Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
методическая разработка

Методическая разработка рассматривает процесс интеграции общего и дополнительного образования, выявление и определение целей и задач, а так же влияние процесса интеграции на развитие личности обучающихся, выявление положительных и отрицательных черт в данном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starushenkok.v._diplomnayarabota_pedagogikado.docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях

Старушенко Ксения Вадимовна

Руководитель ОДОД, педагог ДО

02 февраля 2018 г.

Содержание

Введение………………………………….…………..……….……………..…3

Глава 1. Общее и дополнительное образование в современной школе….….……6

1.1. Образование. Общее образование ………………………..…………...…..……6

1.2. Дополнительное образование………………………………....………………..10

Глава 2. Теоретические основы интеграции общего и дополнительного образования ………………………………………………………………………….15

2.1. Интеграция. Определение, факторы, аспекты………………..…………..…...15

2.2. Нормативное и организационно-управленческое обеспечение интеграции.17

2.3. Методическое и кадровое обеспечение интеграции …………………………21

2.4. Информационное обеспечение интеграции…………………………………...24

Глава 3. Практика реализации интегрированного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей……………………………………25

3.1. Алгоритм организации интеграции……………………………………………25

Заключение………………………………………………..…………………..29

Литература…………………………………………………………….….......31


Введение

В наше время в современном обществе уделяется пристальное внимание развитию науки и образования, идёт активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования. В связи с социальными и экономическими  преобразованиями в России возникла необходимость модернизации многих социальных институтов,  в первую очередь - необходимость модернизации системы образования.

Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций.

В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы современная российская школа, которая действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Это значит, что в общеобразовательной школе основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами, и благодаря этому создать единое образовательное  пространство, которое необходимо для полноценного в первую очередь личностного, а не только интеллектуального  развития каждого ребёнка. В таких условиях школа смогла бы создать основу для успешной адаптации детей в обществе.

Актуальность  проблемы интеграции общего и дополнительного образования на сегодняшний день занимает важное место и является проблемой наиболее интересной для  педагогов, учеников и Министерства Образования. Интеграция данных важных видов образования позволит школам иметь полный цикл образования, необходимость которого обусловлена, прежде всего, новыми требованиями к образованности человека. В наше время образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию, а не специальными знаниями учебного предмета. Учреждения дополнительного образования детей – одни из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, в котором учащимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Так же  основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Именно поэтому модернизация образования предлагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие и формирование личности обучающегося.
            Целью данной итоговой работы является рассмотрение процесса интеграции общего и дополнительного образования, выявление и определение целей и задач, а так же рассмотрение влияния процесса интеграции на развитие личности обучающихся, выявление положительных и отрицательных черт в данном процессе. 

Задачи данной работы:

- рассмотрение  понятий «общее образование», «дополнительное образование», «интеграция обучения»;

-  определение роли интеграции общего и дополнительного образования в современной школе;

- рассмотрение дополнительного образования как равноправного компонента образовательного пространства;

- выявление роли педагога в системе интеграции общего и дополнительного образования.


ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  1. Образование. Общее образование

Образование, как базовое определение, - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.  Образованный человек – человек, который владеет общими идеями,  принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений;  который располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; который приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать; у которого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Из чего можно сделать вывод, что в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными.  Этого можно достичь путем включения человека в важнейшие виды деятельности. 

Структура системы образования  включает: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование  по интересам. Важно и нужно понимать, чему нужно учить школьников, чем  они должны овладевать в процессе учебной работы как важного  средства развития и формирования личности.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил  и практической подготовки, достигнутые  в результате учебно-воспитательной работы. Данный подход  называется «знаниево-ориентированный» к определению сущности содержания образования. Таким образом, содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Обучение в современной педагогике  характеризуется как вид познавательной деятельности человека. При знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования, знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека как личность, что приводит к идеологизации и регламентации знаний, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью является непосредственно человек. Личностно-ориентированное содержание образования направлено, во-первых, на развитие природных особенностей человека, таких как здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать; во-вторых, на развитие его социальных свойств: быть гражданином, семьянином, тружеником; и в-третьих, развитие свойств субъекта культуры: свободы, гуманности, духовности, творчества. Вместе с этим, развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Само содержание образования изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. В этом случае школа – место, где не просто осуществляется процесс обучения, а обеспечивается всестороннее гармоничное развитие личности, где формируется мысль подрастающего поколения. Образование было и остается соразмерным  процессу исторического развития человеческого  сообщества. Основной компонент  образовательного процесса - осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена. Изучение содержания образования должно быть проведено  не только на основе экспертных оценок, но и посредством обоснованных, научно-доказанных фактов.

