Активное обучение: технологии и методы
статья

Федорова Маргарита Николаевна

В этой статье даётся краткое описание технологий и методов, которые в комплексе воздействуют на личность обучающегося, преследуя образовательные цели.

Активные методы обучения - это совокупность способов и приёмов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка.

Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям обучающихся. Обучающимся нужно, пержде всего, чтобы им было интересно, а обучение было полезным для дальнейшего развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorova_m.n._statya.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Активное обучение: технологии и методы

Фёдорова Маргарита Николаевна, педагог-психолог

ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

     Для создания благоприятных условий обучения, занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

     Точка отсчёта при таком обучении — обучающийся, а не абстрактная программа, которую нужно освоить по образовательным стандартам. При таком подходе, учащиеся больше вовлечены в занятия и мотивированы, лучше планируют свою образовательную траекторию и добиваются более высоких результатов.

     Целью использования таких технологий и методов является стимулирование интереса обучающихся.

     Эта цель может быть достигнута, например, посредством проведения «круглого стола».

  1. Метод круглого стола

     Идея «круглых столов» заключается во встрече обучающихся, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам.

     Цель «круглого стола»: раскрыть широкий спектр мнений по проблеме, выбранной для обсуждения, с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной темой, и достичь консенсуса.

     Во время дискуссии обучающиеся высказывают не общую, а личную точку зрения, которая может возникнуть спонтанно. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, опытом, налаживание контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении «горячих» вопросов придаёт «круглому столу» динамичность. В процессе работы может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности. Правда, именно это и затрудняет работу, т.к. среди этого многоголосья педагогу необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола».

     Расположение обучающихся лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого в обсуждение.

     Совмещение информации преподавателя и вклада обучающихся создаёт атмосферу взаимного уважения и совершенствования, развития взаимопонимания между педагогом и обучающимися.

     Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

     После проведения круглого стола, следует обязательно проверить рефлексию обучающихся, отметить удачи, обсудить возникающие проблемы.

  1. Соревновательная технология

     Цель применения соревновательной технологии на занятиях – стимулирование максимального проявления способностей при изучении технических и тактических умений и навыков.

     Например, можно применить следующие элементы соревновательной технологии двигательных способностей:

  • кто быстрее успеет сесть по команде;
  • кто быстрее пройдёт контрольный отрезок, выполняя ведение мяча правой и левой рукой;
  • кто дольше продержит мяч, с продвижением вперёд или назад, с поворотами вправо или влево.

     Элементы соревновательной технологии можно включать во вводную часть занятия для настройки организма на предстоящую работу, а также в основную часть для поддержания устойчивого интереса к изучаемому материалу.

     С этой же целью, в группе проводятся соревнования на приз – турнир. Победители награждаются грамотами, медалями, переходящим кубком.

     При использовании элементов соревновательной технологии, задания усваиваются легче, быстрее и прочнее, т.к. здесь задействованы все анализаторы организма обучающегося, сохраняется желание продолжать своё совершенствование, как на учебных занятиях, так и самостоятельно во внеучебное время.

     Соревновательная технология повышает мотивацию обучающихся к достижению необходимого результата и позволяет наиболее быстро и качественно овладеть изучаемыми умениями и навыками, позволяет решать сложные в исполнении задачи без эмоционального напряжения в интересной, дружелюбной обстановке, с максимальной концентрацией внимания.      

  1. Самостоятельная творческая деятельность

     Многолетний педагогический опыт показывает, что активное обучение – это создание таких условий, при которых обучающийся может занять активную личностную позицию.

     Творческая активность предполагает самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

     Например, создание «Летописи памяти» – своеобразный сборник воспоминаний обучающихся о своих родственниках, воевавших на фронтах ВОВ, живших в блокадном Ленинграде, трудившихся ради победы в тылу. Обучающиеся могут собирать эти воспоминания, а потом читать на занятиях, выступать с ними на торжественных мероприятии ко Дню Победы, использовать на конференциях, в конкурсах.

