Проектная деятельность в образовательном процессе
проект

Команда 5 - П

Инновационный проект «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся и повышения качества образования» направлен на изменение содержания образовательного процесса, внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения и предъявления новых требований к результатам образования в общеобразовательном учреждении на всех ступенях образования. Целью проекта является: создание и апробация модели «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся и повышения качества образования» и расширение образовательного пространства в условиях МБОУ СОШ № 10. Проект позволяет решать программные задачи российского современного образования, поставленных в основополагающих документах о государственных приоритетах развития образования. Проект нацелен: - на построение разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности; - на создание образовательного пространства, которое позволит успешно формировать развитие личности ребенка обладающей не только предметными, но и метапредметными и личностными компетенциям на основе проектной деятельности; - на переход от массового образования к индивидуализированному образованию; - на сохранение в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Работа в проекте приведет к созданию системы научно-методического обеспечения и практической реализации проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся. Проект будет интересен педагогическому сообществу муниципалитета, так как позволит: предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере и предложит научно-методическое обосновании преемственности формирования метапредметных компетенций на всех ступенях образования, в целях обеспечения перехода на новый Государственный образовательный стандарт. Проект необходим детям и родительской общественности, так как реализация проекта по организации целостной системы проектной деятельности на всех ступенях образования станет реальным опытом исследовательской и проектной деятельности детей в рамках образовательного процесса, связанного с необходимостью становления каждого ребенка как самостоятельной личности, готовой к решению своих собственных задач и, в конечном итоге, к профессиональному самоопределению. Сроки реализации проекта 2022-2025 г.г. (3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_nasha.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

имени А.К.Канищева станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Инновационный проект

«Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся и повышения качества образования»

Ст-ца Новопокровская,

2022 г.

  1. Введение

                                                                         «Не мыслям надобно учить, а мыслить»

(Кант.)

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать патриотическое, духовно-нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

В настоящее время в стране взят курс на модернизацию и инновационное развитие, обществу потребовались инициативные, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения, креативные граждане.

Основой модернизации образования является переход от массового образования к индивидуализированному образованию, обеспечивающий формирование творческой, социально-ответственной личности, способной к участию в инновационном преобразовании общества.

Современный этап развития российского образования несет серьезные перемены в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.

В основу обучения в соответствии с ФГОС третьего поколения положен системно-деятельностный подход, основным результатом должно стать развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Перед школой стоит задача создать условия для развития индивидуальности и становления личности каждого школьника. Основополагающей идеей стандарта является положение о системном характере результативности школы: предметные, метапредметные и личностные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлены весь образовательный, воспитательный процессы и внеурочная деятельность образовательного учреждения.

Ориентация на новые цели образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной. Организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном обществе, повышения качества образования.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей.

Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”. Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.

Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов.

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

- учебный проект носит творческий характер;

-  деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;

- используется метод сверхзадач.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к проектированию.

В поле зрения участников инновационной деятельности попадают все структурные элементы образовательной программы начальной, основной и средней школы.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью создания системы научно-методического обеспечения и практической реализации проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования метапредметных компетентностей, личностных результатов обучающихся и повышения качества образования.

В контексте концептуальных идей ФГОС школьнику необходимо оказать помощь и в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Возникает жизненно-важная потребность в расширении развивающей образовательной среды через организацию сетевого взаимодействия между различными образовательными учреждениями. Взаимодействие школ, вузов, организаций дополнительного образования, основанное на добровольном объединении их ресурсов, является перспективным направлением в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности создания данного проекта. Проект необходим детям и родительской общественности, так как реализация проекта по организации целостной системы проектной деятельности на всех ступенях образования станет реальным опытом исследовательской и проектной деятельности детей в рамках образовательного процесса, связанного с необходимостью становления каждого ребенка как самостоятельной личности, готовой к решению своих собственных задач и, в конечном итоге, к профессиональному самоопределению. Проект необходим педагогическому сообществу муниципалитета, нуждающемуся в научно-методическом обосновании преемственности формирования метапредметных компетенций на всех ступенях образования, в целях обеспечения перехода на новый Государственный образовательный стандарт.

  1. Анализ особенностей образовательной среды и инновационного опыта образовательного учреждения.

Основным видом деятельности МБОУ СОШ № 10 (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ:

  • основной образовательной программы начального общего образования;
  • основной образовательной программы основного общего образования;
  • основной образовательной программы среднего общего образования.

В микрорайоне, где расположена школа, проживает население разного социального статуса. 37% родителей  имеют высшее образование. Среди профессий родителей преобладают рабочие и служащие. Прослеживается увеличение числа неполных семей.

Для осуществления учебно-методической работы созданы школьные методические объединения:

•        ШМО русского языка и литературы;

•        ШМО математики, физики и ИВТ;

•        ШМО истории, обществознания, кубановедения и ОПК;

•        ШМО учителей начальных классов;

•        ШМО биологии, химии, географии;

•        ШМО английского языка;

•        ШМО физической культуры и ОБЖ;

•        ШМО технологии и ИЗО.

Образовательная деятельность организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные планы, календарные учебные графики, расписанием занятий.

Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО).

Форма обучения: очная.

Язык обучения: русский.

