Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования «RoboSkills»
рабочая программа

Мухин Николай Андреевич

Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники.

Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования спортивная робототехника «RoboSkills» относится к программам технической направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических ЗУНов, а также овладение «soft» и «hard» компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_roboskills_2021-22.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования» г.Мирный

 муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

Принята на заседании

педагогического совета

МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный

Протокол №1 от 08 сентября 2021 г.

Утверждаю:

Директор МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный

______________________И.Ю. Федоров

Приказ № _____ от 08 сентября 2021 г.

                                

        

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

робототехнического моделирования

«RoboSkills»

                

Тип программы: модифицированный

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 10-12 лет

                                                                                                                                                                     Составитель:

Мухин Николай Андреевич,

                                                                                         педагог дополнительного образования

Мирный, 2021


Содержание

        

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                         3                                
  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                                                        5

  1. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        7                                 7

  1.  СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                        8

  1. ЛИТЕРАТУРА                                                                                                             10

                                                                                                           

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа составлена с учетом:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 26.07.2019;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 09.11.2018 №196;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного детей»;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

 Направленность программы

Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники.

Дополнительная общеобразовательная программа робототехнического моделирования спортивная робототехника «RoboSkills» относится к программам технической направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических ЗУНов, а также овладение «soft» и «hard» компетенциями.

        Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования. А также повышенным интересом детей школьного возраста к робототехнике.

        Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники, машинного обучения и компьютерных наук обеспечивает новизну программы.

        Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.

Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Целью программы является развитие пространственного мышления детей, навыков командного взаимодействия, моделирования, прототипирования, программирования, освоения «hard» и «soft» компетенций и передовых технологий в области конструирования, робототехники, компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучать принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы робототехники в настоящее время;
  • осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
  • обучать владению технической терминологией, технической грамотности;
  • формировать умение пользоваться технической литературой;
  • формировать целостную научную картину мира.

Развивающие:

  • формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное и критическое мышление;
  • формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
  • развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию;
  • развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения;
  • стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конкурсной деятельности.

Воспитательные:

- формировать организаторские и лидерские качества;

  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
  • воспитывать        дисциплинированность,        ответственность, самоорганизацию;
  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

          Отличительные особенности программы

Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 12 лет.

        Объем программы

Нормативный срок освоения программы - 288 академических часов по 144 часа в каждом году обучения.

         

        Срок реализации программы

Срок реализации программы – 2 года (4 часа в неделю).

В учебном году 144 часа.

Режим занятий: 4 занятия в неделю.

Продолжительность 1 занятия: 1 академических час.

Занятия проводятся в очной и очно-заочной формах обучения с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации.

Формы проведения занятий

Основным методом организации учебной деятельности по программе является метод кейсов.

Кейс – описание проблемной ситуации понятной и близкой обучающимся, решение которой требует всестороннего изучения, поиска дополнительной информации и моделирования ситуации или объекта, с выбором наиболее подходящего.

Преимущества метода кейсов:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «гибкие навыки» (softskills), которым не учат в школах, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к результатам освоения программы

После завершения 1 года обучения по программе спортивная робототехника «RoboSkills», обучающиеся будут владеть следующими навыками:

  • умение правильно поставить цель, работать с информацией;
  •  умение мыслить образно, технически, логически;
  •  умение работать по предложенным инструкциям;
  • умение творчески подходить к решению поставленной задачи;
  • умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании других объектов и т.д.).

 После завершения 2 года обучения по программе спортивная робототехника «RoboSkills», обучающиеся будут владеть следующими навыками:

Умение разрабатывать специализированные алгоритмы управления и встраиваемого программного обеспечения;

Умение разрабатывать и эксплуатировать управляющую электронику, информационные и сенсорные системы;

Умение проектировать и конструировать узлы и механизмы роботов.

