Роль концертмейстера в реализации музыкальных программ с выраженным этнографическим компонентом. Личный опыт.
статья

Артеменко Глеб Анатольевич

В данной статье отражена роль концертмейстера в жизни коллектива, занимающегося традиционной музыкальной культурой. Мой личный опыт позволяет сделать вывод, что функция концертмейстера не сводится только к механической работе аккомпаниатора, а имеет более широкую интерпретацию. Концертмейстер совмещает в себе множество ролей, является неотъемлемой частью учебного процесса. Выступая в творческом тандеме с педагогом, концертмейстер при этом не утрачивает своей самостоятельности как творческая единица, активно влияющая на процесс освоения программы.

В статье затронуты следующие темы;

1. Направления работы концертмейтера.

2. Специфика работы концертмейстера с этнографическим материалом.

3. Необходимость участия концертмейстера в подготовке и проведении конкурсов, смотров, фестивалей.

4. Участие концертмейстера в проведении праздников годового обрядового круга.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kontsertmeytera._artemenko_ga.docx23.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль концертмейстера в реализации музыкальных программ с выраженным этнографическим компонентом. Личный опыт.

В фольклорном коллективе концертмейстер является неоспоримо важной фигурой, ближайшим соратником руководителя, а в детском фольклорном коллективе эта роль основополагающая. Искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства, знаний основ традиционной музыкальной культуры, основ этнографии и умения передать свои знания подрастающему поколению.

За мою профессиональную деятельность я совершил более 30 фольклорно-этнографических экспедиций по южным регионам нашей страны. Накопленные знания и исполнительский опыт позволяют мне максимально точно и достоверно воспроизвести традиции гармонной игры разных регионов России и познакомить своих учеников с их особенностями.

 Областью моих научных интересов является изучение традиционных гармонных наигрышей в их исконном этнографическом звучании.

В рамках образовательного процесса учащиеся приобщаются к сокровищнице русской нематериальной культуры, развивают музыкальный слух, чувство ритма, учатся уважительному отношению к истории своей страны.

Занятия в объединение «Детский фольклор» и «Школа русской традиционной культуры «ГОРНИЦА» - это сложный многосоставной процесс, рассмотрев который, с точки зрения направлений педагогической работы, можно выделить три основных направления:

 - педагогическое (непосредственное участие в учебном процессе) концертмейстеру необходимо создать у обучающегося точный художественный образ народной песни, пляски, научить верному, этнографически достоверному воспроизведению материала;

- творческое (индивидуальная работа над репертуаром) подбор аккомпанемента в соответствии со знанием специфики исполнительского материала, особенностей каждого исполнителя;

- воспитательное (подготовка к конкурсам) помощь в организации поездок на конкурсы и т. д.

Основной целью моей работы, как концертмейстера, является передача этнографически достоверного варианта традиционной пляски либо песни так, как это было зафиксировано в ходе экспедиционной работы, без искажений.

Для успешного освоения материала важно передать региональные особенности исходного материала, соблюсти баланс между бытовым исполнением и сценическим, научить понимать глубинный смысл исполняемого материала и не превратить традиционную песню или пляску в обычный концертный номер.

Каждое занятие включает в себя несколько блоков:

 непосредственно учебный процесс;

 подготовку к фестивалям и конкурсам;

 подготовку к проведению традиционных праздников согласно календарному циклу (Рождество, Сретенье, Пасха и т.д.)

Основываясь на собственном опыте изучения традиционной пляски и данных, полученных мной в этнографических экспедициях, можно предположить, что роль концертмейстера на занятиях по традиционной культуре перекликается с образом гармониста на традиционной деревенской вечерке.

Во время проведения занятий мы стараемся приблизиться к традиционному способу изучению пляски.

Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся:

  • Непрерывный диалог танцора и музыканта. Умение вести общение в ходе пляски нарабатывается с исполнительским опытом, если нет взаимодействия между гармонистом и исполнителем, то пляска становится просто набором хореографических элементов. Многое в традиционной пляске зависит от гармониста, своей игрой он может как разжечь, раззадорить плясунов, так и погасить, задавить танцора. Именно от гармониста зависит насколько органично и правильно будет танцор плясать.
  • О взаимоотношениях танцора и гармониста можно судить по частушкам, бытовавшим в народной среде.