Развивающая и воспитательная среда МБОУ СОШ № 10 станицы Новопокровской - это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом, информационном компонентах среды. Демократический уклад жизни школы – это уникальная среда, с особой атмосферой тепла и раскованности, защищѐнности ребѐнка, самоценности свободы личности, еѐ прав и возможностей.

        Процесс воспитания в МБОУ СОШ № 10 г основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и учащихся:

 -неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка;

 - соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье;

- приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

        Основными традициями воспитания в МБОУ СОШ № 10  являются ключевые общешкольные традиции, через которые осуществляется интеграция  воспитательных усилий педагогов и учащихся:

- традиция «День рождения школы - связь поколений» - каждый класс готовит сюрприз для своей школы и учителей в любом креативном формате;

- «День Учителя» - поздравление учителей от администрации школы, родителями и учащимися.

- традиция «Наставничество» - опытные педагоги – наставники молодых и начинающих педагогов;

- традиция «Забота» - старшие заботятся о малышах, все заботятся о пожилых людях, ветеранах, о детях-сиротах, инвалидах

- «Новогодний марафон» - включающий яркие творческие идеи от оформления кабинетов и коридоров школы до незабываемых спектаклей для всех возрастов.

- «Последний звонок» - это праздник выпускников, в котором принимает участие вся школа.

        На базе  МБОУ СОШ №10 функционирует школьная служба примирения под руководством педагога-психолога школы. На территории микрорайона школы и в шаговой доступности от нее расположены организации, социальное партнерство с которыми позволяет выстроить единое информационно-образовательное пространство, способствующее разностороннему развитию личности. Это: МБУ ДО ДШИ, ЦТ "Родные истоки", районная библиотека, историко-литературный музей имени А.Первенцева,  СШ "Чемпион", Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Школа активно участвует в жизни района. Мы развиваем систему дополнительного образования, разнообразили диапазон досуговых объединений и кружков, чтобы максимально вовлечь детей и взрослых в социально полезную и творческую деятельность.

Обучающиеся активно вовлекаются в образовательные события внеурочной деятельности и дополнительного образования, но среди них небольшой процент, приходящийся на проектную деятельность. Например, в 2020-2021 уч. году из 78 призеров Всероссийской олимпиады школьников всего 4 призера, представившие свои проектные на краевой исследовательский конкурс «Эврика».

В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников в нашей школе сложилась система работы по проектной деятельности. В данный вид деятельности вовлечены только учащиеся 9-10 классов, что составляет только 10% от общего количества обучающихся. В конце учебного года традиционно в школе проводятся защита индивидуальных проектов, только за прошлый год были представлены исследования и проекты в 50 обучающихся, но не все выступления соответствуют требованиям к исследовательским и проектным работам. Ребята показали, что, коммуникативные и информационные компетентности недостаточно сформированы.

Дополнительное образование в МБОУ СОШ №10 ведется по программам следующей направленности:

− художественно-эстетическое;

− физкультурно-спортивное.

- техническое

        Физкультурно – спортивной деятельностью охвачены 250 человек, что оставляет 36% от общего числа обучающихся. (за аналогичный период 2019 года физкультурно-спортивной деятельностью было охвачено также 250 человек, что составило 39 %)

        По программам художественно-эстетической направленности занималось в 2020 году 152 человека, что составило 22% от общего количества учащихся. (За аналогичный период 2019 года по программам художественно-эстетической направленности занималось 103 человека, что составило 16%).

        В сентябре 2019 года был открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", по программам технической направленности занималось 209 человек, что составляет 30% от общего количества учащихся.

        Весна 2020. Все программы дополнительного образования художественно-эстетической, технической, физкультурно-спортивной направленности реализовывались в дистанционном формате:

были внесены изменения в рабочие программы курсов и скорректировано КТП;

сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и программами дополнительного образования, предусматривая дифференциацию по классам и время проведения занятия не более 30 минут;

проводилось обязательное информирование обучающихся и их родителей об изменениях в программах ДО.

        Осень 2020. В 2020–2021 учебном году занятия по программам ДО проводились в традиционном очном формате.

        Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент учеников.

Материально- техническая база.

Для обеспечения образовательного процесса функционируют  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, зал для занятий ритмикой, спортивный, тренажерный и актовый залы, столовая, кабинеты Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Для организации образовательного процесса имеется необходимое информационно-техническое обеспечение:

  1. Наличие компьютерной и мультимедийной техники.
  2. Интернет
  3. информационные стенды для информирования об общешкольных мероприятиях и формирования эффективной коммуникативной среды.

Информационно-техническое обеспечение

Кабинеты: физики, биологии, географии, английского языка, математики, русского языка, начальной школы, химии, библиотека оснащены современной компьютерной техникой, позволяющей проводить видеоконференции и презентации. В кабинетах истории, физики, географии, химии, биологии, начальных классов, иностранного языка имеются интерактивные доски.

Таблица 1. Оборудование

Перечень имеющегося оборудования

Количество

Интернет

Имеется

Локальная сеть

Имеется

Персональные компьютеры – всего

78

Из них:

ноутбуки

38

имеющих доступ к Интернету

37

поступившие в отчетном году

17

Мультимедийные проекты

12

Интерактивные доски

19

Принтеры

5

Многофункциональные устройства (МФУ, выполняющие операции печати, сканирование, копирование)

23

        Неотъемлемой частью информационного обеспечения является школьная библиотека, насчитывающая 17802 экземпляров литературы. Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения от 28.12.2018 № 345 и приказом Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”

В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 120 дисков, сетевые образовательные ресурсы – 10, мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) – 40.

