ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКК
рабочая программа

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

С учетом статуса образовательного учреждения КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» как школы полного дня образовательная программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение как желаний родителей (законных представителей детей), так и кадет, обучающихся в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_do_mkk_2021-2022.docx83.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического                                приказом КГБОУ «Минусинский

совета КГБОУ «Минусинский                                кадетский корпус»

кадетский корпус»        

Протокол № ___ от «__»________ 2021г.                № ______ от «__»__________2021 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Минусинский кадетский корпус»

на 2021 – 2022 уч. год

г. Минусинск

СОДЕРЖАНИЕ:        

Раздел Программы

Страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Концептуальная основа дополнительного образования

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

4

3.

Адресность образовательной программы дополнительного образования КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

7

4.

Рабочие образовательные программы дополнительного образования детей

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

8

Аннотации к программам ДО КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

9

5.

Календарный учебный график дополнительного образования

- срок реализации календарного учебного графика

- промежуточная и итоговая аттестация

22

6.

Учебный план дополнительного образования.

23

7.

Используемые и необходимые ресурсы

25

8.

Ожидаемые результаты реализации Программы

27

9.

Оценочные материалы

28

  1. Пояснительная записка

Образовательное учреждение КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.  В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования, Среднего Общего Образования КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.

Для системной и качественной реализации дополнительного образования в кадетском корпусе разработана образовательная программа дополнительного образования (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в корпусе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

Реализация содержания программы КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» осуществляется педагогами дополнительного образования.

Нормативной базой разработки Программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • Приказ Министерства образования от 29.08.2013г. №1008г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 1178-02;
  • Устав КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»;
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей - Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
  • Положение о рабочей программе дополнительного образования КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»;

 Образовательная программа дополнительного образования позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают образовательное учреждение.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы результаты участия в городских, районных, межкадетских конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях.

  1. Концептуальная основа дополнительного образования

         КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, кадеты получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Пронизывая уровни основного, среднего образования дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.

Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

Условием становления ДО как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности (творческие, познавательные, коммуникативные, компенсаторные, профориентационные, досуговые) кадет и их родителей. Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.

Цели и задачи образовательной Программы ДО: 

Целью образовательной программы дополнительного образования кадет является:

формирование всесторонне развитой личности ребенка с умениями и навыками для успешной социальной психологической адаптации личности, способной в идеях, ценностях, смыслах, осознавать свою индивидуальность и самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- интеграция дополнительного и общего, среднего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации образовательной деятельности в целом;

- разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами кадет, потребностями семьи и общества;

- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

- развитие материально-технической базы кадетского корпуса для занятий детей в объединениях дополнительного образования.

Программа опирается на научные принципы ее построения:

Гуманизация – основным смыслом образовательного процесса является ученик (кадет);

Демократизация – предполагает, что каждый кадет должен сам научиться планировать свое развитие, участие в управлении педагогическими процессами;

Дифференциация и индивидуализация обеспечат развитие каждого кадета в соответствии со склонностями, интересами, возможностями.

Образовательная программа обеспечивает непрерывность образования и представляет собой систему взаимосвязанных, взаимозависимых в ней компонентов и является открытой системой, которая гибко реагирует на условия кадетского корпуса, возможности, научно-методическое и ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Основой реализации программы является развивающий характер образования, который обеспечивается через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества посредством актуализации следующих аспектов:

- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ и педагогов;

- неформализованность содержания образования, организации образовательной деятельности;

- вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

- возможность на практике применить полученные знания и навыки;

- разновозрастный характер объединений;

- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

- возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии.

Функции дополнительного образования:

Образовательная - обучение воспитанников по дополнительным образовательным программам, получение ими новых знаний.  

Воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в нем культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, воспитание детей через их приобщение к культуре и участие в социальных программах и проектах.

Информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить).

Коммуникативная – расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время.

Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.

Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучающегося, включая предпрофессиональную ориентацию.

Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.

Компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.

Социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.  

Самореализации – самоопределение воспитанника в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.  

  1. Адресность образовательной программы

дополнительного образования

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

С учетом статуса образовательного учреждения КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» как школы полного дня образовательная программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение как желаний родителей (законных представителей детей), так и кадет, обучающихся в образовательном учреждении.

Программа предназначена для детей в возрасте от 11 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации дополнительного образования детей осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы, рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов педагогов дополнительного образования в течение всего учебного года.

Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  1. Образовательные программы дополнительного образования

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

Реализация образовательной программы дополнительного образования   предусматривает реализацию рабочих дополнительных общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования.

Содержание программ является средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав участников образовательных отношений. В дополнительном образовании детей могут быть реализованы программы дополнительного образования двух уровней: основного и среднего образования по следующим направленностям:

  • культурологическое;
  • военно-патриотическое;
  • художественно-эстетическое;
  • физкультурно-спортивное;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое.

Вся система работы дополнительного образования в КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.

Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования предназначены для работы с детьми от 11 до 18 лет и направлены на формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию.

        Аннотация к программам дополнительного образования

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

Название программы

Краткое содержание программы

Культурологическое направление

Основы православной культуры

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации – 5 лет.

Цель программы: формирование на основе предмета духовно-нравственного содержания базовой культуры личности обучающихся.

Задачи программы:

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения воспитанников;

-  обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

Этика

Программа разработана для учащихся 11-16 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности;

- научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;

- привить стремление к постоянному познанию и самосовершенствованию; 

- создать условия для проявления отношения к окружающему миру; для действий в положительном направлении, для проявления лучших качеств личности;

- дать определение основным морально-этическим понятиям;

- обогащать эмоциональный мир кадет нравственными переживаниями и чувствами;

- подготовить кадет к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни;

- познакомить со знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;

- формировать представление о воспитанности;

- систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности;

- формировать у кадет умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

Этика и психология семейной жизни

Программа разработана для учащихся 17 – 18 лет.

Срок реализации – 2 года.

Цель программы:

-расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;

- формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству, подготовка к сознательному созданию семьи.

Задачи программы:

- формировать теоретические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;

- обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения в обществе, семье;

- выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;

- формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;

- обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

- выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности кадет, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Военно - патриотическое направление

Основы военной службы

Программа разработана для учащихся 11-16 лет.

Срок реализации – 5 лет.

Цель программы: формирование и развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, гражданского долга как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; социализация и воспитание творческой личности.      

Задачи программы:        

- воспитание у кадет беззаветной преданности Отечеству;

- выработка у них высокого сознания общественного долга, дисциплинированности;

- привитие стремления добросовестно выполнять обязанности кадета;

- привитие чувства необходимости овладения военной специальностью и постоянного стремления овладевать и совершенствовать военные, военно-технические и специальные знания;

- подготовка кадет к военной службе и поступлению в высшие военные и гражданские образовательные учреждения РФ;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

История кадетского образования в России

Программа разработана для учащихся 12-13 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Цель программы -  создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет с активной гражданской позицией; создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи:

- приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения;

- создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

- возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

- создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Художественное направление

Общая хореография

Программа разработана для учащихся 11-16 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей кадет средствами хореографического искусства.

- знать хореографическую азбуку школы классического танца;

- знать сложные технические движения историко-бытового, бального и классического танца;

- знать репертуар ведущих профессиональных коллективов страны,

- исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей;

- иметь красивую осанку, грамотность и выразительность движений;

- уметь выражать в пластике общее содержание музыки, её образные ассоциации;

- уметь свободно импровизировать в новых молодёжных стилях и направлениях;

- уметь сочинять небольшие миниатюры, этюды.

Кружок лепки из глины «Глинляндия»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы:

Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.

Задачи:

- Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.

- Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

- Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.

- Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

- Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

- Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

- Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

Духовой оркестр

Программа разработана для учащихся 11 – 18 лет.

Срок реализации программы – 7 лет.

Цель программы – воспитание подлинного музыканта, сочетающего хорошее владение инструментом с высокой музыкальной культурой.

Задачи программы:

- Формирование у воспитанника устойчивых навыков игры в оркестре: умения грамотно разбирать нотный текст, вырабатывать чистую интонацию, слушать себя и партнёра, развивать чувство общего баланса звучания, вырабатывать точную реакцию на дирижёрский жест.

- Обеспечение постепенного освоения начинающими музыкантами служебно-строевого репертуара, обязательными составляющими которого являются Государственный Гимн России, парадные фанфары, строевые и встречные  марши.

- Формирование навыка беглого чтения с листа оркестровых партий, умения рационально использовать аппликатуру своего инструмента.

- Приобщение кадет к мировой музыкальной культуре через различные виды музыкальной деятельности.