После освоения вводного модуля обучающиеся смогут декомпозировать работу систем автоматизации, освоят понятие о CAM-системах, приобретут навыки работы с системами технического зрения.

 Способы и формы проверки результатов освоения программы

Виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.

Формы проверки результатов:

  • наблюдение за детьми в процессе работы;
  • игры;
  • индивидуальные и коллективные творческие работы.

Формы подведения итогов: выполнение практических работ (например: «Создания алгоритма движения объекта»; «Движение объекта клавиатурой»; «Взаимодействие нескольких объектов»; «Обработка событий»; «Движение по времени и на расстояние»; «Поворот на определенный градус»; «Захват объекта в пространстве»; «Определение цвета объекта»; «Движение по линии»).


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1й год обучения

Разделы

Наименование раздела, темы

Объем часов

Форма

 аттестации

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Блок 1.

Изучение конструктора

64

20

44

Практическая

  1. Вводное занятие: «базовый и

ресурсный наборы Lego Mindstorms EV3».

  1. Кейс «Башня».
  2. Кейс «Мост».
  3. Кейс «Тележка».
  4. Кейс «Кормушка».
  5. Кейс «Карусель».
  6. Творческие проекты
  7. Контрольное занятие (Промежуточная аттестация)

10

8

8

8

8

8

12

2

8

2

2

2

2

2

2

-

2

6

6

6

6

6

10

2

Создание простых конструкций из наборов Lego

Mindstorms EV3.

Блок 2.

Работа с моторами и датчиками (программирование)

80

32

48

Практическая

  1. Теоретическое занятие: «Датчики и моторы набора LegoMindstormsEV3».
  2. Теоретическое занятие: «Модуль EV3».
  3. Теоретическое занятие: «программный интерфейс Lego Mindstorms Education EV3 Teacher Edition».
  4. Кейс «Лабиринт».
  5. Кейс «Радар-спидометр».
  6. Кейс «Машинка на пульте управления».
  7. Кейс «Ракетная установка».
  8. Кейс «Вентилятор»
  9. Творческие проекты
  10. Контрольный кейс «Автоматическое позиционирование трапов». (Итоговая аттестация)

6

6

6

8

8

8

8

8

14

8

6

6

6

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

6

6

6

6

6

12

6

Создание простых алгоритмов для

выполнения

определенных

действий

роботами

Lego

MindstormsEV3.

Итого:

144

52

92

2й год обучения

Разделы

Наименование раздела, темы

Объем часов

Форма

 аттестации

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Блок 1.

Среда конструирования и программирования роботов

64

33

31

Практическая

  1. Вводное занятие
  2. Сборка и программирование робота Mindstorms NXT и EV3.
  3. Программирование движений по различным траекториям.
  4. Програмные структуры.
  5. Работа с данными.
  6. Работа с датчиками.
  7. Совместная работа нескольких роботов.
  8. Переменные и константы.
  9. Математические операции с данными.
  10. Логические  операции с данными
  11. Контрольное занятие (Промежуточная аттестация)

2

4

8

8

6

12

4

6

6

6

2

2

2

4

4

3

4

2

4

4

4

-

-

2

4

4

3

8

2

2

2

2

2

Создание и программирование роботов с датчиками.

Блок 2.

Виды соревнований и элементы заданий

80

16

64

Практическая

Соревнования “Траектория”

Соревнования “Шорт-Трек”

Соревнования “Гольф”

Соревнования “Боулинг”

Соревнования “Сумо”

Соревнования “Чертежник”

Соревнования “Сортировщик”

Соревнования “Лабиринт”

Самостоятельная творческая работа учащихся

Защита проектов (Итоговая аттестация)

8

8

8

8

8

8

8

8

14

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

6

6

6

6

6

6

6

6

14

2

Составление программ. Изготовление.Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции.

Итого:

144

49

95

III. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1й год обучения программы нацелен на изучение среды программирования MINDSTORMS Education, получение  навыков сборки роботов, построение программ, создание простых конструкций и выполнение действий направленных на решение задач по робототехнике.

