Кейс "Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"
методическая разработка

Данный кейс создан в помощь методитам дополнительного образования, а также педагогам в написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_po_razrabotke_doop_kuzmenko.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое обеспечение образовательного процесса»

«Кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы»

Автор:

Кузьменко Юлия Алексеевна,

методист ОДОД ГБОУ лицей № 369 Красносельского района Санк-Петербурга

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) – основной документ педагога дополнительного образования, который должен соответствовать современным требованиям. За последние годы программа претерпевает существенные изменения в связи с вышедшим в марте 2017 года Распоряжением Комитета по Образованию. Перед педагогами встает проблема приведения устаревших программ в актуальную форму. Не всегда это удается осилить педагогам самостоятельно. Цель методической службы – оказать помощь и методическую поддержку. С этой целью в отделе художественно-эстетического образования ДДЮТ Кировского района был разработан кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».

Данный кейс подходит как для педагогов, которым необходимо составить программу с нуля, так и для педагогов, которым нужно отредактировать уже существующую программу.

Кейс помогает предотвратить основные ошибки и ускорить работу над программой. Он содержит в себе памятку по структуре программы (приложение 1); лист рецензирования структуры и содержания образовательной программы (приложение 3); редакционный лист «Задачи, планируемые результаты, формы контроля и формы предъявления результатов» (приложение 4);

 и шаблоны:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • шаблон по составлению пояснительной записки (приложение 2);
  • таблицы учебного плана;
  • шаблон по оценочным материалам (приложение 5);
  • таблицы календарно-тематического планирования;

Все составляющие, кроме шаблона по составлению пояснительной записки являются универсальными для программ художественной направленности. Шаблон по составлению пояснительной записки на данный момент составлен только для педагогов хореографического направления. В следующем учебном году планируется расширить спектр применения кейса для всего художественно-эстетического отдела.

При составлении листа рецензирования структуры и содержания образовательной программы был использован опыт ДДЮТа Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Цель кейса: обеспечить художественно-эстетический отдел программами, соответствующими современным требованиям.

Задачи:

  • предотвратить основные ошибки в написании и редактировании программ;
  • ускорить работу над программой;
  • обучить педагогов написанию программ, соответствующих современным требованиям;
  • сопроводить педагогов в написании и редактировании программ в соответствии с современными требованиями.

Алгоритм действий при конструировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 с использованием кейса

Данный алгоритм разработан для педагогов, которые составляют программу с нуля. Если педагог редактирует уже имеющуюся программу, необходимо сразу переходить к шагу 3.

Шаг 1. Педагог определяется с названием программы. Название программы должно быть чётким, отвечающим виду деятельности педагога и содержанию программы, отражающим профиль обучения учащихся. Верно: «Основы хореографии для младших школьников», не верно: «Гуттаперчевый цветок».

Шаг 2. Методист выдает педагогу памятку по структуре программы и шаблоны:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • по составлению пояснительной записки;
  • таблицы учебного плана;
  • по оценочным материалам;
  • таблицы календарно-тематического планирования.

Памятка по составлению пояснительной записки содержит шаблоны тех пунктов, в которые чаще всего вызывают затруднение при прописывание и в которых чаще всего встречаются ошибки. Это актуальность, цели, задачи и результаты.

Работа ведется от частного к общему:

составление календарно-тематического планирования на все годы обучения → составление учебного плана → прописывание содержания программы → прописывание задач и результатов в рабочей программе написание пояснительной записки → составление оценочных и методических материалов.

В ходе данной работы активно происходят консультации педагога с методистом по различным вопросам. Эта работа должна занять не более одного месяца.

Шаг 3. Методист оценивает программу с помощью листа рецензирования структуры и содержания образовательной. Методист проверяет структуру программы, наличие всех необходимых пунктов и разделов. Проверяет содержание и смысловую сообразность программы и записывает все комментарии в лист рецензирования.

        Шаг 4. Проводится после устранения замечаний после шага 3. Редактирование задач и планируемых результатов программы и рабочей программы. Эти пункты в программе чаще всего вызывают трудности как у педагогов, так и у методистов. Педагог может прописать задачи и результаты сам, или воспользоваться уже готовыми, которые содержатся в шаблоне пояснительной записки.

