Конспект занятия «Транспозиция. Основные принципы транспонирования» (2-ой год обучения)
план-конспект

Самуленков Анатолий Евгеньевич

Конспект занятия

«Транспозиция. Основные принципы транспонирования»

(2-ой год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_transpozitsiya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

«Транспозиция. Основные принципы транспонирования»

(2-ой год обучения)

Разработал:

педагог дополнительного образования

Самуленков А.Е.

творческое объединение «ВИА»

г. Ярцево

2020 г

Тема занятия «Транспозиция. Основные принципы транспонирования»

Место проведения –  кааб. №6 (актовый зал)
Возраст обучающихся – 15 лет
Год обучения – 2-ой  год обучения
Цель занятия:

  • развивать музыкальные способности и творческие возможности учащихся

Задачи:

  • обучить основным способам транспонирования;
  • научить определять тональность;
  • научить выбирать тональность для транспонирования;
  • совершенствовать навыки исполнения музыкального произведения;
  • совершенствовать исполнительскую технику;
  • развивать коммуникативные навыки.

Дидактическое и методическое обеспечение

  • Инструмент
  • Опорная карточка для учащихся
  • Нотный материал

Ход занятия.

  1. Организация занятия (подготовка к занятию детей, подготовка рабочих мест, объявление темы и постановка учебных задач).
  2. Теоретическая часть занятия.
    Слово педагога. Рассказ с элементами беседы (25 минут)
    Сегодня мы познакомимся с понятием транспозиция и рассмотрим основные принципы транспонирования. Транспозицией, или транспортировкой (от латинского transponare – перемешать) – называется перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую. Бывают случаи, когда сыграть ту или иную песню или мелодию в данной тональности не удобно. Для гитары это такие тональности, как до минор, фа минор, си бемоль мажор, ми бемоль мажор и другие в которых много знаков или все аккорды берутся на баре. Другой пример, когда песня написана в слишком высокой или слишком низкой тональности, т. е. неудобной для пения. Вот для этих моментов нам и необходимо знать и на практике уметь применять основные принципы транспонирования.

Задание для учащихся:
        Внимательно посмотрим и определим, в какой тональности написана песня «Есть только миг»(сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина).
-Тональность ми минор.
Вспомните, пожалуйста, сколько знаков и какие в этой тональности?
- При ключе один знак – фа диез.
В принципе, это удобная тональность для исполнения на гитаре. Но вот послушайте, удобно ли петь в ми миноре?
- Нет. Очень низко.
Значит, надо поднять эту песню и желательно в знакомую и простую тональность. Фа минор и соль минор сложные, т.к. на баре. Подходит ля минор. Следующий шаг это определение ступеней в тональности. Прямо над аккордами надпишем, какой ступенью в ми миноре они являются.
Em – 1, Am – 4, H – 5, D – 7, G – 3, C – 6, F – 2.
Теперь найдем эти ступени в ля миноре.
Am – 1, Dm – 4, E – 5, G – 7, C – 3, F – 6, H – 2.
Обязательно нужно помнить, что если в данной тональности аккорд был минорный (или мажорный), то и в другой тональности он останется минорным (или мажорным).
Вот мы и перенесли эту песню в другую тональность. Теперь попробуйте ее исполнить.
Еще один пример песня «Милая моя» Ю. Визбора». В какой тональности написана эта песня?
- Тональность Фа минор.
Скажите, удобна ли эта песня для исполнения и почему?
- Нет, т.к. в тональности 4 знака си, ми, ля, ре бемоль и почти все аккорды берутся на барре.
В какую тональность удобно нам перенести эту песню, и почему?
- Ближайшая удобная тональность ми минор – один знак и простые аккорды.                                                                                Задание для учащихся : Попробуйте самостоятельно странспонировать эту песню.
Теперь давайте, исполним ее в тональности ми минор. Куплет играется 3 упражнением, припев – «вальсовый» аккомпанемент.                        Закрепление изученного теоретического материала:
Еще раз вспомним основные принципы транспонирования.
(учащиеся называют принципы транспонирования).

  1. Определяем исходную тональность.
  2. Выбираем тональность, в которую будем транспонировать.
  3. Определяем, какими ступенями будут аккорды в данной тональности.
  4. Находим эти же ступени в выбранной нами тональности
  5. Помним, что мажорные аккорды остаются мажорными, а минорные – минорными.
  6. Обязательно помним о знаках при ключе.

        

Список литературы.

  1. Б. М. Павленко «Лучшие хиты русского рока и эстрады под гитару». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 год.
  2. Б. М. Павленко «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», Выпуск 2. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспекты занятий "Золотые травы Хохломы", "Хохломская роспись" для дистанционного обучения

Материал для педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий к разделу "Художественная культура" дополнительной образовательной программы "ДПТ"...

Конспект занятия по тхэквондо в группе НП третьего года обучения

Полный конспнкт проведения занятия по тхэквондо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и по обучению грамоте

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...

План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Бисероплетение", 1 год обучения на тему "Цепочка цветков из шести лепестков"

В ходе занятия по теме "Цепочка цветков из шести лепестков" обучающиеся отрабатывают навыки низание бисера в одну нить, приемы работы на леске, умения работать по схеме....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе (1 года обучения) для детей с ЗПР

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе (1 года обучения) для детей с ЗПР...

Конспект занятия "Последовательность основных жизненных событий"

Последовательность основных жизненных событий...

Конспект занятия «Поделка лошадки из шпагата» (2-ой год обучения)

Цель занятия: формировать у детей устойчивый интерес к животным; способствовать самореализации детей в художественно-продуктивной деятельности; формировать навыки трудовой культуры.Задачи.Образователь...