Программа дополнительного образования "Вокал"
учебно-методический материал

Перепечина Надежда Васильевна

Программа расчитана на обучающихся 4 -7 классы. Она поможет педагогу организовать обучение ребят навыкам вокального пения. Расчитана на 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_vokal_2_goda.docx94.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Никифоровского района

Вырубовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области

Рекомендована к утверждению

Методическим советом МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Протокол  №___

от «_27_»_08_2021 г.

Председатель Методического совета

_____________(Медведева С.А.)

Утверждаю

директор МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

_______________(Добрынина Н.М.).

Приказ № 601

от «_27_»_08_2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Вокал»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 10-18 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Перепечина Надежда Васильевна,

педагог дополнительного образования

д.Вырубово

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Вырубовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Перепечина Надежда Васильевна,педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);«Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен», разработанных Управлением образования и науки Тамбовской области совместно с Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения программы

базовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

10– 18лет

4.7.Наполняемость учебных групп

6-10  человек

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  «Вокал» направлена на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники,  самостоятельности, способности к самореализации;  на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным.

Направленность (профиль) программы: художественная.

По форме организации: групповая.

Уровень освоения программы:  базовый.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал» заключается в том, что наряду с теоретическими знаниями обучающиеся должны приобрести практический опыт, выступая на различных  конкурсах и концертах. По форме организации программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях) для всех обучающихся, так и индивидуальное обучение  талантливых детей.

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.

Актуальность программы

Вокальному воспитанию придаётся особо важное значение, т.к. пение является одним из самых доступных  и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда: умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитывается организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребёнка. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса сольного эстрадного пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют свой кругозор. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития школьников, материально-технические условия, для реализации которых имеются в нашей школе.

Педагогическая целесообразность программы

Занятия по программе «Вокал» дают возможность приобщения учащихся к лучшим традициям  музыкальной  культуры через увлекательные и познавательные  формы учебной и творческой деятельности. Программа  предполагает обучение  не только  правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и  умение работать с микрофоном, владение  сценическим движением и актёрскими навыками. В обучении используются лучшие образцы российского исполнительского  репертуара,  что  обеспечивает патриотическое воспитание детей. Песенный материал,  который подбирается  педагогом  в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, а также по принципу  от  простого  к  сложному, в основном  имеет  небольшой диапазон,    что  позволяет  оптимально решать задачи обучения детей пению, развивать музыкальные способности. Выбор способов педагогического воздействия зависит от психофизических способностей обучающихся.За период обучения дети получат определённый объём знаний, умений и навыков, а использование  в  программе  специальных  методов: практического, проблемного, проектного обеспечивают развитие творческих способностей учащихся.

Отличительные особенности

В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по обучению детей вокалу, однако, каждая программа, по-своему индивидуальна и интересна. Особенностью данной программы является ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься пением. Она учитывает индивидуальные возможности детей и позволяет прокладывать индивидуальную трассу её прохождения.

Особенностью программы также является использование  интеграционного  подхода в организации процесса обучения.

Интеграционный подход предполагает синтез на уровне осуществления дидактических приемов, методов, форм проведения занятий. Использование интеграционного подхода в организации учебно-воспитательного процесса позволяет формировать высокий уровень синтеза вербального и образного компонентов восприятия и мышления детей. Интеграционный подход, способствуя формированию целостного восприятия мира, системности в знаниях, умениях, связан с осуществлением творческих проектов.

Особенности организации образовательного процесса

Программа «Вокал» легко интегрируется и адаптируема для различных возрастных групп.

Как правило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки. Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал» различный, поэтому программа включает 2 ступени (уровня) освоения:

I ступень обучения (ознакомительный уровень) 10-13 лет;

II ступень обучения (базовый уровень) 14– 18 лет.

Реализация программы предполагает групповые занятия по вокально-хоровому направлению, индивидуальную работу с солистами, участие в массовых мероприятиях, праздниках, конкурсах, фестивалях.

Адресат программы

Программа «Вокал» охватывает возрастной диапазон от среднего школьного  до старшего школьного возраста (10-18 лет).

Условия набора в учебные группы

    Для обучения  по данной программе существует отбор на основании прослушивания детей, обладающих  музыкальными и вокальными способностями.

Во время первого знакомства с учащимися проводится входная диагностика, определяющая  наличие музыкального слуха, голоса, чувства ритма.

Количество учащихся

Наполняемость учебных групп: 6-10 человек.