Общее  образование ставит цель вооружить  человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться  в огромном мире окружающих нас вещей. Потребности этой  сферы  должны определять цели и содержание общего образования. Из множества путей  реализации наиболее важными  являются следующие направления развития общего образования.

Первое направление развития в общем образовании - предоставление  естественнонаучной картины мира. Второе направление заключается в доведении до обучающихся правил их поведения  в социуме. Третье  - связано с физическими началами в человеке как части природы, актуальность проблем его безопасности и выживания. Четвертое направление общего образования связано с тенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения. Пятое направление общего образования целесообразно связано с развитием природных способностей молодого поколения. Шестое - обусловлено необходимостью приобщения юношей и девушек к достижениям культуры, формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях. Седьмое направление предполагает обязательное овладение не только родным, но и иностранными языками во избежание изоляции от мирового образовательного пространства и ограничению межкультурного общения. Восьмое направление в общем образовании - становление человека как профессионально-грамотного потребителя материальных и духовных продуктов общества.

 Итог таков: главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся  в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью  логических рассуждений. В зависимости  от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и  высшее образование.


  1. Дополнительное образование

Общее образование является базой любой последующей или сопровождающей его специализации, то есть углубленного развития специальных способностей к отдельным видам  деятельности.

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства в современном обществе.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка; оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства. Концепция модернизации российского образования подчеркивает важнейшую роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Основа современного дополнительного образования - масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Дополнительным образованием детей и молодежи профессионально заняты педагогические работники школах, в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства. Ценность данного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

Дополнительное образование детей является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания. В связи с этим есть очевидный факт: дополнительное образование в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Развитие гармоничной системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от качественного выполнения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера; а так же от создания самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого на первом этапе необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Так же важно учитывать особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Дополнительное образование детей в школе как самостоятельное подразделение начинается с системообразующего элемента. Например, это может быть творческое объединение, которое будет проводить многоплановую и разнопрофильную работу, а деятельность его будет носить комплексный характер. Вокруг разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развитая дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении. При создании в общеобразовательном учреждении, таком как школа, самостоятельной структуры для развития системы дополнительного  образования детей, появляется отличная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

        Что дает взаимопроникновение двух сфер основного и дополнительного образования? Во-первых, целостность образовательной системы школы при всем многообразии. Во-вторых, стабильность и постоянное развитие. В-третьих, необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников; и развитие их эмоциональной сферы, формирование духовно-нравственных  качеств. В-четвертых, сохранение определенного консерватизма системы, активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий. В-пятых,  поддержка существующих школьных традиций и поиск  новых путей организации жизни  ученического и педагогического коллективов. В-шестых, сохранение лучших педагогов  и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

Существует и сотрудничество на основе договора или соглашения образовательного учреждения с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и  др. Кроме того, это прекрасная возможность включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

Необходимо стремиться к развитию творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. Иногда набор кружков и секций в школах не меняется на протяжении многих лет и ограничивается несколькими, большинство из которых рассчитано на детей младшего и среднего возраста. Старшим школьникам внимание уделяется в меньшей степени, порой даже не учитывая интересы ребят. Конечно, не всегда возможно  максимально  учитывать их интересы, но необходимо искать  варианты решения проблемы, которые поспособствуют школьникам реализовывать  свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии в системе дополнительного образования детей.

Кадровые условия необходимы, прежде всего, как  возможность профессионального  роста педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий  по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной  системы и направлено на активизацию  творчества педагогов, их самообразование  и желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Для профессионального роста необходимо взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ. Более того, важно  организовать творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными  руководителями, воспитателями, где совместно обсуждаются волнующие всех проблемы (воспитательные, дидактические, социальные, общекультурные). Это дает возможность  не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Очень важно регулярно  организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИПК, проводить  семинары силами приглашенных ученых, в том числе на базе учреждения дополнительного  образования детей. Желательно задействовать педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и пр.).

Успешное развитие системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от привлечения в педагогический коллектив новых  людей. Ими могут быть работники учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также те, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.


ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Интеграция. Определение, факторы, аспекты

Интеграция – (от лат. integratio –восстановление, восполнение; лат. integrum – целое) – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Определяют внешние и внутренние факторы интеграции. Среди внешних выделяют: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие); влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании. Среди внутренних факторов интеграции: общность целей образовательных учреждений; стремление образовательного учреждения к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала, координации деятельности для совместного использования ресурсов, создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы.

