Особенности психосоциального развития одаренных детей
презентация к уроку
Самоактуализация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 602.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоактуализация Так в психологии называют стремление человека реализовать свои личностные возможности. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества (К. Гольд- стейн , К. Роджерс и др.). Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Маслоу . Он считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной.
В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей»: первый уровень - физиологические потребности (потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма, и потребности не гомеостатической природы - сон, половые и др.); второй уровень - потребности в безопасности, стабильности, уверенности, защищенности и др.; третий уровень -потребности в любви и привязанности, общении, желании иметь свое место в группе и др.; четвертый уровень - потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве и др.; последний, пятый уровень - потребности в самоактуализации , самореализации в творчестве.
Стремление к самоактуализации - это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность.
Перфекционизм Это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.). Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня (К. Тэкэкс , Л. Холлингуорт и др.).
Социальная автономность. Данное качество является основой для проблем, с которыми сталкивается одаренный ребенок. Чем ниже уровень педагогической квалификации учителей, чем менее тактичны и внимательны родители, тем количество этих проблем больше. Из этого произрастает неприязнь к традиционному обучению (Г. Доман , Л. Холлин-гуорт и др.). Творчески одаренные дети редко бывают отличниками или хорошими учениками. Учебные занятия в традиционном режиме кажутся одаренным слишком простыми и однообразными, а оттого скучными и неинтересными. «Школа мало использует их возможности, почти не проявляет заботы об их дальнейшем росте».
Эгоцентризм . Одаренные дети, так же как и их «нормальные» сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Если эгоцентризм взрослого в значительной мере - производное эгоизма , то эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью встать на позиции другого человека , « децентрироваться », связанную с ограниченностью его опыта (Ж. Пиаже).
М.Доналдсон : трудность « децентра-ции » связана с особенностями мышления ребенка , и эти особенности определяются не его неспособностью преодолеть свой эгоцентризм, а недостаточной развитостью его абстрактного мышления. Это и приводит к ограничениям в понимании намерений других людей и содержания предлагаемых заданий
Виды Познавательный эгоцентризм Моральный эгоцентризм Коммуникативный эгоцентризм Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Эгоцентризм в данном случае - особенность возрастного развития, в основном преодолеваемая со временем
Лидерство. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто берет на себя роль руководителя и организатора. Исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей - склонность командовать другими детьми . Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх ; особенности характера, следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности, выраженный в увлеченности углубленной, интеллектуальной работой; самодостаточность.
Соревновательность . Склонность одаренного ребенка к соревновательности (Н. Гольдман, К. Джонстоун , М. Партен .). Соревновательность , конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается , приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-222488-1474461574.jpg)
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-364150-1584394327.jpg)
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-106691-1389598193.jpg)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425194-1395739217.jpg)
Особенности психосоциального развития одарённых детей
Уже несколько десятилетий западная наука и средства массовой информации наперебой муссируют тему «Дети Индиго - что это?». Советскому обществу эта тема была абсолютно чуждой. Интересы тоталитарного го...
Некоторые особенности содержания обучения одаренных детей
Какие учебные материалы можно использовать в работе с старшеклассниками....
Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми
В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1214835-1580819353.jpg)
Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».
Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...