Рабочая программа военно-патриотического клуба "Сыны Отечества"
рабочая программа

Комочков Артем Игоревич

Рабочая программа военно-патриотического клуба "Сыны Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_syny_otechestva.docx78.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛУБА

«СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Занимательная математика» относится к военно-патриотическоу направлению реализации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО.

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по истории, обществознанию, географии, литературы. Большое внимание в программе  уделяется истории казачества.

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. Основные базовые направления государственной политики в России направлены на формирование гражданственности, нравственности, воспитание уважения к правам и свободам человека, любви к Родине. Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

Личностные :

 1)Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

2)Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической  сущности предмета (явления, события, факта), выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

3)Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

4)Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  5)Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

   развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической      деятельности любого человека;

  6)Воспитание чувства патриотизма, справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.        

Метапредметные :

  1. Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

 2)Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей

моделирование

  3)Установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не    обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог

  4) Понимание причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач.

  5)  Умение критично относиться к  своему  мнению, работают по составленному плану, используют дополнительную литературу, строят предположения об информации, необходимой для  решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого

Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности:

  1. Общественно-государственная подготовка.
  2. Вооружение ВС РФ.
  3. РХБ защита.
  4. Уставы ВС РФ.
  5. Строевая подготовка.
  6. Военная медицина.

Общественно-государственная подготовка

Тема 1: Вводное занятие

Занятие 1.(1 час) Вводное. Цели и задачи кадетского движения в школе. Основные требования к кадету.

Тема 2: Вооруженные силы РФ.

Занятие 2. (4 часа) Назначение и организационная структура ВС. Виды ВС и рода войск. Руководство и управление ВС.

Сухопутные войска. Предназначение. Рода сухопутных войск.

Военно-воздушные силы, предназначение, состав.

Военно-морской флот, предназначение, силы и средства флота.

Отдельные виды войск: ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы, Воздушно-десантные войска, их предназначение и боевые возможности.

Специальные войска: войсковая разведка, химические, инженерные, войска связи, их предназначение и роль в современном бою.

Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Тема 3: Военная присяга и Боевое знамя части.

Занятие 1 (1час): Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

Боевое знамя воинской части (Военно-морской флаг РФ) – символ воинской части, ее доблести и славы. Порядок вручения, хранения и охраны Боевого знамени.

Тема 4: Общевоинские уставы.

Занятие 1 (1час) Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих, их предназначение и основные положения.

Вооружение ВС РФ

Тема 1: Организация и вооружение мотострелковой роты.

Занятие 1 (1 час): Организация и вооружение мотострелковой роты на БМП и БТР. Организация и вооружение танковой роты.

Занятие 2 (1 час): Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения и взвода, основы их боевого применения и боевые возможности. Походный, предбоевой и боевой порядок взвода.

Тема 2: Стрелковое оружие.

Занятие 1 (1 час): Классификация стрелкового оружия.

Занятие 2 (1 час): Устройство пистолета. Применение, ТТХ

Занятие 3 (1час): Устройство автомата. Применение, ТТХ

Занятие 4 (1час): Устройство винтовки. Применение, ТТХ

Занятие 5 (1час): Устройство ручного пулемета. Применение, ТТХ

Занятие 6 (1 час): Устройство ротного пулемета. Применение, ТТХ

Занятие 7 (1час): Устройство станкового пулемета на треножном станке. Применение, ТТХ

Занятие 8 (1час): Устройство станкового пулемета на колесном станке. Применение, ТТХ

Занятие 9 (1час): Устройство крупнокалиберного пулемета. Применение, ТТХ

Занятие 10 (1час): Устройство станкового пулемета из положения для стрельбы по воздушным целям. Применение, ТТХ

Занятие 11 (1час): Устройство ручного противотанкового гранатомета. Применение, ТТХ

Занятие 12 (1 час): Стрелковое оружие стран НАТО.

Тема 3: Бронетехника и артиллерия.

Занятие 1 (1час): Средний танк Т-34, тяжелые танки КВ и ИС. История создания, боевой путь.

