Методическая разработка. Игровые традиции русского народа на внеклассных мероприятиях Театрально-спортивный праздник для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии «ВЕСНУ ЗВАЛИ»
методическая разработка

Долидзе  Светлана  Ивановна

Методическая разработка. Игровые традиции русского народа на внеклассных мероприятиях  Театрально-спортивный праздник для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии  «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Авторы;

Долидзе Светлана Ивановна, учитель АФК и педагог дополнительного образования, тренер ШСК «Мозаика»,

 г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №613

Паули Лана Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель школьной театральной студии «Кулиса»

г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №613

Долидзе Светлана Ивановна

ВКонтакте: vk.com/svet.radosti

Почта - lana-d70@mail.ru

https://nsportal.ru/dolidze-svetlana-ivanovna

 

Паули Лана Владимировна

ВКонтакте: vk.com/id50681206

Почта - Luchia08@mail.ru

https://nsportal.ru/pauli-lana.

Музыкальное оформление праздника

https://clck.ru/ejnSF - группа «Волшебники двора», «Весну звали, лето ждали»
https://clck.ru/eiJwb - Детское издательство "Елена" - Гусли 2
https://babysongs.ru/pesni/burenka-dasha-blinyi - «Бурёнка Даша», «Мы давно блинов не ели»
https://clck.ru/eigVf - Волшебство — Сказочные колокольчики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОЛИДЗЕ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

(учитель, педагог ДО),

ПАУЛИ ЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

(педагог ДО),

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ГБОУ ШКОЛА № 613

Методическая разработка

ИГРОВЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Театрально-спортивный праздника для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии


«ВЕСНУ ЗВАЛИ»
 

C:\Users\ЛЕЙДА\Desktop\КОНКУРС УЗ\РЕГИОН\картинки\flowers-and-grass-border-clipart-1-768x330.png

Санкт-Петербург

2022 год

Театрально-спортивный праздник для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

 «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Долидзе Светлана Ивановна, учитель АФК и педагог дополнительного образования, тренер ШСК «Мозаика»,

 г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №613

Паули Лана Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель школьной театральной студии «Кулиса»

г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №613

Название

Театрально-спортивный праздник «Весну звали»

Актуальность

Возможность использовать разработку во внеурочное время

Цель

Создание условий для оптимизации психоэмоционального и физического состояния детей посредством расширения представлений о русских народных традициях, игровой и двигательной деятельности

Задачи

Коррекционные: 

- мотивация двигательной активности;

- расширение опыта игровой деятельности.

Образовательные: 

- обучение технике правильного выполнения подвижных и ролевых игр;

- обучение активным логическим действиям в предлагаемых обстоятельствах (игре, ролях).

Развивающие: 

- формирование позитивного отношения к своим двигательным качествам;

- совершенствование координационных и двигательных возможностей;

- формирование и развитие ритмических и игровых навыков через театральные и музыкальные образы;

- совершенствование психических функций;

Воспитательные: 

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа;

- формирование чувства гордости за свою Родину; повышение интереса к занятиям подвижными, театральными, музыкальными и народными играми;

- укрепление чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;

- активизация внимания к себе и друг к другу.

Педагогическое

обоснование

Лучшие национальные традиции передавались из поколения в поколение и имели педагогическую и оздоровительную ценность. Такое богатое культурное наследие оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка: его ума, характера, воли, нравственности, духовного и физического развития, создаёт определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Через народные игры и песни ребёнок начинает изучение культуры и истории своей Родины, осознаёт её ценность – это начало патриотического воспитания.

Театрализация в русских народных играх, как обрядовых, так и спортивных является неотъемлемой и ведущей чертой, отражающей самобытность русского характера.

Тандем театра и спорта даёт возможность педагогу создать условия для более эффективной реализации педагогических и воспитательных задач.

У детей с проблемами ментального развития очень часто наблюдается несформированность игровой деятельности. Для них театрализованные подвижные игры наиболее актуальны, так как способствуют коррекции психофизического и эмоционального развития.

Атмосфера праздника способствует формированию позитивной эмоциональной реакции.

Подвижная игра, как сложная эмоциональная деятельность, направленная на решение двигательных задач, соединённая с музыкой, песнями, приёмами театрализации и сказкой, становится увлекательным событием в жизни детей и способствует их развитию.