Интеграция учреждений общего образования и дополнительного образования детей предполагает объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования личности учащихся через проявление и развитие каждым ребенком своих интересов. Основа -  свободный выбор, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, организация единого педагогического процесса.

Интеграция - это способ максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей. Она предполагает внешнюю интеграцию – подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, и внутреннюю интеграцию – взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Рассмотрим стратегию развития интеграции общего и дополнительного образования. Она включает два базовых аспекта.

Во-первых, это содержательная интеграция общего и дополнительного образования, которая подразумевает постепенный переход от совокупности отдельных программ дополнительного образования к усилению их связей между собой, с программами общего образования, к расширению разнообразия комплексных проектов. Во-вторых, это организационная интеграция, подразумевающая целенаправленный рост кооперации в школьном, в том числе и педагогическом, сообществе. Организационную интеграцию можно определить в подходах к интегральной оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся. Продвижение ребенка от репродуктивного уровня к творческому, от освоения начальных техник предметной деятельности к индивидуальному и коллективному творческому продукту предполагает накопительную оценку его достижений (портфолио). Данную оценку  можно рассматривать как систему многомерных и многоаспектных наблюдений, в том числе самонаблюдений за индивидуальным развитием ребенка в процессе и общего, и дополнительного образования.


2.2. Нормативное и организационно-управленческое обеспечение интеграции

Интеграция учреждений общего и дополнительного образования определяется порядком совместного использования ресурсов интегрированных образовательных учреждений путем переговоров между руководителями учреждений и закрепляется рядом документов (в большинстве случаев).

Формой гражданско-правового регулирования правоотношений образовательных учреждений в условиях интеграции учреждений общего и дополнительного образования является договорное регулирование. Среди основной массы договорных форм используются договоры аренды; договоры безвозмездного пользования; договоры об оказании образовательных услуг; другие договорные формы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также локальные нормативные акты, предусмотренные уставами образовательных учреждений. В договорах взаимодействия и сотрудничества предусмотрено четкое распределение прав и обязанностей каждого из участников интеграции.

В первую очередь набор нормативно-правовых и организационных документов должен обеспечить:

- организацию работы с детьми в рамках интеграционного взаимодействия;

- основания для зачета образовательных услуг, оказанных различными учреждениями, в целях учета достижения результатов, требуемых в ФГОС НОО;

- основания для финансирования проводимых работ,  в том числе оплату труда педагогов;

- возможность внесения корректировок в ходе оказания образовательных услуг - по кадровому обеспечению, тематике, срокам проведения и т.д.

Рассмотрим основной перечень локальных актов, обеспечивающих реализацию интеграции общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования и требующих внесения изменений:

- Положение о Координационном Совете взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования по организации внеурочной деятельности школьников;

- Договор о сетевой форме реализации образовательных программ;

- Должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- Приказы об утверждении образовательных программ;

- Правила внутреннего распорядка.

Все разрабатываемые локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Управление интеграционным взаимодействием может осуществляться Координационным Советом. Основные функции КС:

- стратегическое планирование интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы;

- оценка ресурсов образовательных учреждений территориальной образовательной системы для обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- содействие общеобразовательным учреждениям в составлении дополнительных общеобразовательных программ;

- содействие общеобразовательным учреждениям в составлении индивидуальных учебных планов;

- оценка эффективности результатов интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

Исследование образовательных потребностей учащихся - первый этап деятельности Совета, в рамках которого решаются следующие вопросы:

- определение востребованных учащимися образовательных учреждений территориальной образовательной системы дополнительных общеобразовательных программы;

- определение количества учащихся, желающих осваивать конкретные дополнительные общеобразовательные программы;

- определение динамики перемещения учащихся.

Предпринимаемые Советом действия:

- разработка, утверждение и согласование с управлением образования нормативно-правовых документов, обеспечивающих интеграционное взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы, включая договор о совместной деятельности;

- согласование планов, программ, организационных моментов интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы;

- разработка мер по организации учебного процесса в рамках интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы (условия подвоза учащихся, привлечение к работе отдельных специалистов и др.);

- утверждение плана мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров;

- согласование должностных обязанностей работников, участвующих в обеспечении интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы;

- согласование положений о системе мер поощрения лиц, участвующих в обеспечении интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования территориальной образовательной системы.


2.3.  Методическое и кадровое обеспечение интеграции

В задачи методического обеспечения интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования входит создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов.

Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности предполагает разработку новых программ. В такой перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для реализации внеурочной деятельности могут войти:

- программы общекультурной направленности (например, краеведение, история искусства и пр.);

- программы, направленные на приобретение учащимися внеучебных компетенций (основы искусства фотографии, игра на гитаре, оформление стенгазеты и пр.);

- программы, направленные на формирование у учащегося универсальных учебных действий, составляющих метапредметные и личностные результаты образования (например, грамотное чтение условий задачи, беглый перевод текста с иностранного языка, скорочтение, стенография и пр.);

- программы, связанные с углубленным изучением профильных учебных предметов, реализацией проектной и исследовательской деятельности по предметам учебного плана;

- досуговые программы (спортивные секции, хоровое пение, театральная студия и пр.).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, должна содержать следующие разделы:

- пояснительная записка с планируемыми результатами освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы;

- учебный план, учебно-тематический план;

- содержание программы;

- методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В свою очередь пояснительная записка должна включать общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования, раскрывая при этом:

- актуальность и направленность реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- место дополнительной общеобразовательной программы в системе внеурочной деятельности учреждений общего и дополнительного образования детей, являющихся участниками интеграционного взаимодействия.

Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы должны включать перечень личностных, предметных и метапредметных результатов, на достижение которых направлена реализация программы, и доказательство педагогической целесообразности достижения этих результатов конкретными программными средствами. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов должно быть основано на системно-деятельностном подходе и совокупности принципов организации внеурочной деятельности, соответствующих основным общим принципам обучения детей школьного возраста.

Учебно-тематический план может включать указание на образовательное учреждение-участник интеграционного взаимодействия, которое отвечает за реализацию данной темы (подраздела темы) в рамках программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы должно включать перечень учебного оборудования, необходимого для реализации программы, список рекомендуемых образовательных ресурсов и список рекомендуемой литературы.         

Повышение профессиональной компетентности педагогов может быть осуществлено через:

-  диссеминацию передового педагогического опыта;

- диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Кадровые условия реализации включают:

- укомплектованность учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

- наличие соответствующей квалификации педагогических работников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников.

Специально обученный сотрудник учреждения дополнительного образования должен координировать расписание занятий в нескольких образовательных учреждениях.

  1. Информационное обеспечение интеграции

 

Информационное обеспечение интеграции общего и дополнительного образования включает в себя, во-первых, информацию, необходимую для управления процессами интеграции; во-вторых, создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией; и в-третьих, комплекс мер по обеспечению информационными ресурсами, включающий в себя механизмы поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации; организация различных информационных банков данных.

В информационное обеспечение может быть включено:

- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и пр.);

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения педагогов образовательного учреждения, учащихся и родительской общественности (анкетирование, тестирование и пр.);

- использование информационно-коммуникационных технологий (Интернет-сайт образовательного учреждения)  для организации взаимодействия  образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- регулярный мониторинг хода реализации учебных планов образовательных учреждений и индивидуальных учебных планов учащихся, выполнения договорных обязательств (минимум раз в полугодие).

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

3.1. Алгоритм организации интеграции

Рассмотрим практический алгоритм организации интеграции, который может включать следующие этапы.

1 этап. На данном этапе принимается решение образовательных организаций об организации интеграционного взаимодействия (решение управления образования о выделении совокупности учреждений, совместно организующих внеурочную деятельность детей, проживающих на данной территории), закрепленное нормативно. При этом каждое учреждение сохраняет статус юридического лица и имеет равные права с другими учреждениями, однако в рамках взаимодействия образуется единое образовательное пространство.

Задачи 1го этапа:

- разработка программы эксперимента (концепции взаимодействия);

- определение участников взаимодействия;

- создание образовательной сети внеурочной деятельности;

- разработка мер по финансированию внеурочной деятельности;

- определение модели и формы организации внеурочной деятельности.

2 этап. На втором этапе создается Координационный Совет, в который входят директора (заместители директоров) всех учреждений, участвующих в интеграционном взаимодействии. Затем происходит выработка координационным советом и подписание всеми директорами договора о сотрудничестве учреждений.

Задачи 2го этапа:

- разработка программы взаимодействия;

- анализ возможности интеграции существующих программ дополнительного образования детей в образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования детей;

- заключение договоров между участниками образовательной сети;

- составление плана взаимодействия.

3 этап. На третьем этапе проводится анализ ресурсов участников взаимодействия. Затем выявляется образовательный заказ на организацию внеурочной деятельности.

Задачи 3го этапа:

- анализ имеющихся ресурсов и возможностей образовательного учреждения;

- определение первичного набора образовательных предложений для окружающего социума;

- разработка плана информирования родителей образовательным учреждением под руководством координаторов;

- предварительное анкетирование родителей будущих первоклассников и учащихся общеобразовательного учреждения;

- обработка анкет.