- Развитие у кадет творческих способностей и трудолюбия; воспитание их гражданских и эстетических чувств, чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Вокальный ансамбль «Алые погоны»

Программа рассчитана на учащихся 11 – 15 лет

Цель программы – создание условий для развития творчески активной и социально – адаптированной личности через приобщение к вокальному искусству.

Задачи программы:

- изучение и освоение эстрадной песни, её основных творческих и исполнительских закономерностей;

- приобретение навыков вокально-хорового исполнения;

- развитие вокального слуха и певческого голоса;

- развитие творческих способностей, навыков импровизации и самостоятельности;

- формирование устойчивого интереса к вокальным традициям;

- воспитание уважения и любви к песне, как особо значительной области музыкальной культуры.

Танцевальный ансамбль «Юность в погонах»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы:

гармоничное развитие учащегося, используя физические упражнения, дать основы музыкально-двигательной культуры, необходимые двигательные навыки, научить сознательному отношению к танцевальным движениям.

Задачи программы:

- развивать умения слушать музыку и передавать её в движении;

- научить учащихся владеть своим телом, развивая музыкально-двигательные навыки (пластичность, гибкость, ловкость, точность, координацию движений);

- развивать чувство ритма, музыкальную память, эстетический вкус;

- воспитывать уважение к танцу.

Эстрадный ансамбль «М-Рейд»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала подростка через приобщение к основам мировой музыкальной культуры

Задачи программы:

 - формировать знания и умения, предусмотренные программой;

- формировать исполнительские навыки в области музицирования и пения;

- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- развивать музыкально-эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор;

- развивать активное восприятие музыки;

- воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность инициатив.

Класс фортепиано

Программа разработана для учащихся 11-16 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы:

обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи программы:

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание у кадет трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Физкультурно – спортивное направление

«Волейбол»

Программа разработана для учащихся 11-17 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – формировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.

Задачи программы:

- укрепление здоровья;

- содействие правильному физическому развитию;

- приобретение необходимых теоретических знаний;

- овладение основными приемами техники и тактики игры;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

- привитие ученикам организаторских навыков;

- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;

- подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;

- отбор лучших учащихся для «Сборной команды МКК».

«Футбол»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Цель программы – научить обучающихся спортивной игре футбол

Задачи программы:

- укрепления здоровья

- содействие правильному физическому развитию;

- приобретение необходимых теоретических знаний;

- овладение основными приёмами техники и тактики игры;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

- привитие ученикам организаторских навыков;

- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу;

- подготовка учащихся к соревнованиям по футболу.

«Спортивное ориентирование»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Цель программы – обучение, воспитание, развитие и оздоровление кадет в процессе занятий спортивным ориентированием, туристическим многоборьем и краеведением, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Задачи программы:

- воспитание моральных и волевых качеств;

- укрепление здоровья;

- всестороннее физическое развитие;

- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- углубленное изучение основных элементов, приемов и способов ориентирования;

- углубленная специализированная спортивная подготовка;

- приобретение соревновательного опыта.

«Стрелковый спорт»

Программа разработана для учащихся 11-15 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами спортивной и тактической стрельбы, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи программы:

- укрепление здоровья и закаливание организма спортсмена;

- формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой, спортом, спортивной и тактической стрельбой в частности;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по спортивной и тактической стрельбе; всестороннее гармоническое развитие физических качеств;

- формирование спортивной мотивации.

«Бокс»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы – укрепление здоровья и закаливания кадет, достижение всестороннего развития, овладение первоначальными навыками вида спорта бокс, формирование моральных и волевых качеств.

Задачи программы:

- создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса обучающегося к занятиям видом спорта бокс;

- развивать физические способности (сила, выносливость, быстрота, сила, ловкость)

«Армейский рукопашный бой»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Цель программы – создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей, обучающихся посредством систематически х занятий рукопашным боем.

Задачи программы:

-  Приобретение и сохранение опыта школы рукопашного боя.

-  Популяризация рукопашного боя.

-  Пропаганда здорового образа жизни.

-  Развитие у обучающихся: трудовых навыков, силы воли, внимательности, веры в свои силы, рационального образа мышления и поступков, чувства уважения к людям и окружающему миру.

- Повышение работоспособности воспитанников, совершенствование их физических и психических качеств, необходимых для владения техникой рукопашного боя.

-  Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним и постоянном совершенствовании.

- Компенсация в отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта гигиены и медицины.

-  Подготовка кадет в службе в рядах Российской армии и ВМФ.

