Развитие ключевых компетенций будущих профессионалов на занятиях робототехникой.
статья
Статья о формирование ключевых навыков для профессионалов XXI века: коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности на занятиях образовательной робототехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ключевых компетенций будущих профессионалов на занятиях робототехникой.
ХХI век начался очень стремительно, мир не стоит на месте: производство, технологии, наука, техника все развивается семимильными шагами. На наших глазах были изобретены пейджеры, которые на наших же глазах канули в лету и уступили место мобильным телефонам. Современные смартфоны в руках дошкольника могут быстро превратиться в кладезь полезной информации, при правильном применении, и голосовой помощник - «Алиса» становится умнее папы и мамы вместе взятых. И если раньше основной целью образования было получение знаний и умений, то в настоящее время, знания отходят на второй план, а что же на первом?
Наиболее важными становятся умения общаться с людьми, находить точки соприкосновения, доносить свою мысль, критическое мышление, нестандартные подходы к решению поставленных задач. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.
В нашей стране специалисты от образования свели их в систему из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
- критическое мышление;
- креативность;
- коммуникация;
- координация.
Подробнее о каждом из четырех «К»:
Критическое мышление — это умение ориентироваться в большом количестве поступающей информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
В последние несколько лет образование во всем мире отходит от формирования знаний и умений по различным предметам, стараясь создать благоприятные условия для развития ключевых навыков из Системы 4К, или навыков ХХI века. Современное направление в дополнительном образовании технического творчества – робототехника является прекрасной площадкой для развития таких важных компетенций для профессионалов будущего.
На своих занятиях по робототехнике мы много времени уделяем проектной деятельности, есть проекты, которые создаются ребятами с нуля, т.е. учащиеся получают задачу и ищут способы ее решения, используя наборы программируемого конструктора. Создание проектной модели очень кропотливая работа, сначала учащиеся воображают, как она будет выглядеть и выполнять заданные функции, а потом конструируют, программируют и наблюдают, соответствует ли заданным критериям их работа. Не всегда получается собрать модель с первого раза. Детали из наборов LEGO можно соединить между собой множеством вариантов. Если использовать одно техническое решение, можно получить вот такой результат, примените другой способ – результат будет другим. В этом случае необходимо понять, какие факторы являются важными для получения нужного результата, а какие – второстепенными. Робототехника учит видеть причинно-следственные связи, и не боятся ошибиться. Таким образом, наблюдая за работой устройств и механизмов, анализируя причинно-следственные связи и отвечая на вопросы, дети учатся делать выводы из представленных данных, проверять и подтверждать, а это и есть критическое мышлении.
Креативность понимается как особая способность к творчеству, позволяющая создать новое, оригинальное, нетрадиционное. Даже при создании самых простых конструкций, без оригинального подхода никуда. На одном из первых занятий, для знакомства с набором, я предлагаю ребятам собрать фантастическое животное. Вначале можно столкнуться с недоумением у ребят, как из деталей собрать животное, многие говорят, что это не возможно. Но проходит немного времени, как творческая струна начинает играть в каждом ребенке и уже из-под рук творцов на свет появляются различные персонажи, у которых есть имя, история жизни и даже можно наблюдать небольшой спектакль с участием новых героев.
Робототехника предполагает работу в командах, ребята отмечают, что это веселее, быстрее, коллега по команде может тебе помочь, но работа в команде предполагает обсуждение задачи, разделение ее на более мелкие подзадачи, распределение ролей, умение не осуждать своего соратника за ошибки, а искать способы их исправления. Такая работа не дается легко, превратить лебедя, рака и щуку в хорошую рабочую команду дорогого стоит, но оно того стоит! И когда, в какой-то момент замечаешь, что ребята становятся добрее, умеют выслушать собеседника, умеют поддержать, если у кого-то что-то не получается, у тебя не остается возможности не улыбнуться.
Помимо создания проекта, в робототехнике очень большое значение придается его представлению обществу. На занятиях, мы презентуем каждый созданный проект, рассказываем о его устройстве и назначении, сферах для применения, учимся отвечать на вопросы аудитории. Тем самым изо дня в день развиваем коммуникативные навыки.
Результаты анализа опыта применения образовательной робототехники позволяют сделать вывод о ее высоких развивающих способностях. Образовательная робототехника как особая предметная область с присущей ей методикой обучения, несмотря на давность появления, по-прежнему является инновационной и динамично развивающейся. Отдельно стоит отметить универсальность ее применения, так как вне зависимости от возраста обучающихся ее использование оказывает положительное влияние на развитие ключевых навыков будущих профессионалов – коммуникации, координации, креативности и критического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-192737-1360180422.jpg)
Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий.
Материал содержит пути формирования компетенций будущих специалистов в условиях внедрения современных образовательных стандартов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400153-1391763589.jpg)
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-347697-1384863650.jpg)
Методическая разработка «Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов»
Забота о здоровье ребенка - это не просто ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-350585-1536921639.jpg)
Робототехника как средство развития ключевых компетенций дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Качество дошкольного и начального общего образования: проблемы и перспективы" (сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, г. Петропавловск-Камчатский, 2016 год)...