В игре дети учатся соблюдать правила, взаимодействовать друг с другом, развивают не только двигательные, ритмические навыки, но и расширяют совой речевой и эмоциональный опыт, что способствует их социализации.

Целевая группа

1-3 классы, 1 вариант обучения, занимающимся по адоптированным Образовательным Программам для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

Форма

проведения

Театрально-спортивный праздник

Применяемые

методы и прием

Фронтальная и групповая работа, игры по правилам, индивидуальная работа, пальчиковая игра, эстафета, отгадывание загадок, пение, выступление, танец, музыкально-ритмическая игра, театрализация, адаптированные ритуально-обрядовые игры (Приложение 2). Словесные методы: рассказ, объяснение.

Планируемые

результаты

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты. Минимальный уровень:

- Представление о русских национальных традициях и культуре

- выполнение музыкально-ритмических и игровых упражнений под руководством и показу учителя

- знание основных правил поведения на праздничном мероприятии, в подвижных играх и эстафетах

- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении построений и перестроений

- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении игр на развитие различных двигательных навыков, в сенсорных упражнениях и играх, элементов соревнований под руководством учителя;

- правильное применение игрового и художественного инвентаря: игровые предметы, декорации, костюмы, музыкальные инструменты

-знание правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в мероприятии

- Подражать действиям преподавателя в игровой деятельности

- Распознавать свои ощущения

Предметные результаты. Достаточный уровень:

•        практическое освоение подвижных игр в предлагаемых образах (театрализация);

•        выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя и сценарием праздника

•        совершать совместные действия со сверстниками в подвижных играх, сценках и танцах

•        оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в праздничном мероприятии

•        знание культурных, праздничных и обрядовых традиций русского народа

•        знание способов использования различного игрового и художественного инвентаря: игровые предметы, декорации, костюмы, музыкальные инструменты

-знание правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в мероприятии

- представление о русских народных праздничных, обрядовых традициях;

•        Расширять свои сенсорные представления и возможности, распознавать свои ощущения, и перерабатывать получаемую информацию.

Регламент работы

и условия

проведения

Приложение 1 –сценарий

Приложение 2 –

описание игр

Приложение 3 –

Приложение 4 - иллюстрации

Время проведения: 1 час

Ведущие: учитель АФК и руководитель Театральной студии. Помощники: классные руководители. Аккомпаниатор.

Необходимое оборудование: - декорации: кукла весны Веснянка, макеты деревьев, цветов, искусственные ветви с зелёными листьями; русские народные стилизованные костюмы, элемент костюма Зайца (уши) – 2 шт.;

-  инвентарь: для инсценировки песни (муляж «блины на тарелке»); для подвижных игр и эстафет: деревянные ложки (20 шт.), подносы (4 шт.), корзиночки (2 шт.), теннисные мячи (жёлтые), конусы (10 шт.), кухонные полотенца (2 шт.); массажные мячики (10 см, жёлтые); леденцы «Петушок» - по количеству участников;

-средства воспроизведение музыки, аудио-подборка (Приложение 1 и 3), фортепиано.



Предварительный просмотр:

ДОЛИДЗЕ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА,

ПАУЛИ ЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

ГБОУ ШКОЛА № 613

Приложение к Методической разработке

Игровые традиции русского народа на внеклассных мероприятиях

 театрально-спортивный праздник для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

(1 вариант обучения, 1-3 классы) 
«ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Санкт-Петербург

2022 год

Приложение №1

Технокарта сценария Театрально-спортивного праздника

 «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Игровые традиции русского народа на внеклассных мероприятиях

 

Дидактическая структура праздника.

Оборудование

Музыкальное сопровождение

Действия ведущих и их помощников

Организационный момент

https://clck.ru/ejnSF

магнитофон или компьютер с колонками

Под музыку «Весну звали, лето ждали» дети с учителями входят в зал и садятся по классам-командам.

Ведущие приветствуют учащихся. Создают эмоциональный настрой на праздник

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Заходите, проходите. Ждали вас и заскучали.

-  А давайте-ка играть, будем праздник отмечать!

Определение темы, цели  и порядка занятия

Фоном: https://clck.ru/ejnSF

1 Ведущий: Весну ждали?

