Социальный проект
проект

Иванова Дарья Александровна

Социальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_1_2.docx597.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО Дом детского творчества г. Сычевки

Социальный проект:

 «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучащихся

 средствами хореографии»

Подготовила:

Иванова Дарья Александровна,

педагог дополнительного образования

2021г

«Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика,
формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир,
его позиции и не только в искусстве, а и в жизни.»

Ростислав Захаров

Введение

Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство».

Упал престиж воинской службы.

Актуальность проекта. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в методах, и организационных форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, с целью формирования личности гражданина и патриота России. Использование педагогических приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Поиски новых технологий помогут формированию творческой активности у детей.

Объект исследования: дети объединения дополнительного образования - участники хореографического коллектива творческого объединения «Танцы».

Адресат проекта: руководителей творческих объединений ддт.

Срок реализации: 2019-2021 г

Площадка реализации: МБУДО ДДТ г. Сычевки корпус 2

Предметом исследования является формирование и развитие творческой активности воспитанников хореографического коллектива.

Целью создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи в рамках реализации проекта:

  • определить технологию, с помощью которой можно помочь детям в формировании творческой активности;
  • рассмотреть возможные варианты применения выбранной технологии.
  • содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
  • создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
  • развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
  • путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
  • снять мышечное и психологическое торможение посредством игры.

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма как основы укрепления государства.

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.

У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Патриотическое воспитание – это процесс,который должен пронизывать все слои становления и развития ребенка.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих  ребенка.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии.

Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли они  песни и танцы родного края,  и считают ли они необходимым сохранение народных традиций, - то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Однако, сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.

Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии - Т.Д.Устиновой, И.А.Моисеевым, Н.С.Надеждиной, М.С.Годенко, Г.Я.Власенко, Н.И.Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор.

Большой вклад в исследование народных танцев внесли: Г.Ф.Богданов, Н.И.Заикин, Н.А.Заикина, Г.В.Иноземцева, К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер, Н.Толстая, Е.Фарманянц и др.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания исследовались А.А.Ароновым, В.В.Артамчуком, В.Г.Бирковским, Д.М.Водзинским, A.M.Ветоховым, О.И.Волжиной, А.Н.Вырщиковым, Н.П.Дунаевым, Л.М.Архангельским, Л.П.Буевой, P.M.Гуровой, С.М.Иконниковой, и другими учеными.

Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца.
Поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.

Создание фольклорного сценического танца - это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену - это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия ,кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Поэтому в танцевальном коллективе «Импульс» русским танцам уделено особое внимание. Они играют важную  роль в репертуаре коллектива. О русских "дробях", "вертушках", "припаданиях" знают даже самые маленькие участники коллектива.

Русские танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. В танцевальном коллективе «Импульс» есть танцы - «Матрешки» (рисунок №1), «Птица счастья» На данный момент находится в разработке идея создания интегрированной сюиты (русский народный танец с элементами модерна) под музыку группы "Иван Купала».

Рисунок 1

За годы своего существования коллектив принимал участие в городских праздниках, и Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях-конкурсах.

Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. Хореографическая композиция «Ромашковая Русь»(рисунок №2) - яркое свидетельство воплощения красоты родного края через хореографические образы.

Рисунок 2

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования гражданственности и патриотизма, воспитания любви к Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре других народов, побуждать чувство гордости за свой народ.

Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.

Поэтому  неотъемлемая задача педагога - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности.

Рисунок 3

Реализация данного направления осуществляется в танцевальном коллективе «Созвездие» через подбор танцевального репертуара, («Журавли» (рисунок №3), «Смуглянка» (рисунок №4)), участия в патриотических и социально-значимых акциях, концертах, фестивалях и конкурсах патриотической направленности.

Рисунок 4

Важная цель гражданско-патриотического воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я стараюсь совместно с детьми изучить исторический материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи. Тема духовности, возвращения к своим религиозным истокам сейчас очень актуальна.

Рисунок 5

Еще одной  важной задачей  патриотического воспитания является знакомство с символикой нашего государства: герб, флаг, гимн (хореографическая композиция «Россия-матушка» (рисунок №6) и развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Рисунок 6

Как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Решая задачи воспитания патриота и гражданина, танцевальные коллективы «Созвездие» и «Импульс» работают в трех направлениях, тесно взаимосвязанных между собой. И это отражается в репертуарах танцевальных коллективов, который постоянно обновляется.

Рисунок 7

Рисунок 8

Первое направление. Развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам:

  • «Матрешки»
  • «Птица счастья»
  • «Орхидея»

Второе направление – «Мой край родной»:

  • «Каравелла»
  • «Тень над водою»
  • «Ивана-Купала»

Третье направление «Растим патриота и гражданина России»:

  • «Журавли»
  • «Смуглянка»
  • «Красные маки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

"Социальное проектирование. Структура социального проекта"

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, яв...