«Воздушно-десантная подготовка»

Программа разработана для учащихся 13 – 17 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы:

Обучение основам воздушно-десантной подготовки, формирование у кадет общественно-значимых ориентаций, понимание своей роли и места в служении Отечеству в ходе занятий воздушно-десантной подготовкой.

Задачи программы:

- освоить основы ВДП;

- изучить военную историю, историю вооруженных сил РФ;

- дать представление о службе в ВДВ, осуществить профессиональную ориентацию;

- сформировать навыки укладки десантных парашютов и прыжкам с ним;

- развивать способность умения анализировать свои действия и принимать решения в различных ситуациях;

- воспитать патриотизм и осознание своей причастности к судьбе Родины.

«Дзюдо»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы – укрепление здоровья и закаливание занимающихся, достижение всестороннего развития, овладения первоначальными навыками борьбы дзюдо, формирования моральных и волевых качеств.

Задачи программы:

 - создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса обучающегося к занятиям видом спорта дзюдо;

- развивать физические способности (сила, выносливость, быстрота реакции);

- овладевать необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);

- обучать основам техники борьбы дзюдо, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;

- укрепление здоровья и закаливания;

- воспитание моральных и волевых качеств.

«Настольный теннис»

Программа разработана для учащихся 11-14 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – создание условий для развития физических  и личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма воспитанников посредством занятий настольным теннисом.

Задачи программы:

- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;

- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

- способствовать развитию социальной активности воспитанников: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

- пропаганда здорового образа жизни.

«Шахматы»

Программа разработана для учащихся 11-18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы: 

развитие личности кадета, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи:

- овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры.

- формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.

- выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.

- развитие у кадет инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций.

- формирование навыков здорового образа жизни.

- воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству.

- пропаганда шахматного спорта.

- формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма, ответственности.

Научно – техническое направление

«Радиотехнический»

Программа разработана для учащихся 11-17 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – развитие познавательного интереса подростков в области радиоэлектроники, формирование у них знаний, умений и навыков по радио-конструированию.

Задачи программы:

- формирование общетехнических   знаний;

- привитие элементарных   знаний и умений по электротехники и радиотехники;

- научить правильно пользоваться   простыми ручными инструментами;

- привитие элементарных знаний и умений по электротехники и радиотехники;

- ознакомление с основами современного производства радиоаппаратуры;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

- ознакомление с основами конструирования радиоаппаратуры.

- воспитание трудолюбия, деловитости, коллективизма, честности.

«Основы телепроизводства и журналистики «Кадетский калейдоскоп»

Программа разработана для учащихся 11-14 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Цель программы – формирование системы начальных знаний, умений и навыков журналистской деятельности, развитие коммуникативной компетенции у учащихся, необходимых для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Задачи программы:

- Познакомить учащихся с профессией журналиста, журналистской этикой, методами и формами поиска и обработки журналистского материала.

- Сформировать основы теоретических знаний по журналистике, выработать навыки реализации полученных знаний на практике.

- Развивать познавательный интерес к проблемам современной действительности, творческие и коммуникативные способности учащихся.

- Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, адаптации в обществе.

- Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности.

поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Спортивно – техническое направление

СТК «Мотокросс»

Программа разработана для учащихся 11 – 17 лет

Срок реализации – 2 года.

Цель программы - организация полезного досуга детей школьного (от начальных до выпускных классов) возраста в кружках и секциях по мотоспорту под руководством тренера-преподавателя, подведение наиболее одаренных в спорте учащихся к высоким спортивным достижениям.

Задачи программы:

1. Создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса учащегося к мотоспорту.

2. Развивать технические способности и конструкторские умения учащихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой спортивных мотоциклов.

3. Вырастить из учащегося спортсмена-мотоциклиста, научить действовать коллективно в составе команды.

4. Добиться у учащегося глубоких знаний Правил дорожного движения.

Программа состоит

  1. Календарный учебный график дополнительного образования 

Календарный учебный график в полном объёме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Кадетский корпус в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию в полном объеме дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с годовым учебным графиком.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Сроки промежуточной аттестации

Сроки итоговой аттестации

2021 – 2022 уч.год

1 сентября

2021 г.

28 мая

2022 г.

34 недели

14.05.22 – 26.05.22

14.05.22 – 26.05.22

Срок реализации календарного учебного графика.

Учебный год в дополнительном образовании начинается 1 сентября текущего года, если 1 сентября выпадает на выходной день, то в первый рабочий день сентября и заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком общего образования, учебный год составляет 34 недели.