4 этап. На четвертом этапе происходит построение модели функционирования и взаимодействия учреждений, которая максимально удовлетворила бы образовательный заказ, обеспечила бы равные возможности и высокое качество внеурочной деятельности для всех детей.

Задачи 4го этапа:

- соотнесение целей и ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), заявленных в основных образовательных программах образовательных учреждениях – участников интеграционного взаимодействия;

- разработка интегрированной дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности;

- разработка модели внеурочной деятельности для каждого образовательного учреждения;                 

 - определение роли ОУ в образовательной сети участников интеграционного взаимодействия;

- составление плана сетевого взаимодействия.

5 этап. На пятом этапе происходит организация работы с родителями. Задачи 5го этапа:

- создание информационных носителей (буклеты, сайты и т.д.);

- составление плана – графика мероприятий образовательного учреждения по ознакомлению родителей с возможностями сети.

6 этап. Шестой этап подразумевает подготовку образовательного учреждения к работе в условиях интеграции.

Задачи 6го этапа:

- заключение договоров между учреждениями общего и дополнительного образования детей, образовательного учреждения с родителями;

- внесение изменений в должностные инструкции заместителя директора, психолога, педагогических работников и др.;

- составление сетевого учебного плана;

- разработка, утверждение и экспертиза программно-методического обеспечения;

- разработка школьных учебных планов;

- определение перечня программ внеурочной деятельности;

- комплектование групп;

- определение тьюторов для организации сопровождения внеурочной деятельности учащихся (комплектование группы, организация индивидуального маршрута, сопровождение до места проведения, отслеживание результатов);

- организация места хранения портфолио учащихся;

- определение списка педагогов, организующих деятельность;

- разработка сетевого расписания;

- подготовка кадров, планирование совместных методических мероприятий, при необходимости организация повышения квалификации.

7 этап. Седьмой этап предполагает непосредственно запуск деятельности. Задачи 7го этапа:

- введение дополнительного образования в режим образовательного учреждения;

- оформление экрана деятельности;

- учет занятости учащихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной итоговой работе мы рассмотрели процесс интеграции основного и дополнительного образования в современных условиях. Интеграция в образовании – актуальное и необходимое на сегодняшний день явление. В постоянно меняющихся условиях возникает потребность в строительстве  российской школой принципиально иной функциональной модели своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Полнота образования подразумевает, что в современной школе основное базовое и дополнительное образование детей  должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 

Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ведь по отдельности они односторонни и неполноценны. Мы уже выяснили, что как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ученика во всем богатстве его запросов и интересов.

Рассмотрев теоретические основы интеграции общего и дополнительного образования, выяснили, что интеграцию можно считать целесообразной, если имеются понимание необходимости сотрудничества у всех участников интеграции, гарантии привлечения детей во внеурочную деятельность на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения в эту деятельность и возможности адекватного выхода из нее. Кроме того, важна научно обоснованная программа внеурочной деятельности, соответствующая этой программе система выявления интересов и склонностей детей, в наибольшей мере нуждающихся в данных видах деятельности. Безусловно, без квалифицированных кадров педагогов, способных обеспечить соответствующую деятельность учащихся, интеграция общего и дополнительного образования не состоится, так же как она не состоится и без системы обратной связи, позволяющей отслеживать эффективность работы взаимодействия образовательного учреждения  и  учреждения дополнительного образования.

Подведем общий итог. Образование в нашей стране направлено на всестороннее развитие личности. Интеграция общего и дополнительного  образования непосредственно оказывает влияние на развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, что позволяет самореализовываться учащимся в полной мере. Более того, самореализации будут подвергаться  непосредственно и сами педагоги. При дальнейшем развитии данного подхода повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка.


Список литературы

  1. Прокудин Ю.П., Макарова Л.Н., Акулинина В.С. Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации // Вестник ТГУ. 2010;
  2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М.  Педагогические технологии   // Волгоград. 2006;
  3. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003;
  4. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002;
  5. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития // Школьные технологии. 1997, 1998;
  6. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. // М., 2000;
  7. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие // Самара,1999;
  8. Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии // Народное образование, 1998;
  9. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование, 1997;
  10. Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе // М.  2005;
  11. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии, 2000;
  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие // М. 1998;
  13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии // М. 1989;
  14. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие // М. 2005;
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе // М.2005;
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя // М. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях

В работе отражены теоретические и практические вопросы интеграции основного и дополнительного образования детей,значение и необходимость рассмотрения данной проблемы по созданию единого образова...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях

Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы российская школа начала строить принципиально иную функциональную мо...