Для облегчения проверки и соотнесения задач и результатов они переносятся в соответствующий редакционный лист (приложение 4). Тогда же составляются формы контроля и формы предъявления результатов и раздел «Оценочные материалы».

Эта работа проводится в течении часовой консультации, далее педагог сам вносит отредактированную информацию в свою программу.

После этого педагогу дается еще несколько дней для корректировки недочетов.

Таким образом, время конструирования программы с нуля составляет около полутора месяцев. Параллельно работа может вестись сразу с несколькими педагогами. В итоге мы получаем готовую программу, соответствующую Федеральному Государственному Образовательному стандарту и требованиям Комитета по Образованию.

Заключение

В 2017-2018 учебном году кейс «Конструирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» был апробирован на программах хореографического направления. Была проведена работа с шестью педагогами: с двумя, которым было необходимо написать программу с нуля (написано три программы). И с четырьмя педагогами, которым было необходимо отредактировать уже существующие программы (отредактировано 7 программ). По результатам использования кейса проведено анкетирование, результаты которого представлены ниже.

1. Вызвало ли у вас затруднение редактирование ваших программ в этом учебном году?

Ответ «нет» - 100%

2. Были ли затруднения в составлении пояснительной записки?

Ответ «нет» - 75%

Ответ «да» - 25%

2. Помог ли вам алгоритм в прописывании задач и результатов программы?

Ответ «да» - 100%

4. Были ли затруднения в составлении учебного плана?

Ответ «нет» - 100%

5. Оцените по пятибальной шкале пользу кейса для конструирования программ:

«5 баллов» – 75%

«4 балла» – 25%

По итогам по итогам апробации и тестирования можно сказать, что педагогам было удобно работать по предложенному алгоритму, и что написание и редактирование программы не вызвало у них особых сложностей.

В следующем учебном году планируется работа по алгоритму с педагогами вокального, инструментального и театрального направлений.

Список литературы

1. Конасова Н.Ю. Оценка результатов дополнительного образования детей. - Волгоград: Учитель.

2. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобение опыта. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Малыхина Л.Б. Справчник педагога дополнительного образования. – Волгоград: Учитель.

4. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как разработать программу учебного предмета, курса: учебно-методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.

Электронные ресурсы

Диск «Деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях: векторы развития, требования, программно-методическое обеспечение». – Волгоград: Учитель.

Приложение 1

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план
  3. Рабочая программа
  4. Оценочные и методические материалы

Приложение 1 Календарный учебный график

Приложение 2 Календарно-тематическое планирование

Структура программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  • Направленность (одна из 6)
  • Актуальность
  • Отличительная особенность (при наличии)
  • Адресат программы
  • Объем и срок реализации
  • Цель
  • Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)
  • Условия реализации
  • Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
  1. Учебный план (с нового листа)
  2. Рабочая программа (с нового листа)

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Название»

1 год обучения

Задачи

Содержание программы

Ожидаемые результаты

2 год обучения

Задачи

Содержание программы

Ожидаемые результаты

  1. Оценочные и методические материалы

Приложение 1

Календарный учебный график

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе ____ года обучения

по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «НАЗВАНИЕ»

педагогом дополнительного образования ФИО полностью

в группе № ____

Приложение 2

Шаблон по составлению пояснительной записки

для педагогов хореографического направления

Актуальность:

  • Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны

родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких

физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие

танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности,

танцевального шага и.т.п.

  • Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,

всестороннее развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребёнка к миру

прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей

слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

  • Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося.

Цели:

  • Формирование творческой, физически здоровой личности средствами танца.
  • Выявление и формирование индивидуальных (специальных) способностей учащихся, развитие их творческого потенциала средствами хореографического искусства

Задачи

Обучающие (чему научатся. Новые знания)

 Глаголы: познакомить, научить, обучить, дать понятие о…

  • дать понятие о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, характер
  • музыкального произведения);
  • познакомить с основами теории хореографии;
  • познакомить с языком жестов и движений как основного средства хореографического искусства;
  • познать многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.;
  • привить интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
  • познакомить с мировым наследием танцевального искусства.

Развивающие (развиваем то, что уже дано)

Глаголы: развить, формировать, сформировать

  • развить слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память при помощи движения и музыки;
  • развивать физические данные (гибкость, сила, правильная осанка);
  • формировать первоначальные навыки выразительного, пластичного, грациозного и изящного исполнения танцевальных движений, способствовать развитию выразительности и осмысленности исполнения;
  • развить координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;
  • сформировать, воздействуя на двигательный аппарат ребенка, его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность;
  • развить внимание, наблюдательность, творческое воображение и фантазию;
  • развить художественный вкус.

