Нетрадиционные формы проведения занятия.
методическая разработка

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_organizatsii_zanyatiy.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ШКОЛА КОСМОНАВТИКИ ИМ. Р. В. КОМАЕВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Нетрадиционные формы проведения занятий".

 Составила:

 Боциева Майя Анатольевна

Методист, педагог

дополнительного образования

Владикавказ

2021

Основной целью дополнительного образования детей согласно "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей " является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Задачи, которые ставятся перед педагогом дополнительного образования, это:

  1. создание необходимых условий для личностного развития детей, их профессионального самоопределения;
  2. адаптация детей к жизни в обществе;
  3. формирование общей культуры, воспитание патриотичного, нравственного человека;
  4. удовлетворение потребности детей в творчестве, созидании нового, организация досуга детей.

Основные задачи, требующие решения на учебном занятии творческого объединения:

• развитие познавательных интересов учащихся;

• развитие интеллектуальных способностей;

• овладение методами и приемами самостоятельной работы;

• обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;

• развитие творческих способностей;

• овладение практическими умениями и навыками;

• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);

• выявление уровня знаний и умений учащихся.

Нетрадиционные формы проведения занятий позволяют отойти от жёсткой регламентации учебной деятельности, способствуют установлению дружеских взаимоотношений как между обучающимися в коллективе, так и с педагогом. При проведении занятия в нетрадиционной форме отсутствует излишняя назидательность в обучении и воспитании детей, при этом создаются комфортные условия для творческого развития воспитанников.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.;
  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.;
  • занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.п.;
  • занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, заседание парламента и др.
  • занятия, построенные по сценарию известных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. и т.п.

Подробно охарактеризуем некоторые из них, ставшие наиболее популярными.

Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Философский стол – коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.

Чаепитие -  создает особую комфортную психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения, раскрепощает.

Мозговой штурм – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействие с людьми.

Организационно-деятельностная игра   включает в себя шесть этапов:

  • погружение (осмысление проблемы),
  • негативные аспекты,
  • позитивные стороны,
  • предложение путей решения проблем, разработка проектов;
  • экспертная оценка,
  • подведение итогов игры.

Занятие-бенефис - отчет о самостоятельных исследованиях, хороший способ стимулирования творческой деятельности. Задание дается обычно двум ученикам. На бенефисе ребенок находиться в центре внимания, а то, что одинаковое задание дается двум учащимся, пробуждает дух соревнования. В оценке и рецензировании работ своих товарищей участвует вся группа.

Зачет или система зачетов. Эта форма работы позволяет более свободно, творчески строить изучение нового материала, вопросы к зачету даются заранее. Таким образом, каждых ученик получает возможность работать в свойственном ему темпе, обдумывать все тонкости учебного материала, делать необходимые сравнения, обобщения, провести работу по классификации, систематизации изучаемых понятий.

Целенаправленная подготовка к зачету начинается за несколько занятий, так чтобы на каждом из них возможно было повторить 1-2 вопроса. На них обычно отвечают хорошо подготовленные ребята. На итоговом занятии учащиеся проверяют друг друга, выполняют письменные задания по карточкам, либо отвечают устно.

Экскурсия. Одной из наиболее интересных для учащихся форм выступает экскурсия. Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественно - научные, историко-литературные, краеведческие, производственные и др.

Экскурсии обычно планируются на весь учебный год. При проведении экскурсии выделяют три этапа:

а) предварительную подготовку к экскурсии;

б) выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, и т.д.);

 в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.

На занятиях творческого объединения в Школе космонавтики активно используются нетрадиционные формы проведения занятия, такие, как: экскурсия, викторина, конкурс работ, защита проекта, презентация, занятие – игра, занятие - путешествие, создание мультфильма, заседание редколлегии. При проведении занятий в игровой форме дети испытывают положительные эмоции, им весело и интересно. На занятии, проходящем в форме презентации, обучающиеся накапливают опыт публичных выступлений, приобретают умение кратко и доступно доносить информацию до слушателей. Во время конкурса работ и защиты проектов дети учатся аргументировано выражать своё мнение о работах других учеников, отстаивать свои решения задач, одновременно проводя самооценку. На занятиях, посвященных созданию мультфильма, обучающиеся активно проявляют свои творческие способности, усваивая при этом учебный материал.

Таким образом, применение нетрадиционных форм проведения занятий в работе творческого объединения даёт положительный эффект и позволяет усилить познавательные интересы обучающихся, более полно усвоить программный материал, развить творческие способности детей.

Список использованной литературы:

1." Аспекты подготовки и проведения учебных занятий". Сборник Минск " Минора" 2009г.

2. Сборник методических рекомендаций и разработок "Современное учебное занятие детского творческого объединения". Негробова Г.В.  Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Конспект логопедического занятия «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию артикуляции с использованием дидактической игрушки Кваки«Нетрадиционные формы проведения артикуляци...

Нетрадиционные формы проведения занятий

Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки- исследования.Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой...

«Нетрадиционная форма проведения занятий по физической культуре».

Доклад на тему: «Нетрадиционная форма проведения занятий по физической культуре».Н.А. Подгайченкопедагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦТ «ПИРАМИДА». Физк...

«Нетрадиционные формы проведения занятий по английскому языку для дошкольников»

Нетрадиционными уроками (занятиями) обычно называют итоговые заключительные уроки (занятия) по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса, КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, эк...