Занятие 2 (1час): Основные танки Т-62 и Т-72. Применение, ТТХ.

Занятие 3 (1 час): Основной танк Т-80. Применение, ТТХ

Занятие 4 (1час): Основной танк Т-90. Применение, ТТХ

Занятие 5 (1 час): Бронетранспортер, Боевая машина пехоты и Боевая машина десанта. Применение, ТТХ

Занятие 6 (1 час): Разведывательные машины (БРМ-3К «Рысь», «БРМ-1К», «БРДМ-2», ИРМ «Жук») Применение, ТТХ

Занятие 7 (1 час): Бронемашины («Рысь», «Медведь») Применение, ТТХ

Занятие 8 (1час): Самоходные артиллерийские установки («Акация», «Вена», «Тюльпан», «Пион», «Гиоцинт», «Гвоздика», «Мста»). Применение, ТТХ

Занятие 9 (1 час): Буксируемые артиллерийские установки («Мста-Б», «Спрут – Б», «Гиацинт – Б», «МТ-12», «Нона-К») Применение, ТТХ

Занятие 10 (1 час): Системы залпового огня («Катюша», «Град», «Ураган», «Смерч»). Применение, ТТХ

Занятие 11 (1час): Оперативно-тактические ракетные комплексы («Эльбрус», «Точка», «Эскандер») Применение, ТТХ

Занятие 12 (1час): Стандартные и специальные боеприпасы. Применение, ТТХ

Тема 4: Авиация и ПВО.

Занятие 1 (1час): Транспортная авиация (АН-70, ИЛ-76) Применение. Летно-тактические данные.

Занятие 2 (1час): Дальняя (стратегическая) авиация (Ту-95М, ТУ -160, ТУ – 22) Применение. Летно-тактические данные.

Занятие 3 (1 час): Штурмовая авиация (СУ-25, СУ-27, СУ-39, СУ-32) Применение. Летно-тактические данные.

Занятие 4 (1 час): Истребительная авиация и палубная авиация. (МиГ-29, СУ-30, МиГ – 35, СУ – 33) Применение. Летно-тактические данные.

Занятие 5 (1 час): Армейская авиация (Ми – 8, Ми – 6, Ми – 24, Ми – 28, Ка – 50, Ка – 52, Ка – 27). Применение. Летно-тактические данные.

Занятие 6 (1 час): Зенитно-ракетные системы (С-300, С-400, «Антей – 2500», «Тор»). Применение. ТТХ.

Занятие 7 (1 час): Зенитно-ракетные комплексы («Круг», «Квадрат», «Бук», «Урал», «Оса», «Стрела – 10», МД-ПС, "Тунгуска", «Сосна») Применение. ТТХ.

Занятие 8 (1 час): Переносные зенитно-ракетные комплексы («Стрела», «Игла») Применение. ТТХ.

Тема 5: Ракетное вооружение.

Занятие 1 (1час): Ракетные комплексы стратегического назначения («Тополь – М», «Ярс», «Булава», «Воевода») Применение. ТТХ.

Занятие 2 (1 час): Система «Периметр». Боевые характеристики, функционирование, назначение.

Тема 6: Флот

Занятие 1 (1 час): Авианесущие крейсеры и ракетные крейсеры («Адмирал Кузнецов», «Кречет», «Москва», «Петр Великий») Применение. ТТХ.

Занятие 2 (1 час):        Подводные лодки («Кальмар», «Щука», «Гранит», «Кондор», «Барракуда») Применение. ТТХ.

Занятие 3 (1 час): Эскадронные миноносцы, сторожевые корабли и противолодочные корабли («Сарыч», «Спокойный», «Неустрашимый», «Огневой», «Нерей», «Буревестник», «Адмирал Чабаненко», «Сокол», «Альбатрос») Применение. ТТХ.

Радиационная, химическая, биологическая защита.

Тема 1: Ядерное, биологическое, химическое и зажигательное оружие.

Занятие 1 (1 час): Ядерное оружие. Поражающие факторы. Применение.