Средний уровень посещаемости библиотеки – 35 человек в день.

На официальном сайте Школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы.

Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы оцифрован полностью.

Оценка кадрового обеспечения

В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства.

Основные принципы кадровой политики направлены на:

  • сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
  • создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях;
  • повышение уровня квалификации персонала.

На данный период укомплектованность педагогическими кадрами в школе - 100%. Средний возраст педагогов школы – 46 лет.  Педагогический коллектив сейчас составляет 41 человек (из них, учителей - 38). 92,5% (38 человек) педагогов имеют высшее профессиональное педагогическое образования, 7,5% (3 человека) – среднее профессиональное образование.

52 % учителей имеют категории: 30% педагогов имеют высшую категорию, 22 % – первую, на соответствии – 45%. Нет категорий у молодых педагогов со стажем работы менее 2-х лет и у тех, кто работает в нашей школе первый год, что составляет 3%.

В школе работают 3 педагога, награжденные нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 4 учителя - грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, 2 учителя - нагрудным знаком «Заслуженный учитель Кубани».

Сохранены ставки педагога-психолога, социального педагога

Результаты анализа данных по применению педагогами информационных и дистанционных технологий в образовательной деятельности – урочной, внеурочной и дополнительном образовании – показали, что интенсивность их применения выпала на период перехода в дистанционный режим при распространении коронавирусной инфекции, что является закономерным. Для понимания ситуации в Школе было проведено исследование, результаты которого демонстрируют, что 24 % педагогов школы, а также 3% педагогов дополнительного образования считают, что им не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. 65 % педагогов отметили, что ранее не практиковали такую форму обучения и у них не было никакого опыта для ее реализации.

Вывод: в связи с выявленными проблемами в системе работы с кадрами заместителю директора по УВР необходимо проработать вопрос с руководителями методических объединений, составить план подготовки к аттестации и приступить к его реализации.

Социальная активность и внешние связи школы

В последние годы школа активно работает над расширением сети социального партнерства с организациями и учреждениями дополнительного образования, заключены договоры о сотрудничестве с ЦТ «Родные истоки» и МБУК «Новопокровский РДК».

Индивидуальные  проекты различной тематики обеспечивают индивидуализацию образования и возможность практического применения знаний и навыков.

Таблица 2. Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах

 и с участием местного сообщества, родителей, обучающихся.

Тема проекта:

«Влияние греко-римской борьбы на человека»

«Современная Американская литература»

«Как сражались цыганские войска»

«Гусли - народный инструмент»

«Вторая жизнь пластиковых бутылок»

«Рынок труда станицы Новопокровской для несовершеннолетних»

«Изменение климата - глобальная экологическая проблема»

«Технология будущего»

«Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма»  

«Жизнь и творчество Людовика Ван Бетховена»

«Изготовление разделочной доски»

«Знаки зодиака в жизни людей»

«Как устроен порошковый огнетушитель»

«Влияние легкой атлетики на человека»

«История ансамбля «Русский стиль»

«Изучение готовности к выбору профессий учащихся разных возрастных групп»

«Витамины в нашей жизни»

«Три основных идеологии России»

«Правда или вымысел: черные и белые дыры»

«Проблемы подросткового одиночества»

«Маски для работников школьной столовой»

В реализации названных проектов участвуют до 25% коллектива школы и учащиеся 9-10 классов. Большинство этих проектов направлены на формирование метапредметных компетентностей через проектную деятельность, и стимулируют активное участие детей в мероприятиях разного уровня, где необходимо показать предметные компетенции. Но, обучающиеся школы на ступенях начального и среднего образования не принимают участия в разработке и реализации индивидуальных проектов. Непосредственно на формирование метапредметных компетентностей через учебно-исследовательскую или проектную деятельность направлены меропряития экологической направленности, в которых участвует небольшой процент коллектива школы 5 педагогов (12 %) и 50-55 учащихся( 7% от общего числа обучающихся), причем одни и те же талантливые дети участвуют во многих мероприятиях, а у большинства учащихся исследовательские компетенции не сформированы.

Инновационная деятельность.

Педагогический коллектив школы осуществляет непрерывную деятельность по внедрению инновационных практик. Цель инновационной и экспериментальной деятельности направлена на создание условий для самореализации и социализации школьника и педагога в условиях формирования открытого многоуровневого образовательного пространства и реализации ФГОС.

Педагоги неоднократно представляли опыт своей инновационной работы на семинарах и методических объединениях муниципального уровня. Своим опытом делились М.А.Степыкина, Новиков Ю.В., учителя истории и обществознания, Караченцев И.В., учитель физической культуры, учителя начальных классов Копылова Е.А., Скворцова Л.В., Войнова Ю.В., Молчанова А.В., учителя русского языка и литературы Сотникова Н.Г., Русанова М.В.; педагоги-психологи Соловьева С.В., Рыжова М.В., заместитель директора по ВР Е.В.Купина представила опыт работы школы на ежегодной августовской конференции педагогической общественности, на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе.