2 Ведущий: Весну звали?

1Ведущий: Надо дело исправлять. Надо нам её позвать. Кто-нибудь знает, как позвать весну? Дети: НЕТ!!!

2 Ведущий: Сегодня мы с вами об этом узнаем, а помогут нам в этом русские народные обряды, сказки, игры и песни. А чтобы всё стало совсем по-настоящему, мы оденемся в народные праздничные костюмы.

Взрослые помогают детям переодеться.

Основная часть

Игра «Золотые ворота»

Игра-хоровод «Заинька»

Пальчиковая игра-самомассаж «Колобок»

Эстафета «Праздничный стол»

1 часть. Колобки.

Музыкально-ритмическая пауза

 «Мы давно блинов не ели» по мотивам русской народной песни.

Эстафета «Праздничный стол»

2 часть. Блины

Театральная композиция «Пробуждение Весны»

Массажные мячики по количеству участников.

2 стола.

Деревянные ложки 20 шт.

Корзинки 2 шт.

Поднос 4 шт.

Теннисные и массажные мячики 20 шт.

Конусы 10 шт.

https://clck.ru/eiJwb Детское издательство "Елена" - Гусли 2

*Музыкальное сопровождение -аккомпаниатор

2 стола.

2 кухонных полотенца

12 муляжей «тарелка с блином»

*Музыкальное сопровождение эстафеты

https://babysongs.ru/pesni/burenka-dasha-blinyi

Большая кукла Веснянка и Вуаль

Колокольчики 8 шт.

https://clck.ru/eigVf

Волшебство — Сказочные колокольчики

Дети из театральной студии читают стихи-заклички:

  • Первый март пришёл, всех детей провёл.
  • А пришёл апрель, на дворе звенит капель.
  • А пришёл май, сколько хочешь ты гуляй.

1 Ведущий: Дети, а ведь и правда. Март уже у нас в гостях был, а снег не растопил.

2 Ведущий: Вот пришёл уже апрель. Слышим, как звенит капель. Тает снег бегут ручьи. И мы с вами в круг пошли. Разбудить спешим весну. К Солнцу мы ведём тропу…

Начинается игра «Золотые ворота»: игра ведётся в двух командах.

Завершается игра построением команд в два круга.

1Ведущий: Как на небе светит Солнце! Посмотри скорей в оконце!

Птицы громче стали петь, просыпается медведь. Шубку зайка поменял, в хороводе заплясал!

Начинается игра-хоровод «Заинька». Дети играют в двух хороводах с помощью учителей.

Завершается игра перестроением команд в два полукруга.

2 Ведущий: Мы с вами молодцы. Снега растопили. Зверей разбудили. Скоро с Весной к нам гости придут. А чем гостей встречать, привечать будем? /Дети говорят свои варианты/

2 Ведущий: На Руси Весну встречали не только играми и песнями-закличками, но и угощением. Самыми главными были блюда, приготовленные в русской печи, на живом огне. Круглое румяное печево несли на улицу показать Солнцу и угощали друг друга.

- Давайте и мы приготовим наше угощение. И первым угощением будет колобок.

Учителя и их помощники раздают детям массажные мячики.

Играем в пальчиковую игру «Колобок». Дети повторяют движения и слова за педагогом.

*Помощники собирают «колобки» на подносы. И ставят их на полу возле стартовой линии, готовя пространства для эстафеты. Рядом с подносами ставят корзинки с деревянными ложками по числу участников.

 1Ведущий: Колобки у нас готовы. Пора накрывать на стол.

Проводится эстафета «Праздничный стол». 1 часть. «Колобки».

2 Ведущий: Уф! Набегались. Устали. Надо, други, отдохнуть. Возвращайтесь на места, отдыхайте, господа. (Дети рассаживаются на свои места).

1 Ведущий: - Что на стол ещё поставим? Чем гостей нам удивить?

В гости всех зовем сегодня,

Ведь у нас сейчас застолье,

И дочурка, и сынок

Получают здесь … БЛИНОК

Выходят участники театральной студии и предлагают ребятам вместе с ними спеть и сыграть под музыку русской народной песни.

Дети все вместе поют и играют.

1 Ведущий: Вот блины мы напекли. Пора их ставить на столы.