Занятие 2 (1 час): Биологическое оружие. Поражающие факторы. Применение.

Занятие 3 (1 час): Химическое оружие. Поражающие факторы. Применение.

Занятие 4 (1час): Зажигательное оружие. Поражающие факторы. Применение.

Тема 2: Средства индивидуальной защиты.

Занятие 1 (1час): Виды средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения.

Уставы

Тема 1: Взаимоотношения между военнослужащими.

Занятие 1-4 (4 часа): Взаимоотношения между военнослужащими.

Тема 2: Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.

Занятие 1(1час): Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Полномочия командиров разного ранга поощрять и выносить дисциплинарные взыскания для солдат.

Строевая подготовка.

Тема 1: Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».

Занятие 1-2 (2часа): Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». Практические занятия.

Тема 2: Строевая стойка. Повороты на месте.

Занятие 1-2 (2часа): Строевая стойка. Повороты на месте. Практические занятия.

Тема 3: Движение строевым шагом, повороты в движении.

Занятие 1-2 (2часа): Движение строевым шагом, повороты в движении. Практические занятия.

Тема 4: Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя.

Занятие 1-2 (2часа): Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. Практические занятия.

Тема 5:  Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.

Занятие 1-2 (2 часа): Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Практические занятия.

Тема 6: Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, прекращении движения и перемещения одиночных военнослужащих.

Занятие 1-2 (2 часа): Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, прекращении движения и перемещения одиночных военнослужащих. Практические занятия.

Тема 7: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Занятие 1-2 (2 часа): Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Практические занятия.

Тема 8: Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Занятие 1-2 (2 часа): Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Практические занятия.

Военная медицина.

Тема 1: Гигиена.

Занятие 1 (1час): Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Тема 2: Оказание первой медицинской помощи.

Занятие 1 (1час): ПМП при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране. Классификация ран. Виды кровотечений. Использование подручных средств для остановки кровотечений.

Занятие 2 (1 час): Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности.

Занятие 3 (1час): ПМП при переломах костей, вывихах и ушибах. Применение подручных средств для иммобилизации конечностей.

Занятие 4 (1час): Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Занятие 5 (1час): ПМП при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, ознобления, переохлаждения.

Занятие 6 (1час): ПМП при утоплении, солнечном и тепловом ударах. ПМП при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.

Тема 3: Средства индивидуального медицинского обеспечения.

Занятие 1-2 (2 часа): Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ - 1М и АИР – 3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ – 3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП -10 и ИПП – 11). Предназначение, порядок и правила использования.

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Донская земля в древности

Лекции:

Скифы, сарматы. Дон в первой половине XIвека. Половцы Дон в составе Золотой Орды. Первые упоминания о донских казачьих поселениях. Первые казачьи городки. Жилища казаков. Походы за «зипунами». Социальные факторы  формирования донского казачества.

Литература:

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 5-29 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. — Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004- 3-20 с.

Тема 2. Появление казачьих городков на Дону

Лекция

Наименование казачьих поселений. Первые городки – их внешний вид и расположение.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. –29-34 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. — Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп». — 2004.-21-25 с.

Тема 3.Образование Войска Донского

Лекция

Что такое Войско Донское? Понятие «донское казачество. Предпосылки возникновения войска. Структура войскового управления. Роль политики русского правительства в объединении донских казаков. Казачье самоуправление.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 34-39 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп». — 2004.-26-30 с.

Тема 4. Ермак и казаки покорители Сибири

Лекция

Вольное казачество в XVIвеке. Первое участие донских казаков совместно с русскими войсками в осаде Казани 1552 год. Атаман Ермак Тимофеевич. Поход казаков Ермака в Сибирь. Казаки – землепроходцы Сибири.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 39-44с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп». — 2004.-30-42 с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: Терра. — 2005.-43-52 с.

