Рыба на столе - здоровье в доме
презентация к уроку

Логинова Валентина Петровна

Презентация создана по теме "Рыба" по предмету "Кулинария".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryba_na_stole_-_zdorove_v_dome.pptx2.88 МБ
Файл ryba_na_stole_konspekt.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» «Рыба на столе – здоровье в доме» Педагог дополнительного образования: Логинова В.П.

Слайд 2

Цель урока: Ознакомить с питательной ценностью рыбы; научить приготовлению блюд из рыбы; совершенствовать приемы работы с рыбными продуктами.

Слайд 3

Карелия Карелия – один из самых восхитительных природных заповедников не только нашей страны, но и всего мира. Кажется, только здесь утомлённый житель шумных и пыльных мегаполисов сможет найти здесь настоящее уединение и источник неиссякаемой энергии, которую дарит нам природа Карелии. Грозные скалы и бездонные озёра, пронзительно высокое небо и чистейший воздух. Природное величие этих мест поражает воображение, тишина и спокойствие – дарят ни с чем несравнимое чувство равновесия и единения со вселенной. Кто-то назовёт этот край суровым и будет неправ – ведь Карелия это удивительно теплый, душевный уголок нашей страны, в который невозможно не влюбиться.

Слайд 4

Белое море

Слайд 6

Поморы на баркасе

Слайд 7

Поморские суда

Слайд 8

Женщины на рыбном промысле

Слайд 9

Зимняя рыбалка

Слайд 10

Утварь рыболовная

Слайд 11

Ловля сетями на озере

Слайд 12

« Карелрыбфлот »

Слайд 13

Работа кипит

Слайд 14

Цеха по обработке рыба

Слайд 15

Рыбный промысел в Карелии морской речной озерный

Слайд 16

ПОМОРСКАЯ И КАРЕЛЬСКАЯ КУХНИ Национальные традиции карелов и поморов складывались в течение многих веков. Из поколения в поколение передавались навыки приготовления пищи и особенности обработки продуктов. Издавна карельская и поморская кухни славились блюдами из озерной, речной и морской рыбы.

Слайд 17

Салат рыбный Соленую рыбу отваривают, предварительно отмочив ее, очищают от костей, измельчают, добавляют нарезанный вареный картофель, зеленый горошек, репчатый лук, подсолнечное масло или майонез и все тщательно перемешивают. Вкусный салат получают и из рыбы горячего копчения. 500 г рыбы, 2 — 3 картофелины, головка репчатого лука, 2 - 3 ст. ложки зеленого горошка, подсолнечное масло (майонез), соль по вкусу.

Слайд 18

Уха В кипящую воду кладут нарезанный картофель и луковицу. Когда вода закипит, в нее опускают выпотрошенную и тщательно вымытую рыбу. У окуней чешую не снимают, у плотвы отрезают голову, иначе уха будет горчить. Перед окончанием варки добавляют лавровый лист и перец. Варится уха 30 - 40 минут. В северной и средней Карелии в прежние времена в уху подбалтывали немного ржаной или пшеничной муки. В некоторых местах ее сдабривали сырым яйцом. Получалась очень светлая и красивая уха. Перед подачей на стол рыбу из бульона выкладывали на блюдо и крепко присаливали, "чтобы впредь лучше ловилась". Ели ее после ухи, о чем говорит карельская пословица: - 2 л воды, головка репчатого лука, 2 - 3 картофелины, 1 лавровый лист, 4 - 5 горошин перца, соль по вкусу.

Слайд 19

Рыба по- карельски Блюдо, полюбившееся многим жителям Карелии. Оно занимает как быпромежуточное положение между первым и вторым блюдами. Готовят его из любой рыбы. Особенно вкусно из ряпушки или тресковых рыб. Вычищенную и вымытую рыбу кладут в глубокую сковороду, на нее - нарезанный картофель, лавровый лист, перец, нарезанный лук. Посолив, все это заливают холодной водой так, чтобы только покрыть содержимое, и ставят на огонь. После того как вода закипит, огонь убавляют и наливают в сковороду немного подсолнечного масла. Рыба должна медленно кипеть 30 - 40 минут. Едят в горячем и холодном виде. 500 г рыбы, 2 средние картофелины, 2 луковицы, 1 лавровый лист, 4 - 5 горошин перца, 2 ст. ложки подсолнечного масла (можно заменить сливочным маслом или маргарином).

