - сбор урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем в широкой Ярмарке, где людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой - горки, веселые молодецкие забавы.

-Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее выгодное место. Едем, едем, подъезжаем, а города-то и нет.

(на доске открыть «голый» лист с мостовой - основа для композиции).

Ш. Практическая работа.

-Давайте вместе с вами построим город. В старину строителей называли зодчими, пусть они нам помогут.

(входят зодчие и вклеивают из вырезанных рисунков подходящие изображения теремов и фронтоны домов. После завершения композиции зодчие рассказывают о том, как строились древние русские города).

-Города, как и деревни, были деревянными. Редкие здания строились из камня. Это были храмы и боярские терема. Город огораживали высокой стеной, деревянной или каменной, дороги и площади мостили булыжником или выкладывали досками.

Главным сооружением в городе всегда был храм. Церковь служила не только местом духовного культа, но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, чтобы обсудить свои дела и далее заключали сделки. Поэтому церковь обрастала пристройками для практических надобностей.

Церковь украшалась не только христианскими символами, но и древними языческими знаками (это берегиня, дерево жизни, птица счастья), но и фантастическими животными. В городах возник новый вид художественного ремесла - резьба по камню.

А так же в каждом городе была рыночная площадь.

-Вот туда-то мы с вами и приехали.

-Ребята, помогите пожалуйста оформить композицию «Ярмарка».

(группа детей выходит с вырезанными фигурками людей в русских народных костюмах и вклеивают их в панно).

-Пока ребята работают, мы с вами давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с праздником и весельем и объясним их смысл.

«У наших у ворот всегда хоровод»

«Гуляй, да не загуливайся»

«Делу время - потехи час»

«Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой»

«Тогда пляши, когда играют»

-Ну вот, ребята закончили свою работу, давайте посмотрим, что у них получилось, и послушаем небольшие сообщения о русском народном костюме.

-Одежда была повседневной и праздничной. Старинная праздничная одежда имела трехъярусный строй. Женская одежда состояла из рубахи, сарафана и епанечки.

-Рубаха - основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечье, грудь, подол.

-Сарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

-Епанечка - короткая, клешенная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Головной убор - очень важная часть костюма. По нему можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей.

Девушки носили повязки и венцы и имели право ходить простоволосыми.

Замужние женщины прятали волосы под кокошник.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха- косоворотка. Ее шили из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Порты - завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, и заправляли их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.

(ребята садятся на свои места).

  1. Анализ работы.

-Давайте еще раз посмотрим на панно «Ярмарка». На мой взгляд, получилось очень красиво. -А вам - понравилось или нет?

  1. Инсценировка.

-Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться.

(Дети выходят и исполняют русские народные песни и частушки)

«Вдоль по улице метелица метет»

«Выйду на улицу, гляну на село».

Продолжить праздник можно чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

Задания для проверки сформированноcти УУД в 5 классе по теме «Древние корни народного искусства»

Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.Концепция развития универсальных учебных действий разра...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...