Тема 5. Донские казаки в период «Великой смуты»

Лекция

Причины смутного времени. Донские казаки в войсках ЛжедмитрияIи ЛжедмитрияII. Причины участия донских казаков в русской смуте начала XVIIвека. Участие казаков в восстании И.Болотникова. Участие в Земском соборе 1613 года. Признание донского казачества военно-служивым сословием. Отношение между Войском Донским и Московским государством. Азовское осадное сидение 1637-1641гг. Мероприятия правительства по укреплению Войска Донского. Донские казаки в азовских походах Петра I

Практическое задание

Объяснить:  Причины смутного времени. Донские казаки в войсках ЛжедмитрияIи ЛжедмитрияII. Причины участия донских казаков в русской смуте начала XVIIвека.

Семинар

Тема: Выступление с рефератами по теме

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 44-49с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп». — 2004.-43-50 с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки

истории и культуры.- Ростов-на-Дону: Терра. — 2005.-55-68 с.

Тема 6. Дон при первых Романовых

Лекция

Отношения между Войском Донским и русским государством в первой половине XVIIв.Усиление Московской власти на Дону.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 49-54с.

Тема 7. Донцы в войнах России XVI_XVIIвеков.

Лекция

Донцы в войнах России XVI-XVIIвеков. Донские казаки в

 Азовских походах Петра I.

Семинар

Роль донских казаков в присоединении к России Казанского и Астраханского царств. Боевые традиции Войска Донского в Азовских походах.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 59-65с.

Тема 8. Восстание под предводительством Степана Разина

Лекция

Соборное уложение 1649 года. Наступление русского правительства на вольности донского казачества. Причины Разинского восстания. Начало восстания, поход на Волгу и Каспийское море. Поход Разина по Волге. Поражение восстания. Последствие восстания для казаков.

Практическая работа

Виртуальная экскурсия «Взятие Царицына Стенькой Разиным».

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та. — 2001. – 44-49с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп». — 2004.-43-50 с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: Терра. — 2005.-55-68 с.

Тема 9.  Культура быт и нравы донских казаков в XVI-XVIIв

Лекция

Распространение христианства и установление церковной организации на Дону. Первые казачьи монастыри. Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Памятники литературы «Повесть об Азовском сидении» и др. Развитие земледелия на Дону. Животноводство. Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты. Коневодство

Семинар

Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Памятники литературы «Повесть об Азовском сидении» и др. Развитие земледелия на Дону. Животноводство. Коневодство.

Практическая работа

Рефераты по теме: Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты.

 Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 44-49с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до

1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-43-50 с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-55-68 с.

Тема 10. Эпоха Петра I. Восстание под предводительством Кондратия Булавина

Лекция

 Петр Iв нашем крае. Переволока. Царицынская сторожевая линия. Экспедиция Ю.Долгорукова на Дон. Причины восстания. Избрание К.Булавина войсковым атаманом. Поход на Волгу и осада Саратова. Поход на Азов. Заговор против Булавина. Поражение восстания и потеря казачьих вольностей. Е.Пугачев, волжское казачье войско.

Семинар

Презентация исторического портрета

Практическая работа

Решение проблемных задач

   Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 44-49с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-43-50 с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-55-68 с.

Тема – 11. Основные занятия донских казаков в XVIIIв. Донские казаки в середине XVIIIв.

Лекция

Упадок традиционных промыслов.Развитие земледелия и животноводства на Дону. Возрождения рыболовств.Дон при Екатерине 1 и Петре 11, Анне Иоанновне,  Елизавете Петровне.

Практическая работа

Презентация исторических портретов.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 44-49с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-43-50 с.

Тема 12. Дон в эпоху Екатерины II

Лекция  

Засилие старшины. Реформы Г.А. Потемкина на Дону.

Практическая работа

Презентация исторического портрета. 

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 101-104с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-70-78 с.

Тема 13. Государственно-административные преобразования на Дону в царствование Александра I

Лекция

 Реформы Александра I. Изменения в жизни донского казачества. Укрепление войсковых учреждений. Усиление донского дворянства. Новые правила призыва и отправления казаков на службу. Указ царя «Об учреждении комиссии для составления положения о внутреннем и военном управлении Войском Донским»

Практическая работа

Панорама старой и новой столицы.

Семинар

Презентация исторического портрета.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 105-110с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до

1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-80-85 с.