В 2021/2022 учебном году 4 педагога и директор нашей школы принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, где становились победителями муниципального уровня.

Но возникает необходимость создания творческий рабочей группы учителей которая бы непосредственно работала над темой «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей, личностных результатов обучающихся и повышения качества образования». 

Таким образом, школа нуждается в данном инновационном проекте и располагает необходимыми для его выполнения материальными и кадровыми ресурсами.


2. Описание проекта и его обоснование.

2.1. Постановка проблемы.

Ускорение темпов развития общества существенно влияют на перемены в сфере образования. Школа должна готовить своих учеников к жизни, к умению ориентироваться в стремительном потоке информации, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, творческая самореализация. Эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая активизируется в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных, творческих, исследовательских работ и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Необходимо обозначить противоречие современных целей образования и исходного состояния образования в рамках заявленной темы проекта.

Анализ ситуации в современном образовании обнаруживает наличие противоречий:

  • между необходимостью модернизации образования в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода при формировании предметных, метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся и недостаточной разработанностью содержания образовательных программ и моделей педагогической поддержки ученика в образовательном пространстве школы, направленных на стимулирование субъектной позиции личности школьника, освоение им способов самореализации и проявления самостоятельности в выборе решений различных жизненных ситуаций;
  • между необходимостью перестройки образовательного процесса на основе современных требований и слабой развитостью педагогических концептуальных моделей и технологий к реализации этих требований;
  • между объективной необходимостью развития проектно-организаторских умений учителя в образовательной и воспитательной деятельности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этой функции.

Данное противоречие выявляет проблемы:

  • отсутствие в образовательном процессе достаточно разработанной целостной системы организации учебно - исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающей формирование ключевых компетенций личности, в которой заложена преемственность между основными ступенями школы, являющейся одним из компонентов модернизации образования и направленных на удовлетворение запросов общества, государства, родителей и самих учащихся;
  • и недостаточная подготовка педагога к исследовательским и проектным методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся.

Данная проблема характерна не только для нашей школы, она носит общий характер для системы образования.

В частности в нашей школе, несмотря на включения школьников в активную познавательную учебно-исследовательскую и проектную деятельность, анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Примерно 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной деятельности. Кроме того, не все учителя осуществляют учебно-исследовательскую и проектную деятельность в образовательном процессе.

Итак, возникает необходимость в нормативно – правовом, методическом, психолого – педагогическом обеспечении и сопровождение образовательного процесса, в том числе создание методических сборников и банка данных лучших индивидуальных проектов.

Определяя проектное решение проблемы через построение целостной программы проектной деятельности, которая бы основывалась на общих принципах и обеспечивала преемственность между начальным, средним и общем образованием.

Программа проектной деятельности должна быть ориентирована на формирование личностных и метапредметных результатов у учащихся и обеспечить:

  • преемственность между ступенями образования;
  • повышение качества образования;
  • создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
  • формирование навыков участия в различных формах организации проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
  • практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
  • возможность практического использования приобретённых обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
  • подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Программа проектной деятельности должна реализовываться на разных уровнях: урочный, внеурочный, дополнительного образования, внешкольный.

Участие педагогического коллектива в инновационном проекте даст мощный толчок к самообразованию и профессиональному росту учителя, к активному внедрению учебно-исследовательской и проектной деятельности в учебный процесс.

2.2 Определение проектного замысла

К настоящему времени в школе сложилась система по формированию образовательного пространства для самореализации способностей детей. Анализ использования современных технологий, показал, что только 25% педагогов школы используют исследовательскую и проектную деятельность в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, следовательно через этап проектной деятельности проходит не каждый ученик.

Повышение качества образования и формирование метапредметных умений школьников – важнейшие задачи современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

На методическом уровне эта проблема объединяется с задачей максимально широкого использования проектной деятельности, как средства формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся.

Через проектную деятельность должен пройти каждый учащийся школы. Но на настоящий момент отсутствует целостная система проектной деятельности, которая направлена не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на формирование метапредметных компетенций, на создание продукта, имеющего значимость для других, на самореализацию обучающихся, система, в которой заложена преемственность между основными ступенями школы.

Вторая составляющая проектного замысла касается педагогического сообщества, профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, формированию мотивации на проектную деятельность не только учащихся, но и учителей. Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровня их квалификации, непрерывность профессионального развития. Проектная культура учителя является составной частью его профессионально-педагогической культуры. Она представляет собой совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе анализирования, прогнозирования, планирования, моделирования и конструирования образовательных систем, процессов и явлений (Сериков В. В.). Уровень владения проектно-деятельностными компетенциями – это важный показатель уровня профессионализма педагога.

Новые требования в образовательной практике предъявляют новые требования к учителю, он должен стать главным помощником ученика, тьютором, способствующим не только обучению, но и развитию личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий. Системный – деятельностный подход к реализации образовательных программ предусматривает совместную проектную деятельность учащихся и учителя;

Целенаправленное педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности предполагает:

  • поддержку и поощрение инициативы и самодеятельности ребенка;
  • создание условий для воплощения творческих замыслов и идей;
  • высокий уровень консультирования в различных предметных областях,
  • консультирование по ходу работы (поиск информации, оформление, подготовка презентации, защита работ);
  • поиск мест для представления полученного результата.