Объём и срок освоения программы

Начало учебного года для обучающихся первого года обучения - 15 сентября, окончание учебного года – 31 мая;

для обучающихся второго года обучения – 15 сентября, окончание учебного года – 31 мая.

Количество учебных недель в году - 36.

Программа «Вокал» рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения – 72 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу)

2 год обучения – 144 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа)

Всего – 216 часов.

Форма обучения – очная, дистанционная.

Формы и режим занятий

В 1 год обучения занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут. Длительность учебного часа для учащихся школьного возраста – 45 минут.

Во 2 году обучения занятия проводятся три раза в неделю по два учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут.

Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Программный материал подаётся в форме теоретических, практических, комбинированных занятий.

Формы организации деятельности учащихся:

    Индивидуальные, групповые, ансамблевые.

1.2. Цель и задачи программы.

     

Цель программы – обучение вокалу  детей школьного возраста; духовно-нравственное  и  художественно-эстетическое  воспитание  обучающихся средствами певческой культуры, развитие музыкальных и творческих способностей.

Задачи программы

I ступень обучения (ознакомительный уровень)

1 год обучения

  

Задачи:

Образовательные:

-  дать представление о строении голосового аппарата;

- обучить детей вокальным  навыкам (правильному и естественному звукоизвлечению, певческому дыханию, чёткой дикции);

- обучить музыкальной грамоте;

- познакомить со средствами музыкальной выразительности.

Развивающие:

- развивать музыкальную память;

- развить артикуляцию и дикцию;

- развить музыкальные способности.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию доброжелательности  в отношениях со сверстниками;

- способствовать воспитанию музыкального вкуса;

- способствовать  воспитанию чувства патриотизма, коллективизма.

II ступень обучения (базовый уровень )

2 год обучения

Задачи:

Образовательные:

- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- освоить навыки выразительного исполнения народной, современной отечественной и  эстрадной  вокальной песни;

- познакомить детей с основными приёмами сценического движения, актёрского мастерства;

- сформировать представления о физиологии голосового аппарата;

- познакомить с жанрами вокальной музыки;

Развивающие:

-содействовать развитию  фантазии детей;

- способствовать развитию творческой деятельности, самообразования;

- способствовать развитию вокальных возможностей детей;

- развить  индивидуальные качества ребёнка.

Воспитательные:

-содействовать воспитанию самостоятельности и чувства коллективизма, само и взаимоконтроля;

- способствовать формированию общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;

-способствовать воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, терпения, целеустремлённости.

1.3. Содержание программы.

Учебный план.

I ступень обучения (ознакомительный уровень)

1 год обучения

Наименование раздела, темы

          Количество часов

Формы аттестации\

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел1.

Введение в программу.

      2

    1

1

Диагностическое анкетирование

1

Введение.

1

1

1

Раздел 2.

Музыкальная грамота

14

5

9

Фронтальный опрос

1.

Длительность нот.

4

1

3

2.

Паузы.

2

1

1

Фронтальный опрос

3.

Ключи.

2

1

1

Фронтальный опрос

4.

Музыкальный звукоряд.

4

1

3

Фронтальный опрос

7.

Обобщающее занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос, выполнение упражнений

Раздел 3.

Голосообразование

12

5

7

Индивидуальный опрос

1

Строение голосового аппарата.

2

1

1

2

Процесс звукообразования.

4

1

3

Индивидуальный опрос

3.

Регистровое строение голоса

2

1

1

Фронтальный опрос

4.

Что такое резонатор?

2

1

1

Фронтальный опрос

5.

Обобщающее занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос, выполнение упражнений

Раздел 4.

Вокально-хоровая   работа                          

    21

     7

14

Фронтальный опрос

1

Дыхание.

6

2

4

2

Дикция и артикуляция.

6

2

4

Фронтальный опрос

3

Ладовое чувство.

3

1

2

Фронтальный опрос

4

Динамические оттенки.

4

1

3

Фронтальный опрос

5

Обобщающее занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос, выполнение упражнений

Раздел 5.

Песенное творчество.

21

7

14

Фронтальный опрос

1

Средства музыкальной выразительности. Мелодия.

6

2

4

2

Средства музыкальной выразительности. Ритм.

6

2

4

Фронтальный опрос

3

Средства музыкальной выразительности. Темп.

5

1

4

Фронтальный опрос

4

Построение (формы) музыки.

4

2

2

Фронтальный опрос

Раздел 6

Итоговая аттестация.