Тема 14. Донские казаки в русско-турецких войнах.  Война 1812 года. М.Платов – герой войны.

Лекция

Русско-турецкие войны 1768-1774гг.,1787-1791гг. Война 1812 года. Казачьи полки атамана Иловайского  и Исаева. Казаки в итальянском  и швейцарском походе. Казачий атаман, граф М. Платов. г.Новочеркаск.

Практика

Показ документального фильма «Донские казаки в войне 1812 г.» реж Сурикова Л.А.

Семинар

Реферат по темам на выбор: Донские казаки в русско-турецких войнах.  Война 1812 года. М.Платов – герой войны.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 111-119 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-86-90 с.

Тема 15. Быт и культура дворянской усадьбы на Дону

Лекция

Указ Павла I«О присвоении донским чиновникам права дворянства». Одежда донских дворян. Культурная жизнь дворян.

Благотворительность донских дворян.

Практическая работа

Виртуальная экскурсия « Дворянская усадьба на дону».

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 119-123 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-92-100 с.

Тема 16. Социально-экономическое развитие Дона в первой половине XIXвека.Организация власти.

Лекция

Территория и население. Земледелие и животноводство. Торговля и другие промыслы. Власть на Дону при Павле 1 и Александре 1.Попытки преобразований. Власть на Дону при Николае 1.Станичное самоуправление.

Семинар

Презентация исторических портретов и ремесел.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 119-123 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-92-100 с.

Тема 17.Общественно-политическое движение и военная организация на Дону до середины XIXв.

Лекция

Высшее военное руководство. Роль атамана. Система военной службы. Казачьи офицеры. Военное обучение. Казачья тактика. Форма одежды, вооружение и снаряжение. Оренбургский поход и «Дело Грузинова»

Противостояние донской знати и правительства. Тайное общество В.Д. Сухорукова. Общественная мысль на Дону в середине XIX в.

Семинар

Заслушивание рефератов.

Практическая работа.

Рефераты.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 119-123 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-92-100 с.

Тема 18. Донские казаки в Кавказской и Крымской войнах

Лекция

Кордонная служба донских казаков на кавказской линии. Казаки в русско-иранской и русско-турецкой войнах. Восточный вопрос во внешней политике России. Донские казаки на Дунайском и Крымском фронтах. Оборона Севастополя.

Практическая работа

Письменная самостоятельная работа по пройденным темам.

Семинар.

Восточный вопрос во внешней политике России. Донские казаки на Дунайском и Крымском фронтах

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 119-123 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-92-100 с.

Тема 19. Донская культура XVIII-XIXвеков.

Лекция

Газеты, журналы. Донская поэзия. Донские музыканты. Донской театр и его особенности. Донская архитектура. Казачья усадьба. Домашнее хозяйство. Одежда. Казачья кухня. Воинская обрядность. Донская свадьба. Донские круги. Казачий спас. Устои, семейная обрядность. Увеселения и забавы донских казаков. Донской народный театр. Донская казачья песня.

Практическая работа

 Деловая игра «Казачья свадьба». Виртуальная экскурсия «Родовое гнездо».

Семинар

Тема: Донской театр и его особенности

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 119-123 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-92-100 с.

Тема 20. Образование на Дону. Открытие кадетских корпусов.

Лекция

Задачи образования. Развитие образования на Дону, его особенности. Открытие на Дону семинарии.

Практика

Сравнить современное образование с образованием XIXвека.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2001. – 233-236 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-145-150с.

Тема  21. Донская архитектура во второй половине XIXвека.

Лекция

Церковная архитектура. Архитектура Новочеркасска.Ростов. Таганрог. Азов.

Практика.

Презентация-показ архитектурных памятников.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. – 253-260 с.

Тема 22. Донские казаки в начале XXвека. Донские казаки в русско-японской войне 1904 -1905 г

Лекция

Донские казаки в русско-японской войне 1904-1905 г. Русская конница на Дальнем Востоке. Причины привлечения казаков для борьбы в первую русскую революцию. Жизнь и служба казаков накануне первой мировой войны. Мобилизация сил донских казаков в войне. Подвиги донских казаков. Переформирование казачьих частей. Создание донской пешей бригады. Каледин А.М. Краснов П.П. Мамонтов К.К. Д

Практика

1.Индивидуальные задания.

