РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа

Голуб Лилия Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 уч. год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логика». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_logika12gruppy.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования Шушенского района»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора МБОУ ДО «Центр дополнительного образования Шушенского района»

Киримова Н.А.

_________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 уч. год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Логика». ШРР.

Форма реализации программы – очная;

Год обучения – первый;

Номер группы – 1,2;

Возраст обучающихся – 4-6 лет.

Составитель:

Голуб Л. В.,

педагог дополнительного образования.

Приложение 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность ДОП

естественнонаучная

Вид ДОП

модифицированная

Уровень ДОП

средний и старший дошкольный возраст

Особенности обучения в текущем учебном году по ДОП: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины замены тем по сравнению с ДОП и т.д.

Изменения необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части ДОП, обоснование изменений.

Каждому обучающемуся предоставлены все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его математических способностей развитие памяти внимания, развитие логического и абстрактного мышления. Так же в период учебного года дети приобретают огромный опыт коллективного общения не только на занятиях, но и на таких массовых мероприятиях, как: «Посвящение в ученики», «Новый год», «День именинника», «День здоровья» посвященный 23 февраля, «Праздник весны» посвященный 8 марта, экскурсия и участие в выставке ДПИ «Радуга творчества», «Выпускной».  

В 2021-2022 уч. году группа состоит из 12 человек среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Особенности организации образовательного процесса по ДОП с указанием:

  • количество учебных часов по программе;
  • количество учебных часов согласно расписанию;
  • информация об изменении сроков или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы.

  • 36 учебных часов по программе
  • 36 учебных часов согласно расписанию

Цель рабочей программы на текущий учебный год

Развитие у детей среднего старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений.

Задачи на текущий учебный год, для конкретной учебной группы

  • способствовать повышению адаптации детей к школе;
  • воспитать умения сосредоточенно думать, рассуждать;
  • развивать способности к длительному умственному напряжению;
  • развивать внимание, мышление, память;
  • развивать умения выделять и абстрагировать свойства, сравнивать и квалифицировать, и обобщать;  
  • развивать умения производить простейшие логические и мате
  • матические действия и операции;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
  • воспитать уважение к национальным традициям.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснование выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа).

1 учебный час в неделю продолжительностью 30 минут

Формы занятий и их сочетание, пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий.

Фронтальная, коллективная, групповая, по подгруппам, парная, индивидуальная работа в соответствии с тематикой и задачами учебного занятия.

Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы измерения для текущего года обучения. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации).

Адаптация учащихся к школе.  

Развитие внимания, мышления, памяти, умения сосредоточенно думать, рассуждать, способности к длительному умственному напряжению, мелкой моторики и координации движений рук;

Знать и уметь

  • производить простейшие логические и математические действия и операции
  • выделять и абстрагировать свойства, сравнивать и квалифицировать, и обобщать;  

Воспитать уважение к национальным традициям через внедрение занятий затрагивающие важные даты нашей страны, района.

Участие в конкурсах международного, всероссийского уровня, районной выставке ДПИ.  

        Для оценки результативности занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль:

  • Цель входного контроля диагностика развития логического мышления. Форма оценки входного контроля, анкеты тесты, устный и письменный опрос, наблюдение.
  • Форма оценки текущего контроля: творческие задания, собеседования, наблюдение
  • Итоговый контроль проводиться в форме: итоговой диагностики, выполнения творческих заданий

Приложение 2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

по дополнительной общеразвивающей программе

«Логика»

на 2021-2022 учебный год

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Графа

кор-ции

Теория

Практика

  1. 1

4.09. 21

«Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контрольно-проверочное занятие

  1. 2

11.09. 21

«Вверх, вниз, право, лево.»

Ориентировка в пространстве, на листе бумаги.

Игры с конструктором.

0,2

0,8

Индивидуальная

Наблюдение

  1. 3

18.09. 21

«Перед, после, между.»

Ориентировка в пространстве, на листе бумаги.

Игры с конструктором.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контрольно-проверочное занятие

  1. 4

25.09. 21

«Логические цепочки.»

