Кейс "Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"
методическая разработка
Данный кейс создан в помощь методитам дополнительного образования, а также педагогам в написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическое обеспечение образовательного процесса»
«Кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы»
Автор:
Кузьменко Юлия Алексеевна,
методист ОДОД ГБОУ лицей № 369 Красносельского района Санк-Петербурга
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) – основной документ педагога дополнительного образования, который должен соответствовать современным требованиям. За последние годы программа претерпевает существенные изменения в связи с вышедшим в марте 2017 года Распоряжением Комитета по Образованию. Перед педагогами встает проблема приведения устаревших программ в актуальную форму. Не всегда это удается осилить педагогам самостоятельно. Цель методической службы – оказать помощь и методическую поддержку. С этой целью в отделе художественно-эстетического образования ДДЮТ Кировского района был разработан кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
Данный кейс подходит как для педагогов, которым необходимо составить программу с нуля, так и для педагогов, которым нужно отредактировать уже существующую программу.
Кейс помогает предотвратить основные ошибки и ускорить работу над программой. Он содержит в себе памятку по структуре программы (приложение 1); лист рецензирования структуры и содержания образовательной программы (приложение 3); редакционный лист «Задачи, планируемые результаты, формы контроля и формы предъявления результатов» (приложение 4);
и шаблоны:
- титульного листа;
- содержания;
- шаблон по составлению пояснительной записки (приложение 2);
- таблицы учебного плана;
- шаблон по оценочным материалам (приложение 5);
- таблицы календарно-тематического планирования;
Все составляющие, кроме шаблона по составлению пояснительной записки являются универсальными для программ художественной направленности. Шаблон по составлению пояснительной записки на данный момент составлен только для педагогов хореографического направления. В следующем учебном году планируется расширить спектр применения кейса для всего художественно-эстетического отдела.
При составлении листа рецензирования структуры и содержания образовательной программы был использован опыт ДДЮТа Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Цель кейса: обеспечить художественно-эстетический отдел программами, соответствующими современным требованиям.
Задачи:
- предотвратить основные ошибки в написании и редактировании программ;
- ускорить работу над программой;
- обучить педагогов написанию программ, соответствующих современным требованиям;
- сопроводить педагогов в написании и редактировании программ в соответствии с современными требованиями.
Алгоритм действий при конструировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
с использованием кейса
Данный алгоритм разработан для педагогов, которые составляют программу с нуля. Если педагог редактирует уже имеющуюся программу, необходимо сразу переходить к шагу 3.
Шаг 1. Педагог определяется с названием программы. Название программы должно быть чётким, отвечающим виду деятельности педагога и содержанию программы, отражающим профиль обучения учащихся. Верно: «Основы хореографии для младших школьников», не верно: «Гуттаперчевый цветок».
Шаг 2. Методист выдает педагогу памятку по структуре программы и шаблоны:
- титульного листа;
- содержания;
- по составлению пояснительной записки;
- таблицы учебного плана;
- по оценочным материалам;
- таблицы календарно-тематического планирования.
Памятка по составлению пояснительной записки содержит шаблоны тех пунктов, в которые чаще всего вызывают затруднение при прописывание и в которых чаще всего встречаются ошибки. Это актуальность, цели, задачи и результаты.
Работа ведется от частного к общему:
составление календарно-тематического планирования на все годы обучения → составление учебного плана → прописывание содержания программы → прописывание задач и результатов в рабочей программе → написание пояснительной записки → составление оценочных и методических материалов.
В ходе данной работы активно происходят консультации педагога с методистом по различным вопросам. Эта работа должна занять не более одного месяца.
Шаг 3. Методист оценивает программу с помощью листа рецензирования структуры и содержания образовательной. Методист проверяет структуру программы, наличие всех необходимых пунктов и разделов. Проверяет содержание и смысловую сообразность программы и записывает все комментарии в лист рецензирования.
Шаг 4. Проводится после устранения замечаний после шага 3. Редактирование задач и планируемых результатов программы и рабочей программы. Эти пункты в программе чаще всего вызывают трудности как у педагогов, так и у методистов. Педагог может прописать задачи и результаты сам, или воспользоваться уже готовыми, которые содержатся в шаблоне пояснительной записки.
Для облегчения проверки и соотнесения задач и результатов они переносятся в соответствующий редакционный лист (приложение 4). Тогда же составляются формы контроля и формы предъявления результатов и раздел «Оценочные материалы».