2.Защита рефератов.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –279-284 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-167-189с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-100-110 с.

Тема 26. Казаки в революционном вихре.

Лекция

Дон в февральской революции 1917 года. Создание Донского исполнительного комитета. Создание союзов казаков и казачьих офицеров. IОбщеказачий съезд. Избрание Каледина А.М. атаманом Войска Донского. Казаки и КорниловЛ.Ф. Создание добровольческой армии на Дону. Красные казаки. Создание казачьего военно-революционного комитета. Падение Новочеркаска.

Практика

Деловая игра « Казачий съезд Войска Донского»

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –287-300 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-190-200с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-111-120 с.

Тема 28. Гражданская война. Расказачивание.

Лекция

Провозглашение Донской советской республики. Казачьи мятежы. Деятельность Краснова П.Н. Попытки примирения с большевиками. Наступление войск Красной армии на Дон. Постановление ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. Реализация политики большевиков.

 Расказачивание. Истребление казаков. Антисоветские выступления. Развал Донской армии. Победоносное наступление Красной армии.

Семинар

 Мероприятия Советской власти в 20-30 годы.

Практика

Просмотр док. фильма

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –287-300 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-190-200с.

3. Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-111-120 с.

Тема 31. Донские казаки в Великой Отечественной войне.

Лекция

Мобилизация донских казаков. Создание новых кавалерийских частей. Создание особой Донской казачьей добровольческой дивизии. Партизанское движение на Дону. Подвиги донских казаков на фронте и в тылу.

Практика

Просмотр фильма про ВОВ

Семинар

Рефераты Донские казаки в Великой Отечественной войны.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –287-300 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-190-200с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-111-120 с.

Тема 32. Казачество в эмиграции.

Лекция

 Казаки и белое движение. Эмигрантские общины. Большевистское обращение к белоэмигрантам.

Семинар

Заслушивание рефератов.

Практика

Просмотр док.фильма.

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –287-300 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-190-200с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-111-120 с.

Тема 33. Этапы возрождения казачества.

Лекция

 Состояние донского казачества накануне его возрождения. Начало процесса возрождения. Образование Союза казаков Области войска Донского. Съезд казаков Дона и его решения. Этапы возрождения казачества. Деятельность казачьих обществ. Создание профессиональных художественных коллективов, кадетских корпусов и школ.

Практика

Заслушивание рефератов.

Семинар

Просмотр док. фильма

Литература

1. Агафонов А. И., Венков А.В. – История Донского казачества: Учеб. Пособие. – Ростов-н/Д: Рост. Ун-та, 2001. –287-300 с.

2.Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г.-Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2004.-190-200с.

3.Водолацкий В.П., А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян Казачий Дон: очерки истории и культуры.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2005.-111-120 с.

Формы организации:

  • Защита проектов
  • Практические работы
  • Математические игры
  • Конкурсы -кроссворды

Виды деятельности:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность 
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Тематическое планирование

Тематическое планирование:

Тема

Количество часов

1.

Общественно-государственная подготовка

7

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

1.2

Вооруженные Силы Российской Федерации

4

1.3

Военная присяга и Боевое знамя воинской части

1

1.4

Общевоинские уставы

1

2

Вооружение ВС РФ

39

2.1

Организация и вооружение мотострелковой роты

2

2.2

Стрелковое оружие

12

2.3

Бронетехника и артиллерия

12

2.4

Авиация и ПВО

8

2.5

Ракетное вооружение

2

2.6

Флот

3

3

Радиационная, химическая, биологическая защита

5

3.1

Ядерное, биологическое, химическое и зажигательное оружие

4

3.2

Средства индивидуальной защиты

1

4

Уставы

5

4.1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними

4

4.2

Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

1

5

Строевая подготовка

16

5.1

Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».