Слайд 20

Рыба в молоке Куски подсоленной рыбы кладут на сковороду,заливают молоком, кипятят, добавляют нарезанный картофель, сметану, немного сливок и ставят в духовку. Перед подачей на стол поливают растопленным сливочным маслом. 500 г рыбы (лучше филе), 1 стакан молока, 1/2 стакана сметаны, 2 - 3 ст. ложки сливок, 2 - 3 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу.

Слайд 21

Жарёха поморская Немного отмоченную и вымытую соленую треску нарезают на кусочки и припускают в во- де с добавлением репчатого лука. В этом "бульоне" отваривают картофель, нарезанный ломтиками. Разделанную рыбу и картофель укладывают на противень, заливают молоком, добавляют сливочное масло и посыпают измельченным репчатым луком. Все это жарят в духовке при температуре 250о до образования румяной корочки. На одну порцию: 137 г рыбы (соленой трески), 241 г картофеля, 40 г молока, лук репчатый.

Слайд 22

Шницель по- карельски Филе рыбы (трески, хека, путассу) без кожицы нарезают на кусочки, слегка отбивают, посыпают солью и перцем, обмакивают во взбитое яйцо и жарят в подсолнечном масле. Шницель подают, полив сверху сливочным маслом, с отварным или жареным картофелем, соленым огурцом, зеленью. На одну порцию: 200 г рыбы, 1 яйцо, масло растительное для жареная, сливочное масло, соль по вкусу.

Слайд 23

Рыба копченая

Слайд 24

Рыба вяленая

Слайд 25

Жареная навага Беломорская навага - очень вкусная и нежная рыба, но, чтобы сохранить эти качества, ее надо правильно приготовить. Рыбу следует вычистить, пока она полностью не оттаяла. Затем аккуратно разрезать брюшко, стараясь не повредить икру, удалить внутренности и жабры, хорошо промыть. На сковороде разогревают подсолнечное масло, каждую рыбку обваливают в муке с солью - панируют, не дав ей полностью оттаять (тогда рыба будет сочнее), и жарят до готовности. Жареную навагу подают на блюде. Поморы навагу не жарят, а припускают - отваривают в небольшом количестве воды. Карелы в прошлом мало употребляли навагу, так как она была привозной и довольно дорогой, но больше всего их смущал необычный, чуть сладковатый вкус этой рыбы.

Слайд 26

Рыба , тушенная в молоке В глиняный горшок кладут очищенный картофель, нарезанный дольками, добавляют воду и варят до полуготовности. Воду сливают, кладут мелко нарезанный лук, соль, перец горошком, лавровый лист, порционные куски сырой рыбы, заливают молоком и тушат 20 - 25 минут. На одну порцию: 150 г рыбы, 100 г молока, 30 г репчатого лука, 150 г картофеля .

Слайд 27

Рыбник Традиционное карельское и поморское изделие, распространенное в крае повсеместно. Для рыбника готовят кислое (дрожжевое) тесто из ржаной или пшеничной муки. Пресное тесто очень ломкое, и во время выпекания из рыбы может вытечь сок. Лепешку раскатывают толщиной в 1 см, на нее кладут свежую подсоленную рыбу, добавляют сливочное масло, заворачивают лодочкой, края защипывают и выпекают в духовке. В северной Карелии пекут также открытые рыбники из свежей подсоленной рыбы. В этом случае в имеющееся отверстие наливают немного сметаны. Рыба в открытом рыбнике вкуснее, рассыпчатее. Из щуки выпекали также рыбник треугольной формы. Из ряпушки иногда пекли круглый рыбник, оставляя сверху небольшой участок открытым. Его смазывали маслом и закрывали полотенцем.

Слайд 28

Список используемой литературы: Н.А.Анфимова «Кулинария» –Москва издательский центр « Академия» 2008 «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания – Москва, : ООО» Дом Славянской книги «,2012.-576с. Дополнительная литература : Р.Ф. Никольская « Карельская книга»-Петрозаводск « Карелия» 1989. О.А. Степанова; С.В.Кошкина « Поморская кухня»Беломорск -2013. Л.А. Черемухина « Северная кухня» . – Архангельск изд. 1992.-319с.,

Слайд 29

3. Тесты по теме « Рыба». Закрепление пройденного материала: 1. Первичная обработка рыбы- это: 1) размораживание рыбы 2) удаление головы – удаление плавников – удаление внутренностей через разрез брюшка 3) приготовление полуфабрикатов. 4) Жарка 2. Какие полуфабрикаты можно приготовить из рыбы: 1) Котлетная масса 2) рыбное филе 3) набор ухи 4) заливное из рыбы 3. Какие холодные блюда и закуски можно приготовить из рыбы: 1)Рыба под маринадом 2) селедка «под шубой» 3) Бутерброд с красной рыбой 4) Уха

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Беломорский центр дополнительного образования»

План – конспект занятия

Объединение « Хозяйка(ин) дома»

Группа « Хозяйка(ин) дома»

«Рыба на столе - здоровье в доме»

Логинова Валентина Петровна

педагог дополнительного образования

Беломорск -2019 г.