Эта работа проводится в течении часовой консультации, далее педагог сам вносит отредактированную информацию в свою программу.
После этого педагогу дается еще несколько дней для корректировки недочетов.
Таким образом, время конструирования программы с нуля составляет около полутора месяцев. Параллельно работа может вестись сразу с несколькими педагогами. В итоге мы получаем готовую программу, соответствующую Федеральному Государственному Образовательному стандарту и требованиям Комитета по Образованию.
Заключение
В 2017-2018 учебном году кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» был апробирован на программах хореографического направления. Была проведена работа с шестью педагогами: с двумя, которым было необходимо написать программу с нуля (написано три программы). И с четырьмя педагогами, которым было необходимо отредактировать уже существующие программы (отредактировано 7 программ). По результатам использования кейса проведено анкетирование, результаты которого представлены ниже.
1. Вызвало ли у вас затруднение редактирование ваших программ в этом учебном году?
Ответ «нет» - 100%
2. Были ли затруднения в составлении пояснительной записки?
Ответ «нет» - 75%
Ответ «да» - 25%
2. Помог ли вам алгоритм в прописывании задач и результатов программы?
Ответ «да» - 100%
4. Были ли затруднения в составлении учебного плана?
Ответ «нет» - 100%
5. Оцените по пятибальной шкале пользу кейса для конструирования программ:
«5 баллов» – 75%
«4 балла» – 25%
По итогам по итогам апробации и тестирования можно сказать, что педагогам было удобно работать по предложенному алгоритму, и что написание и редактирование программы не вызвало у них особых сложностей.
В следующем учебном году планируется работа по алгоритму с педагогами вокального, инструментального и театрального направлений.
Список литературы
1. Конасова Н.Ю. Оценка результатов дополнительного образования детей. - Волгоград: Учитель.
2. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобение опыта. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Малыхина Л.Б. Справчник педагога дополнительного образования. – Волгоград: Учитель.
4. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как разработать программу учебного предмета, курса: учебно-методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Электронные ресурсы
Диск «Деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях: векторы развития, требования, программно-методическое обеспечение». – Волгоград: Учитель.
Приложение 1
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Рабочая программа
- Оценочные и методические материалы
Приложение 1 Календарный учебный график
Приложение 2 Календарно-тематическое планирование
Структура программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Направленность (одна из 6)
- Актуальность
- Отличительная особенность (при наличии)
- Адресат программы
- Объем и срок реализации
- Цель
- Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)
- Условия реализации
- Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
- Учебный план (с нового листа)
- Рабочая программа (с нового листа)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Название»
1 год обучения
Задачи
Содержание программы
Ожидаемые результаты
2 год обучения
Задачи
Содержание программы
Ожидаемые результаты
- Оценочные и методические материалы
Приложение 1
Календарный учебный график
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе ____ года обучения
по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «НАЗВАНИЕ»
педагогом дополнительного образования ФИО полностью
в группе № ____
Приложение 2
Шаблон по составлению пояснительной записки
для педагогов хореографического направления
Актуальность:
- Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны
родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.
Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких
физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие
танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности,
танцевального шага и.т.п.
- Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,
всестороннее развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребёнка к миру
прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей
слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.
- Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося.
Цели:
- Формирование творческой, физически здоровой личности средствами танца.
- Выявление и формирование индивидуальных (специальных) способностей учащихся, развитие их творческого потенциала средствами хореографического искусства
Задачи
Обучающие (чему научатся. Новые знания)
Глаголы: познакомить, научить, обучить, дать понятие о…
- дать понятие о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, характер
- музыкального произведения);
- познакомить с основами теории хореографии;
- познакомить с языком жестов и движений как основного средства хореографического искусства;
- познать многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.;
- привить интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
- познакомить с мировым наследием танцевального искусства.
Развивающие (развиваем то, что уже дано)
Глаголы: развить, формировать, сформировать
- развить слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память при помощи движения и музыки;
- развивать физические данные (гибкость, сила, правильная осанка);
- формировать первоначальные навыки выразительного, пластичного, грациозного и изящного исполнения танцевальных движений, способствовать развитию выразительности и осмысленности исполнения;
- развить координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;
- сформировать, воздействуя на двигательный аппарат ребенка, его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность;
- развить внимание, наблюдательность, творческое воображение и фантазию;
- развить художественный вкус.