2

  1

1

Тестирование, отчётный концерт

1

Итоговое занятие

2

1

1

                                            Итого:

72

26

46

Содержание учебного плана.

I ступень обучения (ознакомительный уровень)

1 год обучения

 Раздел 1.  «Введение в программу»

Тема №1. «Введение»

Теория.   Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Викторина «Как зарождалась музыка?».

Практика. Начальная диагностика музыкальных способностей. Обсуждение репертуара.

Раздел 2.  « Музыкальная грамота»

Тема №1. «Длительность нот.»

Теория.  Понятие «музыкальный звук», его свойства. Виды нот: целые, половинные, четвертные.

Практика.  Длительности нот. Работа в нотной тетради. Музыкальный счёт нот. Исполнение упражнений  с различными длительностями нот.

Тема №2. «Паузы.»

Теория. Знаки молчания в  музыке. Виды пауз: целая, половинная, четвертная.

Практика. Музыкальные паузы. Работа в нотной тетради. Музыкальный счёт пауз.  Исполнение  музыкальных упражнений.

Тема №3. «Ключи.»

Теория. Нотные ключи  в музыке и их виды.

Практика. Музыкальные ключи: скрипичный, басовый. Работа в нотной тетради. Исполнение музыкальных упражнений в разных голосовых регистрах.

Тема №4. Музыкальный звукоряд.

Теория. Ряд звуков, расположенных по высоте. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Практика. Работа в нотной тетради. Разучивание и исполнение гаммы До мажор с названием нот. Исполнение упражнений с устойчивыми и неустойчивыми звуками на конце музыкальной фразы.

Тема №5. Обобщающее занятие.

Теория. Фронтальный опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование.  Выполнение письменных заданий. Исполнение упражнений.

Раздел 3. «Голосообразование»

Тема №1. Строение голосового аппарата.

Теория. Органы голосового аппарата: гортань, твердое и мягкое нёбо  и их роль в голосообразовании. Краткие сведения о голосовом аппарате. Практика. Исполнение гласных звуков с акцентированием внимания на органах голосового аппарата.

Тема №2. «Процесс звукоообразования»

Теория..Беседа  о способах вокального звукоизвлечения. Атака – момент звукообразования. Твердая , мягкая и придыхательная атака звука.

Практика.  Приёмы напевного, лёгкого звука. Исполнение   упражнений:

легато, нон легато, стаккато.

Тема№3. «Регистровое строение голоса»

Теория. Понятие «регистр»  и его виды. Верхний, нижний, микстовый регистры. Округленное звучание.

Практика. Выполнение упражнений в разных регистрах: головном, грудном и среднем.

Тема №4. «Что такое резонатор?»

Теория. Беседа «Резонатор – усилитель звука.» Виды резонаторов:  головной, когда  голос обретает "полетность", собранность, "металл» и грудной, где  придаёт звуку  полноту и объемность звучания.

Практика. Исполнение вокальных  упражнений прикрытым звуком.

Тема№5. «Обобщающее занятие.»

Теория. Фронтальный  опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование. Исполнение упражнений.

Раздел 3.  «Вокально-хоровая работа»

Тема №1. «Дыхание.»

Теория. Особенности певческого дыхания.  Моменты вдоха и выдоха.

Взаимосвязь певческой установки, дыхания и качества звучания голоса.

Практика.  Навыки певческого дыхания.  Исполнение  упражнений  на распределение дыхания.

Тема №2. «Дикция и артикуляция.»

Теория. Основные правила вокальной речи. Строение артикуляционного аппарата. Доказательство зависимости качества певческого звука от чёткости  произносимого текста и степени связанности звуков.

Практика.  Приём утрирования согласных. Упражнения на качество произносимых согласных, гласных.

Тема №3.  «Ладовое чувство.»

Теория. Понятие «лад». Виды лада: мажор, минор, переменный.

Практика. Особенность звучания мажорного и минорного лада. Определение на слух  звучания лада. Исполнение упражнений в разных ладах.

Тема № 4. «Динамические оттенки.»

Теория. Подвижные и неподвижные нюансы. Система обозначения динамических оттенков.

Практика. Работа над устранением форсированного звука. Упражнения                с различными нюансами. Исполнение песен с применением различных  

динамических оттенков.

Тема №5. «Обобщающее занятие.»

Теория. Фронтальный  опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование. Исполнение упражнений, песен.

Раздел 4. «Песенное творчество»

Тема №1. «Средства музыкальной выразительности. Мелодия.»