Современное педагогическое сообщество активно изучает следующие проблемы введения проектной деятельности в школьную практику:

  • Место проектной деятельности в массовой образовательной практике.
  • Подготовка педагога к исследовательским методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся.
  • Психологические смыслы исследовательской деятельности для развития личности.
  • Проектная деятельность как средство и условие развития субъектности и повышения качества образования.
  • Возрастные особенности развития проектной деятельности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся.
  • Организационно-содержательные проблемы развития проектной деятельности в образовательном пространстве.
  • Методика организации проектной деятельности учащихся в различных предметных областях.

Исходя из этого, целью данного проекта является повышение качества образования посредством модернизации содержания и организации образования в начальной, средней и старшей школе в МБОУ СОШ № 10 через разработку и апробацию системы педагогической поддержки ученика в образовательном пространстве школы: «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей, личностных результатов обучающихся и повышения качества образования».

Задачи проектной деятельности:

  1. Изучить психологические основы проектной деятельности школьников в начальной, средней и старшей школе.
  2. Создать и апробировать нормативно – правовую базу по реализации инновационного проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении.
  3. Создать систему научно-методического обеспечения и практической реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе, как средства формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся:

- создать программу проектной деятельности начальной, средней и старшей школы,

- создать банк диагностических методик, ориентированных на выявление уровней сформированности метапредметных компетенций, и отдельных аспектов когнитивного и психосоциального развития ребенка,

-разработать систему мониторинга метапредметных результатов в рамках реализации урочной и внеурочной деятельности.

  1. Разработать систему обогащения содержания образования на ступенях начального, среднего и общего образования на основе его качественной модернизации:

- разработка программ проведения учебных исследований и выполнения творческих проектов с детьми в урочное и внеурочное время;

- разработка системы мониторинга исследовательской и проектной деятельности детей и сформированности метапредметных компетенций.

  1. Разработать и внедрить методический инструментарий, направленный на формирование метапредметных исследовательских умений школьников начальной, средней и старшей школы.
  2. Расширить образовательное пространство на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для проектной деятельности детей, апробация модели ее деятельности.
  3. Сформировать систему внеурочной деятельности на основе индивидуальных потребностей, диагностики способностей детей, анализа потенциала метапредметных компетенций.
  4. Активизировать участие школьников и педагогов в конкурсах, семинарах, фестивалях разного уровня.
  5. Повысить профессиональный уровень педагогов в условиях достижения нового качества образования: метапредметных и личностных результатов.

Гипотеза проекта: объединение всех имеющихся ресурсов для введения проектной деятельности в школьную практику, приведет к созданию модели «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей, личностных результатов обучающихся и повышения качества образования», которая будет способствовать повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС и является одним из направлении для создания условий саморазвития личности ученика, проявления им субъектной позиции в процессе жизнедеятельности, становления ключевых метапредметных компетенций личности.

В условиях реализации приоритетных направлений развития системы образования необходимо сконцентрировать внимание педагогического сообщества и родительской общественности на системной работе по достижению качества образовательных результатов.

Подходы к пониманию результатов образования определены ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

А сформировать личностные характеристики выпускника можно лишь через формирование образовательных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
  • социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Предметные результаты

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области;
  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Технология программирования и проектирования новых результатов деятельности школы, достижения эффектов социально-культурного развития личности и общества ложится в основу управленческой деятельности на всех уровнях.

Важным механизмом повышения качества школьного образования является инновационная деятельность педагогического коллектива, которая позволяет создать условия для проявления инициативы, творчества, новаторства.

Сетевое взаимодействие с партнерами на муниципальном и региональном уровнях позволят расширять сферу образовательного пространства, обогащать образовательную практику, представлять результаты деятельности, непрерывно повышать профессионализм педагогов и статус школы.

Теоретико-методологической основой инновационного проекта являются:

  • культурно-исторический, системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
  • учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С. Выготский) и периодизация психического развития ребенка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б. Эльконин).
  • научная теория личностно-ориентированного, дифференцированного обучения д.пс.н. Якиманской И.С.

Введение личностных и метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что современное образование четко ориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые составляют ключевые компетентности современного молодого человека и могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок.

Важнейшей характеристикой стандарта является идея о системном характере результативности школы: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность образовательного учреждения.

Организация проектной деятельности служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.

Педагогическое сообщество осознает проектную деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Чаще всего педагоги пользуются этими технологиями во внеурочной деятельности, но этого недостаточно для формирования ключевых компетентностей. Необходимо активное внедрение этих технологий и методов в классно- урочный процесс.

Организация проектной деятельности обучающихся требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологиями проектирования и исследования. Проектная форма включает в себя:

- проектную деятельность,

- исследовательскую деятельность,

- проектно - исследовательскую деятельность

- учебное исследование и научное исследование

Говоря о проектной деятельности, необходимо понимать терминологические отличия, особенности этих технологий и специфику комплекса приемов и методов.