Мужской вариант:

Гармонист, гармонист,

Давай с тобой спориться.

Ты играть, а я плясать.

Кто быстрей умориться.

Женский вариант:

Гармонист, гармонист.

Не смотри глазами вниз.

Смотри прямо на меня.

Завлекать буду тебя.

  • Присутствует соревновательный момент.  Соревнование гармониста и танцора – традиционное противостояние, где непременно нужно выяснить кто кого переиграет или перепляшет. Гармонист в ходе одной пляски может сменить наигрыш, ускорить или замедлить его, а пляшущий должен своевременно уловить перемены в музыке. Такие взаимоотношения предают пляске особую живость и самобытность, а также, вырабатывают у обучающихся чувство ритма, темпа и умение быстро реагировать на их смену.
  • Обогащается музыкальный словарь воспитанников. Изучая различные региональные традиции и присущие им наигрыши дети учатся определять принадлежность той или иной пляски, песни к местной локальной традиции. Осваивая локальные особенности исполнения, дети знакомятся со всем многообразием фольклорного наследия своей страны. Чем богаче и разнообразнее учебный материал, осваиваемый на занятиях, тем интереснее и активнее развитие воспитанников в музыкальном плане.

Во время проведения занятий по традиционной культуре я стараюсь дать возможность ученикам прикоснуться к своим корням, ощутить духовную связь поколений.

Помимо аккомпаниаторского сопровождения учебного процесса, я также являюсь постоянным концертмейстером фольклорного ансамбля «Горница», который уже третий раз удостаивается звания «Образцовый детский коллектив».

Ансамбль ведет активную концертную деятельность, выступает на ведущих концертных площадках города, является призером и дипломантом региональных и всероссийских конкурсов.  

Важной частью жизни ансамбля является участие воспитанников в фестивалях и конкурсах, а также процесс подготовки к ним. Для успешного выступления на мероприятиях необходимо присутствие концертмейстера, непосредственно участвовавшего в работе над концертными номерами.

Успешное выступление складывается из множества факторов:

 - общий настрой,

- достаточная подготовленность номера,

- мотивация и конечно же участие в номере «своего» концертмейстера.

Выделю основные особенности данного утверждения:

  • Психологический комфорт выступающего обеспечивает концертмейстер. Для ребенка очень важно во время выступления на сцене чувствовать поддержку знакомого человека, понимать, что в такую напряженную минуту он не один, поймать ободряющий взгляд. Педагог не всегда может присутствовать на сцене вместе с выступающим, и здесь на первый план выходит концертмейстер, сопровождающий концертный номер.

•Ученики привыкают к определенной манере игры, чувствуют себя на сцене уверенно и раскованно. У каждого исполнителя «своя» манера игры на музыкальном инструменте, а у гармониста исполняющего народную музыку тем более. Разные гармонисты сыграют один и тот же традиционный наигрыш по-разному, но для успешного выступления ученикам необходимо чтобы наигрыш звучал привычно, так как на репетиции.

•        Концертмейстер, занимаясь с учениками, отмечает их особенности и учитывает их в своей работе. Каждый ребенок уникален, и изучая один и тот же танец один исполнитель будет замедлять темп, а другой торопиться. Зная особенности каждого ученика есть возможность «помочь» исполнителю выступить наиболее удачно. Концертмейстер может замедлить или ускорить темп, играть тише, если исполнитель тихо поет или выделить сильную долю в ритме если того требует танец.

Подводя итог можно говорить о том, что роль концертмейстера в жизни коллектива, занимающегося традиционной музыкальной культурой, не сводится только к механической работе аккомпаниатора. Концертмейстер совмещает в себе множество функций, является неотъемлемой частью учебного процесса. Выступая в творческом тандеме с педагогом, концертмейстер при этом не утрачивает своей самостоятельности как творческая единица, активно влияющая на процесс освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Роль концертмейстера на уроках хореографии.

Искусство танца без музыки существовать не может. Задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.  Особенностью концертмейстерской деятельности является ее...

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы

Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....

Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования

В  статье  обосновывается  роль  дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...

Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе

Доклад "Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе"...