Промежуточная и итоговая аттестация.

Промежуточная аттестация проводится по программам со сроком обучения от 2 до 7 лет - с 14 по 26 мая 2022 года.

Итоговая аттестация проводится с 14 по 26 мая 2022 года.

  1. Учебный план дополнительного образования

                № п/п

Образовательное объединение

Срок

Количество учебных групп

Количество обуча-ющихся

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Форма итоговой аттестации

реализации

программы

культурологическое направление

1

Основы православной культуры

5

8

164

8

272

контрольное занятие

2

Этика

5

6

164

6

204

зачёт

3

Этика и психология семейной жизни

2

2

35

2

68

контрольное  занятие

 Итого:

 

 

 

16

748

 

военно – патриотическое направление

4

Основы военной службы

5

8

164

8

272

контрольное занятие

5

История кадетского образования в России

1

1

23

1

34

контрольное занятие

6

Пожарная дружина

1

2

18

2

68

контрольное занятие

7

Воздушно-десантная подготовка

1

2

42

4

136

контрольные нормативы, прыжок с парашютом

Итого:

 

 

 

15

510

 

художественно - эстетическое направление

8

Общая хореография

5

6

128

6

204

контрольное занятие

9

Кружок лепки из глины "Глинляндия"

3

2

22

18

612

участие в конкурсах, итоговая выставка работ

10

Духовой оркестр

7

3

16

20

680

отчётный концерт

11

Вокальный ансамбль «Алые погоны»

2

2

16

12

408

контрольный урок, отчетный концерт

12

Кадетский хор

2

2

44

2

68

отчетный концерт

13

Танцевальный ансамбль «Юность в погонах» (базовая группа)

2

1

12

12

408

отчетный концерт

14

Хореографический ансамбль «Юность в погонах» (старшая группа)

2

1

10

6

204

отчетный концерт

15

Эстрадный ансамбль "М-рейд"

2

2

10

8

272

отчётный концерт

16

Вокально – инструментальный ансамбль

2

2

14

12

408

отчётный концерт

17

Класс фортепиано

3

0

6

6

204

контрольное занятие

18

Класс гитары

3

0

6

6

204

контрольное занятие

 Итого:

 

 

 

108

3671

 

физкультурно - спортивное направление

16

Волейбол

2

2

21

8

272

зачёт, соревнования

20

Футбол

5

2

29

8

272

контрольные нормативы, первенство МКК

21

Спортивное ориентирование

5

2

21

8

272

походы, соревнования по спорт. ориентированию

22

Стрелковый спорт

2

0

0

4

136

контрольное занятие

23

Бокс

3

2

21

9

306

контрольные нормативы, зачётные бои

24

Армейский рукопашный бой

5

2

16

6

204

показательные выступления, соревнования

25

Дзюдо

3

2

20

6

204

показательные выступления

26

Настольный теннис

2

2

16

10

340

зачётный турнир

27

Шахматы

2

2

16

9

306

зачётный турнир

 Итого:

 

 

 

68

2312

 

научно - техническое направление

28

Радиотехнический кружок

2

2

22

18

612

участие в технических конкурсах, выставка работ

29

"Кадетский калейдоскоп"

1

2

8

6

204

контрольное занятие

30

Робототехника

2

2

14

8

204

участие в технических конкурсах, выставка работ

31

Слесарное дело

1

2

42

2

68

контрольное занятие, выставка работ

 Итого:

 

 

 

34

1088

 

естественно - научное направление

32

«Юные друзья лесничих»

2

2

16

6

204

33

2-ой иностранный язык

3

5

30

10

340

Итого:

16

544

спортивно - техническое направление

30

СТК "Мотокросс"

4

2

23

22

748

показательные выступления

 Итого:

 

 

 

22

748

 

 Итого:

 

 

 

270 (+9*)

8126

 

Учебный план и расписание дополнительного образования обучающихся в КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» составлены с учётом современных требований, направленных на совершенствование учебного процесса в условиях модернизации Российского образования, на основе Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14 регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного образования детей в КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»:

Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, а также интересы обучающихся и родителей.

Цель дополнительного образования – создание условий для формирования образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное дополнительное образование на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий, развитию социальной активности и реализации творческого потенциала обучающихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Учебный план отражает направленность общеразвивающих программ, образовательную область и объём учебной нагрузки.