Исследовательская деятельность обучающихся— деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы, целей и задач,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • выдвижение гипотезы исследования,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Данная структура является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность предполагает:

  • наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
  • этап проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта),
  • этап реализации проекта,
  • этап осмысление и рефлексии результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является организационной рамкой исследования. Это специфическая деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая:

  • выделение целей и задач,
  • выделение принципов отбора методик,
  • планирование хода исследования,
  • определение ожидаемых результатов,
  • оценка реализуемости исследования,
  • определение необходимых ресурсов.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании целью исследовательской деятельности является:

  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления,
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, самостоятельно получаемых знаний и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Проект – практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся и учитель решают конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу новым образовательным для учащегося и педагогическим для учителя содержанием и практическим смыслом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и внепредметным. Проектная деятельность, может строиться не только в рамках учебного предмета и предполагает активное использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы и явления, проживает конкретные ситуации, приобщается к конструированию новых объектов.

Проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения;
  • развивают системное и проектное мышление.

Дидактические цели:

  • развитие познавательного интереса к предмету,
  • развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение,
  • стимулирование к самостоятельному расширению и добыванию новых знаний,
  • овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы,
  • развитие интереса к творческому отношению к делу,
  • стремление к освоению компьютерной техники и информационных технологий,
  • умение делать аргументированные выводы по экономическим и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа,
  • способность осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку,
  • воспитание уверенности в себе и в своих силах,
  • подготовка ребят к труду в новом информационном обществе,
  • способность применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях
  • владение разными видами речевой деятельности,
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать,
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
  • воспитание ценностного отношения к своему и чужому труду и др.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что оно:

  • личностно-ориентированно;
  • использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
  • активирует самомотивацию, возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

При внедрении проектной деятельности различают методы получения нового знания и методы его организации. Проектная форма деятельности школьника, является альтернативой классно-урочной деятельности, и преобразует содержание, способы, среду образования, а значит, принципиально изменит деятельность ученика и учителя. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (коррекция тематического планирования, введение факультативов, элективных курсов и др.)

Деятельность ученика и учителя имеет определённую специфику.

Деятельность педагога:

  • Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.
  • Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников.
  • Обучает приемам подготовки презентации различных типов.
  • Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.

Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником.

Деятельность ученика:

  • Распознавание и четкое формулирование проблемы.
  • Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.
  • Намечает план действий.
  • Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
  • Проверка гипотезы.
  • Оформляет результаты деятельности,
  • выбирает форму представления результатов.

Таким образом, организация проектной деятельности формирует такую образовательную среду, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве и позволяет создавать условия, способствующие наиболее полному развитию способностей учащихся.

Система работы с обучающимися в образовательном процессе может быть отражена в следующей модели:

Данная модель реализуется через обеспечение разных видов активной деятельности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами взаимодействия взрослого и ребенка.

Инновационный проект должен охватить все сферы учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе школы.

Формы проектной деятельности:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок-отчёт, урок изобретательства, урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза.
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера.
  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции: походы, поездки, экскурсии;
  • факультативные занятия, элективные курсы, кружки, предполагающие углублённое изучение предмета;
  • ученическое научно-исследовательское общество;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
  • встречи с представителями науки и образования,
  • экскурсии в учреждения науки и образования,
  • сотрудничество с другими образовательными учреждениями;
  • участие обучающихся в дистанционных образовательных событиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях).

2.3.Механизм управления проектом:

1. Проект курируется заместителями директора по учебно – воспитательной работе, по воспитательной работе,  которые ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации мероприятий проекта.

2. По каждому из направлений создаются проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.

3. Проектные направления проекта курируются руководителями групп, которые ежегодно представляют аналитические справки о ходе реализации мероприятий проекта.

4. Функцию общей координации реализации проекта выполняет научно-методический совет школы.

5. Мероприятия по реализации проекта входят в годовой план работы школы.

6. Информация о ходе реализации проекта ежегодно представляется на августовском педагогическом совете МБОУ СОШ №10.

2.4. Ожидаемые результаты.

Создание модели проектной деятельности  и расширение образовательного пространства в условиях МБОУ СОШ № 10 должно привести к следующим результатам.

Расширение образовательного пространства произойдет за счет:

  • организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для исследовательской и проектной деятельности детей, апробация модели ее деятельности,
  • создания системы внеурочной деятельности на основе индивидуальных потребностей, диагностики способностей детей, анализа потенциала метапредметных компетенций (факультативы, элективные курсы, кружки, НОО и др.).
  • активного использования образовательных ресурсов Интернет-пространства.

Создание системы научно-методического обеспечения и практической реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования метапредметных компетентностей и личностных результатов обучающихся.

Компоненты системы:

  • Программа проектной деятельности для всех уровней образования.
  • Банк диагностических методик, ориентированных на выявление уровней сформированности метапредметных компетенций и отдельных аспектов когнитивного и психосоциального развития ребенка.
  • Программы курсов проведения учебных исследований и выполнение творческих проектов с детьми в урочное и внеурочное время.
  • Программы специальных занятий и проектных задач по развитию исследовательских умений и навыков проектирования у детей;
  • Программа системы мониторинга исследовательской и проектной деятельности детей и сформированности метапредметных компетенций.
  • Прописанный методический инструментарий, направленный на формирование метапредметных исследовательских умений школьников начального, среднего и старшего звена.