Воспитательные (какие качества будут развиты с позиции коллектива и личностного взаимодействия учащихся в нём)

Глаголы: способствовать формированию, развить, формировать.

  • способствовать формированию первоначальных навыков культуры общения и
  • поведения в социуме;
  • формировать чувство уверенности в себе, трудолюбие, упорство;
  • формировать навык здорового образа жизни (внешний вид, осанка, гигиена).
  • воспитать коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели;
  • формировать культуру общения;
  • воспитать художественный вкус;
  • формировать нравственные ценности, толерантность;
  • воспитание чувства ответственности, дружбы, товарищества.
  • воспитывать умение видеть красоту в танце.

Результаты:

Предметные (чему научились) 

Глаголы: узнали, сформировали понятие, овладели и т.д.

  • учащиеся овладели начальными знаниями в области танцевальных жанров;
  • сформирвали понятия о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, характер музыкального произведения);
  • научились выразительному, пластичному, грациозному и изящному исполнению

танцевальных движений, сформировали правильную осанку.

Метапредметные (самостоятельность действий, развитие способностей; то, что пригодиться в других сферах жизни, в дальнейшем. Коммуникация):

  • учащиеся научились активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни;
  • развили координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;
  • развили музыкально-ритмические способности,
  • развили физические данные (гибкость, сила, правильная осанка)
  • научились работать в команде.

Личностные (какие качества приобретут для дальнейшего саморазвития, самовыражения, самоопределения):

  • сформировали ценностное отношение к музыкальным, художественным произведениям;
  • развили самостоятельность, общительность, уверенность, инициативность, трудолюбие;
  • развили потребность к здоровому образу жизни;
  • проявили интерес к совместной деятельности.
  • обрели уверенность в себе и в своих силах.

Приложение 3

Лист рецензирования

Структура и содержание образовательной программы

Педагог(и)____________________________________________________________________

Программа____________________________________________________________________

Возраст учащихся _________________________           Срок реализации________________

Структура

Компоненты программы

+/-

Комментарии

Пояснительная записка

Направленность

Актуальность

Отличительные особенности

Адресат программы (характеристика контингента)

Объем и срок реализации программы

Цель программы

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Условия реализации программы

Условия набора в коллектив

Количество детей в группе

Особенности организации образовательного процесса

Формы проведения занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятии

Материально-техническое оснащение программы

Кадровое обеспечение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учебный план

Название разделов\тем

Расчасовка

Теория

Практика

Формы контроля

Рабочая программа

Особенности организации учебного процесса

Задачи

Планируемые результаты

Содержание

Оценочные материалы

Сроки и формы проведения контроля

Описание диагностики

Формы фиксации и предъявления результатов

Методические материалы

Методики, методы, технологии

Дидактические средства

Информационные источники

Календарно-тематическое планирование

Воспитательная работа

Проверил_____________________________________________________________________

Педагог_______________________________________________________________________

Задачи

Результаты

Формы контроля

Формы фиксации и предъявления результата

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Приложение 4

Редакционный лист

Приложение 5

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Этапы контроля

  • входной – осуществляется при приеме учащихся в коллектив. Учащиеся просматриваются по следующим критериям: физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание. Форма фиксации: педагогическое наблюдение;
  • текущий – действует на протяжении всего учебного года, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью, ее корректировку. Формы фиксации: педагогическое наблюдение, тестирование, составление карты «Коэффициент творческой активности»;
  • промежуточный - в   конце полугодия проводится открытый урок (показ); в конце каждого учебного года - отчетный концерт. Формы фиксации: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования;
  • итоговый (в конце третьего года обучения) – выполняется по результатам обучения по программе. Формы фиксации: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования.

Способы и формы выявления результатов: педагогическое наблюдение, тестирование, коэффициент творческой активности.

Способы и формы фиксации результатов: сводная информационная карта, сводная карта педагогического наблюдения, сводная карта тестирования

Способы и формы предъявления результатов: открытые занятия; концерты; праздники; грамоты, дипломы, фото, видеозаписи, отзывы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...