Проводится эстафета «Праздничный стол». 2 часть. «Блины».

2 Ведущий: На Руси весну звали трижды. Первый раз звали хороводами-ручьями. Второй раз горячими блинами и вкусным печевом. А в третий раз выпускали на волю птичек, чтобы они звонким пением пробудили весну. Выпуская птиц, приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Щеглята-молодцы,

Вы по воле полетите,

К нам весну скорей ведите!

На сцену выходят участники школьной театральной студии имитируя колокольчиками голоса птиц. И «пробуждают» Весну.

Заключительная часть:

Финал праздника.

Конфеты-леденцы «Петушок на палочке»

- по количеству участников.

https://clck.ru/ejnSF

Вот ушли холода, и Весна к нам пришла! И подарки принесла!  

Вместе с солнышком встаёт, очень громко он поёт. С ярким красным гребешком. Он зовётся...ПЕТУШКОМ.

Вот конфетка Петушок. Угощайся-ка, дружок.

Ведущие раздают детям конфеты

Нам понравилось играть. Нам понравилось плясать. А теперь домой пора. До свидания, друзья.

Дети с преподавателями выходят из зала под музыку.


Приложение 2

Описание игр и эстафет театрально-спортивного праздника

 «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

2.1. Игра. Золотые ворота.

https://nsportal.ru/node/5575957

Ведущие выбирают себе помощника и берет их за обе руки, создавая Ворота.

Учителя помогают детям встать в ряд и взяться за руки (танок, ручеёк).

  • «Ручейки» начинает двигаться, проходя под «Воротами».
  • Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

  • «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них.
  • В конце игры все игроки оказываются в двух хороводах.

2.2. Игра – хоровод «Заинька»

https://nsportal.ru/node/5575960

В варианте, когда участвуют две команды, игра ведётся в двух хороводных кругах.

  • С помощью считалки: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайка погулять.», - выбирают первого зайчика. Ведущий помогает ему надеть элемент костюма: ушки зайчика на ободке.
  • «Зайка» становится в центре хоровода.
  • Остальные берутся за руки и ведут хоровод по часовой стрелке.
  • Ведущий запевает хороводную песню-игру, остальные начинают ему подпевать и повторяют движения игры.

Заинька-Горностаинька,

Не куда заиньке выскочить.

Кругом заборы высокие, - Хоровод останавливается. Все поднимают руки вверх, показывая какие заборы высокие.

А у заиньки лапки коротенькие. – Слегка приседают и хлопают себя ладонями по коленям.

Ну-ка, зайка скоком-скоком – «Зайка» прыгает и пляшет в центре круга, а остальные хлопают в ладоши.

Повернись к нам боком-боком

Ну-ка, зайка попляши

Нам другого отыщи. - Зайка выбирает другого игрока.

  • Игра продолжается 4-5 раз.
  • Если время, отведённое на мероприятие, позволяет, то хорошо дать возможность побывать в кругу всем детям, чтобы они могли позаботиться о каждом члене своей команды и дать ему возможность поиграть.

2.3. Пальчиковая игра с массажными мячиками «Колобок»

https://nsportal.ru/node/5575971

  • Для игры подойдут мячики диаметром 7-10 см.

Ведущий раздаёт детям мячики и один оставляет в своих руках

Он предлагает детям повторять за ним все действия и слова:

Мы лепили колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Имитируем движение лепки, сжимая мячики в двух руках и поворачивая вверх то правую, а то левую руку.

Мы катали колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Катаем мячик между двух ладоней.

Мы слепили колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Мячик лежит на левой ладони, а правой по нему прихлопываем. Повторяем движения поменяв руки.

Мы скатали колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Правой рукой по левой ладони катаем мячик. Повторяем движения поменяв руки.

Испекли мы колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Невысоко подбрасываем мячик двумя руками и ловим двумя руками.

Ах! Горячий колобок. Оп-оп, оп-оп.

  • Перебрасываем мячик с ладошки на ладошку. После последних слов, начинаем на него дуть, делая глубокий вдох и 3-4 коротких выдоха.

2.4. Эстафета «Праздничный стол». 1 часть. «Колобки».

https://nsportal.ru/node/5575973

Классные руководители выстраивают команды в колонны у стартовой линии.