Теория. Мелодия - главное средство музыкальной выразительности. Её значение в технике исполнения. Определение вокального репертуара.

Практика. Этапы работы над песней: показ песни, разучивание нотного            и литературного текста, фразировки.

Тема№2.«Средства музыкальной выразительности. Ритм.»

Теория. Ритм -  средство музыкальной выразительности. Его виды и значение в технике исполнения.

Практика. Этапы работы над песней: преодоление  вокальных, интонационных и ритмических трудностей.

Тема№3.«Средства музыкальной выразительности. Темп.»

Теория. Темп -  средство музыкальной выразительности. Его виды и  значение в технике исполнения.

Практика. Этапы работы над песней: преодоление  вокальных, интонационных и ритмических трудностей.

Тема №4.«Построение (формы) музыки.»

Теория. Строение музыкальных произведений. Форма музыки и её виды.

Практика. Работа над песней.

Раздел 5. «Итоговая аттестация»

Тема №1. «Итоговое занятие»

Теория. Тестирование, разгадывание кроссворда.

 Практика. Отчётный концерт. Составление программы, выбор ведущих и солистов, оформление зала, репетиция.

Планируемые результаты:

По окончании первого года обучения учащиеся:

будут знать/понимать:

Предметные результаты:

-  строение голосового аппарата;

-  основы музыкальной грамоты в пределах программы;

уметь:

-  владеть вокальными  навыками (правильным и естественным звукоизвлечением, певческим дыханием, чёткой дикцией).

Развивающая деятельность:

- будет развита   музыкальная память  детей;

-  будут развиты  музыкальные способности детей;

- будет развита артикуляция и дикция.

Воспитательные:

- будет  воспитана доброжелательность  в отношениях со сверстниками;

- будет воспитан музыкальный вкус;

- будет  воспитано  чувство патриотизма, коллективизма.

Методическое обеспечение 1 года обучения

Название раздела,

тема

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

Раздел1.

Введение в программу.

Баян, СD, MP3

Беседа, игра; словесный, наглядный,  репродуктивный, викторина

Диагностическое анкетирование

1

Введение.

Раздел 2.

Музыкальная грамота

Комплект дидактических карточек, таблицы, ребусы, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, баян, СD, MP3

Практическое

        и теоретическое

    занятие; словесный, наглядный,

практический.

Фронтальный опрос, упражнения

Раздел 3.

Голосообразование

Баян, музыкальный центр, плакаты, таблицы. СD, MP3,

 фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос,

упражнения

Раздел 4.

Вокально-хоровая   работа                          

Баян, музыкальный центр, плакаты, таблицы. СD, MP3,

 фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический

Фронтальный опрос,

упражнения

Раздел 5.

Песенное творчество.

     СD, MP3,

баян, музыкальный центр,фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, нотные издания с вокальными произведениями, детские  музыкальные инструменты

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический, проблемный, творческий

Фронтальный опрос

Раздел 6.

 Итоговая аттестация.

    Комплект дидактических карточек, плакаты, баян,

музыкальный центр, тесты, СD, MP3, фонограммы «минус» музыкальных композиций

Обобщающее занятие, словесный, практический,

организационный,

творческий

Тест, отчётный концерт

Учебный план

II ступень обучения (базовый уровень)

2 год обучения

Наименование раздела, темы

          Количество часов

Формы аттестации\

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел1.

Введение в программу

2

1

1

Входной

контроль

1.

Введение.

2

1

1

Раздел 2.

Музыкальная грамота

37

12

25

Фронтальный опрос

1.

Размер

3

1

2

2.

Триоли.

3

1

2

Фронтальный опрос

3.

Синкопа.

4

1

3

Фронтальный опрос

4.

Альтерация.

4

1

3

Фронтальный опрос

5.

Трезвучия.

4

1

3

Фронтальный опрос

6.

Увеличение длительностей и пауз. Точка.

3

1

2

Фронтальный опрос

7.

Увеличение длительностей и пауз. Фермата.

3

1

2

Фронтальный опрос

8.

Увеличение длительностей. Лига.

3

1

2

Фронтальный опрос

9.

Интервалы.

8

3

5

Фронтальный опрос

10.

Обобщающее занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос, тестирование, выполнение упражнений

Раздел 3

Охрана голоса

16

5

11

Фронтальный опрос, тренировочное

упражнение

1

Правила голосового поведения

3

1

2

2

Рекомендации для закаливания голоса.

