Развитие обоих полушарий мозга на музыкальных занятиях
статья

Морозова Евгения Михайловна

Статья раскрывает интересные упражнения для детей для развития обои полушарий головного мозга. Я использую их на своих занятиях в хоровой студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_oboih_polushariy_mozga_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx18.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие обоих полушарий мозга на музыкальных занятиях.

Музыка всегда была и есть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Современный человек слышит музыку повсюду, даже еще до своего рождения. С появлением на свету него формируется особый взгляд на восприятие музыки, он начинает выбирать спои предпочтения в музыкальном мире. Голос человека как особый музыкальный инструмент, тоже формируется в течение всей его жизни. Кто-то начинает заниматься пением еще в раннем детстве, кто-то уже во взрослой жизни. Но одного голоса не достаточно, важен еще и слух. Он тоже уникален для каждого.

Самым оптимальным временем для развития музыкальных навыков является период школьного обучения. Поэтому в наше время все активней ведется работа по созданию в школах и индивидуальных образовательных центрах занятий, связанных с музыкой.

Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятие математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека

Любые  музыкальные занятия ведут к развитию правого полушария мозга.

Для полноценной и активной жизни  нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Правое полушарие преобладает у людей с рождения, но чрезмерное развитие левого полушария приводит к подавлению правого.

Известно, что левое полушарие является ответственным за логическое мышление, тогда как правое – отвечает за абстракции и творческие задатки. Из-за современного развития общества в наше время  у подавляющего большинства людей доминирует левополушарное мышление, а правое требует дополнительной стимуляции, чтобы мозг функционировал правильно и гармонично.

Есть два мощных результата, которые может подарить нам правое полушарие, – развить наши творческие способности и интуицию.

Как ни странно, один из самых распространенных мифов современного мира говорит о  том, что не каждый человек способен к творчеству, что лишь немногие люди обладают талантом. На самом деле, в каждом человеке есть свой какой-то скрытый талант. Каждый способен на творчество. Но это качество надо развивать, вернее, надо развивать соответствующее полушарие головного мозга.

Роль правого полушария не сводится только к одному творчеству. Развитие этого полушария на много повышает эффективность любого дела. Человек раскрывает в себе скрытые  огромные возможности по решению любых сложных проблем.

Левое полушарие способно провести анализ любой проблемы, выделить ее ключевые моменты и составляющие и итоге составить план действия.

А правое полушарие способно выдвинуть варианты ее решения и очень быстро провести их анализ. В результате может появиться нестандартное, но правильное решение.

Раньше многие врачи даже считали что левое полушарие не особо нужно человеку, поэтому без малейших колебаний моли его просто удалить.

Сейчас в наше время все больше внимания уделяется на развитие обоих полушарий мозга, для возможности всестороннего развития личности каждого человека.

На своих занятиях в хоровой студии я уделяю особое развитие творческих способностей учащихся, для этого, зачатую, использую упражнения для развития обоих полушарий мозга.

В наше время их существует огромное количество. Сначала я использовала их,  просто демонстрируя действия руками иногда ногами. Но со временем поняла, что малышам это не всегда просто и иногда довольно скучно, особенно когда это не сразу получается.

Поэтому я решила заменить скучные упражнения веселыми стихотворными фразами.  Они помогают развивать не только внимание, но и память, создавая приятную и теплую атмосферу при их выполнении. На занятии использую обычно не более 3х упражнений. Часть из них представлена ниже.

Колечки

Пальцы поочередно зажимаются в колечки, пресекаясь с правой и левой рукой на слова:

Мы в колечки поиграем,

Дружно все их посчитаем:

Раз, два, три, четыре, пять -

Посчитаем мы опять.

Колечки (С усложнением)

Пальцы поочередно смыкаются в колечки, пресекаясь с правой и левой рукой, но при этом колечки переворачиваются:

Если дождь на улице

Мы не будем хмуриться,

Есть улыбка на лице,

Будем лучше жмуриться.

Паучок

Большой и указательный палец правой и левой руки образуют прямоугольную рамочку и на слова:

Пау-пау-паучина паутину ткал (рамка переворачивается)

Вдруг закапал дождик и ее порвал (руки сомкнутые в замочек разрываются)

Выглянуло солнышко, стало припекать (соприкасаются ладони и расправленными в разные стороны пальцами создают вращательные движения напоминающие в итоге солнышко)

Пау-пау-паучина трудится опять (Снова рамка из пальцев, которая переворачивается в такт словам)

Оладушки

Ладошки раскрыты, ода смотрит вверх другая вниз и поочередно на слова менять их ориентацию

Мы играли в ладушки,

Жарили оладушки.

Так пожарим,  повернем,

И опять игру начнем.

Ладошки

Поочередно одна рука выпрямлена в ладонь, а другая зажата в кулак. И чередуем их на слова:

Будь внимательней дружок,

Чтобы сделать все ты смог.

Ты ладошки раскрывай,

И внимательно считай:

Раз, два, три, четыре…семь-

И не трудно ведь совсем.

Грибок

Одна рука зажата в кулак, вторая  рука ладонью положена поверх кулака, образуя как бы гриб, читая слова руки, меняют положение – из одного гриба в другой:

Под  дубком растет грибок.

Кто его найти бы смог?

Мы пойдем с тобой в лесок

И отыщем тот грибок.

«Обгонялка»

Из указательного и большого пальцев рук образуем два колечка, треугольник, сердечко

Сохрани себе дружок

Этот маленький стишок.

Повнимательней смотри,

Ничего не упусти.

Лучший инструмент для развития мозга – это, конечно, руки. Когда человек осознанно действует двумя руками, он гармонично развивает оба свои полушария. Поэтому ребенок, который будет делать такие упражнения регулярно, обязательно будет параллельно развивать у себя все возможные творческие  способности. И он будет успешен и в учебе, и творчестве.

Как видно, развитие правого полушария головного мозга является ключом к раскрытию творческих способностей у детей и к эффективному решению ими жизненных проблем в будущем, поэтому, думаю, эффективность моих упражнений очень значима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как развить правое полушарие мозга"

Как развивать полушария мозга? Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от ко...

Развитие чувства ритма через танцевально-музыкальные занятия

Занятия танцами приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки. Дет...

Методическая разработка "Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков"

В данной разработке представлен материал по изучению современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-рома...

Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »

1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок»  с применением комплексного подхода по программе  «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга...

Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"

Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"...