Ведущие расставляют конусы для эстафеты (элемент «змейка») и на столы кладут сложенные скатерти.

Правила эстафеты: 

  • Первым бежит капитан команды, обходя конусы «змейкой». Он несёт на стол пустой поднос.
  • Следующий участник берёт из корзинки ложку, кладёт на неё мячик и повторяет маршрут капитана. Игрок кладёт мячик на поднос, а ложку на стол и по прямой возвращается к команде, передавая эстафету следующему.
  • Эстафета считается законченной, когда все мячики и ложки будут на столе.

2.5. Музыкально-ритмическая пауза.

2.6. Эстафета «Праздничный стол». 2 часть. «Блины».

https://nsportal.ru/node/5575978

Взрослые помогают детям построится командам на эстафету.

Ведущие объясняют правила эстафеты и делают вместе с капитанами команд пробный забег.

Правила: 

  • Два участника берут кухонное полотенце за углы и натягивают его.
  • Помощник ставит на полотенце муляж тарелки с блином.
  • Игроки несут тарелку к столу и там её оставляет.
  • Вместе с полотенцем возвращаются к команде и передают следующей паре.
  • Эстафета закончена, когда все «блины» будут на столе.

Приложение 3

Литература

  1. Аверкова Е.Д. Воспитательное значение литературно-драматической композиции. М.: сб. Театр и школа вып.6, 1974.
  2. Ершов (а) А.П. Самодеятельный детский театр. Сборник театр и школа. Вып.8. М.: 1980.
  3. Яхонтов В. Театр одного актера. М.: Искусство, 1958.
  4. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. М., Просвещение, 1985.
  5. Прийменко А. Школьный вечер. М., 1958.
  6. Щербакова Т. Концерт и его ведущий. М., Советская Россия, 1974.
  7. Ворошилов В. Феномен игры. М., Советская Россия, 1982
  8. Ворошилов В. Школьный праздник. М., 1955
  9. Рузина М.С., Афонькина С.Ю., Страна пальчиковых игр – «Кристалл», СПб, 1997
  10. Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994.

Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы

Музыкальное оформление праздника



Предварительный просмотр:

Эстафета «Праздничный стол». 1 часть. «Колобки».

Классные руководители выстраивают команды в колонны у стартовой линии. Ведущие расставляют конусы для эстафеты (элемент «змейка») и на столы кладут сложенные скатерти.

Объясняют правила эстафеты: первым бежит капитан команды, обходя конусы «змейкой». Он несёт на стол пустой поднос.

Следующий участник берёт из корзинки ложку, кладёт на неё мячик и повторяет маршрут капитана. Игрок кладёт мячик на поднос, а ложку на стол и по прямой возвращается к команде, передавая эстафету следующему.

Эстафета считается законченной, когда все мячики и ложки будут на столе.

Эстафета «Праздничный стол». 2 часть. «Блины».

Взрослые помогают детям построится командами на эстафету.

Ведущие объясняют правила эстафеты и делают вместе с капитанами команд пробный забег.

*Два участника берут кухонное полотенце за углы и натягивают его. Помощник ставит на полотенце муляж тарелки с блином. Игроки несут тарелку к столу и там её оставляет. Вместе с полотенцем возвращаются к команде и передают следующей паре. Эстафета закончена, когда все «блины» будут на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пасхальные традиции русского народа. Пасха – праздник праздников»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы и наши дети ...

Методическая разработка урока по технологии "Одежда и традиции русского народа"

Методическая разработка урока по технологии  "Одежда и традиции русского народа"  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western {...

Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))

Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))...

Методическая разработка по внеклассной работе для детей с интеллектуальными нарушениями 5-7 классов на тему «Путь к гармонии».

Методическая разработка по внеклассной работе для детей с интеллектуальными нарушениями 5-7 классов.Подготовила воспитатель ГБОУ №613 Московского района Уфаева Наталия ЮрьевнаТема: Путь к гармонии.Цел...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...

Методическая разработка. Игровая программа «Осенние забавы» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Методическая разработка. Игровая программа «Осенние забавы» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Методическая разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"

Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».Направление внеурочной деятельности: общекультурное.Название кружка: «Художественная мастерская».Возраст обучающихся: 11-12...