"Что такое"деньги"?
план-конспект

 Симонян  Анаит Рафиковна

Дополнительное образование, "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_do.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Что такое деньги?»

3 класс

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи урока:

– познакомить с новыми понятиями “бартер”, “купля-продажа”, “обмен”, “деньги”, “цена” и некоторыми денежными единицами;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
– расширять кругозор детей;
– воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления об особенностях товарно-денежных отношений;
– знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
– представления о денежных единицах разных стран;
– представления о функциях денег в жизни человека.

Приобретают:

– представления о том, что такое деньги;
– знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
– умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
– умения сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля-продажа”;
– представления о самых первых денежных средствах на Руси.

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Необходимое оборудование и материалы:

– Мультимедийный проектор, экран.
– Презентация “Что такое деньги?”
– российские
 монеты (современные, устаревшие);
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие)
– карточки для практической работы;– Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013 г.
– Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013 г.

Ход урока

I. Организационный момент

(На данном этапе урока используется активный метод приветствия “Поздоровайся локтями”).

– Ребята, для того, чтобы начать наш урок окружающего мира с хорошим настроением, я вам предлагаю поиграть в игру “Поздоровайся локтями» Почувствуйте локоть соседа.

Девиз урока «Новый день- новые знания»

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд. (Презентация 1)

Учитель читает вопросы:

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД)

2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)

6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)

– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ)

– Каждое ли слово кроссворда можно связать с деньгами? Объясните.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке. (Как и когда появились деньги, как изменялись)

Изучение нового материала

1. Беседа о жизни людей без денег

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.

- Как вы думаете, деньги существовали всегда? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.

– Для того, чтобы это выяснить мы отправимся в небольшое путешествие.

– Кто перед нами? (Первобытные люди)

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя).

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.

Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу.

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора. 

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

– Какой бартер вы осуществляете между собой?

. Игра “Давай обменяемся” (Работа в группах)

(На данном этапе урока используется активный метод работы над темой).

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 3 группы:  ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

(Можно сделать карточки таким образом, чтобы дети смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Драматизация на уроке

«История появления денег».

Инсценирование . 

Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.

Давайте послушаем их разговор.

Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.

Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.

Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.

Аня. А это почему?

Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно.    Голова закружиться.

Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!

Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.

Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.

Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?

Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.

Вова. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.

Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!

(артисты уходят)

- В чем преимущество обмена? ( Можно делать только то, что ты делаешь хорошо, а потом менять.)

- В чем недостаток такого обмена? ( Трудно найти того, кому товар нужен.И не всегда тебе нужно то, что тебе предлагают за твой товар.)

- Какой способ предложила Анечка? (Найти вещь, которая нужна всем.)

        -Такая вещь называется эквивалентом.  (СЛАЙД 6) Эквивалент – товар, к которому нужно приравнять все другие товары. Поэтому любой товар можно поменять на эквивалент. А эквивалент можно поменять на любой товар.

- Что было первым эквивалентом? ( скот)

. Рассказ учителя о первых деньгах

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

«Русские деньги»

Товаро- деньги на Руси:

Куны, ногаты, резаны, белки

Куны- шкурки куницы,

Ногаты – части шкурки, лапка животного.

Резаны – обрезка серебряных монет.

На смену этим деньгам пришли – гривна,  алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.

           Товаро-деньгами на Руси служили скот и меха куницы, горностаев, лисиц, белок. Эти меха пользовались большим спросом у заморских купцов. Кстати, купцы и завезли на Русь раковины каури.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин.

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

           Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги- куны. Половину куны называли резаной- отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы.  Если нужно было заплатить половину гривны , ее просто рубили топором пополам.Такую половинку называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 гр).Половина  рубля называлась полтиной и весила около 100 гр. С 1534 г   в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки)

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. 

– Что же получалось? (РУБЛЬ) 

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны.

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги).

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА. 

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). 

– Откуда люди берут деньги?

. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.

IV. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Практическая работа в парах

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. А теперь откройте учебник – с. 70, тетрадь: с. 39, задание № 3 – практическая работа в парах.

Текст учебника: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт"

– Прочитайте во 2 задании, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты в тетради.

«Нумизматика»

Сообщение ученика.       

  Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей.

           Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы ( от латинского слова «нумисма» - монета).

            Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.        

Работа в парах

 (Рассматривание современных монет в парах.) (монеты и бумажные деньги) Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение.

– Какими денежными единицами пользуются в США, в Европе?

-Ребята, а кто из вас знает, что такое валюта?

--Валюта – это денежная единица страны. Так что рубль- это тоже валюта, хотя не очень популярная в этой роли.

-А для чего нам нужна валюта?

- Валюта необходима для закупки товаров и оплаты услуг других стран, для международных платежей, зарубежных поездок и ряда других целей.

– Какими денежными единицами пользуются в США, в Европе?

- Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег!

Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.

- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

-Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

-Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

Вопросы к викторине:
1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»). 

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
— А зачем?
— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
— Я? Про запас.
— Вот и они про запас».
(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком). 

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.
«Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету»). 

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона). 

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо). 

Итоговый тест по изученному материалу на уроке

Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?

– И что же такое деньги?

– Какие виды обменов теперь знаете?

– Как нужно расходовать деньги?

– Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”. Учащимся предлагается представить, что сегодняшний день они провели на ярмарке и их попросили ответить на вопросы:

– Больше всего мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Технологическая карта урока "Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет?"

Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.Задачи:1...

«Что такое деньги?»

Внеурочное занятие по математике в 5-ом классе.Учитель: Гончарова И.Н...

"Что такое деньги? Рассмотрим их поближе".

Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обраща...

"Деньги: что это такое" .Методическая разработка интерактивного внеурочного занятия по ФГ .

- формирование основ финансовой грамотности учащихся посредством уяснения экономического содержания понятий, которые сопутствуют существованию в мире денег;- формирование умений и компетенций, ...