2

5.2

Строевая стойка. Повороты на месте.

2

5.3

Движение строевым шагом, повороты в движении.

2

5.4

Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя.

2

5.5

Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.

2

5.6

Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, прекращении движения и перемещения одиночных военнослужащих.

2

5.7

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

2

5.8

Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

2

6

Военная медицина

9

6.1

Гигиена

1

6.2

Оказание первой медицинской помощи

6

6.3

Средства индивидуального медицинского обеспечения

2

Итого

81

Раздел, тема

Всего часов

Лекции

Практические

занятия

Семинары

Вводные занятия

Тема 1.Донская земля в древности. Исторические корни казачества

9

9

Раздел 1. Истоки казачества

Тема 2 Появление казачьих городков на Дону

3

3

Тема 3.Образование Войска Донского

6

6

Тема 4.Ермак  и казаки покорители Сибири

9

3

3

3

Тема 5.Донские казаки в период «Великой смуты».

6

3

3

Тема 6.Дон при первых Романовых

3

3

Тема 7.Донцы в войнах России XVI-XVIIвв. Азовские походы.

9

6

3

Тема 8.Восстание под предводительством Степана Разина.

9

3

6

Тема 9.Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVIIвеках. Воспитание в казачьих семьях.

9

3

3

3

Тема 10.Эпоха Петра I. Восстание под предводительством Кондратия Булавина.

9

3

3

3

Тема 11.Основные занятия казаков в XVIII

9

6

3

Тема 12.Дон в эпоху Екатерины II

9

6

3

Раздел 2. Донское казачество в эпоху XVIII-XIXи нач. XXвв.

Тема 13.Государственно-административные преобразования на Дону в царствование Александра I.

12

6

3

3

Тема 14.Донские казаки в русско-турецких войнах.  Война 1812 года. М.Платов – герой войны

12

6

3

3

Тема 15.Быт и культура дворянской усадьбы на Дону.

9

3

3

3

Тема 16.Социально-экономическое развитие Дона в первой половине XIXвека.Организация власти.

9

6

3

Тема 17.Общественно-политическое движение и военная организация на Дону до середины XIXв.

12

6

3

3

Тема 18.Донские казаки в Кавказской и Крымской войнах.

12

6

3

3

Тема 19.Донская культура и быт в XVIII-XIXвеках. Казачий спас.

9

3

3

3

Тема 20.Образование и медицина на Дону в XIXв.

9

6

3

Тема 21.Донская архитектура во второй половине XIXвека.

6

3

3

Тема 22.Донские казаки в начале XХ века. Русско-японская война.

12

6

6

Тема 23.Казачество и первая русская революция (1905-1907 гг)

6

3

3

Тема 24.Войско Донское перед первой мировой войной.

6

3

3

Тема 25.Донские казаки в первой мировой войне (1914-1917 гг)

9

3

3

3

Раздел 3. Трагедия казачества

Тема 26.Казаки в революционном вихре.

12

6

3

3

Тема 27.Восстание казаков. П.Н.Краснов. Всевеликое Войско Донское.

9

6

3

Тема 28.Гражданская война, расказачивание

12

6

3

3

Тема 29.Культура донских казаков в первой половине XXвека.

9

3

3

3

Тема 30.Коллективизация на Дону.

6

3

3

Тема 31.Донские казаки в Великой Отечественной войне.

12

6

3

3

Тема 32.Казаки в эмиграции

12

6

3

3

Раздел 4. Возрождение казачества

Тема 33.Этапы возрождения донского казачества.

15

6

3

3

Тема 34.Народный быт и культура донских казаков во второй половине XXвека.

9

3

3

3

Тема 35.Современное донское казачество.

9

3

3

3

Всего часов

210

108

56

46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Военно-патриотического кружка «Я и моя семья»

- изучение истории семьи, своей родословной;- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных кн...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"

Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"...

Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"

Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Программа военно-патриотического объединения "Сыны Отечества"

Цель программы: создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение пр...

Программа военно-патриотического клуба "Сыны отечества"

Авторская программа ВПК "Сыны Отечества"...