3

1

2

Фронтальный опрос, тренировочное

упражнение

3

Что такое тесситура?

4

1

3

Фронтальный опрос, тренировочное

упражнение

4

Что такое диапазон?

4

1

3

Фронтальный опрос, тренировочное

упражнение

5.

Обобщающее занятие

2

1

1

Фронтальный опрос, тестирование, выполнение упражнений

Раздел 4

Музыкально-творческая деятельность

42

9

33

Индивидуальный опрос, тренировочное

упражнение

1.

Культура речи в пении

10

2

8

2.

Разучивание и исполнение песен

10

2

8

Индивидуальныйопрос, тренировочное

упражнение

3.

Навыки пения с нюансами

10

2

8

Индивидуальныйопрос, тренировочное

упражнение

4.

Принципы работы с микрофоном

10

2

8

Индивидуальныйопрос, тренировочное

упражнение

5.

Обобщающее занятие

2

1

1

Фронтальный опрос, тестирование, выполнение упражнений

Раздел 5

«Актёрское мастерство»

45

15

30

Индивидуальный опрос, тренировочное

упражнение

1.

Сценический образ

15

5

10

2.

Артистизм и пластика.

15

5

10

Индивидуальный опрос, тренировочное

упражнение

3.

Мимика и жесты

15

5

10

Индивидуальный опрос, тренировочное

упражнение

Раздел 6

Итоговая аттестация

2

1

1

Тестирование, отчётный концерт

Итоговое занятие.                            

2

1

1

                                   Итого:

144

43

101

Содержание учебного плана

II  ступень обучения (базовый уровень)

                                                       2 год обучения

Раздел 1.  «Введение в программу»

Тема №1. «Введение»

Теория. Основные правила пения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Входной контроль.

Раздел 2. «Музыкальная грамота»

Тема №1. «Размер»

Теория.  Понятие термина «музыкальный размер». Его функция. Виды размера: простые, сложные и смешанные.

Практика. Исполнение упражнений в двухдольном, трёхдольном и четырёхдольном размерах.

Тема №2. «Триоли»

Теория. Триоль – группа из трёх нот. Нечётное деление длительностей нот.

Практика. Музыкальный счёт  и написания триоли в нотной тетради. Исполнение  музыкальных упражнений с триолями.

Тема №3 . «Синкопа.»

Теория. Понятие  термина «синкопа», «синкопированный ритм».

Практика. Музыкальный счёт в «синкопе». Исполнение  музыкальных упражнений с синкопированным   ритмом.

Тема №4. «Альтерация.»

Теория. Ключевые и случайные знаками альтерации: диез, бемоль, бекар.

Практика. Знаки альтерации. Работа в нотной тетради. Исполнение    упражнений со знаками альтерации.  

Тема №5. «Трезвучия.»

Теория. Главные трезвучия  лада и их виды.

Практика. Минорные и мажорные трезвучия. Исполнение упражнений.

Тема №6. «Увеличение длительностей и пауз. Точка.»

Теория. Ноты  и паузы  нестандартной величины. Точка – увеличение звучания длительности ровно на её половину.

Практика.Способы записи и счёт нот и пауз с точкой. Исполнение упражнений.

Тема №7. «Увеличение длительностей и пауз. Фермата.»

Теория. Фермата–особый знак.  Разное  значение ферматы в классической  и современной музыке.

Практика. Работа в нотной тетради. Исполнение    упражнений с ферматой.

Тема №8. «Увеличение длительностей. Лига»

Теория. Понятие«плюсующая лига» в музыке. Особое значение лиги –соединение длительности.

Практика.  Работа в нотной тетради. Исполнение  упражнений с лигой.

Тема №9. Интервалы

Теория. Интервалы в музыке – расстояние между двумя звуками. Простые  интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы.

Практика. Работа в нотной тетради. Интонирование интервалов и определение на слух . Исполнение упражнений.

Тема №10. Обобщающее занятие.

Теория. Фронтальный  опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование. Исполнение упражнений, песен.

Раздел №3. «Охрана голоса»

Тема №1. «Правила голосового поведения.»

Теория. Правила и  нормы профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый голосовой аппарат. Распевание при любой вокальной работе.

Практика. Исполнение упражнений, песен с соблюдением правил голосового поведения.

Тема №2. «Рекомендации для закаливания голоса»

Теория. Беседа «Закаливание организма.»  Дыхательные упражнения. Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

Практика. Выполнение упражнений по теме.

Тема №3. «Что такое тесситура?»