Введение

    Данное занятие подготовлено и проводилось с обучающимися объединения «Хозяйка дома».  Наш город Беломорск расположен на северо-западе нашей страны в Республике Карелия, омывается Белым морем. На территории Беломорского района протекает много рек и речушек, расположено множество озер и лесных ламбушек  (небольшие лесные озера).

 Издавна в жизни карел и поморов (люди, которые проживают по берегу моря) рыбный промысел, по простому рыбалка, играл важную роль. Это и мореходство и морская рыбалка, промысел морского зверя. На берегу карелы и поморы тоже ловили рыбу в пресных водоемах.

    Рыба и блюда,   приготовленные из нее занимают значительное место в рационе питания карел и поморов.  Данное занятие  было проведено в объединении «Хозяйка дома», на котором учащиеся учились варить блюда из рыбы: уху, рыбный салат, жареницу и печь рыбники.

     Занятие проводилось в учебном кабинете «Хозяйка дома»  с использованием ИКТ - подготовлена презентация «Рыба на столе-здоровье в доме». Рекомендации для проведения такого занятия:  дети должны быть знакомы с правилами техники безопасности работы на кухне: работа с ножами, с электроплитой, электрочайником. Правила санитарии тоже должны быть знакомы:  чистота – залог здоровья, чистые руки, фартук, на голове колпак или косынка. Учащиеся должны знать, что такое технологическая карта приготовления блюда, уметь рассчитать количество необходимого сырья для приготовления блюда. Для практической части необходимы продукты для приготовления рыбных блюд.

Цель: 

Ознакомить с питательной ценностью рыбы, научить приготовлению блюд из рыбы,

совершенствовать приемы работы с рыбными продуктами.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить учащихся с технологией первичной обработки  рыбы.

- отработать приемы  и требования по приготовлению блюд из  рыбы: правила хранения, срок реализации, качественные признаки, подача, оформление блюд.

Развивающие:

-  продолжить развитие у учащихся приемов  по рациональному расходованию сырья,

- развивать фантазию и  творчество  по эстетическому   оформлению блюд,

- способствовать взаимодействию учащихся  друг с другом при работе в группах.

Воспитательные:

 - воспитывать самостоятельность,  бережливость, культуру, эстетический вкус, соблюдать чистоту на рабочем месте, необходимость быть опрятным и аккуратным.

Форма занятия: учебно-образовательный мастер-класс.

Оборудование:

Карты: Карелии и  Беломорского района;

Таблицы: "Рыбы", "Обитатели  Белого моря";

Выставка книг, рефератов о рыбных блюдах и северной кухне.

Папка «Рецепты рыбных блюд»;

Игровое оборудование - удочки, наборы рыб.

Проектор, экран.

Наборы посуды: кастрюли, сковороды, ножи, разделочные доски, салатники, тарелки, столовые приборы, чайная посуда, скатерть, салфетки.

Электроплита, электрочайник, электродуховка.

Продукты: рыба, масло раст., мука, яйцо, кефир, сахар, соль, картофель, лук, чай (пакетики).

Раздаточный материал: кроссворд, технологические карты для приготовления блюд, тест.

Рекомендуемый возраст детей: ученики  6-9 классы

Продолжительность занятия:   занятия (по 45 минут)

Место проведения:  кабинет.

План- хромо карта занятия.

Этапы занятия

Содержание

Время

1

Организационная часть:

 Проверка присутствующих на занятии детей. Знакомство с гостями. Объявление темы занятия. Подготовка рабочих мест.

1-3 мин.

2

Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

3-5 мин.

3

Актуализация знаний учащихся.

До 15 мин.

4

Изучение нового материала (организация работы в группах по приготовлению рыбных блюд)

60 мин.

5

Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем заполнения кроссворда)

5 - 6 минут

6

Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, дегустация блюд).  

35 мин.

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационные формы работы

Методы работы

1

Организационная часть:

Проверка присутствующих на занятии детей Знакомство с гостями. Объявление темы занятия.

Подготовка рабочих мест.