Направленности выбраны в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности в Минусинском кадетском корпусе №7077-л от 19.10.2012, с учетом имеющихся педагогических кадров, материально – технических возможностей учреждения, запросов обучающихся, их родителей. Дополнительное образование в кадетском корпусе реализуется на бесплатной основе.

Количество ставок педагог дополнительного образования – 15, концертмейстер – 1, общий объём часов на реализацию учебного плана дополнительного образования - 270. Учебный план реализуется в течении всего года. Продолжительность занятий – 40 минут, 10 минутный перерыв для отдыха. Между занятиями общеобразовательных дисциплин и посещением кружков и секций предусмотрен перерыв 1 час. Секции и кружки разновозрастные. Наполняемость групп соответствует оптимальным и допустимым нормам до 15 человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует норме.

Учебный план дополнительного образования детей корпуса имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебно-методической литературой, дидактическими материалами, ТСО, кабинетами ОВС, технологии, информатики, духового оркестра, ИЗО, актовым залом.

Формы осуществления образовательного процесса в рамках дополнительного образования – объединения (клуб, секция, студия, кружок).

  1. Используемые и необходимые ресурсы

Научно-методическое обеспечение программы

  • Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу внеучебной деятельности.
  • Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в соответствии с направленностями и видами внеучебной деятельности.
  • Публицистическая литература.
  • Периодическая литература (журналы, газеты)
  • Методическое обеспечение каждой общеразвивающей программы (диагностические методики, конспекты занятий, разнообразный дидактический материал к занятиям).
  • Сценарии досуговых мероприятий.

Организационные ресурсы

  • Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего образования, введение новых.
  • Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание занятий, планы работы, графики контроля, отчетности на учебный год.

Мотивационные ресурсы

Использование различных форм мотивации педагогов дополнительного образования корпуса, кадет, родителей с целью стимулирования включенности их в учебно-воспитательный процесс.

Материально-техническое обеспечение

Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные помещения, актовый зал, библиотека, кабинет ИЗО, музыки, технологии, мастерские. Кабинеты укомплектованы компьютерами. Минимальное материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования:

- для занятий по дополнительным общеразвивающим программам - столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации, материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству обучающихся в группе, а также учитываются условия для труда педагога и для хранения материалов и инвентаря;

- для проведения досуговых мероприятий – магнитофон, компьютер в комплектации, микрофоны, акустическая система (микшерный пульт, сандвуфер, усилители, шнуры), мультимедиа проектор, экран, подборка музыки (для проведения игр, танцев), театральные костюмы и другое оборудование.

Взаимодействие с социокультурными учреждениями

Условиями эффективного взаимодействия КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» с социальными партнерами выступают:

  • открытость кадетского корпуса;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • реализация активных форм и методов общения.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Основные формы организации социального партнерства:

  • совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных программах и т.д.;

Социокультурные партнёры: городская детская библиотека, музыкальная школа г. Минусинска, военно-спортивный центр «Защитник», городской краеведческий музей, отдел молодёжной политики г. Минусинска.

  1. Ожидаемы результаты:

Реализация Программы обеспечит следующие результаты:

  • дополнительными общеобразовательными программами охвачено 100 процентов кадет в возрасте от 11 до 18 лет;
  • сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений в корпусе;
  • родителям кадет предоставлен доступ к полной объективной информации о дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
  • сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным образованием детей;
  • реализуются модели адресной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
  • обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов общественного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
  • действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
  • создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

В результате реализации Программы будут обеспечены:

  • повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг дополнительного образования;
  • рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межкультурной коммуникации;
  • формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
  • повышение конкурентоспособности выпускников кадетского корпуса на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1.Качественная модернизация организации образовательно-воспитательного процесса корпуса:

- наличие дополнительных образовательных программ, отвечающих современным требованиям в оформлении и содержании, а также социальному заказу;

- высокий уровень профессиональной компетентности педагогов;

- использование активных форм обучения;

- наличие комфортного психологического климата единой образовательно-воспитательной среды кадетского корпуса;

- наличие количества призеров в различных направлениях деятельности на мероприятиях разного уровня.

2.Расширение социального опыта обучающихся для укрепления их профессиональных предпочтений:

- наличие у обучающихся устойчивого познавательного интереса к выбранному виду творчества;

- сформированность представлений о возможном выборе профессии;

Управление реализацией образовательных программ осуществляется в учреждении через мониторинг:

- контроль за выполнением учебно-тематического плана;

- сохранность контингента;

- качество преподавания;

- качество учебно-воспитательного процесса;

- результативность обучающихся

Контроль за реализацией данной образовательной программы предполагается осуществлять через проведение текущего мониторинга с последующими анализом и коррекцией.

Анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности осуществляется через следующие организационно-педагогические формы: педагогические советы, совещания, собеседования.

  1. Оценочные материалы.

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе

Образовательная деятельность в объединении дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах можно судить по двум группам показателей:

- учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:

  • карта личностного роста,
  • индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе,
  • схема самооценки «Мои достижения»;
  • Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе;
  • Мониторинг личностного развития учащегося в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы.

Технология определения учебных результатов по дополнительной общеразвивающей программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Выделенные уровни обозначаются соответствующими баллами (1 – 10 баллов). Методы, с помощью которых определяется достижение планируемых результатов: наблюдение, анализ контрольного задания, собеседование и др.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Руководитель творческого объединения два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Здесь также отмечаются результаты участия ребенка выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Регулярное отслеживание результатов – это основа стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждая оценка комментируется педагогом дополнительного образования.

Обучающиеся самостоятельно ведут учет своих учебных достижений в специальных тетрадях, постепенно их заполняя. Большое значение для формирования самооценки детей имеют рассуждения о качестве своей работы. Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к творческой деятельности.

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе усвоения дополнительной общеразвивающей программы.

В программе предусмотрено развитие личностных качеств ребенка. Динамика личностного развития детей, занимающихся в военно-патриотическом клубе образования, отслеживается по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности, приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка используется наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Так как технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка, с этой целью на каждого ребенка оформляется индивидуальная карточка учета динамики личностных качеств развития ребенка. Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств привлекается также сам обучающийся. Это позволяет соотнести его мнение о себе с представлениями окружающих людей; наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

Формы аттестации:

- формы отслеживания: грамота, видеозапись, журнал посещаемости, фото, сертификат

- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, праздники, фестивали, выставки, защита проекта

Оценочные материалы:

В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности освоения общеобразовательной программы через разнообразные формы входного, текущего, промежуточного и итогового контроля.

Входная диагностика проводится для групп 1 года обучения в сентябре с целью выявления возможностей и способностей детей и определения их уровня подготовленности к слуховой и певческой деятельности.  

Формы:  

 - беседа для выявления кругозора и личной мотивации учащихся;

 - выполнение практических заданий педагога;

 - педагогическое наблюдение;

         - анализ педагогом выполнения заданий учащимися.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения программы и развития личностных качеств учащихся. Формы:  

- педагогическое наблюдение;

- беседа, опрос;

- выполнение практических заданий педагога;

- анализ педагогом выполнения заданий учащимися.

Промежуточный контроль проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.  

Формы: опрос для определения уровня усвоения теоретического материала, концертные выступления и т.д.

Итоговый контроль проводится в конце обучения и выявляет уровень освоения программы учащимися, сформированность предметных навыков и умений, устойчивость интереса к выбранной деятельности, творческая активность.

Формы: конкурсы, просмотры. Концертное выступление и т.д.

По результатам проведенных исследований педагог заполняет диагностические карты на каждый год обучения.  

Мониторинг результатов обучения учащегося

по дополнительной общеразвивающей программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во

баллов

Методы

диагностики

I. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания

(по основным разделам

учебно-тематического плана программы)

Соответст

вие

теоретических знаний

ребенка програм

мным

требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил

практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

5

10

Наблюдение,

тестирование

1.2. Владение специальной

терминологией по

тематике программы

Осмыслен

ность и

правильность

использова

ния

специальной

терминологии

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии их содержанием).

1

5

10

Собесе

дование

II. Практическая подготовка ребенка

2.1.Практичес

кие умения и навыки, предусмотрен

ные

программой (по основным

разделам учебно-

тематического плана

программы)

Соответ

ствие

практичес

ких умений и

навыков программным

требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и

навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок овладел

практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный

период)

1

5

10

Контрольное

задание

2.2.Владение специальным

оборудованием и

оснащением

Отсутствие затрудне

ний в использовании

специального

оборудования и

оснащения

- минимальный уровень умений (ребенок

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- средний уровень (работает с оборудованием спомощью педагога);

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

5

10

Контрольное

задание

2.3. Творческие навыки

(творческое отношение к

делу и умение воплотить его

в готовом продукте)

Креатив

ность в

выполне

нии заданий

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

Контрольное

задание

III. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1.Учебно-интеллекту

альные

умения:

3.1.1.Умение подбирать и

анализировать специальную

литературу

Самостоя

тельность в

подборе и анализе

литературе

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых

трудностей)

1

5

10

Анализ

3.1.2.Умение пользоваться

компьютер

ными

источниками информации

Самостоя

тельность в

пользова

нии

компьютерными

источниками инфор

мации

Рефераты,

проекты

3.1.3.Умение осуществлять

учебно-исследователь

скую работу (писать рефераты,

проводить самостоятель

ные учебные исследования)

Самостоя

тельность в учебно-

исследовательской

работе.