Группировка фигур, нахождение лишнего, прохождение лабиринтов.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 5

2.10. 21

«Логические цепочки. Закрепление»

Соотношение последовательностей, выполнение действий по заданной схеме, объединение и сравнение фигур, предметов.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 6

9.10. 21

«Временные отношения.»

Ориентация в частях суток.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 7

16.10. 21

«Логические задачи.»

Умение выявлять «подвох» в условии задачи, решение задачи.

0,2

0,8

Индивидуальная

Наблюдение

  1. 8

23.10. 21

«Блоки Дьенеша.»

Умение сравнивать предметы по признакам.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 9

30.10. 21

«Блоки Дьенеша. Продолжение»

Выстраивание фигур, картинок из блоков.

0,2

0,8

Индивидуальная

Наблюдение

  1. 1

6.11. 21

«Блоки Дьенеша. Закрепление.»

Математические и подвижные игры с блоками.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

13.11. 21

«Конструирование.»

Развитие мелкой моторики.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 1

20.11. 21

«Продолжи узор.»

Развитие мышления.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контрольно-проверочное занятие

  1. 1

27.11. 21

«Квадрат из геометрических фигур.»

Умение работать сообща, развитие усидчивости и внимания.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 1

4.12. 21

«Домино.»

Развитие внимания, памяти и усидчивости.

0,2

0,8

Фронтальная, индивидуальная работа

Наблюдение

  1. 1

11.12. 21

«Превращение кругов.»

Развитие логического мышления.

0,2

0,8

Фронтальная, индивидуальная работа

Наблюдение

  1. 1

18.12. 21

«Раскрась по алгоритму.»

Умение работать по алгоритму.

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 1

25.12. 21

 Конкурс “Лабиринт испытаний”

Выявление уровня логического мышление Привлечение воспитанников к активному участию в конкурсах.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контрольно-проверочное занятие

  1. 1

15.01.22

«Лото. Домино.»

Развитие логического мышления.

0,2

0,8

Работа в

парах

Наблюдение

  1. 1

22.01.22

«Закономерности.»

Умение находить закономерности.

0,2

0,8

Фронтальная работа

Наблюдение

  1. 2

29.01.22

«Где, чей домик?»

Развитие логического мышления.

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 2

5.02.22

«Собачка. Рисунок по клеточкам.»

Умение ориентироваться на бумаги.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контроль

  1. 2

12.02.22

«Высокий, низкий. Большой, маленький.»

Умение отличать по форме, размеру.

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 2

19.02.22

«Найди клад»

Умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину…

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 2

26.02.22

«Превращение фигур» Аппликация

Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий…

0,2

0,8

Индивидуальная

Наблюдение

  1. 2

5.02.22

Игра «Где, чей гараж?»

Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

0,2

0,8

Работа в

 парах

Наблюдение

  1. 2

12.03.22

Задачи-шутки

Развитие внимания и логические рассуждения.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 2

19.03.22

Игра «Назови соседей», «Засели дом»

Развитие классификационных умений.

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 2

26.03.22

Логическая игра «Четвёртый лишний»

Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению.

0,2

0,8

Групповая

Наблюдение

  1. 2

2.04.22

«Загадки без слов»

Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям.

0,2

0,8

Индивидуальная

Контроль

  1. 3

9.04.22

«Где больше?». «Превращения из кругов»

Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать её. Аппликация

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 3

16.04.22

 «Найди фигуру». Ребусы. Работа в тетради.

Развитие логического мышления, внимания.

0,2

0,8

Фронтальная, индивидуальная работа

Наблюдение

  1. 3

23.04.22

«Мозаика цифр»

Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не»

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 3

30.04.22

 «Доскажи словечко», «Лабиринт»

Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

0,2

0,8

Фронтальная, индивидуальная работа

Наблюдение

  1. 3

14.05.22

«Хитрые задачки». Викторина по сказкам Чуковского.

Развитие умения самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения, формулировать вопросы и отвечать на них

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 3

21.05.22

«Танграм» древняя китайская игра

Развитие логического мышления,

0,2

0,8

Коллективная работа

Наблюдение

  1. 3

28.05.22

«Звёздный час». «Что? Где? Когда?» Математическая викторина. Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

0,2

0,8

  Индивидуальная

Контрольно-проверочное занятие

Приложение 3

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входной контроль (срок - сентябрь, форма контроля – педагогический мониторинг).