2

Актуализация знаний учащихся.

Рассказ педагога о географическом положении Карелии, города Беломорска, о значении водоемов и Белого моря в жизни карел.

Запись основных вопросов в тетради.

Используется презентация «Рыба на столе- здоровье в доме»,

слайды 4-8

Рассказ беседа,

 Игра «Рыбалка»

3

Начальная мотивация учебной деятельности .

Кто такие поморы?

Отгадывание кроссворда

Рассказ с использование презентации     (слайды 9- 26): роль рыбы в питании поморов. Способы рыбалки, орудия рыбной ловли.

4

Изучение нового материала (организация работы в группах по приготовлению рыбных блюд)

Организует учащихся на работу в группах:

  1. Приготовление салатов
  2. Приготовление ухи
  3. Приготовление второго блюда
  4. Выпечка рыбников

Проведение инструктажа по Т/Б и ОТ.

Знакомство с технологическими картами приготовления рыбных блюд с целью научить рассчитывать необходимое кол-во сырья для приготовления блюд.

Работа в группах.

Инструктаж.

 Изучение технологических карт.

Практическая работа по приготовлению рыбных блюд.

 

Самостоятельная работы по приготовлению блюд.

 Педагог консультирует группы и контролирует процесс приготовления блюд.

5

Обобщение и систематизация изученного материала

Беседа -  обед в поморской семье.

 Рассказ  с использованием презентации            (слайд 28- 40)

Составление меню для обеда в поморской семье.

Рассказ  педагога, беседа, презентация детьми  меню.

 Аукцион «Рыба и рыбные блюда»

Информационный метод.

 Игровой метод.

6

Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, дегустация блюд).  

Педагог подводит итог  занятия.

Проходит дегустация приготовленных блюд за столом.

Знакомство с поморскими пословицами и поговорками, касающимися еды.

Информационный метод.

Использованная литература.

1. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. - Архангельск: Сев.-Зап.кн. изд - во, 1983.

2. Джатдоева Ф.А. Как защитится от йододифицитных заболеваний. Пособие для педагогов. - М. 2002

3. Евпалов М.М. « Карельская кухня» от шеф-повара  ресторана «Карельская горница» -Петрозаводск: Петропресс, 2014-128с.

5. Морянка. Сборник материалов о русском Севере. - Архангельск, 1997, стр.77, 91, 104.

6. Никольская Р.Ф. «Карельская кухня»-Изд. 2-е,  исп. и доп.- Петрозаводск: Карелия, 1989.-175 с.

7. Черемухина Л.А. Северная кухня. Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд - во, 1992

8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: "Просвещение", 1990

9. Календарь « Карьяла- наш дом» - Традиционная кухня коренных народов Карелии.  (2013г) редактор – Елизавета Харитонова.

10. Лакомства Нептуна. Под ред. Рагимова О.К.- Ленинград: СП «СМАРТ»,1990.

 

Приложения.

  1. Презентация «Рыба на столе- здоровье в доме»
  2. Кроссворд

П

Л

О

Т

В

А

К

О

Р

Ю

Ш

К

А

К

А

М

Б

А

Л

А

О

К

У

Н

Ь

Т

Р

Е

С

К

А

  1. Рыба пресных водоемов, из которой готовили сущик.
  2. Одна из основных рыб зимней рыбалки на Белом море.
  3. Плоская  донная рыба белого моря.
  4. Рыба пресных водоемов.
  5. Диетическая рыба Белого моря.

Правильно отгадав все строки по вертикали, получишь слова, обозначающее людей, проживающих по берегам Белого моря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час с презентацией "Овощи на столе- здоровье на сто лет"

данный материал  представляет информацию о родине некоторых овощей, о содержании витаминов в них, о пользе витаминов для организма человека...

Круглый стол "Здоровым быть здорово!"

Круглый стол "Здоровым быть здорово!" разработан для учащихся 8-х классов. Содержит сценарий проведения данного мероприятия....

Круглый стол «Здоровье человека, его зависимость от состояния природной среды в Амурской области» для 9 классов

Показать на примере Амурской области зависимость состояния здоровья населения от уровня экологической культуры;Актуализировать знания о компонентах природной среды и выяснить степень загрязнения в Аму...

Классный час "Овощи на столе - здоровье на сто лет"

Данное мероприятие раскрывает важные понятия о ценности овощей и их благотоворное влияние на здоровье человека....

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на домуСоциальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяетс...

Круглый стол "Здоровье каждого - здоровье нации"

Круглый стол для обучающихся 9 класса...