     При подготовке, обучающиеся могут обращаться к материалам, собранным в музеях, на выставках и др.

     Этот материал можно использовать при подготовке стенгазеты.

  1. Игровая технология

     Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Ориентирована на активность и самостоятельность обучающихся, мыслительную и познавательную деятельность. Применяется в таких формах как сценки, ролевые, деловые и имитационные игры. При этом привлекательна не столько развлекательная функция, сколько функция социализации.

     Задачи ролевой игры

     Образовательная: формирование знаний на основе включения обучающихся в реальный процесс решения проблем.

     Развивающая: создание условий для развития творчески мыслящей личности.

     Воспитательная: организация совместной деятельности.

     Игровая технология используется для ознакомления с новыми понятиями по теме или для освоения каких-либо тем.    

     Игра имеет познавательный характер – познакомить обучающихся с некоторыми фактами. Дидактическая цель ставится в виде игровой задачи.

     Как показал опыт, такие занятия проходят интереснее, учебный материал запоминается намного лучше.

     Игровую технологию интересно использовать и как приём для проведения внеклассной работы.

  1. Музейная педагогика

     Проведение занятия в музее – ещё один приём в реализации активных методов обучения.

     Музейная педагогика – дело не новое. Возникшее более ста лет назад, это направление образовательной деятельности приобрело в наше время ещё большее значение. В силу своей специфики, музей обладает мощными потенциальными возможностями как интегральный метод и универсальное средство воздействия на личность.

     В современном понимании, музей является особой образовательной средой, которая формирует представление об окружающем мире и обществе, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать полученную информацию.     

     Такой образовательный метод решает следующие задачи:

  1. формирование понятийного аппарата через наблюдение за предметами музейной коллекции;
  2. развитие способности извлекать информацию из первоисточника;
  3. привитие навыков самостоятельного обучения;
  4. мотивация в процессе обучения;
  5. создание  «опыта радости» в процессе обучения.

     Сотрудничество музея и образовательного учреждения – это уникальная возможность повышения образовательного уровня и раскрытия творческого потенциала личности обучающегося, формирования убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры. Это могут быть уроки-экскурсии или образовательные конференции.

     Для формирования научного мировоззрения, необходимо научить обучающихся заниматься самообразованием, читать и изучать труды классиков.

     Для наиболее эффективного вовлечения обучающихся можно включать все рассмотренные образовательные стратегии и использовать их комбинацию. 

     Обучающимся нужно, прежде всего, чтобы им было интересно, а обучение было полезным для дальнейшего развития.

     Данная таблица показывает, как разные обучающиеся реагируют на различные стратегии обучения:

Стратегия обучения

Аудиалы

воспринимают основную информацию через слух

Визуалы

воспринимают мир

через глаза

Кинестетики

преобладает осязание,

очень важны прикосновения,  

эмоциональная составляющая информации

Обсуждение в общей группе и подгруппах

×

×

Ролевые игры

×

×

×

Демонстрация

приобретённых навыков

×

×

Использование наглядного материала

×

×

Обучающие игры

×

×

×

Личное размышление

×

×

×

Короткий рассказ

×

     Искусство быть хорошим педагогом заключается в понимании, когда уместно применение каждого из подходов, что может принести действительную пользу и улучшить качество образования.

     Задумываясь о качестве образования важно понимать, что результатом обучения должны быть не только знания. Не менее важно развивать способность к критическому мышлению, умению взаимодействовать с обществом, формировать мотивацию к самообучению, сохранению и укреплению здоровья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий, методов и приемов активного обучения при организации в образовательном учреждении консультирования педагогов по вопросам аттестации

Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качес...

Игра как метод активного обучения на уроках технологии.

“Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  каков ребенок в игре, таков во многом он   будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

О методе перехода от традиционной технологии к технологиям активного обучения.

В учебном процессе возникает много проблем, и главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопро...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...