Текущий контроль будет проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого воспитанника.

Промежуточный контроль проводиться в декабре в виде практических заданий, конкурсов.

Итоговый контроль (срок - май, в форме итоговых игровых занятий).

Для проведения диагностики развития логического мышления используются следующие методики:

Методика «Нелепицы»

Методика «Времена года»

Методика «Найди отличия»

Методика «Нелепые картинки»

Методика «Перепутанные стихи»

Методика «Что здесь лишнее?»

Методика «Раздели на группы»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

 

Оценка результатов проводиться по десятибалльной системе:

10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.

Методическое обеспечение программы.

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры.

Игрушки

Фланелеграф,

мольберт.

Чудесный мешочек.

Знаки-символы.

Пластмассовый и деревянный строительный материал.

Геометрическая мозаика.

Счётные палочки.

Предметные картинки.

Блоки Дьенеша,

Палочки Кюизенера

Лото.

Дидактические и развивающие игры.

Работа с занимательным материалом

Работа с развивающими, дидактическими играми

Физкультминутки.

Работа с электронными дидактическими пособиями.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Литература.

Методические пособия

  1. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
  2. Богомолова О. Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 270 с.
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  4. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / сост Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006. 
  5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  6. Верещагина ,Н. В.,  Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям  Старшая группа / сост. Н.В. Верещагина -   Издательство Детство - Пресс, 2011.
  7. Верещагина ,Н. В.,  Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям  Подготовительная к школе группа / сост. Н.В. Верещагина -   Издательство Детство - Пресс, 2011.
  8. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1994. – 128 с.
  9. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012.
  10. Математика и логика. Методические рекомендации для воспитателей. «Кайнар» «Просвещение – Казахстан» 2007г
  11. Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ. Н.И.Бенеш 2004г
  12. Мониторинг в современном детском саду. Методическое пособие. Н.В.Микляева 2011г
  13. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников/ сост.  Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.  Библиотека программы  Детство - СПб  Детство – Пресс, 2002.
  14. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера  Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова-  М. Мозаика -Синтез, 2011.
  15. Панова,  Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.  Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е.Н. Панова -  ТЦ  Учитель  Воронеж, 2007.
  16. Панова  Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ  Старший возраст Выпуск 2/ сост. Е.Н. Панова -  ТЦ  Учитель  Воронеж, 2007.
  17. Развитие мышления. Разработки занятий. З.А.Ефанова 2010г
  18. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
  19. Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей по специальности «Педагогика и методика начального образования». –М.: Академия, 2007.
  20. Тихонова Н. Б. Зарядка для ума. Учебно-методическое пособие для учащихся и студентов педагогических университетов. – Пенза: ПГПУ, 2006.             
  21.  Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» http://mathkang.ru/.
  22. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] - Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
  23. Электронное дидактическое приложение к тетрадям на печатной основе «Учимся решать логические задачи», 1–2 класс, ttp://umkgarmoniya.ru/electronic_support/electronic_logic_1_2_class.php          

Список использованной литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В. Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
  2. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
  3. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  4. Каугин М.А После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. 2000.
  5. Каугин М.А Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. 2000.
  6. Михайлова, Л.З., Иоффэ Э.Н. Математика от трех до шести /Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – Изд. Детство - Пресс, 2006
  7. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
  8. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  9. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г
  10. Петерсон Л.Г Кочемасова., Е. Е.. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации» – М.: Ювента, 2014 г.
  11. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
  12. Рылеева, Е.В. Вместе веселее Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет./ сост Е.В. Рылеева М. Айрис – Пресс, 2004.
  13. Тихомирова Л.Ф.  Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем. Логика (дети 5 – 7 лет). 2001г
  14. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
  15. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
  16. Шалаева. Г.П. Большая книга логических игр. 2011г
  17. Фред Роджерс 80 веселых развивающих игр для вашего малыша. 2009г
  18. Янушко Е. А «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...