2й год обучения программы нацелен на повышение «hard» - компетенций, сборку и программирование собственных моделей роботов по заданным темам, ознакомление с правилами соревнований и требованиям к роботу, подготовке к соревнованиям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Содержание обучения

Блок 1.

Изучение конструктора

Изучение всех элементов конструктора и их назначение 64 часа

Вводное занятие, на котором детям будут представлены базовый и ресурсный наборы LegoMindstormsEV3.

Набор кейсов, которые помогут детям приобрести навыки создания простых и сложных конструкций и механизмов.

Блок 2.

Работа с моторами и

датчиками

(программирование).

Изучение принципов работы датчиков и моторов набора конструктора

80 часов

Вводное занятие, на котором будут представлены все датчики, моторы и модуль LegoMindstormsEV3.

Работа с программным интерфейсом Lego Mindstorms Education EV3 Teacher Edition.

Набор кейсов, которые помогут детям понять принципы работы датчиков и моторов.

Контрольный восьмичасовой кейс «Автоматическое позиционирование трапов».

Контрольное занятие: защита проекта по контрольному кейсу.

2й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Содержание обучения

Блок 1.

Среда конструирования и программирования роботов

64 часов

Сборка и программирование робота Mindstorms NXT и EV3. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Програмные структуры. Работа с данными. Работа с датчиками. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм. Обучающиеся знакомятся с роботами-симуляторами их видами и сферой применения, алгоритмом и свойствами алгоритмов, системой команд исполнителя.  Повторяют приемы автоматического управления роботом, программирование действий в зависимости от времени, уровня освещенности. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие работы с данными. Логические  операции с данными.

Блок 2.

Виды соревнований и элементы заданий

80 часов

Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-соревнованиях, описаниях моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Сборка и программирование моделей роботов по заданным темам. Подготовка к соревнованиям. Ознакомление  с правилами соревнований и требованиями к роботам. Сборка своих моделей.

IV. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для полноценной реализации программы необходимо:

  • создать условия для разработки проектов;
  • обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы
  • обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами.

Учебно-методическое обеспечение программы

Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения детям с учетом их возрастных особенностей.

Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, самостоятельная работа, проектная деятельность.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы).

Материально-технические условия реализации программы

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебного кабинета

Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий

Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий, оснащенная мебелью на 9 посадочных мест.

Оборудование:

- АРМ учителя

- Наборы (NXT, EV3)

- Магнитная доска

- выход в интернет

РС(Я), г.Мирный

Ул. Ойунского 7


Литература

Литература для педагогов

  • Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.
  • Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Накуа, 2013. 319 с. [электронный
  • Робототехника для начинающих на базе конструктора ПервоРобот LEGO WeDo / Иванченко. О.В., 2013. [электронный
  • Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги/ Дж.Бейктал; пер. с англ. О.А. Трефиловой.-М.: Лаборатория знаний, 2016.-320с

Литература для обучающихся

  • Первый шаг в робототехнику : практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов. – 2 изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 288 с.
  • Первый шаг в робототехнику : рабочая тетрадь для 5-6 классов /Д.Г. Копосов. – 2 изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.
  • Lego MindStorms Руководство пользователя [электронный

Интернет - ресурсы

  • http://lego.rkc-74.ru/
  • http://www.lego.com/education/
  • http://www.wroboto.org/
  • http://www.roboclub.ruРобоКлуб. Практическая робототехника.
  • http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
  • http://learning.9151394.ru
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  • Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-     edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
  • http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
  • www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
  • http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc  
  • http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...

Дополнительная (общеобразовательная) программа «3D моделирование»

    Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по к...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Дополнительная общеобразовательная программа «3D моделирование. Промдизайн» Направленность:

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» «3D моделирование. Промдизайн»Направленность: техническая,...