Теория. Понятие «тесситура». Виды: высокая, средняя и низкая. Типы голосов.

Практика. Исполнение упражнений, песен в разных тесситурах.

Тема №4. «Что такое диапазон?»

Теория. Звуковой объём голоса. Границы вокальных возможностей.

Практика. Выполнение упражнений на расширение диапазона.

Тема №5. «Обобщающее занятие»

Теория. Фронтальный  опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование. Исполнение упражнений, песен.

Раздел 4. «Музыкально-творческая деятельность»

Тема №1. «Культура речи в пении»

Теория. Объединение музыки и поэзии. Виды произношений слов в пении: бытовое, эпическое и сценическая речь. Навык единообразной артикуляции.

Практика. Исполнение упражнений, песен.

Тема №2. «Разучивание и исполнение песен»

Теория. Индивидуальный подбор музыкального репертуара с учетом вокального уровня учащегося, а также с учетом пожелания самих обучающихся, с последующим их разучиванием и исполнением. Методика подбора репертуара.

Практика. Разучивание и отработка сольных и коллективных вокальных номеров, добиваясь четкого интонирования, правильного дыхания.  

Тема №3. «Навыки пения с нюансами»

Теория. Беседа «Каждая песня имеет свой нюанс». Разнообразие нюансов в пении. Крещендо и диминуэндо.

Практика. Выполнение тренировочных упражнений для умелого пользования нюансами.

Тема №4. «Принципы работы с микрофоном»

Теория. Разновидность микрофонов: вокальные, инструментальные, радиомикрофоны. Правила использования микрофонов, уход и хранение. Основные приемы, техники владения вокальным микрофоном.

Практика. Работа с вокальным микрофоном. Исполнение песен в микрофон с применением  различных звуковых оттенков.

Тема №5. «Обобщающее занятие».

Теория. Фронтальный  опрос терминологии по разделу.

Практика. Тестирование. Исполнение упражнений, песен.

Раздел 5. «Актёрское мастерство»

Тема №1. «Сценический образ».

Теория. Понятие «сценический образ» и его разновидности. Специфика создания сценического образа. Правила и основы эстетики при подборе сценического костюма для исполнения вокального номера.

Практика. Поиск сценического образа, оптимально подходящего к исполняемой песне.

Тема №2. «Артистизм и  пластика »

Теория. Правила и способы гармоничного сочетания пения и хореографии в вокальном номере. Использование элементов актерского мастерства в вокальном номере.

Практика. Исполнение песен с артистизмом и простейшими элементами хореографии.

Тема №3. «Мимика и жесты»

Теория. Беседа «Мимика и жест, как одно из важнейших средств создания сценического образа.»Улыбка, приветливое лицо – важный фактор чувства радости. Внутренняя сценическая раскрепощённость.

Практика. Вокальные упражнения: пытаться передать смысл разучиваемого произведения  с помощью мимики и жестов. Исполнение песен.

Раздел 6. «Итоговая аттестация»

Теория. Составление программы концерта. Тестирование.

Практика. Отчётный концерт.

Планируемые результаты:

По окончании второго года обучения учащиеся:

будут знать/понимать:

-  о вокальном дыхании, грамотной артикуляции, основных вокальных приёмах;

- основные приёмы сценического движения, актёрского мастерства;

-  физиологию голосового аппарата;

-  жанры вокальной музыки;

уметь:

-  выразительно исполнять народные, современные отечественные и  эстрадные  вокальные песни.

Развивающие:

- будет развита  фантазия детей;

- будет развита творческая деятельность, самообразование;

-  будут развиты вокальные возможности детей;

- будут развиты  индивидуальные качества ребёнка.

Воспитательные:

- будут воспитаны самостоятельность, чувство коллективизма, само и взаимоконтроля;

- будет сформирована общая культура личности ребёнка, способная адаптироваться в современном обществе;

- будут воспитаны эстетический вкус, трудолюбие, терпение, целеустремлённость.

Методическое обеспечение

2 года обучения

Название раздела,

тема

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

Раздел1.

Введение в программу.

Баян, СD, MP3, тесты

Беседа, словесный, наглядный,  репродуктивный

Входной контроль

Раздел 2.

Музыкальная грамота

Комплект дидактических карточек, таблицы, ребусы, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, баян, СD, MP3

Практическое

        и теоретическое

    занятие; словесный, наглядный,

практический.

Фронтальный опрос, тестирование упражнения

Раздел 3.

