Роль проектной деятельности в образовательном процессе
статья по теме

Степанова Марина Михайловна

 Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_proektnoy_deyatelnosti_v_obrazovatelnom_processe.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 « Роль проектной деятельности в образовательном процессе»

Выполнила: Степанова М.М.

г.о. Тольятти,

 Комсомольский район

МБУ лицей №60

                                                                                                                 ____________

Тольятти 2013

Введение

Актуальность проблемы: В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.

  1. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
  2. Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
  3. Другие  считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
  4. Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
  5. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.

Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:

  1. слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию диалектического подхода к окружающему миру);
  2. явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования;
  3. недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, учащиеся часто не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие понятия начинают формироваться слишком поздно, без учета возрастных интересов учащихся);
  4. отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс физики оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).

Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.

Типология учебных проектов

Исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В качестве примера можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе: «Наблюдение Вселенной», «Ядерная энергетика и экология». Сначала рефераты пишутся для внутриклассного употребления, затем учащиеся, которых заинтересовывает исследование, выходят на более широкую аудиторию. Часто работа, начатая в школе, становится настолько полезной, что продолжается ребятами после поступления в вуз в виде курсовых работ.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае договариваемся о планируемых результатах и форме их представления (газета, альбом, видеофильм, статья, презентация и т.д.). В 11 классе очень актуальны проекты по астрономии:

  1. «Солнце и его влияние на жизнь людей».
  2. «Есть ли жизнь на Марсе».
  3. «Происхождение Вселенной. Теория большого взрыва».
  4. «Происхождение солнечной системы».

Игровые проекты – их структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по некоторым учебным темам, например: «Развитие средств связи», «Способы получения электроэнергии», «Исследование космоса», где есть «представители» средств массовой информации и «руководители» предприятий, ведомств, министерств; «суд» над ядерной физикой, КВН, зачет по вертикали.
 Информационные проекты. Этот тип направлен на сбор информации о каком-то явлении, на ознакомление с информацией, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории – класса. Примером могут служить актуальные темы, не вошедшие в программу физики средней школы, например: «Жидкие кристаллы», «Магнитная жидкость». Проекты, посвященные изучению истории науки, техники, биографии ученых позволяют раскрыть учащимся духовные богатства настоящей личности, нравственную чистоту лучших представителей интеллигенции, имеют большое воспитательное и познавательное значение. «Моральные качества выдающейся личности, - говорил величайший физик А.Эйнштейн, - имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».
 Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику. Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе после изучения темы «Сообщающиеся сосуды» ребята конструируют всевозможные виды фонтанов с элементами автоматики, по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, катапульту, самодвижущуюся тележку, маятник Фуко, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения. В 8 классе ребята изобретают термометры, паровые турбины и различные электрические приборы: вентиляторы, фонарики, электромеханические генераторы, телеграфы, электроскоп. В 9 классе - это проектирование и создание действующей модели ракеты с реактивной тягой. При изучении оптики ребята конструируют камеру Обскура, перископ. В 10 классе после прохождения темы «Влажность воздуха» - индикаторы влажности, психрометры и гигрометры.

Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески. Задания, которые обычно носят практический характер, имеют важное прикладное значение и, что весьма важно, интересны и значимы для самих открывателей и конструкторов и при проектировании, и при изготовлении, и при испытании. И если четко, разумно организовать такую активную умственную деятельность учащихся, то она может дать им многое: расширит кругозор, разовьет способности, поможет сформировать практические умения, свяжет теорию и практику, соединит, казалось бы, разрозненные учебные предметы, пробудит интерес к творчеству, позволит вкусить радость от успешно законченного дела. Мне же, как педагогу, эта деятельность ребят помогает улучшать процесс преподавания: идти от «близких» моим учащимся приборов (сделал Никита, придумал Илья…) к теории и анализу явлений, от техники, которая интересует ребят, к пониманию физических основ ее устройства и действия.

На практике приходится иметь дело и со смешанными типами проектов.

Приемы и методы, развивающие умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект

Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на 4 этапа. Принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися основной школы.
Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация –
проблема, заключенная в ней и осознанная учащимся – поиск способов разрешения проблемы – решение.

1. Поисковый:

  1. определение и анализ проблемы;
  2. определение потребности;
  3. моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
  4. анализ имеющейся информации;
  5. сбор и изучение информации.

2. Аналитический:

  1. анализ ресурсов;
  2. планирование проекта;
  3. определение проблемы, постановка цели и задач проекта;
  4. определение способа решения проблемы;
  5. анализ рисков;
  6. составление плана реализации проекта;
  7. определение потребности в информации.

3. Практический

  1. пошаговое выполнение поставленных задач и опытов, конструирование приборов

4. Презентационный

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении (если он был в работе), использовании, делятся идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением использования на уроках метода проектов.

 При выполнении этих пошаговых этапов работы над проектом, учащиеся могут пользоваться следующими методами:

1. мультимедиа-технологий при изучении учебного материала и подготовки презентаций;

2. межпредметных связей физики с другими учебными предметами (ведь при постановке проблемы, учащиеся прорабатывают огромный материал, связывающий физику с другими науками);

3. коллективного решения проблем;

4. использование электронных таблиц для решения задач;

5. проведение виртуальных опытов и лабораторных работ.

Приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету

Заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к своему предмету – это не легкая задача для учителя, поэтому приходится применять различные методики преподавания, чтобы достичь своей цели.

Традиционными методами развития познавательной активности учащихся являются:

  1. демонстрация опытов;
  2. решение интересных, занимательных задач;
  3. работа с ребусами и кроссвордами;
  4. игровые приемы на уроке;
  5. выполнение лабораторных работ

В настоящее время широко начали использоваться различные интерактивные методы обучения:

6. использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики (показ видеофильмов, интерактивные лаборатории, использование презентаций на уроках, тренинговые игры, интерактивные опыты)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

Пример тренинговой игры на уроке физики в 8 классе при изучении новой темы: «Единицы работы электрического тока, применяемые на практике».

Задание 1(первая группа): У нас в наличии два фена (разных мощностей, написанных на приборе), определить какой прибор выгоднее использовать (в материальном плане) в домашних условиях?

Задание 2 (вторая группа): Какой мясорубкой быстрее сделаешь фарш их 2 кг мяса и сколько денег при этом затратишь (рассматриваются две мясорубки разных мощностей).

Примерный ход решения задач:

1. поиск мощности электрического прибора на его корпусе;

2. расчет работы электрического тока, за установленное учащимися время;

3. логический вывод новой единицы измерения работы;

4. наводящие вопросы учителю о стоимости электрической энергии;

5. расчет стоимости израсходованной энергии;

6. ответы и выводы учащихся.

В подобных примерах, учащиеся формируют все вышеперечисленные качества, навыки и умения, которые формируются на уроках при использовании ИКТ технологий.

Заключение

Учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции и физические приборы. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания.

 Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

Литература

1. Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

3. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Проектная деятельность в образовательном процессе

Основные принципы осуществления метода проектов, значимость проектной деятельности...

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс...

«Проектная деятельность в образовательном процессе»

В статье речь идет о проектной деятельности учащихся. Особое внимание уделено описанию проекта «Математика в профессии родителей», идеи возникновения этого проекта, созданию проекта. Выявл...

Проектная деятельность в образовательном процессе

Инновационный проект «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей и...