Воспитательные (какие качества будут развиты с позиции коллектива и личностного взаимодействия учащихся в нём)
Глаголы: способствовать формированию, развить, формировать.
- способствовать формированию первоначальных навыков культуры общения и
- поведения в социуме;
- формировать чувство уверенности в себе, трудолюбие, упорство;
- формировать навык здорового образа жизни (внешний вид, осанка, гигиена).
- воспитать коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели;
- формировать культуру общения;
- воспитать художественный вкус;
- формировать нравственные ценности, толерантность;
- воспитание чувства ответственности, дружбы, товарищества.
- воспитывать умение видеть красоту в танце.
Результаты:
Предметные (чему научились)
Глаголы: узнали, сформировали понятие, овладели и т.д.
- учащиеся овладели начальными знаниями в области танцевальных жанров;
- сформирвали понятия о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, характер музыкального произведения);
- научились выразительному, пластичному, грациозному и изящному исполнению
танцевальных движений, сформировали правильную осанку.
Метапредметные (самостоятельность действий, развитие способностей; то, что пригодиться в других сферах жизни, в дальнейшем. Коммуникация):
- учащиеся научились активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни;
- развили координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;
- развили музыкально-ритмические способности,
- развили физические данные (гибкость, сила, правильная осанка)
- научились работать в команде.
Личностные (какие качества приобретут для дальнейшего саморазвития, самовыражения, самоопределения):
- сформировали ценностное отношение к музыкальным, художественным произведениям;
- развили самостоятельность, общительность, уверенность, инициативность, трудолюбие;
- развили потребность к здоровому образу жизни;
- проявили интерес к совместной деятельности.
- обрели уверенность в себе и в своих силах.
Приложение 3
Лист рецензирования
Структура и содержание образовательной программы
Педагог(и)____________________________________________________________________
Программа____________________________________________________________________
Возраст учащихся _________________________ Срок реализации________________
Структура | Компоненты программы | +/- | Комментарии |
Пояснительная записка | Направленность | ||
Актуальность | |||
Отличительные особенности | |||
Адресат программы (характеристика контингента) | |||
Объем и срок реализации программы | |||
Цель программы | |||
Задачи: Обучающие Развивающие Воспитательные | |||
Условия реализации программы Условия набора в коллектив Количество детей в группе Особенности организации образовательного процесса Формы проведения занятий Формы организации деятельности учащихся на занятии Материально-техническое оснащение программы Кадровое обеспечение | |||
Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные | |||
Учебный план | Название разделов\тем Расчасовка Теория Практика Формы контроля | ||
Рабочая программа | Особенности организации учебного процесса Задачи Планируемые результаты Содержание | ||
Оценочные материалы | Сроки и формы проведения контроля Описание диагностики Формы фиксации и предъявления результатов | ||
Методические материалы | Методики, методы, технологии Дидактические средства Информационные источники | ||
Календарно-тематическое планирование | |||
Воспитательная работа |
Проверил_____________________________________________________________________
Педагог_______________________________________________________________________
Задачи | Результаты | Формы контроля | Формы фиксации и предъявления результата |
Обучающие: Развивающие: Воспитательные: | Предметные: Метапредметные: Личностные: |
Приложение 4
Редакционный лист
Приложение 5
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Этапы контроля
- входной – осуществляется при приеме учащихся в коллектив. Учащиеся просматриваются по следующим критериям: физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание. Форма фиксации: педагогическое наблюдение;
- текущий – действует на протяжении всего учебного года, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью, ее корректировку. Формы фиксации: педагогическое наблюдение, тестирование, составление карты «Коэффициент творческой активности»;
- промежуточный - в конце полугодия проводится открытый урок (показ); в конце каждого учебного года - отчетный концерт. Формы фиксации: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования;
- итоговый (в конце третьего года обучения) – выполняется по результатам обучения по программе. Формы фиксации: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования.
Способы и формы выявления результатов: педагогическое наблюдение, тестирование, коэффициент творческой активности.
Способы и формы фиксации результатов: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования
Способы и формы предъявления результатов: открытые занятия; концерты; праздники; грамоты, дипломы, фото, видеозаписи, отзывы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...