Конспект занятия «Транспозиция. Основные принципы транспонирования» (2-ой год обучения)
план-конспект
Конспект занятия
«Транспозиция. Основные принципы транспонирования»
(2-ой год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_transpozitsiya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
«Транспозиция. Основные принципы транспонирования»
(2-ой год обучения)
Разработал:
педагог дополнительного образования
Самуленков А.Е.
творческое объединение «ВИА»
г. Ярцево
2020 г
Тема занятия «Транспозиция. Основные принципы транспонирования»
Место проведения – кааб. №6 (актовый зал)
Возраст обучающихся – 15 лет
Год обучения – 2-ой год обучения
Цель занятия:
- развивать музыкальные способности и творческие возможности учащихся
Задачи:
- обучить основным способам транспонирования;
- научить определять тональность;
- научить выбирать тональность для транспонирования;
- совершенствовать навыки исполнения музыкального произведения;
- совершенствовать исполнительскую технику;
- развивать коммуникативные навыки.
Дидактическое и методическое обеспечение
- Инструмент
- Опорная карточка для учащихся
- Нотный материал
Ход занятия.
- Организация занятия (подготовка к занятию детей, подготовка рабочих мест, объявление темы и постановка учебных задач).
- Теоретическая часть занятия.
Слово педагога. Рассказ с элементами беседы (25 минут)
Сегодня мы познакомимся с понятием транспозиция и рассмотрим основные принципы транспонирования. Транспозицией, или транспортировкой (от латинского transponare – перемешать) – называется перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую. Бывают случаи, когда сыграть ту или иную песню или мелодию в данной тональности не удобно. Для гитары это такие тональности, как до минор, фа минор, си бемоль мажор, ми бемоль мажор и другие в которых много знаков или все аккорды берутся на баре. Другой пример, когда песня написана в слишком высокой или слишком низкой тональности, т. е. неудобной для пения. Вот для этих моментов нам и необходимо знать и на практике уметь применять основные принципы транспонирования.
Задание для учащихся:
Внимательно посмотрим и определим, в какой тональности написана песня «Есть только миг»(сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина).
-Тональность ми минор.
Вспомните, пожалуйста, сколько знаков и какие в этой тональности?
- При ключе один знак – фа диез.
В принципе, это удобная тональность для исполнения на гитаре. Но вот послушайте, удобно ли петь в ми миноре?
- Нет. Очень низко.
Значит, надо поднять эту песню и желательно в знакомую и простую тональность. Фа минор и соль минор сложные, т.к. на баре. Подходит ля минор. Следующий шаг это определение ступеней в тональности. Прямо над аккордами надпишем, какой ступенью в ми миноре они являются.
Em – 1, Am – 4, H – 5, D – 7, G – 3, C – 6, F – 2.
Теперь найдем эти ступени в ля миноре.
Am – 1, Dm – 4, E – 5, G – 7, C – 3, F – 6, H – 2.
Обязательно нужно помнить, что если в данной тональности аккорд был минорный (или мажорный), то и в другой тональности он останется минорным (или мажорным).
Вот мы и перенесли эту песню в другую тональность. Теперь попробуйте ее исполнить.
Еще один пример песня «Милая моя» Ю. Визбора». В какой тональности написана эта песня?
- Тональность Фа минор.
Скажите, удобна ли эта песня для исполнения и почему?
- Нет, т.к. в тональности 4 знака си, ми, ля, ре бемоль и почти все аккорды берутся на барре.
В какую тональность удобно нам перенести эту песню, и почему?
- Ближайшая удобная тональность ми минор – один знак и простые аккорды. Задание для учащихся : Попробуйте самостоятельно странспонировать эту песню.
Теперь давайте, исполним ее в тональности ми минор. Куплет играется 3 упражнением, припев – «вальсовый» аккомпанемент. Закрепление изученного теоретического материала:
Еще раз вспомним основные принципы транспонирования.
(учащиеся называют принципы транспонирования).
- Определяем исходную тональность.
- Выбираем тональность, в которую будем транспонировать.
- Определяем, какими ступенями будут аккорды в данной тональности.
- Находим эти же ступени в выбранной нами тональности
- Помним, что мажорные аккорды остаются мажорными, а минорные – минорными.
- Обязательно помним о знаках при ключе.
Список литературы.
- Б. М. Павленко «Лучшие хиты русского рока и эстрады под гитару». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 год.
- Б. М. Павленко «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», Выпуск 2. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал. Конспекты занятий "Золотые травы Хохломы", "Хохломская роспись" для дистанционного обучения
Материал для педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий к разделу "Художественная культура" дополнительной образовательной программы "ДПТ"...
Конспект занятия по тхэквондо в группе НП третьего года обучения
Полный конспнкт проведения занятия по тхэквондо...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и по обучению грамоте
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...
План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Бисероплетение", 1 год обучения на тему "Цепочка цветков из шести лепестков"
В ходе занятия по теме "Цепочка цветков из шести лепестков" обучающиеся отрабатывают навыки низание бисера в одну нить, приемы работы на леске, умения работать по схеме....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе (1 года обучения) для детей с ЗПР
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе (1 года обучения) для детей с ЗПР...
Конспект занятия "Последовательность основных жизненных событий"
Последовательность основных жизненных событий...
Конспект занятия «Поделка лошадки из шпагата» (2-ой год обучения)
Цель занятия: формировать у детей устойчивый интерес к животным; способствовать самореализации детей в художественно-продуктивной деятельности; формировать навыки трудовой культуры.Задачи.Образователь...