Наблюде

ние

3.2.Учебно-коммуникативные

умения:

3.2.1.Умение слушать и

слышать педагога

Адекват

ность

восприятия информации,

идущей от педагога.

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

5

10

Анализ,

Наблюде

ние

3.2.2.Умение выступать перед

аудиторией

Свобода владения и

подачи обучающимся

подготовленной

информа

ции

3.3.Учебно-организационныеумения и навыки:

3.3.1. Умение организовать

свое рабочее (учебное) место

Способно

сть

самостоятельно готовить

свое рабочее место к

деятельно

сти и убирать

его за собой

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

5

10

Анализ, наблюдение, тестирование

3.3.2. Навыки соблюдения в

процессе деятельности

правил безопасности

Соответствие реальных

навыков соблюде

ния правил безопасно

сти

программ

ным

требованиям

3.3.3. Умение аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и

ответственность в работе

удовлетворительно – хорошо – отлично

Наблюдение

Мониторинг личностного развития ребенка

в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого

качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

I. Организационно-волевые

качества:

  1. Терпение

  1. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить

(выдерживать) известные

нагрузки в течение

определенного времени,

преодолевать трудности.

Способность активно

побуждать себя к практическим

действиям.

Умение контролировать свои

поступки (приводить к

должному свои действия).

- терпения хватает меньше чем на ½

занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком

- ребенок постоянно находится под

воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II.Ориентационные

качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в

детском объединении

Способность оценивать себя

адекватно реальным

достижениям.

Осознанное участие ребенка в

освоении образовательной

программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная

- интерес к занятиям продиктован

ребенку извне

- интерес периодически поддерживается

самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается

ребенком самостоятельно

1

5

10

1

5

10

Анкетирование

Наблюдение

III. Поведенческие

качества:

3.1. Конфликтность

(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе

взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества

(отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Способность занять

определенную позицию в

конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует,

старается их избежать

- пытается самостоятельно уладить

возникающие конфликты

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении извне

- инициативен в общих делах

0

5

10

0

5

10

Тестирование, метод

незаконченного

предложения.

Наблюдение

Индивидуальная карточка учёта результатов  обучения ребёнка. (хоровой коллектив)

Ф.И. –

Возраст –

Вид и название детского объединения – детский хоровой коллектив

Ф.И.О. – педагога –

Дата поступления в объединение –

Дата начала наблюдения –                               критерия: В – высокий, С – средний, Н – низкий

Сроки

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Показатели

входная

1 полугодие

Промежу-точная аттестация

1 полугодие

Промежу-точная аттестация

1 полугодие

Промежу-точная аттестация

1.Теоретическая подготовка.

Теоретические знания:

усвоение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, ритм

                                      сценическая культура

владение специальной терминологией.

2. Практическая подготовка.

 Практические умения и навыки:

                                              слушание музыки

                           Интонирование мелодии

Чувство ритма    

Слуховое внимание

3. Общеучебные  умения и навыки.

Учебно-интеллектуальные:

умение анализировать

Учебно-коммуникативные:

Учебно-организационные 

                                              слуховое внимание

Индивидуальная карточка учёта динамики личностного развития

Сроки диагностики

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Показатели

вх

1пол

ПА

1пол

ПА

1 пол

Итого

вый

I. Организационно-волевые качества:

                                                              терпение                                                               воля                                            самоконтроля

II. Ориентационные качества:

                                                         Самооценка

Интерес к занятиям  в детском объединении                                                                                

III. Поведенческие качества:

                                                  Конфликтность

Активность

4. Личностные  достижения учащегося:

на уровне детского объединения

на уровне корпуса

на уровне города

на уровне края, всесоюзном

Схема самооценки «Мои достижения»

Тема, раздел

Что мною сделано?

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо

работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественной направленности «Комплексное развитие основных хореографических навыков»

  Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способств...

Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...