3.Введение в практику проектной деятельности должно привести к личностным результатам педагогов и школьников.

Сформированность определенных метапредметных компетентностей у выпускников:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

Обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Повышение уровня исследовательской компетенции учащихся и учителей.

Создание банка творческих проектных и исследовательских работ школьников и педагогов.

Активизация участия школьников и педагогов в конкурсах, семинарах, фестивалях разного уровня.

Повышение профессионального уровня педагогов в условиях достижения нового качества образования: метапредметных и личностных результатов.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Учителя:

  • реализация профессиональной педагогической компетентности, профессиональное развитие педагогов,
  • освоение новых компетентностей проек-тной и исследовательской технологий,
  • дополнительные возможности личностного и профессионального роста,
  • создание системы подготовки учащихся для активного участия в проектно-исследовательской деятельности,
  • обобщение опыта реализации проекта учителями
  • формирование положительной мотивации учительского коллектива,
  • рост творческой активности педагогов, участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах,
  • рост образовательных результатов в школе,
  • улучшение межличностных отношений всех участников проекта

Обучающиеся

  • Сформированные метапредметные компетенции:

- мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационные: составление устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: свободное владение информацией, умение чётко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои идеи и мысли;

поисковые: поиск информации в Интернете, на бумажных носителях, в музеях и т.д.;

информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление её в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации

получение основ творческой проектной и исследовательской деятельности,

расширение коммуникативных связей и возможностей,

подготовка к поступлению в вузы, соответствующие выбранному профилю в старшей школе

  • формирование потребности постоянно обновлять свои знания,
  • формирование у детей дополнительного интереса к учебе
  • осознание, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, для реализации собственных проектов
  • создание условий образовательной среды, в которых каждый учащийся будет чувствовать себя успешным,
  • выявление одаренных учащихся, наиболее склонных к исследовательской деятельности,
  • увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью,
  • самостоятельный осознанный выбор творческой среды общения,
  • успешная социализация учащихся,
  • социальная адаптация к получению образования в ведущих вузах

Родительская общественность

  • создание оптимальных условий для качественного завершения среднего образования,
  • обеспечение дополнительной занятости детей, организация успешного сочетания учебы, досуга, воспитания, возможность сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития,
  • раннее социальное и профессиональное самоопределение детей,
  • обеспечение дополнительных возможностей творческого развитя в процессе обучения в школе
  • усиление мотивации родителей в повышение уровня обученности, формирование убеждения о ценности образования,
  • рост авторитета школы
  • Обеспечение открытости образовательного процесса.
  • Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг.
  • Создание механизмов участия потребителей (родителей и их законных представителей, представителей окружающего социума и др.) и общественных институтов в контроле и оценке качества образовательных проектов.

Администрация школы:

  • повышение результативности образовательного процесса в школе
  • обеспечение развития образовательной среды в соответствии с требованиями времени,
  • коррекция учебных планов с учетом требований ФГОС
  • создание банка дидактических материалов по предметным областям;
  • обеспеченность соответствующих программ инструментарием обучения: программным (тематические планы, учебные программы), практическим (сборники упражнений, проектных и исследовательских заданий, и т.п.), методическим (методические рекомендации по построению уроков, практических занятий, домашних заданий и т.п.),
  • обеспеченность средствами диагностики и контроля над динамикой формирования метапредметных и личностных результатов (тесты, анкеты, контрольные задания; качественные и количественные критерии оценки их выполнения).
  • Привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей. улучшение межличностных отношений всех участников проекта
  • Внедрение современных технологий управления.


4. Контроль реализации проекта и формы представления результатов.

Мониторинг реализации проекта.

В соответствии с этапами реализации проекта запланированы 3 вида мониторинга: входящий, промежуточный, итоговый.

Входящий мониторинг (диагностики) выявляет:

у педагогов

  • уровень мотивации педагогических кадров на осуществление инновационной деятельности в соответствии с ФГОС;
  • уровень исследовательской культуры (исследовательских компетенций);
  • уровень управленческой культуры и т.д.
  • имеющиеся в учреждении ресурсы для организации и осуществления деятельности по проекту;
  • степень владения педагогов проектно- исследовательскими компетенциями;

у школьников:

  • уровень ценностных ориентаций;
  • уровень удовлетворенности образовательным учреждением;
  • уровень проектной и исследовательской культуры;

у родителей:

  • степень удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении;

Промежуточный мониторинг (контроля) определяют:

  • степень реализации плана мероприятий реализации проекта;
  • соответствие достижимых результатов установленным целям проекта;

Итоговый мониторинг направлен на изучение результатов, оценки качества реализации инновационного проекта. Он позволит

  1. оценить уровень разработки, апробации, реализации инновационного проекта (созданных моделей, систем, программ), их значимость для муниципальной системы образования;
  2. выявить степень изменения мотивации педагогических кадров к внедрению нового, инновационной деятельности;
  3. выявить оптимальное содержание и качество продуктов инновационной деятельности, возможность их внедрения в массовую педагогическую практику;
  4. соотнести цели, проектные замыслы инновационного проекта с реальными результатами;
  5. спроектировать дальнейшее осуществление инновационной деятельности и эффективный управленческий механизм ее развития;
  6. апробировать модели мониторинговых исследований инновационной деятельности (критериев, показателей, диагностических материалов и т.д.).