Охрана голоса

Баян, музыкальный центр, плакаты, таблицы. СD, MP3,

 фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический

Фронтальный опрос, тестирование,

упражнения

Раздел 4.

Музыкально-творческая деятельность

     СD, MP3,

баян, музыкальный центр,фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, нотные издания с вокальными произведениями, микрофоны

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический, проблемный, творческий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, упражнения

Раздел 5.

Актёрское мастерство

СD, MP3,

баян, музыкальный центр,фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, нотные издания с вокальными произведениями, микрофоны

Беседа,

практическое занятие,

словесный, наглядно-слуховой,

репродуктивный,

практический, проблемный, творческий

Индивидуальный опрос, упражнения

Раздел 6.

 Итоговая аттестация.

    Комплект дидактических карточек, плакаты, баян,

музыкальный центр, тесты, СD, MP3, фонограммы «минус» музыкальных композиций, микрофоны

Обобщающее занятие, словесный, практический,

организационный,

творческий

Тест, отчётный концерт

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы

Календарный учебный график

Год обучения: 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вокала»

(ознакомительный уровень)

Год обучения: 1

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 72.

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вокала»

(базовый уровень)

Год обучения: 2

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 144

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Методические условия реализации программы.

На занятиях в зависимости от темы  используются следующие формы работы:

  1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
  2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии;
  3. устный анализ услышанного(увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание);
  4. разучивание  -  по элементам;по частям;в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста.

Для освоения учащимися полного курса программы используются следующие методы:

- словесные: лекция, объяснение терминов и понятий.;

-наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения песен,  использование презентаций;

- практические: исполнение вокальных произведений, тренировочных вокальных упражнений,  хореографических движений;

- репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания сценического образа исполняемого  произведения;

- творческий метод: определяет  качественно- результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему,  проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешного решения задач воспитания обучающихся нужны определенные условия:

Перечень материалов, необходимых для занятий:

Печатные нотные издания с вокальными произведениями, нотные тетради.

Методические пособия по предметам: нотная грамота, вокал, техника речи, актёрское мастерство.

Фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений.

Аудио, CD, MP3, DVD, видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых направлений (классика, эстрада, народная музыка),  концерты эстрадных, отечественных и народных и  коллективов и солистов.

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных, народных вокалистов и вокальных групп, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие учебного кабинета, хорошо освещённого и соответствующего нормам САНПиН.
  2. Наличие столов и стульев для учащихся и педагога.
  3. Классная доска.
  4. Наличие мультимедийной техники:  компьютер, телевизор.
  5. Наличие музыкального центра.
  6. Диагностический инструментарий.
  7. Методический и дидактический материал.
  8. Фотоаппаратура: фотоаппарат.
  9.  Детские музыкальные и шумовые инструменты
  10. Микрофоны.

В наличии.

Информационное обеспечение

Наличие компьютера, подключённого к сети Интернет.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Формы аттестации.

Кроме этого по программе используются следующие формы аттестации:

  1. Тестирование.
  2. Индивидуальный опрос
  3. Фронтальный опрос.
  4. Диагностика.
  5. Концерт.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий(тематический) , промежуточный и итоговый контроль учащихся.

Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Входной контроль осуществляется в начале обучения.

Промежуточный контроль: осуществляется 1 раз в середине учебного года (январь)

Текущий контроль: осуществляется в течении всего учебного года (в конце каждого раздела программы)

Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированных личностных качеств.

По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий

Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике

Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений

Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

В конце года готовится отчётный концерт, в котором участвуют все учащиеся.

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

Тестирование.

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос.

Диагностика

Концерт.

Формой оценки результатов обучения воспитанника являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участии в концертных программах.

Формы и методы оценивания результатов:

 создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

 устный анализ творческих заданий

 устный анализ самостоятельных работ

 итоговая аттестация в форме отчётного концерта в конце года.

Список  литературы.

  1. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995 г.
  2. Арнхейм  Р.А. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974 г.
  3. Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 1985 г.
  4. Журавлёв А.П. Звук и смысл. – Просвещение, 1991 г.
  5. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Ретро-шлягер. – М.: «Молодая гвардия» 1999г. – с. 51 – 65.
  6. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Современные хиты. - М.: «Молодая гвардия» 1997г. – с. 82 – 108.
  7. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Песни для детей. - М.: «Молодая гвардия»2000г. – с.69 – 111.
  8. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
  9. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. – М.: Музыка, 1990.
  10. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования. М.: АСТ,2005г.
  11. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
  12.  Песенник для детей «Буратино». – Ленинград «Советский композитор» 1991г.
  13.  Попов В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990. – 206 с.
  14.  Сборник «Хиты для всех. Мелодии и тексты». – М.: «Музыка»2000г. – 53 с.
  15.  Сборник «Жемчужины российской эстрады». –  М.: «Союз» 2000г. – 28 с.
  16. Способин И. В. Элементарная теория музыки. – М.: издательство «Музыка», 1973.
  17. Энциклопедия для юных музыкантов / авторы-составители

И.Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.:

ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. – 576 с.

Глоссарий

Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков:   #(диез)   повышает   на   полутон;    b (бемоль)   понижает   на   полутон; -   (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д.
Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.
Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях.
Гармония - последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности.
Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).
Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.
Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым нотам и т.д

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).
Диссонанс — созвучие,  в  котором  звуки  не  сочетаются,  вызывают  ощущение несогласованности.
Жанр  - понятие   определяющее содержание,  характер,  направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом   (марш, танец и т.п.).
Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).
Звукоряд – последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа ,соль, ля, си.
Импровизация – творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.
Интервал – расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний – вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.
Интонация – мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью.
Ключ – знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки.

Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.
Лад – соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.
Легато – связанное исполнение нескольких звуков.
Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.
Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.
Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.
Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Модуляция— логичный, интонационный переход в другую тональность.
Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.
Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.
Нота — графическое изображение звука.
Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.
Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.
Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.
Размер — количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, 6/8 и т. д.
Регистр — определяет звуковой диапазон  музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.
Ритм — последовательное   чередование   звуков   (различной   высоты   и   длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.
Синкопа – смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.
Стаккато – исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.
Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).
Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.
Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.
Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы.

Вокально-хоровое искусство

А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения.
Вокальная музыка — предназначена для пения.  Различают три основных вида пения:   сольное   (один   исполнитель),   ансамблевое   (дуэты,   трио   и   т.   д.),   хоровое (коллективное   исполнение,   одноголосное   или   многоголосное,   с   сопровождением или а капелла).
Вокальное искусство — певческое мастерство.
Детонирование — неправильное, неточное звучание.
Диапазон — звуковой объем певческого голоса.
Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.

Приложение к программе

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вокала»

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 72.

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Год обучения 1

Группа 1

Месяц

Число

Время

прове-

дения

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

сентябрь

Беседа, игра

1

Введение в программу. Введение.

Кабинет музыки

Диагностическое анкети-рование

2.

сентябрь

Практи-ческое и теорети-ческое занятие

4

Музыкальная грамота. Длительность нот.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

3

сентябрь

2

Паузы.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

4

сентябрьоктябрь

2

Ключи.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

5

октябрь

4

Музыкальный звукоряд

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

6

октябрь

2

Обобщающее занятие.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, упражнения

7

ноябрь

Беседа, практическое занятие

2

Голосообразование.

Строение голосового аппарата.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, индивиду-альный опрос, упражнения

8

ноябрь

4

Процесс звукообразования

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, индивиду-альный опрос,  упражнения

9

ноябрь

2

Регистровое строение голоса

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, индивиду-альный опрос,  упражнения

10

декабрь

2

Что такое резонатор?

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, индивиду-альный опрос,  упражнения

11

декабрь

2

Обобщающее занятие.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, упражнения

12

декабрь

Беседа, практическое занятие

6

Вокально-хоровая работа. Дыхание.

Кабинет музыки

Опрос, тренировочное упражнение

13

январь

6

Дикция и артикуляция

Кабинет музыки

Опрос, тренировочное упражнение

14

январь

3

Ладовое чувство

Кабинет музыки

Опрос, тренировочное упражнение

15

февраль

4

Динамические оттенки

Кабинет музыки

Опрос, тренировочное упражнение

16

февраль

2

Обобщающее занятие

Кабинет музыки

Фронтальный опрос, упражнения

17

март

Беседа, практическое занятие

     6

Песенное творчество. Средства музыкальной выразительности. Мелодия.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

18

апрель

6

Средства музыкальной выразительности. Ритм.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

19

апрель

май

5

Средства музыкальной выразительности. Темп.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

20

май

4

Построение (формы) музыки.

Кабинет музыки

Фронтальный опрос

21

май

Обобщающее занятие

2

Итоговая аттестация. Итоговое занятие

Рекреацияшколы

Тест, отчётный концерт

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вокала»

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 144.

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Год обучения 2

Группа 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...