Предмет итогового мониторинга:

  1. условия, степень и качество реализации инновационного проекта;
  2. содержание и качество продуктов инновационной деятельности, их готовность к тиражированию и представлению широкой педагогической общественности;
  3. результаты апробации моделей, созданных в ходе разработки проекта;
  4. нормативно-правовая документация по реализации проекта, осуществлению инновационной деятельности, научно и программно - методическое, психолого – педагогическое обеспечение (сопровождение);
  5. система отслеживания результатов реализации проекта, диагностический инструментарий.

Формы представления результатов проекта:

  • Аналитические отчеты всех участников инновационного проекта о результатах реализации проекта, материалы самоанализа инновационной деятельности в рамках проекта.
  • Аналитические материалы по итогам мониторинговых исследований (информационно – аналитические справки, отчеты и т.д.).
  • Материалы семинаров, круглых столов и открытых мероприятий, для участников инновационного проекта.
  • Мероприятия для педагогов города и области по распространению опыта реализации инновационного проекта.
  • Издание статей, методических разработок и пособий педагогов и исследовательских проектов обучающихся, издание сборника обобщающего опыт организации, управления и реализации инновационного проекта.
  • Анализ деятельности по реализации задач инновации и оценка ее результативности по критериям в соответствии с целями и задачами проекта.
  • По окончании работы над реализацией проекта полный отчет о проделанной работе на Управляющем Совете школы
  • Публичные отчеты в социуме, на сайте ОУ.
  • Портфолио проекта и портфолио участников проекта.

5. Критерии эффективности реализации проекта

В качестве критериев эффективности инновационного проекта мы рассматриваем следующие показатели:

  • повышение качества образования
  • рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
  • повышение уровня воспитанности, развитие коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС;
  • включение родителей в образовательный процесс;
  • профессиональный рост педагогов, отработка механизма обмена опытом работы.
  • степень востребованности продуктов проектной деятельности;
  • интерес к проекту со стороны других школ, социальных партнеров;

Эффективность реализации проекта может оцениваться повышением количества индивидуальных достижений обучающихся, повышением степени социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны обучающихся и их родителей, а также уровнем социально-культурного развития школьников.

Степень повышения роли индивидуальных достижений и роли портфолио в оценке развития обучающихся.

Рост предметных результатов на основе личностных и метапредметных компетенций.

Увеличение числа победителей и участников конкурсов, фестивалей, олимпиад, проектов, научных конференций.

Повышение степени удовлетворения социальных потребностей обучающихся.

Построение системы выявления и развития компетенций детей в различных сферах их жизнедеятельности.

Наличие индивидуальных программ, проектов на основе дифференциации, поддержка детей с проблемами в развитии.

Увеличение количества и разнообразия программ дополнительного образования, проектов, кружков, студий.

Построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствующей выявлению и поддержке талантливых детей в различных сферах их жизнедеятельности.

Повышение эффективности управления.

Степень вовлечения родителей в реализацию проекта; увеличение числа социальных партнеров.

Уровень развития материально-технической базы.

Создание системы стимулирования педагогов и обучающихся.

Контроль результативности проекта будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей и педагогов.

Для этого будут использованы известные следующие методики:

Тесты для определения самооценки обучающихся:

  • «Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина» старшие классы;
  • «Экспресс-диагностика уровня самооценки» или Тест «Изучение самооценки личности» средние – старшие классы;
  • Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) средние классы;
  • «Лесенка» (по В.Г.Шур) для младших школьников.

Тесты для определение уровня мотивации обучения:

  • Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов;
  • Диагностика структуры учебной мотивации школьника (4-7 классов);
  • Методика изучения мотивации учения старшеклассников;
  • Анкета для учителей (Изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности).
  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)

Тесты для определения коммуникативных способностей обучающихся:

  • «Самооценка коммуникативных и организаторских способностей» В.В. Синявского и В.А. Федорина (КОС),
  • «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» Р. В. Овчаровой.

Кроме этого потребуется подобрать и разработать другой диагностический инструментарий, который потребуется в ходе реализации проекта.

Диагностика будет проводиться психологами, педагогами 1 раза в год на каждом этапе реализации проекта.

В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:

  1. рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
  2. повышение показателя развития коммуникативных способностей у детей;
  3. рост числа обучающихся, готовых к саморазвитию;
  4. положительная динамика сформированности метапредметных компетенций школьников;
  5. рост удельного веса родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
  6. рост числа обучающихся, охваченных содержательно - досуговой деятельностью

Проект предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.

Оценка намеченных результатов и отчётность

Оценка намеченных результатов будет осуществляться также через результаты внешнего и внутреннего мониторинга качества образовательного процесса. Положительная динамика результатов будет свидетельствовать об успешной реализации проекта и достижении поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в образовательном процессе

Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом....

Роль проектной деятельности в образовательном процессе

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Проектная деятельность в образовательном процессе

Основные принципы осуществления метода проектов, значимость проектной деятельности...

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс...

«Проектная деятельность в образовательном процессе»

В статье речь идет о проектной деятельности учащихся. Особое внимание уделено описанию проекта «Математика в профессии родителей», идеи возникновения этого проекта, созданию проекта. Выявл...